Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Римская церковь и поместные церкви Запада



На Западе веками существовали независимые от Рима поместные христианские церкви.

Медиоланская церковь: весьма раннего происхождения и прославлена епископством св. Амвросия. В IVв. Медиолан (Милан) был столицей империи, а в 381 г. Тут состоялся собор и все его постановления всупили в силу без к. л. утверждения в Риме, что говорит нам о независимости этой церкви. В споре “о 3-х главах” в VI в. М. Ц. формально отделилась от Рима и вхождение её под римскую юрисдикцию произошло лишь при папе Григории Двоеслове в VII в. всвязи с просьбой о помощи при нашествии лонгобардов.

Аквилейская Ц.: Её по преданию основал ап. Марк в Аквилее (теперь Венеции) в I в. Во главе церкви стоял митрополит и ему подчинялось 14 епископов. Одно время митрополит носил титул патриарха и сейчас католический архиепископ города так именуется. Присоединение к Риму произошло по той же причине, что и у Милана в 698 г.

Равеннская Ц. Её расцвет приходится на IV-V вв., а история подчинения Риму схожа с предидущими церквями.

Фессалоникийская Ц. изначально ориентировалась на Рим. В IV в. архиепископы Ф. получают от папы титул викария и подчёркивают свою лояльность к Риму. При возвышении Константинополя Ф. Ц. постепенно теряет свою независимость и при имп. Льве Исаврянине насильно присоединяется к КПу патриархату в 732 г.

Иберийская или Испанская Ц. Быстро входит в ареал римского влияния т. к. Рим был духовной и материальной поддержкой против вест-готов. В 385 г. И. Ц. оказалась под римской юрисдикцией.

Галльская или Французская Ц. Изначально стремилась к независимости. Между 346-444 гг. известно 8 случаев низложения епископов соборами, но ни один не аппелировал к папе. Влияние Рима здесь проявилось во 2 п.

V в. при папе Льве Великом, назначившего в г. Арль своего викария. Подчинение Риму приходится на VII в.

В Африке хр-во имело свои порядки независимые от Рима. Епископы имелись почти в каждом городе, а председательствовал еп. Карфагена. В н. V в. снова происходят конфликты с Римом. В 418 г. Пресвитер Апиарий был низложен еп. Урбаном за аморальное поведение. По 5 пр. Никейского собора он мог апеллировать к вселенскому собору, но он обратился к папе Зосиме (417-418), который и принял его под покровительство по сардикийским канонам. Зосима отправил в Африку 3-х легатов с целью низложить Урбана и доставить в Рим, а Апиария оправдать. Собор в Карфагене начался с того, что легаты зачитали сардикийские правила уже присоединённые к правилам Никейского собора, но отцы не нашли ничего подобного в своих кодексах. Возникло недоумение. В КПль, Антиохию и Александрию отправились гонцы для сличения правил Никейского собора. Пока они ездили папа Зосима умер и его преемник Бонифаций (418-422) подтвердил полномочия легатов. Послы с Востока тем временем вернулись и привезли правила без всяких дополнений. Урбан остался на месте, покаявшегося Апиария послали на другой приход, а легаты уехали ни с чем. Вскоре Апиарий снова низлагается за распутство и снова апеллирует в Рим. Следующий папа - Целестин (422-432) снова шлёт 1 легата, которому в Карфагене доказали преступления Апиария и он отказался от его защиты. Легат привёз папе послание из Африки где ему советуют не принимать часто апелляции и что “ интересы справедливости достаточно подтверждаются тем, что осуждённый может апеллировать к поместному или вселенскому собору и что Афр. Ц. сама в праве решать свои внутренние дела”. Выражается надежда, что больше не будут приезжать легаты для исполнения римских приговоров, а клирик прибегнувший к заморскому суду не может отныне быть восстановлен в своём достоинстве. В 429 г. В Африку хлынули вандалы и стёрли цивилизацию с лица земли. Христиане подчинились Риму при папе Льве Великом.

Западная церковь и Вселенские соборы в IV-V веках

Император Феодосий в 381 году созвал собор в Константинополе для решения ряда вопросов, но ни папа Дамас (366-384), ни епископы Запада на соборе на были. Было осуждено арианство и дополнен Символ веры учением о Св. Духе.

3-й канон собора гласил, что епископ КПля (подчинявшийся епископу г. Гераклея) отныне по чести занимает место непосредственно после еп. Рима т. к. он “Новый Рим”, т. е. столица и был по преданию местом проповеди ап. Андрея. -т. е апостольского происхождения. Канон не был направлен против Рима, а служил возвышению КПля над вост. патриархатами,. главным образом над Александрийским. Папа Дамас не признал 3-й канон и на Римском соборе 382 г. было определено, что во главе Церкви стоят епископы тех городов, где ранее действовал ап. Пётр или его ученики (ап. Марк в Александрии).

Эфесский собор 431 г. (III Вселенский) рассматривал христологию патр. Нестория и осудил его. Ссорились Антиохия и Александрия. Рим прислал легатов, которые в споры не вмешивались. На Халкидонском же соборе 451 г. Рим в лице папы Льва Вел. (440-461) стал выразителем правоверия. В Италии папа истребил пелагианство и стал инициатором созыва вселенского собора по вопросу монофизитства. Он в своём томосе стал посредником между Александрийским и Антиохийским богословием и дал гармоничное сочетание того и другого. Он первый выступал не просто как епископ Рима, а как вселенский первосвященник. Его жизнь и вера соответствовали идеалам святости и именно это повлияло на утверждение учения о примате папы. В послании к Флавиану “О двух природах” утверждается, что ап. Пётр есть “princeps” всего чина апостолов, он превосходит их по власти и он основатель всей Церкви “ап. Пётр опирается на несокрушимую крепость камня Христа” и поэтому в силу сопричастности (partitipione) Пётр принят в теснейшее единство со Христом и представляет собой посредника между Христом и Церковью. Это вечное учение как вечно и само Евангелие. Невидимо Пётр и поныне пасёт стадо Христово, а видимо это делают его преемники по Римской кафедре.

Халкидонский собор в 28 каноне поставил кафедру Константинополя первой на Востоке и уровнял его епископа по рангу и авторитету с римским. Реально же в условиях цезарепапизма патриарх Константинополя был как бы придворным епископом и не имел большой власти, папы же наоборот на Западе были очень сильны и нередко приписывали себе императорскую власть. Они были самыми крупными землевладельцами Западной империи.

Папа Лев не принял 28-е правило. Его легаты-еп. Пасхазий и Луценций, пресв. Бонифаций и Василий тайком покинули заседание перед голосованием, дабы потом иметь повод его опротестовать. Патр. Анатолий просил папу принять канон и внешне казалось что он просит утвердить его все правила собора, но это не так. Отцы обращаясь к папе как бы заискивали перед ним “…молим тебя, почти наши декреты…” и пр. Это характерное для Востока обращение воспринималось Западом как должное и позже выдвигалось в защиту древнего примата папы. А. В. Карташёв пишет: “Восточные не понимали догматического смысла вложенного папами в свои юрисдикционные притязания и легкомысленно думали, что речь идёт об административном первенстве и властолюбии”.

На Западе 28 канон так тогда и не был принят, а папа Лев в своих письмах к императору и патриарху изложил вызвавшие это причины.

Схизма при патр. Акакии

В 482 году имп. Зенон издал “Формулу единства” (Энотикон) автором котрой был патр. Акакий Константинопольский. В “Формуле” не было еретических высказываний и не было также халкидонской формулы о двух природах Христа-неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно -, и вообще о Халкидонском соборе там не упоминается как о вселенском. В этом Зенона и Акакия обличали папы Симплиций (468-483) и Феликс III (483-492). Никто тогда и Рим в том числе не понимал, что одну и ту же веру можно изложить разными словами и поэтому Константинополь был заподозрен в ереси. В то время как раз возникают волнения в Александрии по поводу двоевластия. После смерти в 477 г. патр. Тимофея Элура александрийцы на его место избрали Иоанна Талайю, а столица назначила Петра Монга. Талайя поехал в Рим с жалобой и папа созвал в 484 г. собор который анафематствовал Акакия и тех кто принял Энотикон. Началась 30-летняя схизма. Рим требовал вычеркнуть Акакия из диптихов но этого никто не делал. Лишь при имп. Юстине и патр. Иоанне II Каппадокийце в 519 состоялся собор подтвердивший халкидонские постановления и папа Гормизда тогда смягчился и прислал легатов для примирения. Они привезли “Формулу Гормизды” с папистической доктриной. Все приверженцы Энотикона настоянию легатов должны быть вычеркнуты из диптиха и каждый подписавшийся впредь обязуется следовать предписаниям Апостольской кафедры. Константинополю было сложно с этим согласиться но обстоятельства вынуждали. Греки составили к “Формуле” преамбулу в которой сказано: “под апостольской кафедрой следует понимать кафедру Рима вообще -, как Ветхого, так и Нового…”Преамбула уничтожала смысл римских требований. Папа же остался убеждён, что именно он заставил восток покориться.

На Пасху 27 марта была отслужена совместная литургия, на чём схизма прекратилась.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь