Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Побочные эффекты: напряженность и вялость
Побочные эффекты могут быть достаточно серьезными, особенно у тех, кто долгое время страдает неврастенией или гипертонической болезнью. Поэтому таким людям при выполнении этого упражнения нужно быть особенно осторожными. Из-за того, что они легко приходят в состояние нервного возбуждения даже при незначительном воздействии, они могут бессознательно перейти от простой задержки дыхания между вдохом и выдохом к напряженной задержке дыхания, в результате чего произойдет прилив крови к голове. При этом осуществляется чрезмерная стимуляция мозга, что может вызвать бессонницу или даже кровоизлияние в мозг. Следовательно, людей, страдающих неврастенией или гипертонической болезнью или же имеющих склонность к таким состояниям, мы предупреждаем, что нельзя накапливать ненужное напряжение, совершенно переставая выдыхать при выполнении упражнения. ¶ КОНЦЕНТРАЦИЯ СОЗНАНИЯ На начальном этапе занятий дыхательной терапией вы не сможете избежать накопления ненужного напряжения и резких судорожных движений. Концентрация сознания — это еще более сложная операция, и вряд ли вы сможете выполнить ее успешно за один раз. Сначала вам нужно как можно больше расслабить сознание и добиться состояния внутреннего покоя. Затем постепенно, не нарушая этот покой, сосредоточьте внимание на Тандене. Начните медленно дышать, стараясь не отвлекать внимание от Тандена. Затем соберите в этой точке Ки. Это сбалансирует работу сердца и кровообращение и стабилизирует сознание. Мы называем эту процедуру переходом в состояние удовлетворения ума. Примером конкретного метода концентрации сознания является Сусокукан (метод счета дыханий). Еще один способ —это Мокушо-хо (метод декламации). Последний заключается в повторении ритмических строк, которые стабилизируют состояние психики, например, отрывка из сутры. Хотя существуют и другие способы усиления концентрации, я в первую очередь представлю метод сознательного достижения этого состояния. Сконцентрироваться — это значит направить все внимание на какой-то один объект. Чтение, учеба, выполнение разнообразных тестов, вычисления в уме и большинство других видов умственной работы требуют сознательной концентрации внимания. ¶Главная книга Дзэн говорит по этому поводу: «Место, где должен находиться твой ум, — это ладонь. Но когда ты подавлен, его нужно поместить на макушку или между бровями. Когда твоя концентрация слабая, помести его в Танден, а когда ты весел, опусти его на стопу». Первым шагом на пути достижения концентрации является определение точки, на которую будет направлено ваше внимание. Объектом вашей концентрации может быть любой предмет в любом месте. Например, отдаленный пейзаж, свет торшера, зажигалка, оставленная на полу, ваш желудок, который болит, или что-либо другое. Однако объектом концентрации не обязательно должен быть какой-то предмет или часть тела. Это может быть отвлеченное понятие, беспокойство или боль. Важно только, чтобы концентрация не была напряженной, принудительной. Одно из изречений Дзэн звучит так: «Отсутствие беспокойства — это болезнь», а еще одно утверждает, что «просвещение приходит через сомнения». Когда вас одолевает беспокойство или тревога, вам следует сконцентрировать внимание на вызвавшей их проблеме и разрешить ее. Эта концентрация имеет такую же природу, как и та, которой вы пытаетесь достичь, считая дыхания или повторяя про себя строки сутры. Когда все внимание сосредоточенона одном объекте, дыхание само по себе становится упорядоченным. (Например, представьте, что вы направляете ружье на мишень.) Когда дыхание упорядочено, устойчивым становится состояние духа. Поэтому вам нужно сосредоточить внимание на Тандене и сконцентрироваться, тогда дыхание ваше станет спокойным и глубоким, а состояние духа — более стабильным ¶На этом этапе ум ваш должен быть совершенно ясен. Если вы сможете сохранить такое состояние довольно продолжительное время, вы избавитесь от всех волнений и тревог и обретете безграничное блаженство. Именно в таком случае сознание и Ки сливаются в совершенной гармонии. Воздействие этого слияния на здоровье как ума, так и тела просто замечательно. Если вы страдаете каким-либо заболеванием, выздоровление ускорится независимо от природы болезни. Вторым шагом в достижении концентрации сознания является собирание вашего внимания в одну точку без сознательных усилий. Практикуя сознательную концентрацию, которая описана выше, вы должны постепенно приобрести способность приводить в гармонию тело и ум без каких-либо сознательных усилий. Мы называем это состояние Санмаи (наслаждение или блаженство). СОСРЕДОТОЧЕНИЕ НА ТАНДЕНЕ Танден — это слово, обязательно присутствующее почти во всяком разговоре о восточных боевых искусствах, медицине или оздоровительных системах. Согласно одной древней книге, Танден расположен перед почками, под желудком, над цубо, которая называется Канген (CV-4), и на девять сантиметров ниже пупка. Во второй древней книге по медицине положение Тандена описывается следующим образом: над ним — желудок, под ним — Канген (CV-4), за ним — почки, а перед ним — пупок. ¶Точнее, Танден находится в центре брюшнойполости, приблизительно на 4 сантиметра ниже пупка. Кроме того, еще в одной книге указывается, что центр Тандена находится в точке пересечения Окимьяку (одного из восьми меридианов — линии, проходящей от Хьяку (GV-20) на макушке до Ин (CV-1)) и Охмъяку (один из восьми меридианов — линия, идущая вокруг талии). Расположение этих линий напоминает китайский иероглиф «ден», по названию которого эту точку и назвали Танденом. Хотя существует много мнений по этому поводу, в настоящее время считают, что Танден находится ниже пупка. (Положите большие пальцы обеих рук на пупок и соедините под ними указательные и средние пальцы. Пространство, ограниченное большими и указательными пальцами, будет иметь сердцеобразную форму. Внутри тела под этой фигурой и находится Танден.) В ходе выполнения упражнений дыхательной терапии при дыхании все чувства нужно направить в Танден, чтобы на время мозг перестал думать. То есть все ваше внимание сосредоточивается в Тандене. Когда дыхание станет стабильным и ритмичным, позвольте сознательной концентрации на Тандене перейти в расслабленную и дайте возможность вашему воображению идти своим путем. Хотя вы, возможно, не будете осознавать этого, вас наполнит новая сила, которая укрепит почки и улучшит деятельность внутренних органов. В теории дыхательной терапии такое состояние называется Кенно, Кенджин и считается одним из основных условий лечения любой болезни. ¶Существует также поговорка, что «внимание защищает Танден». Это обозначает, что сознание должно быть очищено от любых посторонних мыслей и что состояние най-сан-го, напряжения и расслабления, нужно обрести через способ «один ум, одно внимание» (концентрация ума на одном объекте). Иными словами, в первую очередь сосредоточьте внимание на объекте и установите контроль над Ки, чтобы направить ее вниз по телу. Потом создайте состояние «не слышу и не вижу» и сохраняйте его. На этом этапе вы будете невозмутимы, бескорыстны и неэгоистичны. На начальных этапах занятий обычно очень трудно достичь такого состояния. Однако после продолжительных и регулярных занятий вы научитесь лучше сосредоточиваться на Тандене, посторонние мысли сами исчезнут из сознания и нервный центр мозга сам успокоит себя. Тех, кому концентрация дается трудно, постоянно раздражают посторонние мысли во время упражнения, отвлечение беспокоит их, и концентрация становится еще хуже. Это случается потому, что они пытаются продолжать упражнение, используя только голову, что приводит к отрыву от Ки и истощению мозга. Это совершенно несовместимо с нашей целью — успокоением сознания. Ритм и равновесие дыхания разрушатся, и все воздействие упражнения на болезнь и/или здоровье будет утрачено. Почему сосредоточение внимания на Тандене приносит Кенно, Кенджи? В Тандене, т. е. в области, которая находится чуть ниже пупка, имеется скопление множества нервов, относящихся к вегетативной нервной системе, называемое солнечным сплетением. Когда активизируется деятельность ¶этих нервов, стимулируются кровеносные сосуды и капилляры области живота до уровня талии, таким образом улучшается вбирание продуктов жизнедеятельности организма и их удаление через такие органы, как печень, почки и толстый кишечник. Особенно улучшается детоксикация отходов и вредных веществ печенью и почками. Быстрое удаление вредных веществ ускоряет снятие усталости и способствует производству энергии для того, чтобы справиться с новой работой. Это относится не только к телу, но и к духу человека. Поэтому в результате станет гармоничным как ваше физическое, так и психическое состояние. Избавившись от раздражительности и беспокойства, вы почувствуете себя спокойно и уверенно. Тем, кому все еще не удается сконцентрироваться на Тандене посредством дыхания или сосредоточения внимания, я могу предложить следующие техники: Способ 1: Подготовьте полосу ткани шириной 30 сантиметров и длиной 180, как для подготовительного упражнения 5 дыхательной терапии, приведенного выше. Сложите ткань пополам и туго оберните ее вокруг талии, закрыв участок от подложечной ямки до пупка. Важно при этом втянуть верхнюю часть живота. Затем сядьте скрестив ноги и полностью успокойтесь. Наклонитесь так, чтобы лицо было обращено к пупку и нижней части живота. Затем раздуйте нижнюю часть живота, наполнив ее воздухом, и начните поглаживать ее круговыми движениями одной или обеих рук. Хотя поза эта непривлекательна, вам нужно практиковать ее ради вашего здоровья, не стесняясь. В Японии эту ¶полосу ткани называют «Инджу-оби» (пояс долгой жизни) и его применение считается основным условием долгой жизни. Способ2: Тут вам тоже понадобится полоса ткани шириной 30 и длиной 180 сантиметров. Сложите ее пополам и туго оберните вокруг тела, закрыв участок от пупка до лобковой кости, т. е. закройте Танден. Втяните низ живота и туго перетяните его тканью. Затем выпрямьтесь, примите положение Сейза и погрузитесь в состояние покоя. Вдохните через нос и пошлите воздух в нижнюю часть живота. Сохраняя там давление, выдохните. Повторите. Направление силы в живот не является характерной особенностью дыхательной терапии. Это выполняли все, когда еще в Японии кимоно носили ежедневно. Еще и сегодня такой процесс является важным и необходимым, особенно при выполнении японских танцев, в икебане, чайной церемонии, в боевых искусствах и др. Сейчас я расскажу вам об одном интересном явлении. Хотя иногда его называют экспериментом Гольца, мы называем его «гипнозом уличного балаганщика». Поймайте курицу, переверните вниз головой и резко надавите на живот. Птица мгновенно станет неподвижной. То же происходит и с другими мелкими животными. Объясняется это тем, что сплетение парасимпатических нервов в нижней части живота возбуждается под воздействием давления и влияет на деятельность сердца — снижает частоту пульса и понижает кровяное давление. Таким образом наступает временный сон, и животное словно поддается гипнозу. ¶Люди на Востоке еще в древние времена знали из своего опыта, что направление напряжения в живот или тугое перевязывание его поясом приводит к смещению чувств, и пользовались этой техникой в повседневной жизни, чтобы восстанавливать или укреплять здоровье. ЧАСТЬ 3 |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы