Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Т. I . ГЛ. И. КРЕЩЕН1Е ВЛАДЦМИРОМЪ ВСЕЙ СТРАНЫ.
хриотанъ собралось въ EieBi такъ много, что они составили изъ себя пйлую общину, которая позаботилась о надлежащемъ устройстве себя въ отношенш релипозномъ, завела церкви и священниковъ. Община эта со времени Игоря продолжала и оставалась существовать. въ KieBis до самаго крещешя Владимира. Варягамъ-хриспанамъ естественно было держаться того убйждетя, что христианство должно смЬ-нить въ Pocciii язычество, какъ оно сменило его почти въ другихъ. странахъ, а во всякомъ случай имъ естественно было одушевляться непосредственнымъ желатемъ обратить къ единой истинной в4рЬ страну, находившуюся во мракЬ языческаго суевъ^я. Отсюда необходимо должно было случиться, чтобы находившиеся близъ великихъ князей Варяги-христиане стали проповедниками передъ ними христианства. Превосходство христианства передъ язычествомъ такъ велико и такъ очевидно, что при некоторой способности проповйдниковъ къ пропов'вди и при некоторой способности слушателей къ ея понимашю, не заграждаемой никакими предразсужденкми, успБхъ проповгЬди есть именно тотъ результата, которому быть надлежитъ. И вотъ, такимъ образомъ проповедь шевскихъ Варяговъ-хриспанъ и шила своимъ результатомъ, что Рошя черезъ своихъ князей стала страною христианскою. Варяги обратили къ христианству Игоря и его супругу Ольгу, и первое стало бы общею вирою Руси уже со времени ихъг еслибы они находили возможнымъ отважиться на то, чтобы переменить виру народа. После Святослава, анти-христианина по характеру, пре-столъ великокняжесшй перешелъ къ внукамъ Ольги. Весьма вероятно предполагать, какъ то и предполагают^ что Ярополкъ поели воспи-ташя, полученнаго отъ Ольги, также склонёнъ былъ Варягами-христианами на сторону христианства, какъ она сама и ея мужъ Игорь; но если онъ им'Ьлъ намереше и решимость ввести въ Россш хри-ейанство, то ему помешала въ этомъ ранняя смерть отъ руки брата. Ярополку наслЬдовадъ Владимиръ. Варяги-хриспане обратились къ нему съ своею проповедью такъ же, какъ къ его предшественникамъ, а сл'Ьдотпемъ проповеди и было то, чему, при отсутствш особенныхъ исключительныхъ препятствш, и быть надлежало — его обращеше въ христианство. Совершенно возможное само по себе, это обращеше должно было случиться тЬмъ легче, что оно было подготовлено: при-м'Ьръ деда и бабки, воспиташе, полученное отъ второй, и наконецъ, по всей вероятности, прим'Ьръ брата—вотъ чтб уже предварительно имйить Владимиръ въ пользу новой виры. Не видЬвъ у себя никакихъ пословъ или миссшнеровъ, не посылавъ своихъ пословъ по землямъ, П0СТР0ЕН1Е ДЕСЯТИННОЙ ЦЕРКВИ. 181 Владимиръ расположенъ и уб'Ьжденъ былъ къ принятш греческаго православнаго хрисйанства шевскими Варягами-хрисианами, а зат'Ьмъ, что касается до обращешя всего народа, то въ семъ посл'Ьднемъ случае, какъ необходимо думать, онъ действовалъ не только какъ чело-в'Ькъ, желающш дать другимъ истинную вЬру, но и какъ государь, сознававшш настоятельную необходимость этой виры государственную. Решившись креститься самъ и крестить весь свой народъ, Владимиръ не нашелъ возможнымъ сделать того и другаго одновременно, но сначала крестился самъ частнымъ, и по всей вероятности — более или менее тайнымъ образомъ, а къ общему крещенш народа приступилъ только послов довольно продолжительяаго приготовлешя. Предъ общимъ крещешемъ народа Владимиру нужно было войти въ енотовая съ Греками для iepapxiraecKaro устройства будущей русской церкви; такъ какъ для целей государственныхъ онъ считалъ нужнымъ для себя родственный союзъ съ императорами Константинопольскими, то и всту-пилъ въ эти сношешя весьма оригинальнымъ образомъ, именно—въ качестве победителя Грековъ. После приступа къ общему крещетю народа Владимиръ имблъ въ своемъ распоряжении много лъгъ; вслед-ств1е того онъ не только началъ его, но и довелъ до самаго конца, крестивъ всю русско-славянскую часть Руси, которая составляла тогда собственное русское государство. Все внутреннее выражается и олицетворяется во внъчпнемъ. Насажденная на Руси церковь хрисианская требовала внвшняго представительства, требовала такой церкви въ смысле здашя, которая бы была церковью всей Руси и матерью ве/Ьхъ церквей русскихъ, которая, однимъ словомъ, вещественно и монументально представляла бы собою духовную церковь русскую (подобно тому, какъ въ московской Руси представлялъ ее московски Успенсшй соборъ, а ныне въ Руси петербургской представляете соборъ ИсашевскШ). Такую всерусскую церковь, или иначе сказать, церковь совершенно исключительную по размерамъ и великолешю, единственную каменную среди церквей де-ревянныхъ, Владимиръ началъ строить вскоре после того, какъ приступилъ къ общему крещенно народа, именно—на другой годъ после похода на Корсунь, и строивъ пять летъ окончилъ въ 996-мъ году '). *) Десятинная церковь была освящена: по однимъ записямъ—11 Мая, по другимъ—12 (см. упреосв. Макар, т. I, изд. 2, стр. 52). Мы считаемъ BipoHTHiftnaoib первое число, ибо мы предполагаема что Владимиръ и митрополнтъ — Грекъ, освящавппе церковь, хотели, чтобы годовой праздникъ ея освящешя (въ древнее 182 Т. I. ГЛ. II. КРЕЩЕН1Е ВЛАДИМИРОМЪ ВСЕЙ СТРАНЫ. Какъ бы поручая крещеную Русь покрову этой церкви, посвященной; Бояйей Матери (празднику Успешя) и отъ данной ей десятины получившей назваше Десятинной, Владимиръ молился въ ней за Русь въ первый разъ по ея совершеши: < Господи Боже! призри съ небесе и вижь, и посЬти винограда своего, и сверши, яже насади десница Твоя — новыя люди си, имже обратилт> еси сердце въ разумъ познати Тебе, Бога истиннаго>. Церковь эта, вещественно олицетворявшая собою духовную русскую церковь, бывъ поставлена на томъ холм'Ь, на которомъ прежде было главное языческое мольбище и на которомъ прежде стоялъ идолъ главнаго языческаго бога — Перуна, предстаг вляла собою истинный трофей христсанства надъ язычествомъ '). время дни освящешя церквей долженствовали быть для ннхъ великими годовыми праздниками, см. о семь ниже) приходился въ одинъ день, каково 11 Мая, съ ве-лнкимъ константинопольскимъ праздннкомъ основашя города („обновлеше" Царя-града въ святцахъ значить основаше, заложеше. Выше мы привели запись, читаемую въ однихъ святцахъ начала XIV вика о празднованш 11 Мая освя-щешя св. Софш, построенной въ 952-мъ году; такъ какъ изъ Тнтмара Мерзе-бургскаго мы узнаемъ, что Десятинная церковь первоначально, вероятно — до по-строешя Софш Ярославовой, называлась также Соф! ей, см. 2-й половины тома стр. 87, то представляется очень-.вт.роятнымъ разуметь помянутую запись именно о Десятинной церкви.—Какъ разуметь десятину, данную церкви Владимиромъ, см.. ниже), ') Что Десятинная церковь была поставлена на томъ холме, на которомъ прежде стоялъ Перунъ, это ясно даетъ знать летопись. Последтй стоялъ на холм'Ь вне двора загороднаго каменнаго терема (Лт> топ. подъ 908-мъ и 945-мъ годами, —Ла-врент. изд. 2, стрр. 53, 54 и 77, Ипатск. изд. 2, стрр. 33, 35 и 52); но и Десятинная церковь была поставлена предъ дворомъ теремнымъ („дворъ теремный за святою Богородицею" или иначе: св. Богородица предъ дворомъ теремнымъ, подъ 945-мъ годомъ, Лавр. стр. 54, Ипатск. стр. 35). На холме этомъ, по ясному свидетельству летописи, была поставлена церковь св. Васшпя: но мы полагаемъ, что нт> тъ ничего невозможнаго въ томъ, чтобы на одномъ холме были поставлены двЬ церкви. Если летопись подъ 980-мъ годомъ говорить: „на томъ холме ныне церкы стоить, святаго Ваашя есть" и не упоминаетъ о церкви Десятинной, то это, вероятно, должно понимать такъ, что церковь св. Васшпя, построенная прежде, была поставлена на самомъ месте Перунова идола, а Десятинная — более или менее поодаль (собственно на м-бсгб двора убитыхъ при Владимире язычнике Варяговъ-хрнсианъ, лет. подъ 980-мъ годомъ). Нынешнее Невское предаше раздтаяетъ церкви Васильевскую и Десятинную весьма значительнымъ промежуткомъ места; но относительно этого предашя должно сказать: во-первыхъ, вовсе не есть нечто положительно и несомненно доказанное, что сохранившаяся отъ древняго времени и признаваемая за Васильевскую церковь (Трехсвятительская) действительно есть Васильевская; во-вторыхъ, въ KieBTi после Владимира церквей св. Васшпя было построено еще несколько; нынешняя Васильевская (Трехсвятительская) церковь, если она действительно есть Васильевская, можетъ быть принимаема, напримеръ, за ту церковь св. Васшйя, которую въ 1197-мъ году велишй князь Рюрикъ Ростнславичъ поста- ЛИЧНЫЙ ХАРАКТЕРЪ ВЛАДИМИРА. 183 Совершивъ великое дело крещешя Руси и ея введетя въ семью народовъ, призванныхъ къ исторической жизни, бывъ ръшителемъ ея судьбы и нашнмъ первымъ Петромъ Великимъ, Владимиръ, подобно этому последнему, скончался въ старости далеко не преклонной, на 55—56 году жизни и никакъ не болйе, 15-го 1юля 1015-го года ! ). Онъ им^лъ некоторый частныя, резко выдававшаяся, черты въ своемъ характере, которыя не могли остаться безъ памяти въ потомстве и о которыхъ такъ или иначе упоминаютъ всЬ сказашя, говорятся о немъ. Онъ былъ, во-первыхъ, изъ числа тйхъ безгранично щедрыхъ людей, которые считаютъ все принадлежащее имъ столько же собственностью своею, какъ ы всЬхъ ихъ окружающихъ; во-вторыхъ, онъ былъ изъ числа тйхъ истинно гуманныхъ натуръ, которыя не понимаютъ, какъ можно быть довольну самому, когда не столько же довольны и все окружающее. По всему этому, смотря на жизнь, не какъ аскетъ, которымъ онъ не былъ, а съ той, для неаскетовъ и въ пред'влахъ меры совершенно правильной точки зр^шя, что < жизнь для жизни намъ дана» (разум'Ьемъ при семъ то, что говорить ап. Павелъ въ 1 поел, къ Тимоеею, IV, 3—5), Владимиръ хот4лъ, чтобы жизнь его окружающихъ текла въ полномъ довольстве и веселш, и чтобы этихъ обязанныхъ князю довольствомъ и весел1емъ людей было какъ можно более. Когда Владимиръ сталъ христ1аниномъ, то эта наклонность и потребность его натуры щедро довольствовать людей выразились въ хриспанской добродетели безграничнаго милосерд1я къ ни-щимъ и убогимъ. У него было заведено, чтобы во дворце великокня-жескомъ каждую неделю былъ обильный пиръ для всехъ чиновниковъ дворцовыхъ и городскихъ и для лучшихъ городскихъ гражданъ при немъ самомъ и безъ него: < По вся недели устави на дворе въ гридь-нице пиръ творити и приходити боляромъ и гридемъ и соцькымъ и десятьскымъ и нарочитымъ мужемъ при князи и безъ князя; бываше множество отъ мясъ, отъ скота и отъ зверины, бяше по изобилыо отъ всего >. Въ самыхъ обширныхъ размерахъ были имъ устраиваемы нарочитые пиры, по случаю какихъ нибудь праздниковъ (которые въ древнее время вообще были празднуемы у насъ не по теперешнему, о чемъ см. ниже). Объ освященш и по поводу освящешя церкви въ вилъ на Новомъ княжемъ дворй (Ипатск., 1197). Если не ошибаемся, относительно местности Десятинной церкви одного мн4шя съ нами и нреоев. Жакарт (Ист. т. I, изд. 2 стр. 49). ') Подлинное извътпе лт/гоииси о смерти Владимира см. въ приложеши къ. атой главт>. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы