Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Католическая Церковь в эпоху гуманизма, Ренессанса, Реформации и контр-реформации.



Вторая пол. XV в. стала началом перехода Западного мира от феодализма к буржуазному обществу, а в церковном отношении-переходом от средневекового аскетизма к идеям гуманизма.

Гуманисты рассматривали человека как автономную личность в отрыве от общества. Человек ценен сам по себе, он выше всего в природе, прот. В. Зеньковский называет это “антрополатрией”- человекопоклонничеством. Кристеллер характеризует Гуманизм как “культурно-просветительское движение за возрождение искусства красноречия”, но на самом деле гуманисты пошли дальше этого, их лозунгом было “Ad fontes”-назад, к античным источникам. Они не подвергали церковь резким нападкам как еретики, но своим мирским мышлением они подрывали основы церковного мировоззрения ускоряя отрыв общества от церкви. Широкое распространение получают естественные науки, средневековая латынь заменяется на классическую. Макиавелли отрывает политику от церковных воззрений допуская в ней любые, даже безнравственные действия. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский позволяет себе даже научную критику Библии.

Основными центрами Г. считались Болонский, Венский и Базельский унив-ты. В Германию идеи гуманизма принёс Кристофер Шеуль. Окончив Болонский унив-т, он вернулся в Германию и обосновался в Виттенберге, где тогда преподавал Мартин Лютер.

Культурным центром эпохи Возрождения была Флоренция подарившая миру многих знаменитых поэтов, писателей, художников и скульпторов. Герцог Лоренцо Медичи в этом городе создавал условия для развития культуры. Именно с его лёгкой руки Микельанджело, Рафаэль, Леонардо да Винчи и др. стали всемирно известными авторами.

При папе Николае V (1447-1455) для Рима наступил “золотой век”. Проводится обширная архитектурная реконструкция в стиле Ренессанса, создаётся Ватиканская библиотека. Следующим папой -гуманистом был Пий II (1458-1464). Центральной идеей его понтификата было создание антитурецкого союза. Он обратился к европейским монархам с призывом организовать новый крестовый поход, но эта идея осталась без ответа. Тогда он пишет султану Мехмеду II призывая его принять христианство указывая на большое сходство христианства и Корана. Разумеется что эти фантастические планы не сбылись.

До начала Реформации папский престол занимали поочерёдно то папы -гуманисты, то антигуманисты. Следует обратить внимание на “самую мрачную фигуру папства…правление которого было несчастьем для Церкви”. Это Александр VI Борджиа (1492-1503). Ещё будучи кардиналом он зарекомендовал себя как талантливый руководитель в качестве зам нач. папской канцелярии и ловкий дипломат, но как человек он был аморален, жесток, алчен и имел чисто мирской менталитет. От одной из своих наложниц он имел 4 детей. Старший сын-Чезаре-был у истоков создания папской швейцарской гвардии. Александр VI не останавливался ни перед чем в деле устроения политической карьеры своих потомков. Он старался устроить своих сыновей так, чтобы они правили разными регионами Италии добиваясь в конечном итоге своей личной абсолютной власти в этой стране. При нём клан Медичи был изгнан из Флоренции. Доминиканец из Флоренции Джироламо Саванарола попытался было выступить против аморальности и произвола папы, но был отлучён и сожжён в 1498 г. Папа и его дочь Лукреция не только устраняли своих противников, но и приказывали убить тех, чьё состояние или доходы они хотели получить. Зачастую это происходило на званной папской трапезе. Жертва принимала медленно-действующий яд-самое распространённое орудие того времени, и умирала спустя некоторое время. Так погибали и многие кардиналы. Чтобы занять их место претенденты платили огромные деньги принося папе колоссальный доход. Многие получив приглашение на обед к папе заранее писали завещания. Утрехтский кард. Адриан, которого Борджиа хотели убрать, тоже был в числе приглашённых, но слуги перепутали бокалы с ядом и отравлен был сам папа. Вся Европа ликовала узнав о его смерти.

Последним из пап эпохи Возрождения был Лев X (1513-1521) из династии Медичи. Для той эпохи неудивительно, что человек равнодушный к вере и называвший христианство “доходной басней” стал главой христианского мира. Он занял престол в 37 лет и ему приписывают слова: “насладимся папством, потому что Бог нам дал его”. Он стал меценатом всех римских художников, поэтов и музыкантов. Он не жален на них казны и даже пригласил из Швейцарии математика писавшего теоремы в стихах. Папа сам недурно пел и любил театр. 50% казны уходило на папскую кухню. Когда не хватало средств папа продавал свои облачения и однажды продал и тиару. Он устраивал карнавалы на которых сказочные чудовища нападали на женщин и уносили их. Местные жители привыкли к этим причудам, но паломники (Лютер в т. ч.) видя всё это возвращались домой уже протестантами. Он умер без исповеди и причастия и некто заметил, что это произошло оттого, что он и Св. Дары продал.

В 1515 г. папа издал буллу, которая позволяла продажу полных индульгенций на территории Германии. Доминиканец Тецель отправился туда для распространения индульгенций и когда он прибыл в Виттенберг, Лютер выступил против этого торга и написав 95 тезисов против папства и индульгенций, прикрепил их к дверям собора 31 окт. 1517 г. Он добивался мирных реформ, через покаяние и пр., но его соратник Карлштадт пошёл радикальным путём. Разрушались храмы, разгонялись монастыри. “Цвикаусские пророки”-представлявшие простолюдинов (Марк Томе, Никлас Шторк, Томас Дрекзель) встретились в Виттенберге с Мюнцером и др. лидерами Реформации и после этой встречи разожгли огонь религиозной войны который охватил не только Германию, но и смежные гос-ва. В результате неумелой политики папы Климента VII в бракоразводном деле английского короля Генриха VIII с Екатериной Арагонской, в котором папа поддерживал интересы католической Испании, король в 1534 г. объявил себя главой английской церкви в результате чего целое государство перестало подчиняться Риму.

Католическая церковь оказалась в состоянии войны с государствами в которых протестантизм прочно укрепился и ей было необходимо искать средства для успешной борьбы. Папа Павел III в 1540 г. утвердил устав ордена иезуитов Игнатия Лойолы, а в 1542 г. учредил в Риме инквизицию во главе которой стал испанский кардинал Карафа. Инквизиция могла судить любого невзирая на ранг и происхождение, и приговаривать к смерти. Отменить такое решение мог только папа. Казнили главным образом сжигая на костре, а в Венеции еретиков просто топили. В море выходило два судна, идя борт о борт. Между ними был настил с осуждёнными. На глубине корабли расходились и связанные люди падали в воду.

В декабре 1545 г. папа созвал вселенский собор в Триденте которы должен был выработать тактику борьбы с Реформацией. В первую очередь рассматривались вопросы оспариваемые протестантами-незыблимость иерархии, Предания традиций и таинств, подчёркивалась посредническо-спасительная функция Церкви. Иеронимовская Vulgata была выверена библейской комиссией и признана аутентичной (самодостаточной-не нуждающейся в греч. и евр. текстах для пояснения). Собор подтвердил церковное главенство папы, институт священнослужителей, целибат, мессу, порядок исповеди, поклонение святым. В центре дискуссии было учение об оправдании. Спасение даётся людям благодаря заслугам Христа, но вера (“Sola fide”-протестантский принцип спасения только верой) -это только врата ведущие ко спасению, для достижения которого ещё необходимы посредничество Церкви и деятельная добродетель. Было также утверждено число таинств и учение о первородном грехе и тем самым разрыв с протестантами ещё больше усугубился.

Весной 1547 г. имп. Карл V победил Шмалькальденский союз и как победитель потребовал от собора ограничения папского абсолютизма. Павел III воспротивился и перевёл собор в Болонью. Собор сперва раскололся на сторонников и противников императора, а затем был распущен папой в 1549 г. Его приемники созывали ещё 2 сессии собора и окончательно он закрылся в 1563 г.

Первый виток борьбы закончился в 1555 г. с провозглашением Аугсбургского мира. Появился принцип “cuius regio, eius religio”-чьё гос-во-того и религия. Т. е. государь может определять религиозную ориентацию на своей земле. Иноверцам дано право эмиграции. Однако контр-реформация только начинала действовать в полную силу.

Решающим моментом открытой вражды католиков и гугенотов (кальвинистов) во Франции считают Варфоломеевскую ночь 24 авг. 1572 г., когда в Париже католики устроили кровавую резню не щадя протестантов. Папа Григорий XIII (1572-1585) отслужил по этому поводу благодарственный молебен с пением “Te Deum”. Гугеноты также ответили террором нападая на монастыри, насилуя монашек и хвастаясь друг перед другом чётками из ушей католических монаховСамое его известное деяние этого папы - реформа календаря сущность которой состояла в том, что после 4 окт. 1572 г. сразу следует 15 окт. С тех пор Запад живёт по григорианскому календарю.

Первая половина XVIII в. -это эпоха религиозных войн в которых принимали участие почти все европейские державы. 30-летняя война шла с переменным успехом и окончилась Вестфальским перемирием в 1648 г. Победила Франция, Испания утратила статус великой державы, Германия оказалась раздробленной на 200 мелких княжеств и католическая Австрия осталась ни с чем. В религиозном плане была закреплена свобода исповедания и равенство прав всех верующих. Потерянные территории Католическая Церковь компенсировала за счёт миссионерства иезуитов в уже открытой в 1492 г. Америке.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь