Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Папы Иоанн Павел I и Иоанн Павел II



Когда затянувшийся конклав по выборам нового папы окончился и им был избран патриарх Венеции Альбино Лучани, то он воскликнул “Да простит вам Бог то, что вы со мной сделали”. Он выбрал себе двойное имя Иоанн Павел I, что случилось в истории РКЦ впервые. После хмурого Павла VI, новый папа производил впечатление жизнерадостного человека и его называли “смеющийся папа” за его приветливость и простодушие. Его понтификат длился всего 33 дня и он не успел оставить истории к. л. следа. Утром 29 сент. 1978 г. личный секретарь нашёл его тело в опочивальне. Лежавшие рядом книга и горевший ночник говорили о внезапности смерти. Причина-инфаркт миокарда. Он не выдержал свалившегося на него бремени и ответственности.

Последний на настоящий день конклав в истории РКЦ состоялся в октябре 1978 г. 16 октября над Сикстинской капеллой поднялся белый дым-“сфумато”, возвесив собравшимся на площади св. Петра, что новый папа избран. Когда вышедший на балкон кард. Феличи объявил его имя, -Кароль Войтыла, -Иоанн Павел II, народ удивился, ведь за последние 455 лет не было пап-неитальянцев. Избранник стал 265 по счёту каноническим папой и оказался поляком и занимал пост архиепископа-митрополита Кракова. За его плечами было высшее светское образование в Ягеллонском ун-те, духовное образование в краковской семинарии, затем в “Ангеликуме”-доминиканском ун-те в Риме. Он имеет степень доктора морального богословия, некогда за защиту диссертации по философской антропологии Макса Шелера стал приват-доцентом Люблинского ун-та. За ним числится много работ по этим дисциплинам, а также по сексуальной этике. Иоанн Павел II известен как литератор, знаток языков и поэзии. Ещё будучи епископом он в 1960 г. написал пьесу “Лавка золотых дел мастера” -, о супружеской верности, и опубликовал под псевдонимом Анджей Явиен. Пьеса была переведена на многие языки и с успехом ставилась на сценах крупных театров. Во время II Ватиканского собора еп. Войтыла проявил себя как уверенный и умный оратор и богослов. В 1964 г. папа Павел VI возвёл его в архиепископы Кракова, а в 1967 - в кардиналы.

Избрав себе имя - Иоанн Павел II -Кароль Войтыла хотел показать, что его понтификат будет продолжением линии предидущих 3-х пап, т. е. умеренностью и в реформах и в консерватизме. Чтобы немного понять о чём думал и думает нынешний папа, ознакомимся кратко с его энцикликами:

1. Redemptor hominis, 1979 г. -программная энциклика из 4-х частей о II Ватиканском соборе и следовании его решениям.

2. Dives in misericordia, 1980 г. - о христианской любви и милосердии.

3. Laborem exercens, 1981 г. -подробное рассмотрение социального вопроса.

4. Salvifici dolores, 1984 г. -посвящена 1950-летнему юбилею распятия Христа. Раасматривается смысл страданий Спасителя и людей.

5. Slavorum apostoli, 1985 г. -посвящена 1100-летию со дня кончины св. Кирилла и Мефодия. Обсуждается универсальная роль Церкви.

6. Divinum et vivificantem, 1986 г. -Рассматривается догмат о Св. Троице, особенно ипостась Св. Духа. Полное изложение догматических взглядов папы.

7. Ut unum sint, 1995 г. - по вопросам экуменизма

8. Fide et ratio, 1998 г. -о роли разума в деле спасения и его соотношение с верой.

В 1979 г. Конгрегация чистоты веры, решения которой утверждает папа, осудила ряд американских богословов за их некатолическое трактование сексуальной этики. Осуждению подверглись, также, богословы критикующие папскую непогрешимость. Дисциплинарное взискание получил Ганс Кюнг и Жак Пойе. За христологические отклонения был наказан голландский доминиканец Эдвард Шиллебеекс.

В 1983 г. папа Иоанн Павел II объявил о введении в действие нового Кодекса канонического права. Кол-во канонов сократилось с 2414 до 1752-х.

В мае 1981 г. на папу было совершено покушение Мехмедом Али Агджой-исламским фундаменталистом из Турции. Он трижды стрелял и ранил папу, когда тот ехал и благословлял народ из открытой машины. Операция длилась пять с половиной часов. После выздоровления папа посетил в тюрьме Агджу и простил его призывая к покаянию. Это было уже второе и не последнее покушение.

9-10 июня 1988 г. в Риме проходили торжества по поводу 1000-летия крещения Руси. Папа отслужил по этому поводу литургию св. Иоанна Златоустого в соборе ап. Петра.

Иоанн Павел II известен как самый путешествующий папа, что стало возможным благодаря современному транспорту. Его выступления слышались с трибуны ООН, по радио и ТВ. Он встречался со лидерами многих государств и религий. На встрече с М. Горбачёвым в дек. 1989 г. он изъяснялся на хорошем русском языке. Результатом встречи стало разрешение властей СССР на существование Украинской Католической Церкви. Оставив горы документов в Ватикане папа самостоятельно осуществляет апостольскую евангелизацию планеты. Он предпринял более чем 85 поездок в разные уголки света. Одна из последних поездок состоялась в 22-25 января 1999 г. в США и Мексику. Поездка ограничилась богослужениями в Сент-Луисе и Мехико и краткими встречами с верующими и духовенством т. к. состояние здоровья папы не позволяет ему, как раньше, действовать более активно.

В книге “Мысли о земном” папа изложил свои взгляды на самые разные проблемы современности и главным образом на проблемы семьи, молодёжи, сексуальной этики. В конце книги в виде приложения приводится распорядок дня Иоанна Павла II:

5. 30-пробуждение.

6. 00-час молитвы и размышлениий.

7. 00-месса.

8. 00-завтрак (кофе, молоко, сыр, конфетюр)

8. 30-работа в кабинете с материалами из госсекретариата и курии, редактирование документов и текстов выступлений.

11. 00-аудиенция в папской библиотеке.

13. 45-обед с участием гостей. Итальянская кухня чередуется с польской. Обслуживают монахини из Польши.

15. 30-час на свежем воздухе. На прогулке папа продолжает изучать иностранные языки и молится.

16. 30-работа в кабинете.

18. 30-доклад госсекретаря и его заместителей.

20. 00-ужин и работа после него.

22. 45-молитва в личной часовне и отход ко сну.

Это приблизительный распорядок и он претерпевает всевозможные изменения. Во время летней жары папа переезжает в загородную резиденцию Кастель Гандольфо.

Римский папа

В древней Церкви слово “папа” не было оффициальным титулом Римского епископа. Оно употреблялось как ласковое обращение “батюшка” и могло относиться и к другим епископам. В к. II в. термин «папа» закрепляется за епископом Рима, а в н. IV в. употребляется как оффициальный титул. Избрание в древности было идентично с выборами любого другого епископа, т. е. при непосредственном участии народа и епископов ближних областей. Как правило кандидат имел сан диакона или пресвитера, переходов с других кафедр на Римскую практически не было. В XIV в. последний раз был случай когда папой стал не епископ (Урбан VI).

В 1059 г. Римский собор решающую роль в избрании папы отводит кардинальской коллегии дабы избежать вмешательства римской светских властей. Латеранский собор 1179 года постановил, что папа избирается 2/3 голосов кардиналов. C 1271 года это происходит на конклавах (cum clave — под ключём).

Раздел римско-католического Кодекса канонического права о высшей церковной власти начинается с преамбулы, в которой говорится, что, подобно тому, как св. Пётр, и другие апостолы составляли единую коллегию, так и Римский первосвященник, преемник Петра, и епископы приемники апостолов, составляют единое целое.

Епископ Римской Церкви, на котором лежит ответственность возложенная Господом на первого среди апостолов — Петра, -является главой епископской коллегии, викарием Христа и пастырем всей земной Церкви; ему принадлежит в Церкви власть ординарная, верховная, полная, непосредственная и универсальная. Эту верховную власть в Церкви он получает через законное ивбрание, принятое им, и через епископское посвящение. Поэтому если верховным первосвященником избирается епископ, то он становится таковым после того, как выразит свое согласие, а если не епископ, то он должен быть тотчас посвящен во епископа. В случае отказа Римского первосвященника принять возлагаемую на него ответственность, необходимо, чтобы отказ был сделан им по собственной воле, без принуждения, и выражен вполне однозначно.

Римский первосвященник имеет власть не только над всей Церковью, но и над каждой из поместных Церквей. Исполняя миссию верховного пастыря Церкви, римский первосвященник всегда дейст вует в сотрудничестве с другими епископами и всей Церковью, но от него одного зависит, будет ли эта миссия исполняться им единолично или коллегиально (при этом учитываются нужды Церкви).

Приговоры и декреты римского первосвященника обжалованию и отмене не подлежат; апелляции на них не подаются. Епископы оказывают помощь Римскому первосвященнику в выполнении его миссии, и организационные формы такой помощи могут быть разными, например, посредством проведения собора епископов. Ему помогают также кардиналы и другие лица и учреждения: все они действуют по его поручению и от его имени. Если кафедра вдовствует, никаких преобразований в церковном управлении не проводится, действуют лишь законы, специально изданные на этот случай.

Главой Коллегии епископов является Верховный первосвященник без согласия которого она не может выносить ни одного решения. Свою власть над Церковью Коллегия епископов наиболее совершенным образом осуществляет в форме «Вселенских» Соборов. Её власть осуществляется также посредством единодушных действий епископов, рассеянных по всему миру, когда к этим действиям призывает их Римский первосвященник, который выбирает те или иные формы коллегиального осуществления церковной власти возглавляемым им епископатом.

Лишь Римскому первосвященнику принадлежит право созывать «Вселенские» соборы, председательствовать на них лично или через своих представителей, а также прерывать их деяния, переносить деяния, переносить сроки их созыва и распускать соборы. Ему принадлежит npaво утверждать соборные постановления. Все епископы, являющиеся членами коллегии, и только они одни имеют право и обязанность участвовать во Вселенских соборах с решающим голосом. Участие других лиц в Соборах допускается по решению высшей церковной власти. ecли это необходимо для пользы Церкви.

Если Апостольский престол овдовеет во время деяний Собора, деяния прерываются, и лишь новому первосвященнику принадлежит право распорядиться о возобновлении и продолжении их или распустить Собор. Период от смерти папы до интронизации нового папы — sede vacante — протекает вплоть до наших дней по правилам, установленнвым Пием X (1903-1914). Как только папа умирает, его лицо немедленно покрывают белым саваном. Камерленго маленьким золотым молоточком три раза стучит по лбу умершего и обращается к нему по имени. Затем объявляет: «Папа действительно мертв! » После этого труп усопшего бальзамируют, переодева ют и помещают на катафалк в базилике Святого Петра. Из папских регалий берут рыбацкий перстень (папский перстень с печаткой) и разламывают его. В период sede vacante (вакансии папского трона) церковью управляет комиссия кардиналов, состоящая из трех членов, во главе с камерленго. Функция кар динала-государственного секретаря со смертью папы автомати чески прекращается.

По умершему папе служат девять траурных месс, и во время девятой мессы тело его предают вечному покою. Обычно в течение 15 дней, но не позднее чем на 19-й день после смерти папы начинается конклав. Организация его также входит в обязанности камерленго. Конклав проводится в Сикстинской капелле. Не только капеллу, но и примыкающее к ней крыло Ватиканского дворца оборудуют для этой цели. Кардиналы во время конклава проживают в своих кельях, здесь же они едят; в их распоряжении находятся слуга и секретарь. Маршал конклава, который всегда назначается из княжеской семьи Чиги, следит за порядком. Внутренний надзор осуществляют сменяющие друг друга три самых пожилых кардинала.

Накануне конклава кардинальский корпус собирается на мессу, которую служит кардинал-декан, обращающийся с просьбой к Святому Духу снизойти на членов конклава. Придворный прелат на латинском языке читает проповедь и напоминает избирающим папу кардиналам об их обязанностях. На другой день они торжественно направляются в Сикстинскую капеллу; при этом они поют «Veni Sancte». В капелле кардиналам вновь зачитывают закон о выборах папы, после чего каждый из них дает клятву его соблюдать. Затем тремя ударами колокола подают сигнал закрыть двери помещений конклава; в это время церемониймейстер провозглашает «Extra omnest». Кто вошел в помещение, где проводится конклав, может покинуть его лишь в случае очень тяжелой болезни, но вернуться уже не имеет права. После закрытия дверей дежурный кардинал обходит помещения и проверяет, не скрывается ли там кто-либо из посторонних. Выборы впредь могут проводиться тремя способами: провозглашением, путем соглашения или голосованием - scrutinium. В Сикстинской капелле у каждого кардинала имеется отдельное место за столиками с балдахинами, расположенными вдоль стен. На каждом столике стоит письменный прибор. Церемониймейстер раздает заранее отпечатанные бюллетени для голосования. На них по-латыни имеется надпись: «Elego in Summum Pontificem Rev. num», под которой пишут имя того, кого желают избрать. Бюллетень (scrutinium) свертывают, помечают и, произнося краткую молитву, опускают затем в урну, стоящую посредине зала. К больным кардиналам бюллетени приносят в их келью и в свернутом виде относят в зал и бросают в урну. Если нет большинства в две трети плюс один голос (сам за себя никто голосовать не может! ), сразу же проводят еще один тур голосования. Ежедневно можно проводить по два голосования -- утром и вечером. В случае отрицательных результатов голосования использованные бюллетени смешивают с влажной паклей и сжигают в печке с выходящим наружу дымоходом. появившийся черный дым извещает, что предстоит новый тур голосования. Если выборы прошли успешно, то бюллетени не мешивают ни с чем и поэтому во время их сожжения образуется белый дым (сфумато). Кардиналы — за исключением избранного - опускают над своими столиками балдахины. Кардинал-диакон спрашивает избранного, принимает ли он избрание и какое имя он себе берет. Если на вопрос он отвечает утвердительно, то ему приносят папское облачение, надевают на него паллиум и кардиналы подходят к нему поцеловать руку.

Обычная повседневная одежда папы представляет собой сшитую из тонкой хлопчатобумажной ткани сутану с пелериной с подвернутыми рукавами, белые чулки, белый колларе, белый шёлковый пилеолус, белый шелковый пояс с золотыми кистями украшенный вышитым или нарисованным папским гербом. Сутану изготовляет придворный портной, пояс и сандалии (туфли) папа получает в подарок от аристократических семей или монашеских орденов. Сандалии изготовляют из пурпурного шелка или красного бархата с золотой вышивкой, на передней части- крест. Поверх сутаны папа носит моззетту (пелерину) красного цвета, зимой из красного бархата, отороченного соболем, а летом- легкую шелковую, без оторочки. В торжественных случаях мозетту и широкую красную столу он надевает на стихарь. Вне помещения, например во время прогулок в Ватиканском саду, папа носит длинное белого цвета пальто или алый плащ из шарлахового сукна, красную шляпу, украшенную кисточками золотого цвета. Литургическое одеяние папы еще более разнообразно и многоцветно. Новоизбранный папа получаст также регалии своей власти, каждая из них обладает особым значением. Наиболее важной регалией папства является паллий, который папа носит всегда, как символ его власти. При избрании паллий накидывают папе на плечи и начиная с этого момента, он фактически становится папой. Перстень новому папе дарит город Рим. Начиная с XIII века и вплоть до Григория XVI папы использовали камень перстня также как печать. Прямой пастырский посох - символ епископства, рыбацкий перстень - символ единения с церковью, а тиара, которую папа пол|учает позднее, при интронизации, показатель его княжеского достоинства.

Самый старший по возрасту кардинал-диакон с внешней лоджии собора Святого Петра объявляет ожидающей на площади толпе: «Annuntio vobis gaudium magnum! Habеmus Papam! » (Сообщаю вам великую радость! У нас есть папа! »). Он сообщает имя избранного кардинала и имя, какое взял новый папа. Затем на лоджии появляется новый папа и прежде всего благословляет «Urbi et orbi» («Город и мир»). В первое воскресенье после избрания в соборе Святого Петра происходит интронизация папы. Перед коронационной мессой во время прохождения процессии совершается целый ряд церемоний. Вершиной обряда является момент возложения кардиналом-диаконом тиары на голову папы. Раньше начало понтификата исчислялось со времени интронизации.

В Риме существует пять папских базилик, посещение которых считается у католиков особо эффективным средством отпущения грехов. Это соборы ап. Петра, ап. Павла вне стен, Святой Марии Большей, Латеранская базилика св. Иоанна, св. Лаврентия вне стен. В каждом из этих храмов есть папский алтарь служат на котором с разрешения папы. Главный храм-Латеранский. Рабочая резиденция папы-Ватикан.

Коллегия кардиналов

Кардиналами (происходит от слова cardo, что означает угол двери — в переносном значении основу, то, на чем что-либо покоится) вначале называли римских клириков, постоянно служивших в главных римских церквах (закрепленных за ними-inkardinalt) и помогавших папе в церковном управлении. Так называли священников 25 главнейших римских церквей (имевших название); позднее - уже лишь первого из священников каждой такой церкви. (Кардиналами называли также священников которыe стояли во главе крупнейших епископских соборов, например помимо Рима, - в Милане, Равенне, или некоторых немецких кафедральных соборов.) Однако в общем это название вплоть до XI века ограничивалось римской церковью.

Начиная с VI века было 7 региональных кардиналов-диаконов, позднее их число увеличилось до 12, затем к ним присоединили 6 палатинских кардиналов-диаконов. К XV в. число кардиналов не превышало 30, на настоящее время их ок. 200. Последние в качестве преемников старых пресвитеров образовывали совет папы. Для обсуждения более важных дел, а позже для замещения папы при исполнении богослужений 7 епископов из провинций, окружавших Рим, они также включались в кардинальский корпус. Их называли кардиналами-епископами. С XII в кардиналы за кардиналами закрепилось право участия в соборах независимио от сана и их голоса приравнивались к епископским. С 1179 года кардиналы становятся единственными избирателями папы. Тогда же они были приравнены к архиепископам, а с XV в. они уже выше патриархов.

В Римской Церкви кардиналы составляют коллегию, которой принадлежит право избрания Римского первосвященника. Кардиналы также помогают Римскому первосвященнику в исполнении его миссии (коллегиально, когда они призываются для обсуждения особо важных вопросов, или индивидуально, исполняя те или иные поручения первосвященника).

Коллегия кардиналов состоит из кардиналов трех степеней: епископской, пресвитерской и диаконской. Кардиналы-епископы носят титул епископов субурбикарных (пригородных церквей Рима; к их числу принадлежат также латинские и униатские патриархи с титулами их патриарших кафедр). Кардиналы-пресвитеры и кардиналы-диаконы получают от папы титул или диаконию в Риме.

Кардинал-дуайан (старейшина кардиналов) носит титул Остийского епископа. Архиепископ Миланский, к примеру, номинально числится клириком римской базилики Santa Maria Magiore.

Кардиналов Римский епископ избирает из числа епископов и пресвитеров: пресвитеры после возведения в степень кардиналов посвящаются в епископов.

Старейшина кардиналов председательствует в коллегии кардиналов; в случае его отсутствия председательствует вице-дуайан (заместитель старейшины). Старейшина не имеет власти над другими кардиналами, хотя и является первым среди равных кардиналов. Старейшина и его заместитель имеют резиденцию в Риме.

Кардиналы помогают верховному Пастырю в управлении Церковью, собираясь по указу Первосвященника на очередные и чрезвычайные консистории, в которых председательствует Римский первосвященник. Кардиналы, возглавляющие дикастерии и другие постоянные учреждения Римской курии и города Ватикана, по достижении 75-летнего возраста испрашивают у Римского епископа отставку.

Кардинал-старейшина, его заместитель или старейший из кардиналов-епископов совершает рукоположение избранных на Римскую кафедру лиц, не имеющих епископского сана, Кардинал-протодиакон объявляет народу имя новоизбранного первосвященника

Кардиналы, занимающие какие-либо должности в курии и не имеющие своих епархий, постоянно находятся в Риме; кардиналы, управляющие своими епархиями, обязаны прибывать в Рим по вызову папы.

Кардиналы, имеющие титулы субурбикарных епископов либо титулы или диаконию в римских Церквах, помогают своими советами в управлении этими Церквами, но не обладают в отношении иx административной властью. Папа лично избирает кардинала и объявляет его имя. Бывают случаи когда папа не объявляет имя избранника и тогда он считается кардиналом тайным (in pectore- в груди). Официальное обращение к кардиналу-“Eminentio cardinalis”.

36. Центральные учреждения РКЦ.

1. Синод епископов

Появился в 1965 г. Его создал папа Павел VI. Епископы, являющиеся представителями разных регионов мира, регулярно собираются в установленное время для того, чтобы осуществлять непосредственное единение между первосвященником и епископами, помогать Римскому первосвященнику своими советами в деле укрепления веры и нравов, сохранения церковной дисциплины, а также для исследования вопросов, связанных с деятельностью Церкви во всем мире.

Синод епископов обсуждает вопросы и выражает свои пожелания, но он не имеет права выносить решения, обязательные для исполнения, если такое право не будет в каждом отдельном случае дано Синоду первосвященником, Синод епископов непосредственно подчинен Римскому епископу который созывает его, определяет место и время проведения, ратифицирует выборы одних членов Синода, назначает других (по папскому назначению бывает не больше 15% епископов от общего числа) и утверждает круг рассматриваемых вопросов, устанавливает повестка дня и председательствует на заседаниях лично или через своих представителей, закрывает, прерывает или распускает Синод.

Синод епископов созывается на очередную и внеочередные генеральные ассамблеи для обсуждения вопросов, касающихся блага всей Церкви, или на местные ассамблеи, на которых обсуждайются вопросы, относящиеся к жизни Церкви в отдельных регионах мира. В этих ассамблеях участвуют как епископы, избираемые на местны епископских конференциях, так и епископы, назначаемые папой.

Синод епископов имеет свой постоянный секретариат, возглавляемый генеральным секретарем; его назначает первосвященник. В состав секретариата входят епископы: как избранные Синодом так и назначенные Римским епископом. На каждую ассамблею cинода Римский первосвященник назначает одного или нескольких особых секретарей, полномочия последних сохраняются до завешения конференции. Членами синода по статусу являются патриархи восточного обряда и некоторые митрополиты. Членов синода по избранию ок. 120. Из них 10 - от орденов и 10 - от конгрегаций. Остальные избираются в провинциях (1 епископ на 25 провинций).

2. Курия Рима.

Наиболее важной практической реформой в области церковного управления явилась реформа Римской курии. Пий Х конституцией от 29 июня 1908 года, начинавшейся со слов: “Sapienti consilio”, осуществил давно назревшую, но ставшую совершенно неотложной после ликвидации Папского государства реформу. В соответствии с ней Римская курия (Curia Romana) включает в широком смысле Папскую капеллу (Capella Pontificia) то есть лиц, участвующих и помогающих при папском богослужении, и вообще придворную иерархию, в более узком смысле папский придворный персонал (Familia Pontiflcia). Во главе последнего стоят два дворцовых кардинала — датарий и государственный секретарь. За ними рангом ниже следуют члены папской тайной палаты: папский главный гофмейстер, главный камергер, папский аудитор, мажордом апостольского святого двора и, стоящих у трона папы князя (князь Орсини и князь Колонна, затем следуют дежурные тайные камерарии, светские камерарарии, начальники папских отрядов телохранителей (командиры дворянской гвардии, швейцарской гвардии, дворцовой гвардии и папской жандармерии) и, наконец, папские прелаты. Куриальные чиновники по своему рангу относятся к трём категориям: куриальные кардиналы; высшие чиновники (officialis maiores или прелаты); низшие служащие (officiales minores) и чиновники в обычном смысле слова.

Римская курия, центральное управление церковью, осуществляет руководство через святые конгрегации (Sacra Congregaciа)? церковные судебные трибуналы (Tribunale) и, наконец, различные церковные ведомства. Сикст V в начале контрреформации разделил куриальное правительство на 15 конгрегаций, число и состав которых на протяжении времени постоянно менялись. Число конгрегаций в середине XIX века достигало 30, при восшествии Пия Х на папский престол их было 21. После ликвидации Папского государства конгрегации, вызванные к жизни необходимостью управлять государством, потеряли свой смысл. Изменение ситуации, церковное управление XX века потребовали произвести модернизацию курии, носившей феодальный характер. Задачи в определенной пропорции были вновь перераспределены и точно описаны.

Деятельность конгрегаций Пий Х определил следующим образом: подлежащую обсуждению тему префект соответствующей конгрегации в письменном виде сообщает кардиналам и консультантам конгрегации. После истечения срока предоставленного для изучения документа, на генеральном собрании, на котором председательствует старший по возрасту кардинал, после обстоятельной дискуссии выносится решение, за которое голосуют утвердительно или отрицательно. Язык обсуждения, как правило, итальянский (возможно, латинский); при этом ведется протокол. Круг задач каждой отдельной контрегации подробно регламентируется соответствующими канонами. Ход дел в конгрегациях обычный, административный. Структура конгрегаций следующая: конгрегация состоит многих назначенных папой кардиналов, во главе с кардиналом-префектом. Поскольку председателем конгрегации является папа, то непосредственно руководит конгрегацией кардинал-секретарь. Префектом наиболее важной конгрегации, Священной канцелярии, является сам папа, но и руководство некоторыми другими, в данный момент наиболее важными конгрегациями, может взять на себя папа. При префекте действует секретарь. К конгрегации относятся куриальные и некуриальные кардиналы; число их меняется в пределах между 10 и 30. Число консультантов, подготавливающих специальные вопросы, обычно в два раза больше, чем число кардиналов, членов конгрегации.

Пий Х сохранил или же реорганизовал следующие конгрегации:

1. Sacra Congregatio S. Officii (Конгрегация священной канцелярии: высшее ведомство по делам веры). Осуществляет надзор за чистотой веры и морали, выносит суждения по этому вопросу, решает вопросы, связанные с браком. Со времени понтификата Бенедикта XV ведет также дела Конгрегации «индекса».

2. Congregatio Consistorialis (Консисторская конгрегация) В результате реформы она стала второй по значению конгрегацией. В её задачу входит решение всех вопросов церковной организации, назначение администраторов, коадьюторов, проверка, предшествующая назначению епископов. Осуществляет надзор над епископами.

3. Congregatio de Disciplina Sacramentorum (Конгрегация дисдисциплины таинств). Толкование и защита учения о семи таинствах-такова задача конгрегации; основана Пием X. В сферу деятельности конгрегации входит также, например, освобождение от поста.

4. Congregatio Concilii (Соборная конгрегация). Задача конгрегации — толкование и осуществление решений Тридентского собора. Ее юрисдикция распространяется на дела, связанные с дисциплиной и моралью духовенства и верующих. Сюда относятся также дела о церковном имуществе, о пошлинах и сборах; местные и региональные соборы.

5. Congregatio Religiosorum Sodalium Praeposita (Конгрегация монаашеских орденов). Ведает всеми делами, касающимися монахов и монашеской жизни, за исключением сферы деятельности конгрегрегации пропаганды веры. Ее самостоятельность была осстановлена Пием X.

6. Congregatio Propaganda Fide (Конгрегация пропаганды веры). В задачу конгрегации входит руководство проповедования католической веры среди язычников, церковное управление территориями не имеющими самостоятельной иерархии. Пий Х изъял из её юрисдикции епархии Соединенных Штатов Америки, Канады и Русской Польши, выделив их в самостоятельные епархии.

7. Congregatio Sacrorum Ritum (Конгрегация обрядов). Ведает вопросами литургии, литургических книг, а также задач, связанными с осуществлением церемонии причисления к лику святых и блаженных.

8. Congregatio Caeremonialis (Конгрегация церемоний папского двора). Задачей конгрегации является организация церемоний, в которых принимает участие папа или которые совершают кардиналы. Префектом этой конгрегации является кардинал-декан. Она разрабатывает протокол приема в Ватикане королей и глав государств.

9. Congregatio de Seminarius et Universitatibus Studiorum (Конгрегация семинарий и университетов). Ее задача: регламентация и надзор за процессом учебы и научной деятельности в этих церковных ведениях, а также присуждение университетских степеней.

10. Congregatio Indicis (Конгрегация Индекса). В функ |нгрегации входит церковное обсуждение и запрещение книг Конгрегация просуществовала до 1917 года.

11. Congregatio pro Negotiis Ecclesiasticis Extraordinariis (Kонгрегация по чрезвычайным (особым) церковным делам). Она занималась исключительно чрезвычайными французскими церковными делами, вызванными Французской революцией. В 1814 году Пий VII распространил ее юрисдикцию на всю церковь. Пий X вновь ограничил ее деятельность только чрезвычайными церковными делами. В ее задачу входят переговоры с правительствами, например при назначении спорных кандидатур епископов, подготовка конкордатов. Ее префектом всегда бывает кардинал-государственный секретарь, а членами обычно только куриальные кардиналы. Эта конгрегация, по существу, является министерством иностранных дел папы.

Пий Х по-прежнему рассматривал конгрегации как основные звенья церковного правительства. В ходе реформ папа не только упорядочил конгрегации, но и отделил друг от друга церковный суд и законодательство. В 1910 году он специально реорганизовал и трибунал Romana Rota.

3. Куриальные суды (Tribunale)

Состоят из судей, которые могут быть не обязательно кардиналами. Sacra Poenitentiaria — во главе с главным пенитенциарием — представляет собой opган занимающийся прощением грехов, исповедью и паломничествaми, но своей деятельности скорее напоминала администpaтивную, а не судебную инстанцию. «Signatura Apostolica» — высший кассационный суд, высший суд церкви. Sacra Romana Rota, собственно говоря, является куриальным судом, где практически рассматриваются судебные дела.

И наконец, функцией куриальных учреждений, возглавляемых кардиналами, является то, что они готовят и рассылают соответсвующие документы по делам, решаемым папой или конгрегациями, словом, выполняют служебную роль по этим делам. Их деятельность носит административный характер. Следовательно, куриальные учреждения — это исполнительные органы; руководство ими не коллегиальное. Куриальные учреждения следующие:

1. Apostoli Cancellaria — одно из самых старых учреждений. вмещается в отдельном дворце; во главе ведомства стоит кардинал-канцлер. Задача канцелярии — рассылка апостолических писем.

2. Dataria Apostolica существует с XIII века. Располагается отдельном дворце, во главе с кардиналом-датарием. Работает с теми апостолическими письмами, которые не посвящены консис-торским вопросам.

3. Camera Apostolica ведает имуществом Святого престола. Руководит этим учреждением кардинал-камерленго, который в период sede vacante берет на себя руководство церковным правительством.

4. Officium Secretariae Status (Папский государственный секретариат), возглавляемый кардиналом-государственным секретарём, постепенно на протяжении XIX века превратился в наиболее важное ведомство курии. Государственный секретарь стал опорой церковного правительства папы, главным образом в политических вопросах, выполняя роль своего рода премьер-министра. Структура государственного секретариата следующая:

а) Отдел чрезвычайных церковных дел;

б) Отдел общих церковных дел;

в) Отдел апостолических посланий. К последнему относятся два секретариата: папских посланий и латиноязычных писем.

4. Секретариаты.

1. По содействию христианскому единству. Создан в 1960 году. Цель - определение отношений между РКЦ и иными христианами. РКЦ не входит в ВСЦ и лишь имеет там наблюдателей. Существует две секции-западная и восточная.

Директива секретариата 1967 года позволяет католикам молиться с некатоликами в рамках решения к. л. проблем (напр. о прекращении эпидемии, голода и пр.). Допускается также общение в таинствах при соответствующих обстоятельствах (умирающий католик может принять Причастие у православного священника если нет возможности призвать католического). Дозволяется, также, участие в православном богослужении в чине чтеца, быть восприемником при православном крещении. Допускается предоставление костёла православным для богослужения (протестантам нельзя). Браки с некатоликами не одобряются, но допускаются по католическому обряду. Если венчание произошло по православному чину, католик несёт за это епитимию, однако брак признаётся действительным.

Секретариат по сношению с нехристианами. Создан в 1964 году.

Секретариат по сношению с неверующими. Основан в 1965 году и занимается исследований проблем атеизма. Издаёт энциклопедию современного атеизма.

Совет по делам мирян. Основан в 1966 г. И осуществляет контакты с мирскими организациями и частными лицами. Некогда секретариат возглавлял нынешний папа Иоанн Павел II.

Комиссия “Justitio et Pax”. Эта комиссия осуществляет контакты со странами “3-го мира” в вопросах гуманитарной помощи, стихийных бедствий и т. п.

Епископат РКЦ

Епископ-высшая священная степень в Католической Церкви. Епископы-преемники апостолов и вместе с папой осуществляют высшую и полную власть над Церковью. Они исполняют апостольскую миссию-учить, освящать и пастырствовать. За епископами признаётся право судебных, законодательных и карательных решений в епархии при условии, что они не будут противоречить принципам католических правовых и др. норм. Папа сохраняет за собой право решения некоторых вопросов изъятых из компетенции епископов. Им не разрешается давать духовникам полномочия на отпущение некоторых согрешений (например разглашение куриальных секретов), давать священникам диспенсацию на занятия хирургией и пр.

Правом поставления епископов с XIV в. обладает только папа (или же необходим папский мандат при хиротонии). Особая роль при выдвижении кандидата принадлежит папскому легату предоставляющему в курию список возможных претендентов на епископство со своими соображениями. Другая рекомендательная инстанция - местная епископская конференция. Эти стороны действуют независимо друг от друга, но возможны совпадения во мнениях. Папа может принять или отвергнуть их рекомендации.

Хиротония совершается при возложении рук папы и одного или нескольких епископов. Материя таинства-папская рука, формула-молитва из древнего чина св. Ипполита Римского. Главные знаки епископского достоинства-посох, перстень и митра. При достижении 75 лет епископ сам должен подавать в отставку. В настоящее время в РКЦ насчитывается ок. 3500 епископов.

В Римской Церкви существуют следующие епископские должности:

1. Патриархи. Их 11 (5 латинского обряда и 6 иных):

-Венецианский (титулярный)

-Лиссабонский

-Иерусалимский латинский

-Западно-Индийский (Мадридский)

-Восточно-Индийский

-Александрийский коптского обряда. XIX в.

-Антиохийский сирийского обряда-бывшие яковиты + маланкарская церковь Индии.

-Антиохийский мельхитского обряда. Провизантийская тенден ция.

-Антиохийский маронитского обряда. XIII в.

-Вавилонский халдейского обряда. XVI в. (бывшие несториане).

-Киликийский армянского обряда.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.09 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь