Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Возникновение римской христианской общины. Епископ Рима



Существуют три основных мнения о происхождении христианской общины Рима.

1. Эта версия гласит, что ап. Пётр является основателем общины и её первым епископом.

2. Другая версия считает, что ученики ап. Павла могли стать основателями общины. Это вытекает из того, что Павел “старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании” (Рим. 15. 20). Он писал римлянам в 58 году, хотя сам ещё не был в Риме

3. Последняя версия небезосновательно предполагает, что Римская церковь возникла после дня 50-цы (Деян. 2. 14), когда иудеи слышавшие тогда проповедь апостолов перенесли благую весть в Рим. Во всяком случае в 50 г. там уже были христиане (Деян. 18. 2; ср. Светоний, “Жизнь XII цезарей”, Клавдий, 25).

В 64 году в городе было уже “огромное множество верующих” (Тацит, Анналы, XV, 44). Вначале общину составляли иудеи диаспоры но вскоре к ним присоединились и христиане из язычников.

Что касается приведённых версий, то можно принять последние две, а что касается первой, то её можно оспаривать. Ап. Пётр не мог быть епископом именно Римской церкви, поскольку в н. 60-х гг. епископальная церковь ещё не сложилась и более того-в Рим он прибыл к концу жизни ок. 63 г. а казнён был в 64 или 67 гг., когда христиан здесь уже было много.

О епископах Рима первых III веков мало, что известно. Мы знаем их имена и то, что 2 из них окончили жизнь в ссылке, а остальные 30 стали мучениками за Христа. Это известно из Книги первосвященников (“Liber pontificalis”). Ап. Пётр стоит в ней на 1-м месте. После него до папы Сильвестра I (314-335) насчитывается 32 епископа.

Первым епископом, который вмешался в дела другой церкви был св. Климент. Коринфские христиане попросили его примирить враждующие партии и уврачевать возникший там раскол. Для этого он пишет в Коринф ряд посланий. Писал чужой общине и еп. Сотир (166-174) обращаясь с увещаниями.

Первый же раскол в самом Риме возник при выборах епископа на которых обнаружилось два претендента. Выиграл Пий (140-154\155) и выступил против другого еретичествующего кандидата. Был раскол и при еп. Корнилий (251-253) и анти-папе Новациане по поводу принятия отпадших. Последний отличался своим ригоризмом в этом вопросе но Римская церковь избрала средний путь и Новациан был низложен.

Первое длительное пустование Римской кафедры пришлось на правление имп. Деция. Жертвой его гонений стал еп. Фабиан (236-250) и 14 месяцев общиной управляли пресвитеры и диаконы.

Гонения на христиан начались при имп. Нероне, когда он в поисках литературного вдохновения поджёг Рим, а вину возложил на христиан. Гонения носили локальный характер. Время от времени они вспыхивали с новой силой в разных частях Империи, но не были продолжительными и тотальными. Отступники от веры вернувшиеся назад в общину и раскаявшиеся получали свидетельства об этом- libelli pacis.

Несмотря на гонения церковь росла и крепла. К концу III в. На 30 тыс. верующих приходилось 46 пресвитеров, 7 диаконов, 7 суб-диаконов, 42 алтарных служки, 52 экзорциста и один привратник. Римская церковь стала “Matrix et radix ecclessiae catholica” (св. Киприан Карфагенский, 48 посл.)

Первые конфликты Востока и Запада

Они возникли из-за даты празднования Пасхи и перекрещивания еретиков.

Малоазийские церкви отмечали Пасху в один день с иудеями -14 нисана. Христиане Запада, Греции и Египта делали это в 1-е воскресение после 14 нисана. Папа Виктор (189-199) узнав о малоазийской практике пригрозил тамошним христианам отлучением (ср. Евс. Ц. И. V, 22). Собор в Ефесе в ответ на это поручил еп. Поликрату дать достойный ответ. Он написал Виктору послание, своего рода апологию. Но папа был неподкупен и возникла ситуация схизмы, которая была устранена лишь на Никейском соборе. Ранее уже возникал подобный спор между св. Поликарпом Смирнским и папой Аникитой (155-166). К согласию они не пришли, но не было и схизмы.

Относительно перекрещивания тоже были жаркие споры. В Сев. Африке и Малой Азии приходящих от еретиков крестили заново не признавая их прежнего крещения т. к. они “не имеют того же Бога и Христа” (Тертуллиан, о крещении 15; Киприан, посл. 73, 3). В Риме и др. церквях крещение не повторялось если оно было совершено во имя Троицы и поэтому достаточно руковозложения епископа и Евхаристии. Когда малоазийские и африканские христиане закрепили свою практику на соборах, в к. 254 года папа Стефан (254-257) пригрозил разрывом отношений. Он назвал св. Киприана Карфагенского “лжехристианином, лжеапостолом и рабом лукавого”. В защиту выступили Фирмиллиан Кесарийский и Дионисий Александрийский. Первый писал: “сколь великий грех ты взял на себя, когда отлучил себя от стольких церквей ибо себя ты сам отлучил от церковного единства…”

Карфагенские соборы 255-256 гг. снова утвердили свою практику и Стефан прервал церковные сношения.

Как мы видим, несмотря на авторитет Рима, другие поместные церкви не шли на уступки, хотя должны были сделать это согласно учению католиков о безапелляционном подчинении преемнику Петра в древности.

Римская церковь в IV веке. Сардикийский и Никейский соборы

30 апр. 311 г. Галерий-имп. восточной половины империи отменил всякие гонения на христиан, что было подтверждено и Миланским эдиктом 313 года. Христианам безвозмездно передавались языческие храмы. Появилась возможность созвать вселенский собор. Он состоялся в 325 г. в Никее близ Константинополя. Представителями папы Сильвестра на соборе были пресвитеры Виктор и Викентий.

Собор принял несколько важных решений. Кроме Символа веры решали вопросы о праздновании Пасхи, устранении мелетианского раскола в Александрии. Знаменитый 6-й канон касался вопросов юрисдикции: “Да хранятся древние обычаи, принятые в Египте, Ливии и Пентаполе, дабы Александрийский епископ имел власть над всеми сими. Понеже и Римскому епископу сие обычно. Подобно и в Антиохии и других областях да сохраняются преимущества церквей”. Западный историк Руфин толкует: “чтобы древний обычай сохранялся в Александрии и Риме и чтобы епископ Рима имел попечение о пригородных церквях (suburbicariae ecclessiae). Под категорию пригородных подходят 7 ближайших Риму епархий: Веллетри, Порто, Албано, Сабина, Фраскати, Палестрина, Остия.

Сардикийский собор 343 года состоялся по поводу апелляции св. Афанасия Александрийского к епископам Запада в вопросе единосущия 2-й ипостаси Троицы Богу Отцу. Восток был охвачен пламенем арианства и Афанасию ничего не оставалось делать как бежать в Рим.

3, 4, 5, правила собора дают отныне папе власть вне его юрисдикции. Согласно им, епископ низложенный областным собором может апеллировать к папе, который может решать, давать или нет ход апелляции. Если апелляция признана законной папа назначает церковный суд из епископов соседней области. Пока дело низложенного епископа разбирается – его кафедра свободна.

В к. IV века правила Сардикийского собора в западных канонических сборниках включаются под единой нумерацией в правила Никейского вселенского собора. Кто именно это сделал – неизвестно, но это отныне давало право папе претендовать на исключительные полномочия во Вселенской Церкви. С этого момента папы начинают слать своих легатов и викариев во все “горячие точки” и патримонии (крупные земельные пожертвования “в пользу ап. Петра”).

Легаты -доверенные посланники с известной степенью папских полномочий. Папы сами в соборах не участвовали, а приучали епископов к присутствию легатов.

Викарии - представители папы как наместника. Титул присваивался не лицу, а кафедре тем самым подчиняя её Риму. Власть викария была выше власти митрополита и поэтому многие епископы соблазнившись на это принимали титул. Папа Иннокентий (402-417) пишет Виктрицию еп. Руанскому-своему викарию: “Если откроются важные дела, то по епископском рассуждении о таковых следует доводить до сведения ап. престола как постановил о том собор и обычай (beato consvetudo). По словам проф. В. В. Болотова “пока римские епископы развивали свою власть на Западе, они стояли на почве канонической. Но они захотели быть папами на Востоке и в этом стремлении сошли с исторической канонической почвы на догматическую”.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь