Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ВОЗНИКНОВЕНИЕ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИКИ. ТВОРЧЕСТВО И.КАНТА



Немецкую классическую философию принято считать верши­ной в развитии европейской философской мысли Нового време­ни. В ней оказались наиболее полно представленными важней­шие типы философствования — материализм и идеализм; полу­чили всестороннее развитие все области философского знания: учение о бытии, теория познания, диалектика, антропология, со­циальная философия и культурология, этика. Немецкая классика дала миру философии не только гигантов мысли (И.Кант, Г.Гегель, Л.Фейербах, ), но и активно повлияла на последующее развитие мировой философской мысли. Развитие философии на немецкой почве обрело ряд существенных признаков науки — четкое определение предмета своего исследования, строгость ме­тода, обращение к конкретным фактам, логичность и точность рассуждений, разветвленность понятийного аппарата.

Классическая философия Германии возникла в конце XVIII века под непосредственным влиянием Великой французской революции, а ее расцвет пришелся на первую треть следующего столетия. Она зародилась тогда, когда феодализм на немецкой земле экономически был уже надломлен, а политически еще не был побежден. Германия того времени оставалась слабой страной, раздробленной почти на 300 небольших государств. Поэтому революции политической и со­циальной здесь предшествовала революция духовная, прежде всего в сфере литературы и философии. Германия на разломе двух веков была, по определению Ф.Энгельса, «страной поэтов и мыслителей» (Гете, Шиллер, Гердер и др.). Философские учения в Германии име­ли возможность опираться на передовые идеи французских просве­тителей и других прогрессивных мыслителей Нового времени. Ха­рактер общества того времени придал немецкой классике специфи­ческий характер, что проявилось в основном в следующих ее чертах.

Во-первых, немецкая классическая философия явно тяготеет не к исследованию «земли» (природы), а к познанию «неба», т.е. сферы Духа в различных его проявлениях. Она явилась (за ис­ключением творчества Л.Фейербаха) расцветом философского идеализма, как объективного (Ф.Шеллинг, Г.Гегель), так и субъективного (И.Кант, И.Фихте). Немецкие философы искусно владели, по выражению их соотечественника, поэта XIX в. Г.Гейне, «воздушным царством мечты».

Во-вторых, в ней систематически обоснована философская идея развития, которая была применена к исследованию духа, общества и процесса познания. Принцип историзма стал одним из ведущих в творчестве немецких мыслителей этого периода.

В-третьих, сама философия в эту эпоху стала рассматриваться как строгая и доказательная система знания, имеющая свой метод и понятийный аппарат, т.е. как наука. Философское знание воспри­нималось в качестве «критической совести» духовной культуры эпо­хи, ее теоретического ядра.

В-четвертых, в немецкой классике подчеркивалось (учения И.Канта, Л.Фейербаха) особое значение знаний о человеке в струк­туре философии. Антропология здесь выделяется в особую область философского знания, определяется ее предметное поле. Было отме­чено, что человек — это высший предмет философии, особого рода ценность и цель общества.

В-пятых, немецкая классическая философия разрабатывала и подчеркивала принцип деятельности и свободы, характеризующий природу человека как существа активного и творящего. Человек — это созидатель мира культуры, продукт собственной деятельности. Ему присущи высокие духовные качества и способности.

На формирование классической философии непосредственно по­влияло творчество ряда немецких просветителей, великих мыслите­лей и пророков своего времени. Назовем некоторых из них и кратко раскроем важнейшие идеи их творчества.

Иоганн Гете был великим поэтом и философом своего време­ни, ученым-энциклопедистом. От Гете идет характерная черта немецкой классической философии — широкий и всесторонний (энциклопедичный) охват исследуемой действительности, сис­темное ее восприятие. По его убеждению, без опоры на естество­знание философия останется всего лишь праздным пустословием. Гете подчеркивал, что истина о мире как единстве разнообразно­го открылась ему благодаря самой трудной науке — науке о цве­тах (ботаника). Мыслитель подчеркивал, что природа в своей «свободной игре» очень мало заботится о перегородках и грани­цах. Последние создаются в основном людьми с ограниченным кругозором. Вся природа пребывает в неустанном движении и развитии, порождая из себя все новые и новые образы. Она «вечно творит и вечно разрушает», а тайны ее «мастерской» нам недоступны, писал Гете. Жизнь есть лучшее «изобретение» при­роды, а смерть — это всего лишь средство для новой жизни. Че­ловек окружен и охвачен природой, и не может выйти из нее. Связь природы и человека органична: «все люди в ней, и она во всех». Все в ней необходимо, и люди повинуются ее законам даже тогда, когда противоречат им в своих действиях.

Иоганн Гердер развивал идею о том, что род человеческий включен в общую логику существования мирового космоса и за­кономерно эволюционирует в сторону все большего совершенства. Он попытался проследить историю Земли и возникновение на ней различных форм жизни, начиная с самых простейших. Природный мир как бы пронизан неким творческим импульсом, который при­дает жизни непрерывное усложнение и совершенствование. По оп­ределению Гердера, человек есть «наивысшая возможность» всего земного устройства. Будучи существом разумным и деятельным, он обладает также и гуманностью, способностью к состраданию и помощи другим людям. В своей действительности история челове­ческого рода представляет собой накопление потенциала гуманиз­ма и свободы. Важным моментом истории человечества явилось формирование духовной культуры в различных ее формах: языка, мифологии и религии, науки, права. В основе прогресса общества лежат изобретения выдающихся людей, которые являются «истин­ными героями» человечества.

Фридрих Шиллер, великий немецкий поэт и драматург, историк и философ воспринимал развитие социального мира как противоре­чивый и даже трагический процесс. Общественная жизнь наполнена острым столкновением сил Добра и Зла, нравственного и безнравст­венного. Человек — это существо духовное и цельное, и ему прису­ще стремление к полноте своего существования, к раскрытию всех своих сущностных сил (задатков и способностей).

Основателем немецкой классической философии считается Иманнуил Кант (1724 — 1804 гг.), «первый философ» Германии начала XIX века. Он родился в Кенигсберге, окончил философ­ский факультет и работал домашним учителем, а позже — про­фессором университета в этом городе. Важнейшие работы Канта — «Всеобщая естественная история и теория неба», «Критика чис­того разума», «Критика практического разума». Более всего не­мецкого философа интересовали, по его признанию, «звездное небо надо мной» и «моральный закон во мне». Этот интерес обусловил наличие в творчестве Канта двух основных блоков: тео­рии познания, а также учения о морали и нравственности. Наря­ду с этим, немецкий мыслитель занимался и проблемами естест­венных наук. Лейтмотивом всей философии Канта являются три его знаменитые вопроса: «Что я могу знать? », «Что я должен де­лать? » и «На что я могу надеяться? »

В творчестве И.Канта принято выделять два периода. Первый («докритический») — до начала 70-х гг. XVIII века, когда ученый обращался к философским проблемам естествознания. В это время он разработал гипотезу о возникновении Солнечной системы из ог­ромного облака разреженных в пространстве частиц материи («туманной массы») и о развитии мира в последующем в соответст­вии с основными законами механики. Кант размышлял о роли при­ливов и отливов в истории Земли и показал, что под их воздействи­ем замедляется суточное вращение планеты. Немецкий мыслитель развивал далее учение Декарта и Галилея о движении и покое. Ему принадлежит идея классификации видов животных по их происхож­дению, тезис о естественном происхождении человеческих рас. Тем самым Кант проводил мысль о развитии мира, о том, что планета Земля ранее имела совершенно иной облик, нежели сейчас.

Второй период в творчестве И.Канта называется «критическим». Это связано с тем, что здесь философ сделал предметом своего при­стального и критического исследования человеческий разум, его структуру и познавательные возможности. Кант раскрывал природу человеческого знания и его источники, используя так называемые «трансценденталии», т.е. отвлеченные от действительности логиче­ские понятия. В рамках этого периода он разработал также учение о морали и нравственности. Теория познания, в понимании Канта, — это последовательное размышление над вопросом о том, при каких условиях возможно действительное познание и каковы его границы. В качестве образца достоверного знания он брал ньютоновское ес­тествознание и математику. Немецкий философ исходил из тезиса о том, что существует независимый от человека и его сознания мир вещей («вещи в себе»). Процесс познания начинается с того, что эти вещи действуют на органы чувств и вызывают у человека ощущения. На базе ощущений формируются понятия и суждения рассудка, а также идеи разума. Однако теоретическое знание, воплощенное в математике и естествознании, еще не несет в себе достоверных сведений о предметах. Математика и естествознание содержат в себе знания лишь о внешних сторонах и отношениях между вещами, или явлениях. В связи с этим «вещи в себе» остаются за пределами подлинного теоретического познания и не превращаются в «вещи для нас» (познанные, раскрытые).

Исследуя природу знания, Кант подчеркивал, что оно всегда выражается в форме суждений, которые в свою очередь бывают аналитическими и синтетическими. Первые из них не прибавляют новых знаний о предметах, а вторые способствуют получению та­кого знания. Синтетические суждения бывают апостериорными (зависящими от чувственного опыта) и априорными (не зависящими от такого опыта). По Канту, теоретическое знание основано на ап­риорных суждениях, существующих в сознании человека как до-опытные (врожденные) формы созерцания вещей, например, поня­тие о пространстве и времени.

Названные виды суждений соответствуют трем основным по­знавательным способностям человека: чувственности, рассудку («практический разум») и разуму. Чувственность означает способ­ность ощущать вещи; рассудок — способность к простым поняти­ям и суждениям о вещах; разум же — это способность к умозаклю­чениям и идеям (высшим понятиям). С помощью чувственности появляются первичные сведения о «вещах в себе». Так осуществляется созерцание мира, формирование ощущений и представлений о пространстве и времени как важнейших формах бытия, «схва­тывание» внешних связей между ними. С помощью же рассудка и априорных (доопытных) понятий эти сведения организуются и об­рабатываются в форме различных понятий и категорий. Это уже есть рассуждение о мире, составление суждений в определенной независимости от чувственных впечатлений и восприятий. Рассу­док соединяет эти представления в единое целое. Он использует категории («чистые понятия»), с помощью которых происходит синтез (соединение) и обобщение чувственного материала. Особую роль в этой деятельности играют такие понятия, как количество и качество, единство, причинность, необходимость и т.д. — всего их двенадцать. Они представляют собой некие логические формы, в которых воплощается опыт познания, его наиболее существенные моменты. Следовательно, с помощью априорных понятий рассу­док осуществляет важную часть мыслительной деятельности чело­века. По мнению Канта, на этом основано математическое и естественнонаучное знание.

Положительной стороной учения Канта о чувственности и рас­судке является раскрытие органичной связи между ощущениями и категориями рассудка. Ощущения без категорий «слепы», а логи­ческие категории без ощущений «пусты». Рассудок как бы конструирует игрой ума реальные связи между вещами, хотя на самом деле эти связи объективно существуют и они лишь выводятся («извлекаются») в ходе их познания человеком.

Особое место в своей теории познания Кант отводил человече­скому разуму. По мнению философа, разум — это способность к умозаключениям, высшее знание о мире, которое представлено в форме идей. По Канту, разум порождает из себя три основные идеи: души (психические процессы), мира (причинно-следственные связи) и Бога (причина всех причин). Все это есть глобальные, широко­масштабные понятия, с помощью которых разум стремится объять («схватить») весь мир как единое и бесконечное целое. В этом и со­стоит его сверхзадача, призвание и судьба. Но в этом одновременно скрывается и великая драма человеческого разума.

Дело в том, что в ходе решения этой сложной задачи возникают так называемые антиномии, т.е. напряженные противоречивые со­стояния разума. Например, попытка дать теоретический ответ на вопрос о том, что такое мир, неизбежно приводит к противополож­ным ответам на этот вопрос. Можно, например, утверждать, что мир не имеет начала во времени и границ в пространстве. Но ведь с такой же уверенностью можно утверждать и прямо противополож­ное. Можно доказывать бытие Бога и можно ставить это под сомне­ние (вообще, Бог является, по мнению Канта, предметом религиоз­ной веры а не науки). Можно утверждать, что человек обладает сво­бодой, а можно доказать и ее отсутствие. И т.д. и т.п. Всего философ называл четыре группы антиномий, которые иллюстрируют спор разума с самим собой

Рассуждая обо всем этом, Кант сделал вывод о слабости чело­веческого разума и всегда противоречивом его состоянии, за кото­рым наступают неизвестность, хаос и неустойчивость. Следова­тельно, «вещи в себе» можно познать лишь в рамках чувственности и рассудка, а за пределами этих ступеней познания они остаются для человека «вещами в себе». Такой результат порожден непо­мерными притязаниями «самоуверенного» разума. Полагая такое, Кант тем самым делал уступку агностицизму. По его собственному признанию, он ограничил знание, чтобы уступить место вере С другой стороны, немецкий философ обратил внимание на проти­воречивость рационального познания мира, которое упорно стре­мится «схватить» противоречивость самого мира и выразить этот факт в системе логических понятий и суждений. В этом смысле слабость разума является как бы обратной стороной его силы и неисчерпаемой энергии.

Следует отметить, что И.Кант не противопоставлял все ступени познания друг другу. Напротив, им признавалась большая роль и чувственного опыта, и интеллектуальной деятельности. «Ни одну из этих способностей, — писал философ, — нельзя предпочесть другой. Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассуд­ка ни один нельзя было бы мыслить. Мысли без созерцания пусты, созерцания без понятий слепы».

В своем учении о морали и нравственности (оно называется «практическим разумом») И.Кант исследовал проблему свободы че­ловека. Он рассматривал человека как существо, способное к само­стоятельному (автономному) поведению и нравственному совершен­ствованию, к выбору альтернатив. Однако свобода, по убеждению философа, должна предполагать не произвол, а самоограничение и уважение к свободе и интересам других членов общества. Человек — это существо нравственное, и его нравственность не может быть вы­ведена (сформирована) извне. Она проистекает априорно изнутри, из его собственной природы. Каждый человек несет в себе нравст­венный закон, который обладает принудительной силой и носит ха­рактер заповеди. Этот закон, единый для всех, Кант назвал катего­рическим императивом и сформулировал его следующим образом: «Поступай так, чтобы правило твоего личного поведения стало пра­вилом поведения для всех». Или же «...поступай так, чтобы исполь­зовать человека всегда как цель и никогда как средство». Этот закон предписывает соблюдать неприкосновенность другого человека: «...другой человек должен быть для тебя1 святым». Категорический императив носит жесткий и обязательный характер и| поэтому «...голос его заставляет даже самого смелого преступника трепетать и смущаться перед его взором» — подчеркивал немецкий философ.

Подлинно нравственное поведение всегда предполагает ограни­чение собственного эгоизма во имя сохранения целостности общест­ва. Уважение к закону должно быть одним из высших чувств чело­века. Свобода на деле это не произвол, а умение добровольно подчиниться нравственному закону и следовать долгу, понятие которого является одним из важнейших в этическом учении Канта. Долг есть сознательное выполнение индивидом установленных в обществе требований, это обязанность. Долг является незыблемой опорой нравственности в любых ситуациях жизни человека, а совесть — внутренним инструментом для самоконтроля. Нравственно лишь то, что соответствует долгу, а не личной выгоде. Подлинная мораль может быть только общечеловеческой (единой для всех), а не узко групповой. Кант подчеркивал, что его идея категорического импе­ратива адресована всем народам и на все времена.

И.Кант развивал также теорию искусства, особо выделяя в нем роль поэтического творчества. По его определению, прекрасное в искусстве — это «незаинтересованное удовольствие», достигаемое созерцанием формы предмета. В своих взглядах на общественную жизнь немецкий философ являлся сторонником мира между наро­дами, обязательного исполнения правовых установлений и властью, и гражданами.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь