Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Редакционная статья и глосса



Распространенная разновидность комментария – редакционная статья. Это текст, выражающий мнение руководства издания, и публикуемый обычно без подписи конкретного автора. В каждом номере газеты «Ведомости» выходят две редакционные статьи, комментирующие актуальные события. В журнале «Русский репортер» редакционный комментарий публикуется в блоке с главной темой номера.

По форме редакционная статья – это разъясняющий комментарий-точка зрения. Упор сделан не на эмоциональном вовлечении читателя, а на логически обоснованных доводах с использованием максимально убедительных аргументов. Например, как в этом тексте.

 

В заботе о повышении рождаемости власти ведут себя крайне непоследовательно. (Тезис)

Вроде бы правительство ценит буквально каждого младенца. Владимир Путин щедро раздает материнский капитал и родовые сертификаты, а Дмитрий Медведев посвящает поддержке деторождения целое президентское послание. Тридцатого ноября 2010 г. он произнес искренние и трогательные слова о том, что стране жизненно необходима эффективная государственная политика в области детства, что государство должно поощрять рождение не только вторых, но и третьих детей в семье. Президент раздал множество конкретных поручений, которые должны улучшить условия для появления новых граждан страны. И под большинством его призывов хочется подписаться.

Но спустя всего неделю после оглашения послания тот же самый президент Медведев подписал документ, который одним махом перечеркивает все его благие пожелания, высказанные в послании.

Восьмого декабря 2010 г. президент утвердил поправки в закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» № 343-ФЗ. Новая редакция закона уменьшает размер пособий минимум на треть. А часть мамочек получит в 2-4 раза меньше денег, чем рассчитывали. (Аргументы – Младенцев ценят, но пособие матерям снижают)

Речь о пособиях по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до полутора лет, выплачиваемых Фондом социального страхования. Сейчас размер пособия рассчитывается исходя из зарплаты будущей матери за последние 12 месяцев перед выходом в декрет. Заработанная за год сумма делится на количество реально отработанных дней — и вполне справедливо получается среднедневной заработок. Дальше его умножают на 30, 4, получая среднемесячный доход, — это основа для начисления пособия.

Новая редакция закона (начнет действовать с 1 января 2011 г.) меняет формулу расчета пособия в невыгодную для матерей сторону. Теперь, чтобы рассчитать среднедневной заработок, возьмут зарплату, начисленную не за один, а за два года, и поделят на 730. Если кто не понял, это 365 дней, помноженные на два, т. е. будто бы за два года у будущей мамы не было не только отпусков и больничных, но даже и выходных. Зато выплаты по больничным в суммарный двухгодовой доход теперь не включаются. Правда, депутаты немного поправили эту норму — женщина может выбрать год для расчета среднего заработка.

Если в течение двух календарных лет, непосредственно предшествующих году наступления беременности, гражданка уже была в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком, она может выбрать любой другой год. Но что делать тем, у кого стаж меньше двух лет? Или тем, кто рожает каждые два года? Получается, что особенно жестоко новый закон поступает с теми, о ком больше всего радеет президент в своем послании: с женщинами, которые хотят родить второго или третьего ребенка.

Государство сурово накажет рублем женщин, которые, например, должны лечь в больницу для сохранения беременности или взять бюллетень, если у них заболеет старший ребенок. Интересно, Дмитрий Анатольевич знает много российских детей, которые способны ни разу не заболеть в течение двух лет?

Кстати, пострадают не только активно рожающие мамочки. Даже у сумасшедших трудоголиков, проработавших два года без единого перерыва и выходных, размер пособия уменьшится примерно на 30%. Женщины, делающие карьеру, проиграют еще и потому, что верхний предел годового заработка для расчета пособия ограничен 415 000 руб. (это зарплата на уровне 34 500 руб. в месяц). (Подробное разъяснение потерь, которые понесут женщины при новом порядке расчета выплат за декретный отпуск)

Будущие матери, ждущие появления ребенка в первой половине 2011 г., считают новый закон циничным издевательством: блогосфера полна гневными сообщениями беременных. Учитывая, что в кризисный 2009 год (который теперь войдет в расчет пособия) многие женщины месяцами сидели без работы или получали зарплаты в конвертах, их доход уменьшится в разы. Наивно думать, что после этого россиянки станут больше рожать. (Резюме и прогноз)

(Рожайте сами // «Ведомости». – 2010. – 14 дек.)

 

Другой популярный вид комментария – глоссированный или глосса. Это высмеивание автором объекта комментирования не просто как вредного, а как чуждого тому, как автор понимает устройство мира. Вот пример глоссы, в которой Валерий Панюшкин высмеивает вступивший в силу закон о маркировке фильмов, книг и телепередач указанием того, с какого возраста их допустимо смотреть или читать.

 

Это ведь очень логично — маркировать информацию. (Автор будто бы поддерживает нововведение) Очевидно же, например, что маленький ребенок ничего не поймет из фильма «Парфюмер», а будет только напрасно шокирован тем, как главный герой убивает девушек, обмазывает их тела салом и соскребает сало с трупов кривым ножом. Вот и маркируют «18+2». Предполагается, что к восемнадцати годам у человека должна сложиться устойчивая уверенность в том, что нельзя убивать девушек ради изготовления пусть даже самых волшебных духов на свете. А стало быть, можно и поиграть с сюжетом, где убивают девушек. Предполагается, что к восемнадцати годам человек уже должен понимать, что кино не есть прямое руководство к действию, но интеллектуальная и эстетическая игра. Предполагается, что к совершеннолетию должен же человек достаточно владеть контекстами европейской культуры, чтобы понимать, что «Парфюмера» писал не маньяк для маньяков, а Патрик Зюскинд для людей, которые до «Парфюмера» прочли уже несколько книг. (Аргумент тоже будто бы в поддержку тезиса, но улавливается ирония)

Но только вот что делать, если человек книжек не читал, фильмов не смотрел, и в руки ему сразу попался «Парфюмер» Зюскинда, «Лолита» Набокова или (не дай бог) «Голый завтрак» Берроуза? Спасет ли такого человека от взрыва мозга то, что ему двадцать лет или тридцать? Да хоть семьдесят! (Автор опровергает исходный тезис)

Почему мы думаем, что возраст является достаточным критерием, по которому следует маркировать информацию? На мой скромный взгляд, информация в телевизоре, да и в интернете, должна маркироваться куда подробнее, как минимум так же подробно, как маркируются продукты в магазинах. (Возврат к тезису и не просто защита его, а усиление с доведением до абсурда)

Например, фильм Аркадия Мамонтова «Провокаторы. Часть вторая» я предложил бы маркировать: «18+, М, Ил+, Бол-, Кат+, Библ-, Опт-, Бод-». Это значило бы, что фильм предназначается людям старше восемнадцати лет, мужского пола, читавшим Ивана Ильина, никогда не бывавшим на Болотной площади, читавшим Катехизис, но не читавшим Библию, не читавшим оптинских старцев и не читавшим Бодрийяра. От таких людей, по-моему, можно ожидать, что они адекватно воспримут информацию, преподнесенную Аркадием Мамонтовым. (Ироничный аргумент в поддержку усиленного тезиса)

Одновременно, я полагаю, фильм Андрея Лошака «Полное затмение» должен быть маркирован так: «18+, Лак+, Бод+, Дерр+, Дост-, Ил-, Опт-». То есть зрителями Лошака могут быть люди старше восемнадцати лет, читавшие Лакана, Бодрийяра и Дерриду, но не читавшие Достоевского, Ильина и оптинских старцев. Уж у этих-то людей не возникло бы сложностей с пониманием.

Раз уж мы занялись маркировкой, то следовало бы самих авторов законодательно обязать добровольно придумывать исчерпывающую маркировку для своих произведений. Тогда, например, ролик «Пусси райот» на ютьюбе маркировался бы «Бод+, Уорх+», то есть предназначался бы людям, читавшим Бодрийяра и видавшим картины Уорхола. А письмо деятелей культуры в защиту «Пусси райот» маркировалось бы «Дик+, Швейц+, Мень+», то есть предназначалось бы людям, читавшим Чарльза Диккенса, Альберта Швейцера и Александра Меня.

Представьте себе на минуту такой маркированный мир! Как бы мы мирно жили, если бы никто не совал свой нос ни в какой текст, не зная контекста. Маркировать можно было бы не только книги и фильмы, но и здания. На музее эротики можно было бы повесить табличку «Милл+», и православные активисты не пришли бы громить музей, не прочтя хотя бы «Тропик Рака». А на храме Христа Спасителя достаточно было бы таблички «Сил+», чтобы «Пусси райот», прежде чем войти внутрь, вынуждены были бы прочесть старца Силуана… (Расширение тезиса – признание не только логичности маркировки, но и того, что эта маркировка станет руководством к действию)

Ах, да! Чуть было и сам не позабыл маркировать этот мой текст: «Рабл+, Пуш+, Швейц+». (Показ абсурдности нововведения на примере собственного текста)

(В ответе за контекст // «Ведомости». – 2012. – 14 сент.)

 

Глосса рассчитана на то, что читатель поймет иронию и разберется, где автор действительно что-то поддерживает или с чем-то борется, и где в действительности призывает к совершенно противоположному.

 

Глава 7. Портрет и очерк

- Портрет. Сущность жанра

- «Холодный» сбор информации

- «Теплый» сбор информации

- Типология персонажей

- Композиция портрета

- Очерк. Сущность жанра

- Сбор информации для очерка

- Композиция очерка

- Очерк и «новая журналистика»

 

Портрет. Сущность жанра

Портрет – это показ человека в типичных для него жизненных ситуациях, сочетающийся с рассказом о его судьбе. В качестве персонажа для портрета может выступать как знаменитый либо особенный человек, так и обычный представитель эпохи или социального слоя. Однако в центре портрета – всегда личность конкретного человека, его характер и мировоззрение.

Какие жизненные ситуации следует считать типичными? Жизнь людей, прежде всего, проходит в двух местах – на работе и в семье. Поэтому чтобы рассказать о персонаже, в большинстве случаев достаточно описать его профессиональную деятельность и личную жизнь. Можно даже вывести формулу портрета: Человек = Работа + Семья.

Эта формула справедлива даже в тех случаях, когда у человека есть хобби, а личная жизнь не ограничивается официальным браком. Потому что хобби либо помогает работе и является ее частью (например, человек интеллектуального труда занимается спортом, что улучшает его здоровье и повышает производительность), либо является по сути работой, только малодоходной или вовсе убыточной (например, человек является фанатом футбольной команды и ездит на все ее матчи). Второй случай является индикатором того, что основная работа человеку не нравится. Поэтому его профессиональная деятельность будет представлять собой гибрид из двух работ: оплачиваемой нелюбимой и затратной любимой (хобби).

То же самое можно сказать про семью. Если с ней все благополучно, личная жизнь исчерпывается отношениями с супругой или супругом. Если нет, появляется любовница или любовник или различные нездоровые и извращенные формы сексуальных отношений, например, просмотр порнографии или избыточный контроль над детьми.

Портрет – один из самых древних жанров, зародившийся задолго до появления журналистики в ее нынешнем понимании. Первые портреты – это жизнеописания мифических героев и богов. Судьбы людей были в центре многих литературных произведений, например, романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или повести О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». В портретах, которые публиковала советская пресса, реальные судьбы людей часто подменялись идеологизированным описанием. Человека изображали не таким, какой он есть, а таким, каким хотелось бы, чтобы он был. Подобное представление действительности на журналистском сленге получило название «социалистический реализм».

В современной российской прессе портреты распространены широко. Есть даже издания, которые специализируются на этом жанре, например, журналы «Биография», «Караван историй». В некоторых изданиях для портретов есть специальные рубрики. Например, рубрика «Действующие лица» в газете «Ведомости», где излагаются жизнеописания значимых людей, обычно, ведущих политиков и крупных предпринимателей. В журнале «Русский репортер» есть рубрика «Фигура», посвященная рассказу о жизни какого-либо необычного человека. В «Новой газете» в начале 2000-х годов была рубрика «Сосед по времени», когда журналист описывал типичный день персонажа как представителя одной из профессий (директор школы, врач-гинеколог, театральный клакер). Во многих изданиях публикуются портреты (рассказы о жизни) умерших людей в рубрике «Некролог». Используют портреты и в ситуации, когда неизвестный человек внезапно оказывается в центре внимания общественности, и журналист выясняет жизненную историю персонажа.

 

«Холодный» сбор информации

При подготовке портрета различают «холодный» и «теплый» сбор информации. В первом случае общения с персонажем и наблюдения за его жизнью нет. Журналист пользуется опосредованными источниками: публикациями (в прессе, в литературе, в интернете), рассказами знакомых, пояснениями экспертов.

Так как судьба человека состоит из профессионального становления и личной жизни, необходимо выявить важнейшие этапы того и другого. Этапами профессионального становления могут быть:

- выбор профессии,

- смена профессии,

- получение образования,

- поступление на работу,

- смена работы,

- повышение в должности,

- снятие с должности,

- создание своего дела,

- расширение своего дела,

- крах своего дела,

- создание нового дела.

Важнейшие события личной жизни таковы:

- создание семьи,

- рождение детей,

- развод,

- создание новой семьи,

- взросление и уход детей,

- потеря спутника жизни.

С точки зрения еще одного подхода судьба человека рассматривается как череда кризисов. Кризис – это разрушение прежних отношений, когда жить, как раньше, дальше уже не получится. Кризисы могут быть вызваны как внешними причинами, так и стать результатом роста человека. Наиболее распространенные «внешние» кризисы таковы:

- потеря работы, когда человек с его профессиональными навыками перестал быть востребованным. Например, закрылся завод, на котором он работал, а другого такого завода нет,

- потеря значимого имущества, например, сбережений или инвестиций в свое дело. В результате человек становится существенно беднее,

- потеря единственного жилья, когда человек оказывается без крыши над головой,

- потеря здоровья, когда человек лишается частей тела, органов чувств или способности двигаться либо неизлечимо заболевает, например, ВИЧ или раком,

- потеря свободы – попадание в тюрьму или плен.

Кризисы «роста», по мнению психотерапевта М.Е. Литвака, чаще всего приходятся на такой возраст:

- 17-18 лет – кризис, вызванный окончанием школы и необходимостью выбирать профессию. Поступление в университет также часто сопровождается отъездом от родителей и началом самостоятельной жизни,

- 21-23 года – кризис вхождения в профессиональную среду, когда многие выпускники вузов сталкиваются с несоответствием их навыков запросам работодателей,

- 27-30 лет – кризис отсутствия достижений, когда не оправдался расчет на быстрое повышение в должности и увеличение зарплаты,

- 35-40 лет – кризис «среднего возраста», когда карьерные достижения есть, но они воспринимаются, как ненужные, и появляется желание сменить вид деятельности,

- 45-50 лет – кризис семьи, вызванный отдалением повзрослевших детей от родителей. В результате супруги вынуждены пересматривать отношения, которые раньше базировались на заботе о детях. Часто в этом возрасте происходит и кризис в карьере – человек перестает заботиться о карьерном росте, так как убежден, что ничего большего достичь в жизни уже не сможет,

- 55-65 лет – кризис выхода на пенсию, когда прекращение профессиональной деятельности приводит к уменьшению круга общения, а также к снижению доходов и социального статуса. Кроме того, в этом возрасте у многих людей ухудшается здоровье и снижается внешняя привлекательность.

Разумеется, не каждый человек в каждом возрасте столкнется с каждым кризисом. Однако потенциально все виды кризисов в судьбе человека могут присутствовать, и при подготовке портрета следует обращать внимание на эти отрезки жизни, выяснять, как персонаж их прошел. И если признаки кризиса есть, можно делать соответствующие выводы.

Завершить «холодный» сбор информации можно составлением анкеты персонажа. В нее можно включить, к примеру, такие пункты:

1. Интеллект. Как персонаж принимает решения?

2. Эмоциональность. Является ли персонаж общительным или нелюдимым, успешным или озабоченным, доверчивым или подозрительным?

3. Физиология. Каково состояние здоровья персонажа? Насколько оно соответствует возрасту? Как он двигается? Как себя чувствует? Занимается ли спортом?

4. Социальная база. Кем были его родители? К какой социальной группе его можно отнести? Состоит ли он в партии? Посещает ли церковь?

5. Экономическая база. Насколько богат персонаж или беден? Каким способом зарабатывает себе на жизнь? Погряз ли в долгах?

6. Талант. Обладает ли персонаж какими-то выдающимися способностями?

7. Образование. Где получил? Какое? Самоучка?

8. Карьера. Чего персонаж достиг сейчас и достигал раньше? Как часто менял работу и профессию?

9. Посторонние интересы. Что интересует персонажа помимо основной работы? Какова его степень увлеченности?

10. Семья. Есть ли у персонажа супруг/супруга, родители, дети? Каковы отношения с ними? Какова история создания семьи? Имеются ли увлечения на стороне?

11. Внешние кризисы. Лишался ли персонаж жилья или имущества? Попадал ли в тюрьму или плен? Оказывался ли прикован к постели в связи с тяжелой болезнью? Как перенес эти события?

12. Неприязни. Чего персонаж не переносит? С чем связаны эти особенности характера?

Преимущество «холодного» сбора информации – быстрота. Так поступают, когда материал необходимо сдать срочно. Например, рассказать о человеке, внезапно назначенном на какую-то важную должность. «Холодным» способом готовят некрологи известных людей. (Ведущие информагентства имеют заранее написанные некрологи известных людей, чтобы без промедления выложить их на ленту в случае смерти персонажа. Регулярно случаются курьезы, когда некрологи публикуют еще при живом ньюсмейкере.)

Ограничиваются «холодным» сбором информации также в случае, когда персонаж недоступен журналисту для личного общения.

 

«Теплый» сбор информации

В этом случае журналист общается с персонажем и наблюдает за его жизнью. Общаться следует идти подготовленным, узнав как можно больше о жизни персонажа из прочих источников. Готовиться к общению следует по схеме, указанной в разделе о «холодном» сборе информации, фокусируя внимание на важнейших этапах и событиях карьерного пути и личной жизни героя, а также на внешних и внутренних кризисах.

Общение с персонажем бывает «статическим» и «динамическим». При «статическом» общении журналист и собеседник просто беседуют друг с другом. Беседа может протекать в одном месте или в разных, сидя за столом, на прогулке или во время поездки, но главное - то, что персонаж общается с журналистом, а не занимается своими повседневными делами.

Вопросы для персонажа нужно составлять по описанной выше схеме, чтобы выяснить, как человек вел себя в ключевые моменты жизни, чего достигал и что терял, как реагировал на вызовы судьбы. Общение позволяет получить информацию напрямую от человека, без искажений, а также с максимально возможным количеством подробностей.

Не следует ограничиваться тем, что собеседник рассказывает сам, без побуждения со стороны журналиста. Грамотно составленные вопросы позволят вытащить из памяти те события, значение которых собеседник не осознает. Например, человек убежден, что никакого кризиса среднего возраста у него не было, и рассказывать про это не собирался. Но журналист спрашивает, были ли мысли сменить профессию. Выясняется, что были. Затем выясняется, что собеседник именно в этом возрасте начал злоупотреблять алкоголем и завел любовницу. И что во время составления финансовых отчетов вдруг отвлекался и рисовал картины, представляя себя художником, а не банковским аналитиком. То есть кризис у человека все же был, только персонаж не считал его закономерным этапом своей жизни, а списывал все на перегрузки, недостаточную целеустремленность и непонимание со стороны окружающих.

Журналист, который берется за написание портрета, должен быть психологом хотя бы на любительском уровне. Знать различные психологические учения и концепции, как требуется на экзамене в вузе, не обязательно. Но понимать, что информация передается не только тем, что сказано, но и тем, как сказано или не сказано, журналист должен. Если собеседник настаивает, что в какой-то ситуации поступил честно, и проговаривает это несколько раз, можно сделать вывод, что поступок в действительности был сомнительным, а сейчас собеседник пытается убедить журналиста и заодно себя, что тогда он поступил честно.

 

! Люди хвастаются тем, чего у них не хватает, и скрывают то, чего у них с избытком. (Поговорка)

 

Настойчивое нежелание говорить на какую-то тему или о каком-то человеке свидетельствует о том, что в действительности собеседнику есть, что сказать, причем эта тема или этот человек продолжают его волновать. Скороговорки или паузы – также важные сигналы. Быстро проговаривается то, к чему собеседник не хочет привлекать внимание. Паузу же делают тогда, когда придумывают, как что-то скрыть. Разумеется, все вышеперечисленные закономерности – вероятностные, и, к примеру, пауза может означать, что человек действительно что-то забыл или не знает либо хочет хорошо подумать и дать взвешенный ответ. Но если дело касается важных событий собственной жизни, в большинстве случаев персонаж все знает и просто не хочет говорить.

Полезный прием беседы – реконструктивные вопросы, когда журналист просит в деталях восстановить случившееся. Не просто упомянуть, что что-то было, а рассказать, как собеседник действовал, какие слова говорил, что чувствовал. Необходимо всякий раз уточнять каждое последующее действие. Например: «Что было потом? », «Что он сказал? », «Что вы ему ответили? », «Как он отреагировал? », «Что вы после этого сделали? ». Посмотрите в главе «Репортаж» раздел «Язык репортажа», где говорится про предикат (конкретные слова, содержащие информацию, полученную от органов чувств) и номинализацию (неконкретные слова, полученные через преобразование предикатов).

При сборе информации для портрета нужно добиваться, чтобы собеседник говорил предикатом.

! Плохие поступки со временем вытесняются из памяти, потому что их осознание доставляет дискомфорт. Человеку свойственно неосознанно пересматривать свою роль в травмирующих психику ситуациях, и с какого-то момента ему начинает казаться, что это не он поступил как негодяй, а негодяем был кто-то другой. Поэтому конфликтные эпизоды из жизни персонажа следует прояснять с помощью документов, бесед с другими участниками, а также высказываний, сделанных во время конфликта либо сразу после, когда вытеснение еще успело сработать.

 

КПД (КПД – коэффициент полезного действия, отношение полезной работы к затраченной энергии.) при сборе информации для портрета, как правило, не велик. Собеседник за час может наговорить до 10-15 страниц текста, однако в итоговый материал из этого обычно идут от полстраницы до страницы. Это надо учитывать при определении времени беседы. Если портрет планируется объемом пять машинописных страниц, то требуемое время беседы с персонажем – пять-десять часов. Зачастую при подготовке портрета журналист общается с персонажем несколько дней, прежде чем наберет достаточное количество материала.

Другой вид общения – динамическое. Журналист наблюдает персонажа в естественных для него ситуациях. Например, артист на репетиции, директор на совещании, тренер на тренировке. Персонаж занят прежде всего своей работой и лишь время от времени отвлекается для ответов на вопросы журналиста.

При динамическом общении желательно побывать не только на работе у персонажа, но и у него дома, посмотреть на его поведение в семье. Особое внимание следует уделить смене ролей. Насколько широк их спектр у персонажа, и насколько они для него естественны. Например, человек может великолепно чувствовать себя жестким начальником, но испытывать дискомфорт при игровом общении с детьми или внуками.

Динамическое общение желательно дополнять статическим, когда персонаж сможет дать более развернутые ответы на вопросы журналиста, рассказать истории из своей жизни.

Следует также пообщаться со знакомыми персонажа, послушать их мнение о нем. Идеальный вариант – поговорить и с его друзьями, и с врагами, и с теми, кто к персонажу относится нейтрально. Необходимо всегда понимать, что движет человеком, который нам что-то рассказывает о персонаже. Хочет ли он понять его, как и мы, или же мстит за что-то либо восторгается. Поэтому всегда уточняйте, откуда собеседник узнал о том, о чем вам рассказывает. Видел сам – одно, слышал – другое, предполагает – третье. Ни в коем случае нельзя выдавать сплетни и догадки за факты.

Также нужно фиксировать свои ощущения от разговора и от обстановки, в которой разговор происходит. Для объемности любое действие персонажа желательно рассматривать с трех точек зрения:

1. С точки зрения персонажа. Что он по этому поводу говорит, как объясняет свои поступки.

2. С точки зрения знакомых персонажа. Что они об этом говорят.

3. С точки зрения автора. Как он это воспринимает.

Динамическое общение – наилучший способ сбора информации для портрета. Здесь оправдывается поговорка «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Однако ограничиваться только им было бы ошибкой. Во-первых, журналист видит персонажа сегодняшнего и не знает, каким он был раньше, как менялся. Без этого портрет будет неполным. Во-вторых, нахождение рядом журналиста изменит поведение персонажа и окружающих его людей. Даже если журналист старается не привлекать к себе внимание и находится рядом достаточно долго, чтобы к нему привыкли. Поэтому динамическое общение желательно дополнять и длительной статической беседой с обсуждением того, что осталось «за кадром», и изучением других материалов о персонаже, и общением с его знакомыми.

 

Типология персонажей

Судьбы некоторых людей схожи с литературными или мифологическими сюжетами либо с описанными в психологии «жизненными сценариями». В таких случаях работа журналиста упрощается: он сможет показывать новое через уже знакомое, накладывать судьбу персонажа на известную читателю жизненную историю. Далее рассмотрены несколько таких типологий персонажей.

Первая типология взята из киносценаристики, где героев подразделяют на четыре типа (Митта А. Кино между раем и адом. – М,: Подкова, 1999 С. 74-78.):

- наши знакомые,

- underdog (андердог),

- потерянные души,

- идолы.

Наши знакомые – это персонажи, чьи проблемы схожи с проблемами большинства читателей: необходимость зарабатывать деньги, поиск счастья в личной жизни, заботы о детях, страхи перед природными и социальными катаклизмами. Идентифицировать себя с такими персонажами легко. Задача журналиста – показать их особенные способы решения жизненных проблем, найти яркие детали в их судьбах.

Андердог – это человек, стремящийся изменить свой социальный статус. Примеры андердогов - стремящийся разбогатеть выходец из бедной семьи, приехавший покорять столицу провинциал, пытающийся вернуться к обычной жизни инвалид. Соответственно жизнь андердога – это движение к своей цели, и именно в этой плоскости судьбу персонажа надо рассматривать.

Потерянные души – это люди, преступившие закон, потерявшие моральные ориентиры. Персонажи, способные на то, на что не решится подавляющее большинство читателей. Примеры потерянных душ – преступники, проститутки, наркоманы. При написании их портретов следует фокусироваться на необычных для читателей проблемах и на столь же необычных способах решения этих проблем.

Идолы – это обладатели власти, богатства или имеющие какие-то необычные способности. В результате проблем, с которыми сталкиваются обычные люди, у идолов нет. Более того, идолы воплощают мечты многих людей. Например, мечту о том, чтобы не ходить каждый день на работу. Чтобы быть в состоянии дать отпор напавшим на тебя хулиганам. Чтобы реализовать на практике свои идеи по переустройству мира. Чтобы быть окруженным множеством влюбленных в тебя поклонников или поклонниц. Портрет идола – это раскрытие, прежде всего, далеких от читателя сторон его жизни. Разумеется, можно пойти и другим путем – максимально «очеловечить» идола. Показать, что «звезда», миллиардер или член королевской семьи – такой же, как обычные люди. Но типовое решение при работе над портретами идолов – создание сказки, а не ее разрушение. Особенно часто так поступают авторы глянцевых журналов.

Еще один способ соотнесения судьбы персонажа с чем-то знакомым читателю – наложение ее на какой-либо из архетипических (Подробнее об архетипах см. произведения К. Юнга.) сюжетов. Это сюжеты, присутствующие в коллективной памяти благодаря мифологии, религиозным учениям, произведениям классиков и народному фольклору. Примеры архетипических сюжетов:

- Гадкий утенок (превращение из непризнанного заморыша в облаченного деньгами и властью красавца),

- Восстание из пепла (персонаж теряет все и находится на краю гибели, однако возвращает утраченное и добивается еще большего),

- Встреча с принцем (чудесное знакомство с представителем высшего сословия возносит персонажа наверх и предопределяет успех его жизни),

- Потеря и возвращение любимого (персонаж тратит свою жизнь на борьбу за возлюбленного либо на его спасение),

- Иванушка-дурачок (персонаж не блещет интеллектом, но добивается успеха благодаря интуиции, стечению обстоятельств или чудесному помощнику).

Многие авторы утверждают, что число архетипических сюжетов ограничено, и все произведения – это лишь повторение их в новом виде. Например, по мнению писателя Л.Х. Борхеса, таких сюжетов всего четыре.

Историй всего четыре. Одна, самая старая – об укрепленном городе, который штурмуют и обороняют герои. Защитники знают, что город обречен мечу и огню, а сопротивление бесполезно; самый прославленный из завоевателей, Ахилл, знает, что обречен погибнуть, не дожив до победы. Века принесли в сюжет элементы волшебства. Так, стали считать, что Елена, ради которой погибали армии, была прекрасным облаком, виденьем; призраком был и громадный пустотелый конь, укрывший ахейцев. Гомеру доведется пересказать эту легенду не первым; от поэта четырнадцатого века останется строка, пришедшая мне на память:

«Крепость, павшая и стертая до пламени и пепла». Данте Габриэль Россетти, вероятно, представит, что судьба Трои решилась уже в тот миг, когда Парис воспылал страстью к Елене; Йитс предпочтет мгновение, когда Леда сплетается с Богом, принявшим образ лебедя.

Вторая история, связанная с первой, – о возвращении. Об Улиссе, после десяти лет скитаний по грозным морям и остановок на зачарованных островах приплывшем к родной Итаке, и о северных богах, вслед за уничтожением земли видящих, как она, зеленея и лучась, вновь восстает из моря, и находящих в траве шахматные фигуры, которыми сражались накануне.

Третья история – о поиске. Можно считать ее вариантом предыдущей. Это Ясон, плывущий за золотым руном, и тридцать персидских птиц, пересекающих горы и моря, чтобы увидеть лик своего бога – Симурга, который есть каждая из них и все они разом. В прошлом любое начинание завершалось удачей. Один герой похищал в итоге золотые яблоки, другому в итоге удавалось захватить Грааль. Теперь поиски обречены на провал. Капитан Ахав попадает в кита, но кит его все-таки уничтожает; героев Джеймса и Кафки может ждать только поражение. Мы так бедны отвагой и верой, что видим в счастливом конце лишь грубо сфабрикованное потворство массовым вкусам. Мы не способны верить в рай и еще меньше – в ад.

Последняя история – о самоубийстве бога. Атис во Фригии калечит и убивает себя; Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем; Христа распинают римские легионеры.

Историй всего четыре. И сколько бы времени нам ни осталось, мы будем пересказывать их – в том или ином виде.

(Борхес Х.Л. «Четыре цикла» http: //lib.ru/BORHES/tigry.txt)

 

Другие источники архетипических сюжетов – священные книги (например, Библия), мифология и эпос.

Литературовед Жорж Польти, в свою очередь, еще в 1895 году описал 36 сюжетных коллизий, которыми исчерпывается вся мировая литература. Расширить этот список с тех пор не удалось никому. Сюжетные коллизии таковы:

1. Мольба.

2. Спасение.

3. Месть, преследующая преступление.

4. Месть близкому за близкого.

5. Затравленный.

6. Внезапное несчастье.

7. Жертва кого-нибудь.

8. Бунт.

9. Отважная попытка.

10. Похищение.

11. Загадка.

12. Достижение.

13. Ненависть между близкими.

14. Соперничество между близкими.

15. Адюльтер, сопровождающийся убийством.

16. Безумие.

17. Фатальная неосторожность.

18. Невольное кровосмешение.

19. Невольное убийство близкого.

20. Самопожертвование во имя идеала.

21. Самопожертвование ради близких.

22. Жертва безмерной радости.

23. Жертва близким во имя долга.

24. Соперничество неравных.

25. Адюльтер.

26. Преступление любви.

27. Бесчестие любимого существа.

28. Любовь, встречающая препятствия.

29. Любовь к врагу.

30. Честолюбие.

31. Борьба против бога.

32. Неосновательная ревность.

33. Судебная ошибка.

34. Угрызения совести.

35. Вновь найденный.

36. Потеря близких. (Цитируется по: Луначарский А.В. Тридцать шесть сюжетов. // «Театр и искусство». - 1912. - № 34)

Понятие «жизненный сценарий» ввел американский психотерапевт Э. Берн (См. Берн Э. Игры, в которые играют люди – М.: Эксмо, 2011.), обнаруживший, что многие люди неосознанно раз за разом помещают себя в схожие ситуации и завязывают отношения с одним и тем же типом людей. Затем классификацию дополняли другие исследователи, например, российский ученый М.Е. Литвак (См. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым – Р-н-Д.: Феникс, 2001.). Вот примеры жизненных сценариев:

- Алкоголик. Это не обязательно пьющий человек, есть и «сухие алкоголики». Главное – потребность вновь и вновь совершать необдуманные поступки и затем страдать от них, испытывая похмелье (в буквальном или переносном смысле).

- Жена алкоголика. Это не обязательно женская роль, возможен сценарий «муж алкоголички». Суть сценария – человек тратит свою жизнь на решение проблем супруга, которые у него появились из-за его алкоголизма.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-04; Просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.136 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь