Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Великий западный раскол 1378-1414 гг.



Выборы нового папы проходили в Риме в атмосфере всеобщего возбуждения. Кардиналы-французы, которых было большинство, стремились скорее вернуться на родину избрав папой земляка, римляне же хотели видеть папой итальянца. 8 апр. 1378 г. толпа ворвалась в конклав и стала угрожать французам. Под давлением избрали архиепископа г. Бари Урбана VI (1378-1389). Но как только французы выбрались из Рима они огласили заявление о несвободности, а значит и незаконности выборов и предложили Урбану уйти. Тот разумеется этого не сделал и тогда оппозиция (11 французов, 2 итальянца и 1 испанец) в Авиньоне избрали Климента VII (1378-1384).

Урбан создал свою кардинальскую коллегию. На его стороне были Италия, Германия, Польша, Скандинавские королевства. Климента поддерживали Франция, Испания и Португалия. Современая РКЦ канонической считает линию Урбана. Линия Климента-антипапы.

Парижский университет предложил три варианта устранения схизмы.

1. Добровольное отречение обоих пап.

2. Решение дела третейским судом.

3. Созыв вселенского собора.

Решение затянулось надолго и родоначальники спора успели умереть. В 1409 г. состоялся собор в Пизе с участием 100 епископов и 24 кардиналов с обоих сторон. В Риме тогда правил Григорий XII (1406-1415), а в Авиньоне Бенедикт XIII. Ни тот, ни другой не признали собор, т. к. он замахнулся на вселенскость без утверждения пап. Сами папы были обвинены в нежелании прекратить схизму, объявлены еретиками и низложены. Соборяне избрали нового антипапу Александра V утвердившего акты собора. Таким образом появилось троевластие. В 1410 г. Александра сменил антипапа Иоанн XXIII.

Кризис папства вызывал недовольство у многих прогрессивных людей Европы. В Англии профессор Оксфорда Джон Виклиф подчеркнул независимость королевской власти от папы, необходимость возвращения к апостольской простоте. Он перевёл Библию на английский язык и утверждал, что всё небиблейское (папство, монашество, целибат и др.) -неспасительно. За это он был отлучён от Церкви.

Констанцский собор 1414-1418 гг.

Папа Александр V при избрании обещал реформы по ограничению папского произвола и регулярный созыв соборов для лучшего контроля за папами и его приемник Иоанн XXIII был связан его обязательствами, поэтому в 1414 г., 1 ноября был открыт собор в г. Констанце (граница Швейцарии и Германии). На собор прибыли 5 зап. патриархов, 29 кардиналов, 200 епископов, 300 докторов богословия. Всего духовенства собралось 1800 человек. Имп. Сигизмунд приехал в сопровождении 2400 рыцарей и 800 дворян. Жителей города насчитывалось 7000, а гостей съехалось 20000 причиняя горожанам немало хлопот.

Целью собора было объявлено проведение реформ “in capite et membris”- в “голове и членах” и преодоление ересей. Постановили решения принимать по нациям: одна нация-1 голос. Ближайшей задачей было ликвидировать раскол. Иоанн XXIII настаивал на признании решений Пизанского собора, согласно которым были низложены 2 папы, но большинство склонялось к мысли об отречении всех 3-х пап. Григорий XII согласился уйти при условии, что и Иоанн не будет считаться законным. Тот соглашался, а потом не устоял и сказал, что уйдёт вместе с остальными папами, но не торопился это делать. Участники собора возмутились и папе пришлось бежать переодевшись конюхом. Собор объявил его раскольником и еретиком и низложил 20 мая 1415 г. После этого римский папа Григорий XII действительно решил уйти с поста и настала очередь авиньонского папы Бенедикта XIII. Он долго упрямился и вынудил собор пойти на его осуждение. Итак все три папы были низложены и оставалось избрать нового. Конклав 11 ноября 1417 г. избрал папой Оттавиано Колонна с именем Мартин V (1417-1435) из влиятельного и богатого римского рода. Коронация проводилась в Мюнстере и Мартин был единственным папой коронованным в Германии где через столетие вспыхнула Реформация.

После избрания папа энергично взялся за обезоруживание собора. Первым, что он сделал он показал свою жёсткость к еретикам. Учение Виклифа и его ученика Яна Гуса было объявлено ересью,. Имп. Сигизмунд обещал Гусу, что на соборе с ним ничего не случиться, но когда тот был объявлен еретиком и взят под стражу папа сказал, что клятва данная еретику необязательна для исполнения и Гус был сожжён на костре не отрёкшись от своих убеждений.

Собор не осуществил программу, затрагивающую причины всех бед, не провёл реформу в устройстве Западной Церкви. Вместо глобальных реформ были заключены соглашения, компромиссы с отдельными нациями (германский и английский конкордаты).

22 апр. 1418 г. папа закрыл собор не утвердив его декреты. Он не сделал этого потому, что соборяне и не требовали этого опираясь на пизанские постановления о действительности соборов без папской визы.

Папа Мартин V решил расположить свою резиденцию в Риме несмотря на то, что там царил хаос и анархия (население составляло 17500 чел.). И он въехал в город в 1420 г. несмотря на то, что французы звали его в Авиньон, а Сигизмунд в Германию. Рим был в запустении, крыша базилики св. Петра обрушилась а в садах Ватикана по ночам слышался волчий вой. Мартин принялся за наведение политического и культурного порядка. К работам были привлечены известные художники Фра Анджелико, Пьетро делла Франческо, Пизанелло и Джиберти. Папа обуздал бродяг наёмников и грабителей и навёл порядок в церковном гос-ве.

Базельский собор (1431-1443)

Согласно констанцских постановлений следующий собор был созван в Павии в 1423 г. но из-за эпидемии чумы его перенесли в Сиену. Не успев сделать что нибудь существенной он без объяснений был распущен папой. Причиной этому стало несогласие папы с пизанскими решениями. Само слово “собор” вызывало у него отвращение-он желал править подобно Григорию VII и Иннокентию III, лично управляя церковью.

В 1431 г. в Базеле состоялся очередной вселенский собор с участием легата папы кард. Цезарини. Вскоре Мартин умер и вместо него избрали Евгения IV (1431-1447). Первой ошибкой его стало изгнание с должностей родственников предшественника, чем он настроил против себя семейство Колонна. Это был бессильный и колеблющийся папа и благодаря этому дух соборности в Базеле опять взял верх. Участники собора заявили о своём превосходстве над папской властью. Папа поспешно и необдуманно распустил собор, но его участники не подчинились и призвали на помощь короля Сигизмунда. Они без папы добились успеха в переговорах с гуситами и в 1433 г. появилось Пражское соглашение. Папа испугался, что если собор без него восстановит единство веры-его собственные позиции подвергнутся опасности. Тогда он коронует Сигизмунда в императоры и признаёт собор законным.

15 февр. 1432 г. собор определил, что он имеет власть непосредственно от Господа и всякий, даже папа, должен ему повиноваться в вопросах веры и реформ. Кто не повинуется – будет наказан. Такое решение поддержали почти все католики Европы. Уступил и сам папа т. к. против него взбунтовалась папская область. Однако в августе папа опомнился и прислал легатов для разбора вопроса о неподсудности папы. Завязалась полемика. Соборяне считали, что папа-слуга Церкви и подсуден ей. Это было закреплено канонически 22 апр. 1433 г.

13 сент. папа Евгений издал буллу против собора, а собор призвал папу к ответу. Конфликт длился в общей сложности 2 с половиной года но окончился примирением. Собор решил лучше заняться вопросами церковной жизни. Был разработан текст папской присяги, думали как искоренить пороки духовенства, симонию и блудное сожительство, финансовые проблемы и др. Уния с греками снова вошла в повестку дня т. к. уже с 1433 г. легаты в Константинополе вели о ней переговоры. В июне 1434 г. греки прибыли в Базель и ими руководили не религиозные, а опять таки политические и военные интересы. Соборяне ничем не могли им помочь в отличие от папы и пришлось обращаться непосредственно к нему.

В это время в Риме опять начались беспорядки организованные семейством Колонна и Евгению IV пришлось бежать во Флоренцию где курия пробыла 9 лет. Окончательный разрыв между папой и собором произошёл в 1437 г. Папа своей буллой “Doctoris gentium” переместил собор в Феррару и дал на переезд 30 дней. Часть соборян поехали, часть осталась и к н. 1438 г. одновременно заседают два собора. Базельцы (их осталось 6 чел.) низлагают папу и объявляют Феррарский собор “сборищем схизматиков” и снова в декрете “Sacrosancta” провозглашают, что:

1. Всеобщий собор выше папы.

2. Папа не властен ни переносить, ни распускать, ни переводить собор.

3. Непризнание пунктов 1, 2-ересь.

Собор в Базеле избрал нового и последнего антипапу Феликса V, но его никто не признал. В 1449 г. он подчинился законному папе и стал при нём кардиналом, а собор в Базеле самораспустился.

Католическая церковь даже признав необходимость реформ в устройстве оказалась бессильна справиться с изъянами. Укоренившееся правовое сознание, вековой авторитет епископа Рима возобладал над реформаторскими тенденциями. Даже лучшие реформаторы не могли вполне отказаться от идеи божественного права полноты папской власти и его канонической правомочности. Однако идеи были высказаны и несмотря на то, что папство победило-его торжество было недолгим. Скоро ему предстояло столкнуться с массовым реформаторским движением.

Ферраро-Флорентийский собор

Собор в Ферраре открылся, когда на призыв папы Евгения IV сюда стали съезжаться участники Базельского собора в 1438 г. Собор осудил принятые к тому времени решения по вопросам реформы, противоречащие примату папы. Евгений IV решил поднять свой авторитет используя тяжёлое положение Византии, которую теснили турки. Он желал от греков полной капитуляции во всех спорных вопросах, чтобы затем предложить им унию. Греки приехавшие ранее в Базель, а затем и в Феррару приняли участие в соборе. Восточную Церковь представляли имп. Иоанн VIII Палеолог (1425-1448), патр. Иосиф, Виссарион Никейский, Марк Эфесский и др., были и представители Руси-Исидор Киевский и Авраамий Суздальский, а также клирики из Иверии и Валахии. Греки хотя и не без сопротивления были вынуждены принять Filioque и примат папы. Лишь Марк Эфесский этого не принял и не поставил своей подписи под унией. Многие представители Востока просто покинули собор не дожидаясь заключения договора. Однако дело было сделано. Только литургические традиции Византии остались нетронутыми. Для греков уния была политической необходимостью, они надеялись, что восстановление единства Церкви, поможет им преодолеть турок всеми силами христиан Востока и Запада.

Действительно авторитет папы возрос благодаря заключению унии декретом от 6 июля 1439 г. “Laetantur coeli” подписанного 33 восточными иерархами. На практике уния потерпела неудачу, натолкнувшись на сопротивление низшего духовенства и верующих Востока. Исидор Киевский был даже изгнан из Руси за то, что участвовал в заключении унии и принял от папы назначение кардиналом. В 1443 г. в Иерусалиме состоялся собор отлучивший всех приверженцев унии. В Византии она была отвергнута церковной полнотой и не получив из-за этого должной военной помощи Запада империя перестала существовать в 1453 г. После заключения унии папа организовал крестовый поход против турок, но он потерпел неудачу и был разбит под Никеей в 1448 г. Византию сменила Османская империя в которой христианам жилось далеко не сладко.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь