Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


РАЗВИТИЕ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ФИЛОСОФИИ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ И В США



Просвещение как явление общественной мысли и культуры по­лучило свое развитие во многих странах. Везде оно выражало про­цесс идеологического обоснования и практического осуществления буржуазных революций. Как и во Франции, просветители активно опирались на естествознание, проповедовали дух свободы индивида и разумного устройства всех сторон общественной жизни.

В Англии во второй половине XVIII столетия наметился бы­стрый переход от мануфактурного к машинному (промыш­ленному) производству. Возник и стал увеличиваться численно пролетариат (класс наемных работников). В политической жизни имел место компромисс между земледельческой аристократией и крупной буржуазией. В обществе по-прежнему большую роль иг­рали религия и церковь. Что касается философии английского Просвещения, то она выступала в основном в форме непоследо­вательного материализма, или деизма. Он был представлен в творчестве таких мыслителей, как Д.Толанд, А.Коллинз, Д.Гартли, Д.Пристли. Несмотря на свою непоследовательность, деизм тем не менее стал объектом преследований со стороны церкви и реакционных политических кругов Англии.

Джон Толанд (1670 — 1722 гг.) был философом, публицистом и поэтом, борцом за свободомыслие (книга «Христианство без тайн»). В своем творчестве он подчеркивал приоритет разума над верой и его способность познавать даже то, что представляется для верующего человека чудом, таинством и мистикой. Английский философ критиковал христианство за то, что оно перестало быть «простой» и «разумной» религией, превратившись со временем в суеверную и нелепую силу, в орудие духовного порабощения народ­ных масс. По убеждению Толанда, христианство трансформирова­лось в «антихристианство» и обслуживает отныне лишь корыстные интересы правящих слоев общества. Основное назначение духовен­ства теперь состоит, по мнению философа, не в том, чтобы просве­щать людей, а удерживать их в заблуждениях, навязывать им раз­личные языческие культы и мифы.

Толанд развивал тезис о движении как существенном и неотъем­лемом свойстве (атрибуте) материи. Философ отмечал, что движе­ние абсолютно, а покой относителен. Движение — это внутренне присущая материи побудительная сила, или активность, которая является причиной многообразия окружающего мира. Движение не­отрывно от материи, а сама окружающая природа есть не что иное, как бесконечный круговорот возникновения и уничтожения, сози­дания и разрушения, постоянной смены форм и состояний. В целом же природа остается одной и той же, т.е. не изменяет своих качест­венных характеристик, в отличие от количественных.

Деизм философии Толанда проявлялся в убежденности филосо­фа в том, что Бог не может лишить материю ни одного из ее сущест­венных свойств — движения, пространства и других. Материя не-уничтожима никем, даже если она и сотворена Богом. Ей присущи и такие атрибуты, как пространство и время. Толанд был критиком существовавшей в то время идеи «пустого пространства», которое якобы оторвано от материи и представляет собой некое огромное вместилище всех тел и вещей природы. Мысль об органичном един­стве материи и движения, пространства и времени является, по сути дела, основной в философском материализме Д.Толанда.

Английский философ развивал также тезис о вечности и беско­нечности материи, тесном взаимодействии вещей и тел природы друг с другом. Материализм его философии проявился и в положе­нии о том, что человек мыслит при помощи мозга как специального органа. Однако процесс мышления Толанд рассматривал как дви­жение эфира, некоего особо тонкого и подвижного вещества. Оно словно пробегает по «струнам нервов» и приводит в движение весь механизм психической деятельности (восприятия и представления, память, воображение).

В некоторых своих произведениях Д.Толанд склонялся к пантеизму, полагая, что Бог растворен во всех вещах и делает материю одушевленной. Он считал, что неорганическая природа имеет те же свойства, что и органическая: способность питаться, дышать и рас­ти. Жизнь сообщена природе Богом, который представляет собой «разум и дух» окружающего мира.

Несмотря на материализм своего мировоззрения, Толанд, тем не менее, не стал последовательным атеистом. В английском обществе того времени атеисты подвергались гонениям и наказаниям, а сам атеизм отождествлялся в общественном сознании с безнравственно­стью. Вот почему Толанд высказывал мысль о необходимости «двойственной» философии, чтобы наряду с явной и открытой су­ществовала скрытая и тайная. По мнению философа, у свободомыс­лия нет иного выхода, кроме как скрывать свои подлинные убежде­ния от публичного выражения. Толанд был вынужден делать уступ­ки английской церкви, проявлять иную непоследовательность. Это было вызвано обстоятельствами той исторической эпохи, в которой жил и творил мыслитель.

Английское Просвещение XVIII века представлено также твор­чеством Антони Коллинза (1676 — 1729 гг.). Будучи материалистом, он отвергал идею бессмертия человеческой души, а сознание связы­вал с деятельностью нервной системы и мозга. По его мнению, че­ловек есть «агент» природы и полностью зависит от необходимости, хотя и способен свободно мыслить и рассуждать. Более того, чело­век обязан свободно мыслить, поскольку свободомыслие является лучшим путем нахождения истины. Это требуется также и для очи­щения христианства от предрассудков, фанатизма и противоречий в своем содержании. Право думать свободно наиболее полно сумели реализовать, по мнению Коллинза, такие мыслители человечества, как Сократ, Эпикур, Цицерон, Бэкон, Локк.

Давид Гартли (1705 — 1757 гг.) был философом, известным вра­чом и психологом. Его в наибольшей степени интересовала физио­логическая природа познавательной деятельности человека. Осмыс­ливая ее, Гартли подчеркивал особую роль ощущений в познании, из ассоциации которых якобы и образуются идеи.

Джозеф Пристли (1733 — 1804 гг.) — автор многочисленных ра­бот по философии, истории и богословию. Он являлся активным сторонником учения Толанда о внутренней активности и движении материи, отмечал большое значение таких ее свойств, как притяже­ние и отталкивание. Во взглядах на общество Пристли разделял учение о «естественных» правах человека.

Просветительское мировоззрение было представлено и в творчестве иных английских мыслителей ( А.Шефтсбери, Ф.Хат-чесон, Б.Мандевиль ). Они внесли значительный вклад в философ­ское осмысление проблем морали и нравственности.

Просвещение получило развитие и в Германии, однако здесь оно не стало таким самостоятельным и наступательным движением об­щественной мысли, как во Франции. В Германии той эпохи слиш­ком медленно утверждался капитализм, опутанный феодальными пережитками и иными препятствиями. Неудивительно, что для не­мецких просветителей был характерен дух компромисса между ра­зумом и верой, наукой и религией.

Одной из самых заметных фигур в немецком Просвещении был Христиан Вольф (1679 — 1754 гг.), последователь творчества Лейб­ница, Спинозы и Декарта. Вольф учил, что основным мотивом по­ведения любого человека является естественное стремление к сча­стью. Его обретение возможно в рамках «естественных» законов общества, которые побуждают творить добро и избегать зла. Госу­дарство возникло на основе общественного договора и призвано содействовать общему благу людей, обеспечению их спокойствия и безопасности. Все сферы общественной жизни должны быть прони­заны правовым началом. Законы призваны оберегать граждан от произвола и деспотизма со стороны власть имущих. Законодатель­ная власть обязана носить представительный характер. Народ впра­ве бороться с властью, если она грубо превышает свои полномочия. Х.Вольф стремился создать «популярную философию», предназна­ченную для широкой общественности.

Готхольд Лессинг (1729 — 1781 гг.) — философ, драматург и искусствовед. Этот немецкий просветитель внес большой вклад в осмысление места и роли искусства в общественной жизни, рас­крытию его взаимоотношений с философией. Лессинг активно содействовал становлению и развитию театральной жизни в Гер­мании того времени. Он был участником влиятельного литера­турного движения «Буря и натиск» периода 70-х — 80-х годов XVIII столетия. Это движение носило антифеодальный характер и исповедовало гуманистический пафос эпохи Просвещения. В трактате «Лаокоон» Лессинг подчеркивал, что сценическое ис­кусство является способом самовыражения человека посредством подражания окружающей природе. Искусство призвано прояв­лять повышенный интерес к проблемам личности и духовному миру человека. Каждый индивид — это ведь целый нераскрытый континент эмоций, чувств и страстей, переживаний и устремле­ний. Лессинг стоял у истоков немецкой классической литерату­ры, а его творчество оказало значительное влияние на развитие европейской художественно-эстетической мысли.

Философ и писатель Иоганн Гердер (1744 — 1803 гг.) большое внимание уделил теме человеческой культуры. По его убежде­нию, история человеческого общества — это процесс созидания культуры и обретения человеком с ее помощью свободы и власти над природой. В своем содержании культура — это язык, орудия труда и техника, нормы морали и нравственности, законы, зна­ния и многое другое. Развитие культуры является ярким и убеди­тельным выражением прогресса общества. История культуры в своей действительности являет собой длительный процесс выхо­да человечества из животного состояния и обретения цивилизо­ванного облика. В своей книге «Идеи к философии истории че­ловечества» Гердер размышлял об истории Земли, зарождении на ней жизни и происхождении человека. Он писал, что великое множество растений появилось на свет и погибло, прежде чем «создалось первое животное образование, и здесь насекомые, птицы, водяные и ночные животные предшествовали более раз­витым созданиям дня и земли, и только затем выступил на Земле венец органического строения — человек, микрокосм».

По сути дела, в изложенном выше тезисе Гердер сформулировал идею развития мира как некоей цепи изменений. Он писал о возник­новении материи по законам космоса, появлении растительного и животного миров, о появлении человека и становлении мира куль­туры. По убеждению Гердера, в человеке изначально был заложен принцип деятельности, т.е. способность к творчеству. В связи с этим его созидательные силы неистощимы и раскрываются в сфере куль­туры. Немецкий мыслитель подчеркивал, что вся история челове­ческого рода является движением к состоянию гуманизма, и в этом состоит подлинная цель истории. Все народы мира как бы сорев­нуются в борьбе за «прекраснейший венок гуманности». Назначе­ние человека — быть подобием Бога на Земле, создавать благо­родное и прекрасное. Рост и укрепление культуры есть основной, по убеждению Гердера, закон истории общества, а главной пружи­ной исторического процесса является живая и многогранная дея­тельность человека.

Подобные идеи развивал также Иоганн Аделунг (1732 — 1806 гг.). Он рассматривал историю человечества как процесс неуклонного развития культуры. Она символизирует собой созидательные силы человека и означает переход от животного состояния к цивилизо­ванной жизни. Прогресс общества непрерывен, он ведет к накоп­лению разума и укреплению нравственных начал в социальном организме.

Идея развития и совершенствования человека как деятельного существа присутствовала также и в творчестве Георга Форстера (1754 — 1794 гг.). В работе «Руководящая нить будущей истории человечества» он подчеркивал, что основным принципом жизни человеческого рода является стремление к самосохранению и про­должению своего существования. В соответствии с этим принци­пом и происходил процесс перехода человечества от животной ди­кости к цивилизации.

Иоганн Гете (1749 — 1832 гг.) среди немецких просветителей был самой яркой и разносторонней личностью. Он соединял в одном ли­це поэта и философа, ботаника и драматурга, публициста и режис­сера, физика, историка и путешественника. Его самое выдающееся драматургическое произведение «Фауст» наполнено глубоким фи­лософским содержанием, пронизано идеей извечной борьбы сил до­бра и зла. Весьма ценными являются также и мысли Гете об органи­ческой связи и взаимодействии всего со всем, неизбежности гибели всего того, что уже отжило свой век. Немецкий мыслитель призна­вался, что основным предметом его страстных и усердных занятий было естествознание, а любимой наукой — ботаника. По выраже­нию русского ученого XX в. В.И.Вернадского, Гете в течение деся­тилетий пытался «охватить всю земную природу» своим энциклопе­дическим умом. Гете был убежден, что ботаника является самым лучшим средством для познания природы и раскрытия ее как един­ства разнообразного, цветущего великолепия. В своем творчестве он активно осваивал диалектический метод познания, детально разра­ботанный позднее Г.Гегелем в немецкой классической философии XIX столетия. Вслед за своими предшественниками И.Гете видел в человеке творческое существо, а в его деятельности — «начало бы­тия». Мыслитель был уверен в том, что в начале человеческой исто­рии было все же не Слово, а. Дело, т.е. творчество, созидание.

Немецкий поэт, философ и эстетик Фридрих Шиллер (1759 — 1805 гг.) большое внимание уделил рассмотрению природы искусства и его места в духовной культуре общества. Его интересовала так­же проблема свободы человека в связи с противоречивым характе­ром развития исторического процесса.

В итальянской философии XVIII века заметный след оставило творчество Джамбаттиста Вико (1688 — 1744 гг.). Его взгляды на ис­торию человечества были близки к ее научному истолкованию. В своем главном произведении «Основания новой науки об общей природе наций» он применил к исследованию общества историко-сравнительный метод, создав теорию исторического круговорота.

С точки зрения Вико, история человечества прошла три стадии, которые выразили прогрессивную логику ее развития. Первая ста­дия — «божественная», или «эпоха богов». Здесь еще нет государст­венных и правовых установлений. Особую роль в таком обществе играют религия и священнослужители. На второй стадии («эпоха героев») возникает институт государства. Оно выражает интересы имущих слоев общества и применяет жесткую силу для защиты их интересов. На третьей стадии истории начинается «эпоха людей». Здесь существуют законы, права и свободы личности, гибко сочета­ются индивидуальные и общие интересы. Вико полагал также, что после стадии расцвета всегда наступает упадок и возврат общества вновь в дикое состояние. Эти идеи итальянского философа предвос­хитили многие теории общественного прогресса, которые возникли позже в Новое время. В них выражалась логика становления про­мышленного (индустриального) типа цивилизации, основанной на применении научного знания, техники и машин.

В США в XVIII веке широко развернулось освободительное! движение за обретение независимости от Англии. 1776-й год озна­меновался принятием Декларации независимости Соединенных Штатов Америки. Идейным стержнем этого документа стали важ­нейшие положения концепции «естественных» прав человека. В Декларации подчеркивалось природное равенство людей, их одина­ковые права на жизнь, свободу и счастье. Общественная мысль США того времени развивалась на фоне становления национальной государственности.

Автором Декларации независимости был Томас Джефферсон (1743 — 1826 гг.). Он являлся острым критиком монархической формы правления и сторонником идеи народного суверенитета. По его убеждению, права и свободы человека естественны и неотчуж­даемы, а государство имеет «договорное» происхождение. Никто из людей не может быть лишен возможности участвовать в управлении государством и общественном контроле за его деятельностью. На­род обладает высшим суверенитетом и поэтому может свергать ту власть, которая попирает его права и свободы. Политическим идеа­лом Джефферсона была демократическая республика фермеров. В ней все должностные лица должны избираться на ограниченный срок и быть подконтрольны обществу.

Демократические идеи и принципы развивал также Томас Пейн (1737 — 1809 гг.). Как и Джефферсон, он был сторонником кон­цепции «естественных» прав человека и выступал за демократиче­скую республику, частную собственность и всеобщее избиратель­ное право.

Консервативные умонастроения в американском обществе выра­зил Александр Гамильтон (1757 — 1804 гг.). Он считал вполне есте­ственным и поэтому неустранимым деление общества на имущие и неимущие социальные слои. Государство призвано защищать преж­де всего частную собственность, а наиболее приемлемой формой правления является конституционная монархия.

Философия эпохи Просвещения оказала значительное влияние на общественную мысль и духовную культуру человечества. Она способствовала зарождению новых философских течений, учений и школ. В ней в большой степени проявилась функция социальной критики, ориентация философского знания на осмысление острых проблем и противоречий общественной жизни. И.Кант сравнивал эпоху Просвещения с состоянием совершеннолетия человека, когда уже появляется «мужество пользоваться собственным рассудком», умение мыслить здраво, свободно и критически. Дух свободы и творчества человека стал определяющим в передовой культуре Но­вого времени.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ КОНТРОЛЯ

1. В чем заключается сущность просветительства как течения общественной мысли?

2. Какие философские идеи и представления являлись ключевыми в учениях мыслителей данного исторического времени?

3. Что было характерным для философского осмысления сущности и природы человека в эпоху Просвещения?

4. Каким представлялся для просветителей путь к счастью и благо­получию людей? Что ими предлагалось сделать для этого?

5. Что вы знаете об искусстве и художественной литературе эпохи Просвещения? Назовите соответствующие произведения.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ

1. Волгин В.П. Развитие общественной мысли во Франции в XVIII ве­ке. — М.: Наука, 1977.

2. Кузнецов В.Н. Французский материализм XVIII века. —М.: Мысль, 1981.

3. Кузнецов В.Н., Мееровский Б.В., Грязное А.Ф. Западноевропейская философия XVIII века: Учеб пособие для студентов филос. фак. ун­тов. — М.: Высшая школа, 1986.

4. Ламетри Ж. О. Сочинения/ Общ. ред., предисл. и примеч. В.М.Богуславского. —М.: Мысль, 1976.

5. Нарский И. С. Западноевропейская философия XVIII в. — М.: Выс­шая школа, 1974.

6. Плеханов Г. В. К вопросу о развитии монистического взгляда на ис­торию// Избранные философские произведения. — М., 1956. — Т.1. — С. 509 —522.

7. Руссо Ж.-Ж. Избранное. —М.: Детская литература, 1976.

8. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения/ Редколл.: И. Т.Фролов и др.; Сост. П.С.Гуревич. — М.: Политиздат, 1991.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.039 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь