Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Нас» въ христианство и восхитить насъ у Греков».



Для кого изъ Русскихъ не будетъ въ высшей степени неожидан-нымъ узнать оригинальную истину, будто предки наши обращены были изъ язычества въ христганетво латинскими мишонерами, будто первое некоторое время мы принадлежали къ Римской половин! } церкви и будто мы очутились потомъ на стороне Греческой только вследеттие непо­хвальной измены святому отцу? Однако есть некоторые католичеейе пи­сатели, которые утверждали и до сихъ поръ непрочь утверждать это.

Средневековая письменность, какъ известно, везде оставила много баснословнаго. Въ средневековой латинской письменности действи­тельно есть сказатя, баснословяпця вышеуказанное. И вотъ некоторые латинсые писатели и хватаются за эти сказатя. Само собою понятно, что хватаются не даромъ, а ради практической пели. Таковую прак­тическую цель составляетъ желате послужить осуществленш весьма смешной въ существе, но никогда (даже и доныне) не покидающей РимскШ престолъ, мечты привлечь насъ—Русскихъ подъ свой кровъ и подъ свою власть. Если мы—Pyccicie обращены изъ язычества въ хри-ейанство латинскими миссшнерами и если мы очутились на стороне Грековъ только отщепившись отъ латинянъ, то истор1я налагаетъ-де на насъ обязанность снова возвратиться къ последним?..

Латинсшя сказатя, баснословяпця, будто мы обращены изъ язы­чества въ хриейанство латинскими мисеюнерами, усвояютъ совершете этого дела немецкому митонеру начала XI века, епископу или apxi-епископу in partibus infidelimn Бруну или Брунону (Впш, Вгппо), по монашескому имени Бонифащю '). Происходивъ изъ весьма знатной

') Что Брунъ въ монашестве назывался Бонифащемъ, см. летопись Квед-лннбургскую подъ 1009-мъ г., л4топнсь Магдебургскую подъ гбмъ же годомъ и анналиста Саксонскаго подъ 1009-мъ и 1106-мъ гг. Шкоторые изъ одного Бруна-Бонифащя дтааютъ двопхъ—Бруна и Бонифащя.


216 Т. I. ГЛ. П. УВЪРЕНШ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ.

фамилш '), Брунъ съ ранняго детства отличался глубокой набожноспю; по окончанш учетя онъ поступилъ въ духовное зваше, зат^мъ по­стригся въ монахи и наконецъ, последуя примеру многихъ, решился посвятить себя апостольскому делу проповеди хриепанства между языч­никами. Для своей пили онъ испросилъ себе у папы посвящеше въ санъ епископа или арххепископа s) in partibus infidelium и отправился на проповедь.

Плодомъ этой пропов'вди и было будто бы наше обращеше изъ язычества въ христаанство. Утверждаютъ или — что тоже — басносло-вятъ cie два древше латинсюе писателя. Первый изъ нихъ есть италья-нецъ Петръ Дам1ани или Петръ Дам1анъ (Petrus Damiani, P. Damia-nns), изъ монаховъ и настоятелей монастыря Fontis Avellani въ средней Италш (близъ города Губбю, находящагося недалеко на сЬверо-за-падъ отъ города Перуджю, который въ свою очередь во 100 съ не-болыпимъ верстахъ на сЬверъ отъ Рима) епископъ ОстаенскШ и кар-диналъ, умершгй въ 1072-мъ году, святой Римской церкви, знаменитый своимъ суровымъ подвижничествомъ, церковно-общественной деятель­ностью и сочинениями. Второй есть интерполяторъ хроники француз-скаго монаха Адемара, умершаго около 1030-го года, неизвестно когда жившш, но не позднее конца XII века.

У Петра Дам1ани читается целая повесть о крещеши насъ — Русскихъ епископомъ Бруномъ. Она находится въ принадлежащемъ ему житш св. Ромуальда, основателя конгрегацш Камальдуловъ въ ордене Бенедиктинцевъ (f 1027-мъ году), къ ученикамъ котораго, по его уверенно, принадлежалъ Брунъ или, какъ онъ называетъ его по монашескому имени, Бонифащй. Повесть довольно длинна и хотя она не содержитъ въ себе ничего историческаго, действительнаго или мнп-маго, а разсказываетъ только о великихъ чудесахъ, при которыхъ будто бы совершено Бруномъ наше обращеше въ христ1анство, но поелику касается насъ — Русскихъ, то мы приведемъ ее сполна. Вотъ эта повесть: «(Отправившись на проповедь) и пришедъ къ язычни-камъ '), (Бонифащй) началъ проповедывать съ такимъ горячимъ на-стояшемъ, что никто не сомневался въ томъ, что святой мужъ сга-

') См. анналиста Саксонскаго пои» указанными годами.

2) Епископа по Титмару Мерзеб., apxienncKona но лЪтт. Квсдлинб. и Магдеб. и анналисту Сакс. Дъло, полатаемъ, должно понимать такь, что Брунъ поставленъ былъ въ епископы автокефальные (зависимые отъ самого паны), которые (вероятно и у латинянъ, какъ у Грековъ) назывались арх1опископами.

') Которые не называются по имени.


УВ4РЕН1Я РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ.                   217

ралъ желашемъ мученичества. Но они (язычники), опасаясь, чгобы у нихъ не случилось того же, что было после мучешя блаженнаго Адал-берта '), когда блистающими знаками чудесъ обращены были мноие изъ славянскаго племени, въ продолжегае долгаго времени съ хитрымъ коварствомъ удерживаютъ руки отъ святаго мужа и, тогда какъ онъ сгаралъ сильнымъ желашемъ умереть, они, не желая его убивать, жестоко (его) щадятъ. Когда же достопочтенный мужъ пришелъ къ королю Руссовъ (ad regem Russorum) и съ твердою ревностш горячо началъ проповедывать, то король, видя его одътымъ въ рубища и хо-дящаго босыми ногами, подумалъ, что святой мужъ занимался этимъ (пропов'Ьдш) не ради веры, а скорее для того, чтобы собрать деньги. Посему об4щалъ ему, что если онъ откажется отъ подобнаго вздора, то одарить его бедность богатствами съ величайшею щедростш. Тогда Бонифащй сейчасъ и безъ замедлешя возвращается въ гостиницу, одевается подобающимъ образомъ въ драгоц'Ьнн'Бйппя первосвященни-чесшя украшешя и въ такомъ виде снова является во дворецъ ко­роля. Увид'Ьвъ его украшеннымъ столь великолепными одеяшями, ко­роль сказалъ: теперь знаемъ, что тебя побуждаетъ къ вздорному уче-шю не нужда бедности, а незнаше истины; однако, если хочешь, чтобы было принимаемо за истинное то, въ чемъ уверяешь, то пусть будутъ воздвигнуты два высоте костра изъ бревенъ, отделенные одинъ отъ другаго самымъ узкимъ промежуткомъ, и когда отъ подложеннаго огня разгорятся такимъ образомъ, что огонь обоихъ сольется въ одно, ты пройди черезъ (сквозь) промежутокъ: если огонь причинить тебе сколько нибудь вреда, то мы предадимъ тебя совершенному сожжешю, если же (чему нельзя верить) ты выйдешь здравъ, то мы всб безъ всякаго колебашя ув'вруемъ въ твоего Бога. Этотъ уговоръ понра­вился не только Бонифащю, но и всбмъ присутствовавшимъ язычни-камъ: Бонифащй, одевшись такимъ образомъ, что какъ бы намере­вался совершать торжество миссы (литургш), сначала со всбхъ сторонъ очистилъ огонь святою водой и каждешемъ ладона, затЬмъ вошелъ въ клокочупце клубы пламени, и вышелъ невредимымъ до такой степени, что не сгор^лъ ни малЬйшш волосъ его головы. Тогда король и про-ч! е, которые присутствовали при этомъ зрелище, толпами бросаются къ ногамь блаженнаго мужа, слёзно просятъ прощеная и настоятель­нейше умоляютъ крестить ихъ. Итакъ, начало стекаться къ крещешю

*) Разумеется Адалбертъ или Войтехъ, еписвопъ Пражешй, потерп-Ьвпий му­ченическую смерть въ Пруееш, въ которую он'ь пряшолъ для проповеди, въ 997-мъ году.

16-832


218       Т. I. ГЛ. II. УВЪРЕШЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ.

такое множество язычниковъ, что святой мужъ посп^шилъ къ неко­торому обпшрному озеру и крестилъ йародъ въ семъ изобилш водъ. Король решилъ, что, оставивъ королевство сыну, онъ самъ, доколе бу-деть живъ, никоимъ образомъ не разлучится съ Бонифащемъ. Брать короля, жившш вместе съ нимъ, поелику не хотЬлъ веровать, въ от-сутств1е Бонифащя былъ самимъ королемъ умерщвленъ. Но другой брать, который жиль отдельно отъ короля, когда пришелъ къ нему достопочтенный мужъ, не хотЬлъ слушать его словъ, но пылая про-тивъ него крайнимъ гнЬвомъ за обращеше брата, тотчасъ схваты-ваетъ (его), а потомъ, опасаясь, что если будетъ держать его живымъ, то король похитить его изъ его рукъ, приказалъ обезглавить его на своихъ глазахъ въ присутствш немалой толпы людей. Но тотчасъ и самъ ослъчгь и такой поразилъ его со всеми, кто присутствовалъ, ужасъ (столбнякъ), что не могли ни говорить, ни чувствовать, ни со­вершать какое либо человеческое дБйств1е, но веб пребывали оцепе­нелыми и неподвижными, какъ камни. Король, услышавъ объ этомъ, пораженный чрезвычайною скорб1ю, принимаеть твердое решете не только предать смерти брата, но посечь мечами и всехъ, которые были участниками такого злодЬяшя. Но когда съ поспешностью при­шелъ туда и увиделъ твло мученика лежащимъ еще на местЬ, а брата и остальныхъ людей съ ужасомъ увиделъ стоящими безъ чувствъ и движешя, то со всеми своими надумалъ, чтобы прежде была (совер­шена о нихъ) молитва, не возвратить ли имъ, можетъ быть, Боже­ственное милосерд1е чувство, котораго лишились, потомъ — если со­гласятся веровать, то, бывъ прощены въ преступленш, пусть оста­нутся жить, если же нЬтъ, то все да погибнуть отъ отмстительныхъ мечей. Итакъ, когда самимъ королемъ и прочими хриспанами прине­сена была продолжительная молитва, то не только возвращается оце~ пеневшимъ людямъ прежнее чувство, но сверхъ того и умножается помыслъ горячо желать истиннаго спасешя, ибо усердно и съ плачемъ просятъ прощешя въ своемъ злодеянш, принимаюгь таинство креще-щя съ великою поспешноетт и надъ тЬломъ блаженнаго мученика, строятъ церковь. Однако, если бы я попытался сообщить о всехъ да-рахъ добродетелей сего удивительнаго мужа, о которыхъ можетъ быть сказано не ложно, то можетъ быть не достало бы языка, но не недо­стало бы матерш> ')... Такова повесть. Впереди ея, начиная речь о Бонифащи, Дам1ани говорить, что < нынЬ Русская церковь хвалится иметь его какъ блаженнЬйшаго мужа>.

*) Vitae S. Romualdi сарр. XXVI et XXVII, у Миия въ Patr. t. 144, p. 976 sqq.


УВЪРЕНХЯ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ.                       219

Интерполяторъ хроники Адемаровой говорить, что императоръ Оттонъ Ш много заботился о просвйщвши христаанствомъ окрестныхъ народовъ, преданныхъ идоламъ, ибо < у него были два достопочтен-нМпие епископа (миссюнера), т. е. святой Адалбертъ, арх1епископъ города Праги, который въ провинцш Богемш, и святой Брунъ (Bru-nus), епископъ города Осбурга, который въ провинцш Баварш, род-ственникъ императора> '). ЗатЬмъ повът/гвуетъ онъ о. миссюнерской деятельности того и другаго епископа. Мы опустимъ его р^чи объ АдалбертЬ, котораго онъ называетъ арх1епископомъ, заметивъ только, что объ его деятельности сообщается баснословный вздоръ, и приве-демъ то, что онъ говорить о БрунЬ и именно въ отношенш къ Рос-сш. < Примеру (Адалберта, отправившагося на проповедь) последо-валъ Брунъ епископъ и проснлъ императора, чтобы приказалъ вме­сто него посвятить въ епископы на его столъ, кого онъ избралъ, по имени Одольрнка 2). Когда это было сделано, онъ смиренно отходить въ провинцш Угрш, которая называется Б^лой Yrpiefl, въ отлич1е отъ другой Угрш Черной 3)... Онъ обратилъ къ вйрь1 Угрш провин­цш (и) другую, которая называется Росая (Russia)... Но когда онъ простерся до Печенътовъ и началъ пропов'Ьдывать имъ Христа, то пострадалъ отъ нихъ, какъ пострадалъ и святой Адалбертъ 4). Ибо Печенъги, свирепствуя дьявольскою яростш, извлекли всЬ внутрен­ности его чрева чрезъ малое отвероте въ боку и содйлали его му-жественнымъ мученикомъ Божшмъ. Тйло его народъ Русскш выку-пилъ за дорогую цбну, и построили въ Россш монастырь его имени, и началъ (онъ) мять великими чудесами. Спустя немного дней, при-шолъ въ Pocciro некоторый греческш епископъ и обратилъ низшш классъ народа 5) этой провинцш, который еще былъ преданъ идоламъ, и заставилъ ихъ принять обычай Греческш относительно рощенш бо­роды и прочаго> (in barba crescenda et ceteris exemplis) e).

') Нашего Бруна авторъ смЪшиваетъ съ друпшъ епископомъ Бруномъ, бра-томъ императора Генриха II, преемника Оттонова. Ни Осбурга, ни какого дру­гаго города нашъ Брунъ епископомъ не бывадъ.

*) Разумеется св. Удальрикъ или Ульрихъ, епископъ Аугсбургсшй, умерпии въ 973-мъ году задолго до того, какъ нашъ Брунъ отправился на проповедь.

8) О деятельности Бруна въ Угрш отчасти баснословится, отчасти усвояется ему то, что принадлежало Адалберту Пражскому.

*) По автору, Адалбертъ пострадалъ у Печеньтовъ.

5) Medietatem ipsius, i. е. Eussiae.

*) Aderaari S. Cibardi monachi Historiarum libri tres, lib. Ш ad cap. 31, j Минн вь Patr. t. 141, col. 48, у Пертца въ Monumenta VI, 129.

16*


220       Т. I. ГЛ. II. УВ$РЕН1Я РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКИХЪ ПИСАТЕЛЕЙ.

На основаши сейчасъ приведенныхъ повестей некоторые Рим-ско-католичесше писатели и объявляютъ насъ за первоначальныхъ ка-толиковъ и за б4глецовъ отъ св. отца. Если бы это действительно было такъ, то изъ сего не следовало бы для насъ ровно никакого нравоучешя или, если угодно, следовало бы нравоучете обратное тому, которое выводятъ помянутые писатели: предки наши, состоявъ подъ власию папы, отложились отъ нея; странны были бы мы, если бы, не научаясь ихъ прим'Ьромъ, снова захотели искать этой власти. Но само-собою разумеется, что это было не такъ. Въ высшей степени было бы наивно, если бы мы отказались отъ своихъ собственныхъ свидЬ-тельствъ, если бы мы согласились признать, что у насъ было запа­мятовано или неимовйрно ловкимъ образомъ скрыто, отъ кого мы при­няли христианство, и преклонились подъ уверен! ями двухъ латинскихъ баснотворцевъ. Не имея ч4мъ опровергнуть этихъ баснотворцевъ, кроме нашихъ собственныхъ свидетельствъ, мы должны были бы оста­вить католическихъ писателей верить имъ, сколько хотятъ, и разве на отместку имъ выдумать что нибудь въ роде того, что самъ папа обращенъ въ хриспанство нами—Русскими. Заграждаютъ однако имъ суесловяпця уста и ихъ собственные свидетели и увы! — даже самъ епископъ Брунъ, ихъ мнимый Руссюй апостолъ. Есть западный писа­тель, который былъ не только современникомъ нашего Бруна, но его сверстникомъ, товарищемъ по школе и родственникомъ, — это Тит-маръ, епископъ Мерзебургсшй. Титмаръ говорить въ своей хронике какъ о крещенш Русскихъ, такъ и о мисыонерской деятельности Бруна. Говоря о крещеши, онъ ни единымъ словомъ не намекаетъ, чтобы оно было плодомъ проповеди Бруна и прямо утверждаетъ, что Владимиръ принялъ веру отъ Грековъ '). Говоря о мисионерской деятельности Бруна, онъ ни единымъ словомъ не намекаетъ, чтобы она простиралась и на Pocciro, и ясно даетъ знать, что она нача­лась уже после того, какъ мы приняли христианство: Брунъ, по его свидетельству, посвященъ въ епископы и выступилъ на эту деятель­ность после смерти императора Оттона III при его преемнике Ген­рихе И, а Оттонъ III умеръ въ 1002-мъ году *). Отъ самого Бруна

') Chronic lib. VII с. 52.

! ) Chronic, lib. VI с. 58. Дал'Ье Титмаръ говорить, что Брунъ умеръ въ 1009-мъ г. in duodecimo conversions ас inclitae conversationis suae anno. Подъ con-versio ii conversatio должно разуметь пострижете въ монахи, cfr Дюканжа Gloss. Latinit. подъ нервымъ словомъ. И самъ Петръ Дам1ани говорить, что Брунъ вы­ступилъ на миесюнерскую деятельность поел* смерти Адалберта Иражскаго, ежк-доват. послъ 997-го года.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь