Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Т. I . ГЛ. II . КРЕЩЕН1Е ИНОРОДЧЕСКОЙ РУСИ.
мноие, города—Новгородъ, Ладога, Псковъ, и что загЬмъ вся остальная сельско-деревенская земля была предоставлена будущему времени. О посл'Ьдующемъ крещенш обширной области Новгородской, древте пределы которой могутъ быть определены только неопределеннымъ: «куда коса и топоръ ходили>, мы также ничего не знаемъ, какъ и о крещенш другихъ областей, о которыхъ говорили выше. Нужно вообще полагать, что хриспанство мало-по-малу распространялось въ области не столько нарочитыми старашями Новгородцевъ, которыя предполагать у нихъ мы шгЬемъ весьма мало основанш, сколько само собою по мере обрусЬшя инородцевъ, которые, превращаясь въ Рус-скихъ, вместе съ тбмъ или вслЬдъ за тбмъ обращались и въ христианство. Инородцы ближайшей къ Новгороду округи должны были скоро или нескоро обрусеть сплошною массой, а следовательно и христианство скоро или нескоро должно было явиться здесь вирою цЬлаго населенш. Но въ м'Ьстахъ болЬе отдаленныхъ обрусЬше, конечно, совершалось только въ видь- появлешя ббльшихъ или меныпихъ отд^ль-ныхъ и разбросанныхъ пятенъ на сплошной инородческой массе, по мере того какъ возникали въ среде инородцевъ города (городки), погосты и вообще селитьбы съ чисто Русскимъ населешемъ. Подобнымъ образомъ, идя вслтадъ за обрусъшемъ, должно было распространяться въ этихъ болЬе отдаленныхъ м'Ьстахъ и хрисианство. Подъ самый конецъ першда домонгольскаго, въ 1227-мъ году, Новгородски князь (последующи великШ князь) Ярославъ Всеволодовичъ крестилъ при-нудительнымъ образомъ Кареловъ, тогдашнюю территорш которыхъ составляли: юго-восточная часть Финляндии, часть нынешней Петербургской губерши, соседняя съ Ладожскимъ озеромъ, большая часть Олонецкой губерши и часть Архангельской до такъ называемаго Ка-рельскаго берега Бълаго моря (Слов. Семен., см. Карелы), т.-е. тер-ритор1я которыхъ составляла сЬверо-западную часть Новгородскихъ влад^нш. Въ Лаврентьевской летописи подъ 1227-мъ годомъ о нашемъ крещенш читается: < тогоже лита князь Ярославъ Всеволодовичъ по-славъ крести множство Корт5лъ, мало не все люди>, каковыми словами довольно ясно дается знать, что до 1227-го года Карелы оставались язычниками въ своемъ решительномъ большинстве или въ своей массе. Но отъ Кареловъ едва ли должно заключать къ другимъ ино-родцамъ Новгородской области. Карелы занимали местность, не представлявшую выгодъ для промысдовыхъ поселенш и привлекательности вообще для житья (покрытую болотами или же безплодно-каменистую, какъ составлявшую продолжеше Финляндш), вследств1е чего Рус- БОРЦЫ ЗА ЯЗЫЧЕСТВО ПРОТИВЪ ХРИСТ1АНСТВА ------ ВОЛХВЫ. 211 сйе не занимали или не посядали на ихъ территорш земель въ вотчинное вдадЬте и не селились между ними, стремясь для той и для другой цели въ такъ называемое Заволочье (местность между Онегой и Северной Двиной до Мезени). А по этой причини, вопреки другимъ инородцамъ области, Карелы и могли оставаться язычниками въ своемъ ртшительномъ большинстве или въ своей массЬ до самаго конца переда домонгольскаго '). Нарочитыми борцами за язычество противъ христианства, какъ мы говорили, долженствовали быть у насъ волхвы, которые не были жрецами въ собственномъ смысли, каковыхъ у насъ вообще не было, но которые были у нашихъ язычниковъ профессшнальными служителями религш, какъ прорицатели будущаго и какъ люди призванные творить чудесное, — < волшвеное» или волшебное (на помощь людямъ во всякихъ ихъ двлахъ), ибо прорицаше и волшебство составляли необходимый элемента всякаго язычества. Положительныхъ извтзстШ объ этой борьбе, которая не могла быть, какъ мы сказали, упорною и опасною, мы им'Ьемъ весьма мало, а именно и всего два, относящаяся къ одному времени и даюпця тотъ обпцй выводъ, что борьба, не бывъ упорною л опасною, была однако довольно продолжительна. Подъ 1071-мъ годомъ лътописецъ разсказываетъ: явился волхвъ, прельщенный б^сомь; пришедъ въ Шевъ, онъ началъ проповйдывать на- *) Если Заволочская Чудь, едва ли бывшая менее многочисленною, ч4мъ Карелы, безсл'Ьдно исчезла, 'а посл'Ьдше, не сиотря на христианство, въ довольно значительность числе до сихъ поръ остаются настоящими Карелами, отдельными и отличными отъ Русскихъ и даже не знающими русскаго языка, то къ объяснешю этого служить сейчасъ сказанное нами.—На юго-восточной окраине Новгородскихъ владенШ, въ нын4шнемъ уЬздномъ городе Тверской губернш Торжке, полагается основаше монастыря въ первой половине XI века, именно—Борисоглебскаго Новоторжскаго, основаннаго, какъ принимается, преп. Ефремомъ Угриномъ, братомъ Георпя Угрина, любимаго слуги св. Бориса. Но чтобы основателемъ Новоторжскаго монастыря действительно былъ преп. Ефремъ Угринъ, и чтобы онъ действительно былъ основанъ въ первой половин* XI твка, это более ч^мъ сомнительно. См. ниже въ глав* о монастыряхъ. Равнымъ образомъ мы весьма мало расположены верить и тому, чтобы на другую окраину Новгородскихъ владйшй, на место нынешней Вологды, пришелъ нзъ Елева основатель бывшаго Троицкаго Кайсаровскаго монастыря преп. Гера-снмъ въ 1149-мъ г., см. ниже тамъ же (Вологда, собственно говоря, —не окраина Новгородскихъ владенШ, а Новгородская колотя на территорш, принадлежавшей Ростову, —въ Ростовскомъ Белозерье).—О Вятчанахъ (Хлыновцахъ), Новгородскихъ колонистахъ въ земле Вотяковъ, которые не распространяли хрисианства меяцу инородцами и напротивъ сами изъ себя представляли весьма оригинальныхъ хрн-■ спанъ, сделаемъ заметку ниже, въ главе объ управленш. 212 Т. I. ГЛ. П. БОРЦЫ ЗА ЯЗЫЧЕСТВО ПРОТИВЪ ХРИСТ1АНСТВА—волхвы. роду, что на пятое лито ДнгБпръ потечетъ назадъ и что земли будутъ переступать съ своихъ м^сть на чуж1я, что греческая земля станетъ на Micrfe русской, а русская на м'Ьстб греческой, и что и прочгя земли изменять свои м^ста. Лътописецъ не говорить прямо, чтобы это былъ волхвъ, про-повйдывавплй именно возстановлеше язычества, а не былъ просто волхвъ, хлопотавппй только о волшебстве, съ отдвлешемъ и обособ-лешемъ послйдняго отъ язычества, —такъ сказать съ вынесешемъ его изъ сферы релипозной (о волхвахъ этой второй категорш читается у лЬтописца несколько записей, — подъ 1024-мъ г. и потомъ подъ на-шимъ 1071-мъ г.). Но онъ даетъ ясно знать, что въ волхве должно видеть именно одного изъ прямыхъ, нарочито выступавшихъ, борцовъ за язычество противъ хрисианства, когда говорите, что онъ обратился въ Hiewb съ открытою пропов^дт къ народу: волхвы второй категорш или волхвы единственно какъ волхвы (какъ своего рода промышленники), которыми кипгБла русская земля не только во времена летописца, но и до позднййшаго недавняго времени, не им^лп нужды и вовсе не могли находить благоразумнымъ, чтобы выступать съ открытою пропов^дно чего-нибудь въ народе, ибо последнее значило бы самимъ-и намеренно выдавать себя въ руки правительства '). Какъ понимать приведенную выше проповедь волхва, не совсЬмъ ясно; но, какъ кажется, она имйеть тотъ смыслъ, что-де земли христсансия будутъ поражены отъ боговъ языческихъ тяжкими бЬдств1ями и страшными переворотами и что-де русская земля, чтобы избежать угрожающихъ хриспанамъ золъ, снова должна возвратиться къ язычеству. О томъ, какъ встр'Ьтилъ народъ въ Шев^ проповедь волхва, лътописецъ говорить: «невътласи послушаху его, вйрши же см-Ьяхуся, глаголюще: бъчгь тобою играетъ на пагубу тебе>. Судьба волхва, которому правительство, нить сомнбшя, не дало долго проповйдывать, была та, что < въ едину нощь (онъ) бысть безъ въчуги>, т. е. что онъ былъ тайно схваченъ и загЬмъ или навсегда засаженъ въ тюрьму или —что гораздо вероятнее—преданъ смертной казни. ') Если деятельность HiitoTopbixb волхвовъ, о которыхъ говорить лътописецъ подъ 1024-мъ г. и потомъ подъ нашимъ 1071-мъ г. (волхвы Ярославсше), принимала таше размеры, что о ней доходило до свъд'вшя правительства, то это не составляете возражешя противъ сейчасъ нами сказаннаго, —въ этихъ случаяхъ волхвы доводили о себе до свъд'Ьтя правительства (своею деятельности) безъ своего намйретя. БОРЦЫ ЗА ЯЗЫЧЕСТВО ПРОТИВЪ ХРИСТИАНСТВА.—волхвы. 213 Между 1074-мъ и 1078-мъ годами явился волхвъ въ Новгороде '). По словамъ летописца, онъ творился аки богь, —говорилъ, что про-видитъ все (будущее), хулилъ виру христаанскую и обещался пройдти передъ всеми по Волхову (какъ по суху) 2. Въ Новгороде еще и въ 1074—78-мъ году хршжанство было более номинальнымъ, чймъ дЬйствительнымъ: проповедь волхва произвела мятежъ противъ правительства, все жители обратились на его (волхва) сторону и хотели убить епископа. Если бы это последнее случилось и Новгородцы снова стали язычниками, то само собою разумеется, что стали бы не надолго: за симъ последовала бы кровавая расправа съ ними со стороны центральнаго правительства, т. е. Шев-скаго, и они во второй разъ крещены были бы огнемъ и мечемъ. Къ счастпо Новгородцевъ, ихъ спасла отъ ужасной драмы находчивость и решительность ихъ князя Глеба Святославича. Когда епископъ, облекшись въ богослужебныя одежды и взявъ крестъ, вышелъ на площадь и сказалъ: «кто хочетъ верить волхву, пусть идетъ за нимъ, а кто веруетъ (во Христа), пусть идетъ ко кресту>, то на стороне епископа сталъ только князь съ своей дружиной, а весь народъ пошелъ къ волхву, «производя великш мятежъ>, т. е. какъ должно понимать, решительно и бурно высказываясь противъ хриспанства. При такомъ положенш дела, Глебъ взялъ подъ полу своего платья топоръ, пошелъ къ волхву и завелъ съ нимъ беседу: «знаешь ли, что будетъ завтра поутру и во весь день до вечера? > — «все знаю> (отвечалъ волхвъ); «а знаешь ли, что будетъ сегодня? > —«сотворю велиюя чудеса> (отвечалъ волхвъ). При этихъ словахъ князь выхватилъ топоръ и разсекъ имъ волхва надвое. Неожиданный конецъ имелъ то действ1е, что народъ тотчасъ же разошелся. Близость по времени появлешя волхвовъ Шевскаго и Новгород-скаго заставляетъ до некоторой степени подозревать, что ихъ деятельность находилась въ связи, следовательно—заставляетъ до некоторой степени подозревать, что представителями язычества была предпринята въ данное время организованная и общая попытка возстановить свою старую веру. Весьма возможно однако, что близость была просто ') Волхвъ явился при княз^ Новгородскомъ Гл^бъ' Святославичи. Гл-Ьбъ Свя-тославичъ посаженъ былъ на Новгородское княжеше посль1 3-го Мая 1074-го г. (.гётопнсь въ разсказъ1 о смерти веодоая Печерскаго, въ минуту которой Гл46ъ въ KieBi) и за то или другое время до конца 1076-го г., когда умеръ его отецъ (см. грамоту Владимира Мономаха въ Лаврент. л±т. подъ 1096-мъ г., 2 изд. стр. 239 нач). Самъ онъ убить въ 1078 г. •) Лигой. подъ 1071-мъ г., fin.. 214 Т. I. ГЛ. П. БОРЦЫ ЗА ЯЗЫЧЕСТВО ЩЮТИВЪ ХРИСТ1АНСТВА—волхвы. случайная и что оба волхва действовали единолично, представляя изъ себя одинокихъ ревнителей или фанатиковъ [Волхвъ Новгородски явился приблизительно на пятый годъ после пророчества волхва Шев-скаго: не значить ли это, что волхвы нашли посредствомъ своего вол-пшешя, —посредствомъ своей какой-нибудь астрологш, что пятый годъ отъ 1071-го г. будетъ годомъ великихъ, благощнятныхъ для нихъ и ихъ дъла, событш, и не въ уверенности ли относительно сего и явился волхвъ Новгородски? Въ Kieee была предъузнана смерть князя Глеба Святославича, убитаго въ 1078-мъ г. въ Заволочье (Никита, затвор-никъ Печерскш, прельщенный бесомъ, —въ ПатерикЬ): не значить ли это, что князь былъ убить волхвами или по ихъ наущенно и что въ замысле участвовали и волхвы Шевсые? ]. Есть въ летописи еще третье извесие о появленш волхва, въ которомъ, по всей вероятности, разумеется волхвъ нашей категорш, т. е. выступавши съ открытою проповедаю о возстановленш язычества и объ изгнаши христианства. Этотъ волхвъ явился въ 1091-мъ г. въ Ростове, который около 1071-го г., когда являлся волхвъ Шевскш, только что былъ крещенъ. Летописецъ даетъ знать, что не успелъ волхвъ явиться и начать свою проповедь, какъ былъ схваченъ и каз-ненъ: < въ се же лето (1091-е)—пишетъ онъ ') — волхвъ явися въ Ростове, иже вскоре погыбе>. Само собою разумеется, что кроме попытокъ открытой проповеди о формальномъ возстановленш язычества на место христианства, волхвы вели постоянную тайную проповедь о сохраненш язычества вместе съ христаанствомъ. Въ этомъ последнемъ случае правительство было противъ нихъ безсильно, и они своею проповедш, конечно, немало содействовали тому, чтобы въ народе более или менее долго оставалось двоевер1е, — открытое христианство въ соединенш съ тайнымъ язычествомъ. Къ речамъ объ этомъ мы возвратимся после. •) 1091 г. fin.. Увпренгя нгькоторыхъ римско-католических» писателей, будто мы — Pyccitie обращены в» xpucmiaucmeo латинскими |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 162; Нарушение авторского права страницы