Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ИСТОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ



Социальная работа как общественное явление прошла очень длительный исторический путь. Изучение различных эпох покалывает, что общество в каждый конкретный исторический период реализует определенную модель социальной помощи нуждающимся.

Глубинные традиции взаимопомощи и поддержки у людей проявляются в так называемой архетипической модели помощи. Изучение жизни современных аборигенов в дебрях Амазонки дает наглядные примеры взаимовыручки в трудных жизненных ситуациях в условиях первобытнообщинного строя. Защиту от различных опасностей (голод, стихийные бедствия, войны) индивиду обеспечивают его семья, род. Формы помощи, основанные на кровнородственных отношениях, не претерпели существенных из­менений и в настоящее время.

Филантропическая модель помощи зародилась в период Античности, сделавшей высшей ценностью человеческую свободу, основу которой составляла частная собственность. Филантропия связывалась с появлением особых форм поддержки нуждающихся. С превращением античного государства в инструмент господства частных собственников социальная помощь приобретает избирательный характер. Социальная помощь не распространялась на рабов, а только лишь на свободных граждан. Им предо­ставлялась помощь в виде раздачи продовольствия, денежных средств, полученных, как правило, в результате войн. Богатые семейства греческих городов-полисов выделяли их старикам, обездоленным детям, вдовам.

Традиции социальной помощи существовали и в Древнем Риме. Но помощь оказывалась лишь тем, кто был внесен в списки граждан. Для их поддержки были созданы системы пожертвований бедным. Сбором пожертвований занимались специальные общественные посредники (фасилитаторы).

Данные системы борьбы с бедностью стали прообразом современных социальных акций по сбору средств для нуждающихся. Сегодня в качестве филантропов выступают не только предприниматели, но и известные спортсмены, музыканты, художники, которые активно пропагандируют фактом своего участия идеи частной благотворительности при проведении различных соци­альных акций.

В период Средневековья в Европе стало активно развиваться церковно-монастырское попечение. Распространение христиан­ского понимания благотворительности как богоугодного дела ста­ло альтернативой сложившемуся в Античности избирательному подходу к социальной помощи. Согласно христианским догматам, милосердие и сострадание, активная поддержка должны оказы­ваться всем без исключения страждущим и нуждающимся людям. Деятельность церкви осуществлялась через монастыри, высту­павшие в качестве благотворительных организаций. При мона­стырях орденов доминиканцев, иезуитов, тамплиеров, францисканцев существовали больницы и богадельни для нищих и убогих, дома призрения для одиноких стариков, благотворительные школы, где дети из бедных семей обучались грамоте по Библии. В этих учреждениях закладывались основы медицинской помощи и просветительской деятельности для всех нуждающихся. Христианские идеи милосердия, заботы о больных и немощных нашли широкое распространение не только в поведенческих установках, но и на уровне обыденного сознания людей, со временем они приобрели форму определенных традиций. И сегодня те же идеи христианского милосердия часто объединяют религиозные и добровольческие организации во многих странах для благотворительной деятельности и решения проблем отдельных людей и территорий.

Наряду с религиозной благотворительностью в Средние века в Европе начинает развиваться и светская благотворительность, которая во многом была вызвана идеями гуманизма. Культурное движение, вошедшее в историю под названием «гуманизм», возникло во Флоренции в XIV в., когда она стала экономическим центром Италии. Через два столетия гуманизм распространился в Германии, Франции и других европейских странах. Сторонники данного подхода полагали, что в каждом человеке заложены безграничные возможности, развитие которых составляет смысл его жизни. Гуманисты создали новое мировоззрение, сущностью которого стало признание человека наивысшей ценностью.

Распространению модели общественной благотворительности способствовали также идеи Просвещения, которое появилось как европейское идейное течение в XVII—XVIII вв. Система взглядов просветителей (Дж.Локк, Т.Гоббс, Ж.Ж.Руссо, Ш.Монтескье, Вольтер и Т. Джефферсон) существенно поменяли представления о роли искусства, философии и политики. Согласно их представ­лениям, общество должно находиться в гармонии как с окружающим миром, так и с человеческой природой. Средством достижения такой гармонии просветители считали образование, которое должно было положить конец невежеству, являвшемуся, по их мнению, главной причиной социальных бедствий. Эти идеи нашли свое выражение в создании учебно-воспитательных, социальных благотворительных учреждений, основанных на принципах человеколюбия. Они существовали за счет частных пожертвований, обширной филантропической деятельности. Тогда перед государством еще не стояла задача оказания систематической помощи нуждающимся. Поэтому частная благотворительность оставалась основной формой социальной помощи.

В начале XIX в. в странах Европы и Америки началась промышленная революция, которая резко обострила социальные проблемы. Деятельность благотворительных организаций не могла снизить рост безработицы, нищеты и преступности среди населения. Становилось все более очевидным, что невмешательство государства в решение социальных проблем чревато самыми серьезными последствиями. В различных странах начинают создаваться национальные программы локализации социальных патологий. Так, в Англии оформляются закрытая (в специализирован­ных учреждениях) и открытая (на дому) системы помощи. В ряде стран появляются первые школы профессиональной подготовки добровольных благотворителей. Активно развивается государственная благотворительность, которая проявляется в разработке социального законодательства, введении налогов и страхования, развитии системы образования и воспитания, проведении мероприятий по предупреждению профессионального нищенства. В истории социальной работы эта модель помощи нуждающимся получила название модели социального обеспечения. Особым ее достижением стала разработка для проблемных групп населения особых социальных программ: в области здравоохранения, обра­зования, профилактики правонарушений. Система социального обеспечения в ряде стран стала развиваться в виде агентств, организуемых и финансируемых местными властями. Однако в данной модели государственная помощь не носила систематическо­го характера, кроме того, в ней отсутствовали единые подходы к организации социальной благотворительности.

Сочетание частных и общественных инициатив при государственном законодательном регулировании социальной помощи и поддержки нуждающихся в истории социальной работы можно назвать моделью общественного призрения. Ведущая роль в ней принадлежит благотворительным обществам и организациям, ко­торые находятся под законодательным контролем государства. Общественное призрение включает в себя не только поддержку разных групп нуждающихся людей, но и меры по интеграции женщин в различные сферы общественной деятельности, мероприятия по борьбе с безработицей, профессиональное обеспечение инвалидов, перевоспитание малолетних преступников, противодействие социальным болезням. Для данной модели характерны децентрализация финансовой политики, отсутствие единых подходов к социальному обеспечению нуждающихся, периодичес­кий характер социальной деятельности [2].

Таким образом, допрофессиональный этап социальной деятельности характеризуется разнообразными формами оказания помо­щи на основе самоорганизации различных общественных сил. Накопление богатого эмпирического опыта в этой области способ­ствовало возникновению на рубеже XIX—XX вв. института про­фессиональной социальной работы. Главным гарантом социальной защищенности становится государство. Организации обществен­ного призрения трансформируются в комплексную систему госу­дарственной, общественной и частной благотворительности.

Взгляды представителей позитивизма и либерализма в конце XIX — начале XX в. в США и странах Западной Европы спо­собствовали формированию идеологии ответственности государ­ства перед личностью. Экономический прогресс, которым было отмечено развитие стран Запада в XIX в., сопровождался небыва­лым обострением социальных проблем, делавших необходимым со­здание профессиональной помощи нуждающимся. Главным гаран­том социальной защищенности становится государство, что не сни­жает значение неорганизованной благотворительности и филантропии.

Во многих европейских государствах (Великобритания, Германия, Нидерланды, Швеция, Франция), а также в США и Канаде на рубеже XX в. появляется профессиональная форма социальной работы. Главной ее целью становится борьба с бедностью. Официальное признание социальной работы как профессии было свя­зано с появлением профессиональных школ по подготовке соци­альных работников. В США эту профессиональную деятельность стали называть социальной работой, а в странах Европы — соци­альной медициной.

Уже перед Второй мировой войной социальная работа вошла в повседневную жизнь многих стран в связи с созданием различных социальных служб, которые стали формироваться как опре­деленный сектор права, экономики и общественных связей. По­явление модели социальных служб обусловлено общественной потребностью в данных учреждениях, наличием профессионально подготовленных социальных работников и богатой исторической практикой оказания различных видов социальной помощи проблемным группам населения.

Для сети социальных служб общими стали следующие принципы деятельности:

■ всестороннее развитие «человеческого потенциала»;

■ изучение нужд и потребностей всех групп населения;

■ содействие институциональным процессам для дальней­ших социальных изменений;

■ активность населения в решении своих проблем через участие в социальных проектах.

Социальная работа стала разворачиваться в различных сферах жизнедеятельности, включая школы, образование, здравоохране­ние, армию, досуг и т.д.

В 1960-е гг. появился новый подход к пониманию социальной работы — как непосредственного взаимодействия (интреакции) социального работника и клиента. Это привело к постепенному стиранию стереотипа клиента как объекта действия. Клиент стал рассматриваться как равноправный участник изменений. Социальные работники стали концентрировать свое внимание на жизненных проблемах клиентов. Эти проблемы объединяются в три вида:

1)проблемы, которые обусловлены задачами переходных периодов жизненных циклов,

2)проблемы негативного влияния социальной и природной среды,

3)проблемы, вызванные межличностными отношениями, нарушающими нормальное функционирование семьи как малой соци­альной группы.

Начало XXI в. связывают с периодом интернационализации социальной работы. Сегодня сформированы национальные школы социальной работы и национальные модели помощи и защиты, которые разворачиваются на основе единой профессиональной идеологии. Ее целью является деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам и общинам для восстановления и усиления их способности к социальному функционированию и созданию условий, способствующих реализации этой цели. Она призвана содействовать приспособлению индивидов и групп к достойной жизнедеятельности в правовом социуме. Как и любая другая профессия, социальная работа представляет собой сообще­ство специалистов, получающих за свой труд материальное воз­награждение.

Модель социальных служб в опыте зарубежных стран постепенно трансформируется. Это связано с сокращением государственных расходов на социальные нужды, с приватизацией социальных служб, децентрализацией социального обслуживания. Эти процессы дополняются активным внедрением рыночных механизмов, расширением спектра платных социальных услуг и ориентацией на разветвленную систему социального сервиса. Так, в США и Канаде государственные службы в основном занимаются оказанием финансовой помощи нуждающимся и малообеспеченным гражданам. Большую часть социальных услуг предоставляют социальные службы общественных и добровольческих организаций, а также частные агентства. Социальные работники работают в так называемых мультидисциплинарных командах. Работа в них предполагает вовлечение специалистов различного профиля (социальных работников, врачей, юристов, психологов, представителей органов) для решения проблем клиентов, повышения их жизненного уровня, социализации, реабилитации.

В скандинавских странах социальная работа рассматривается как деятельность по оказанию помощи инвалидам, семьям, группам риска в реализации их социальных прав и компенсации физических, психических, интеллектуальных или иных недостатков. В частности, для Швеции характерна психологическая структурная социальная работа, направленная на достижение «индивидуальных и общественных изменений». Важную роль играет соци­ально-педагогическая практика. Это связано с тем, что в процессе социализации у подрастающего поколения могут формироваться негативные качества, приводящие к различным патологиям (наркомания, игромания, алкоголизм). Специализированные социальные службы призваны скорректировать негативные процессы, параллельно осуществляя функции социального контроля. Охраной социальных прав граждан занимаются административные областные суды. Основная обязанность по социальному обслужи­ванию граждан возложена на муниципалитеты.

Спектр действий социальной работы включает в себя не только различные мероприятия социальной политики, но и различные формы помощи на индивидуально-личностном уровне. Практическая помощь нуждающимся лицам включает в себя различные и иды консультирования, групповую социальную работу, социальную терапию, управление социальными службами и агентства­ми. Социальные работники решают разноплановые проблемы в различных сферах жизнедеятельности. Они могут заниматься административной работой и социальным планированием, поиском финансовых ресурсов для осуществления социальных акций и проектов. Многообразие направлений в социальной работе отра­жает спектр существующих проблем и путей их возможного ре­шения совместными усилиями государства, общества и институ­тами социальной работы.

В зависимости от того, какие цели и задачи стоят перед социальной работой, выделяют:

■ патерналистскую модель социальной работы (преоблада­ние государственных форм поддержки);

■ либеральную модель социальной работы (преобладание общественных инициатив).

Так, социальная работа в Великобритании осуществляется в основном государственными, а в США — негосударственными социальными агентствами.

Частная практика через патентованные формы социальной работы становится в разных странах мира важной альтернативой деятельности государственных социальных служб. В частном сек­торе социальные работники нанимаются на работу не агентства­ми, а самими клиентами. Такие работники сами устанавливают и финансируют свои услуги и предоставляют тот же спектр услуг, что и государственные социальные службы.

Частнопрактикующие социальные работники всегда были включены в число наиболее высокооплачиваемых профессиона­лов клинической (практической) социальной работы. Они не за­гружены административными и контролирующими обязанностя­ми, что делает их услуги для клиентов более привлекательными. В США более 25% социальных работников занимаются частной практикой. Она стала самым быстро растущим сектором социаль­ной работы, потому что приносит профессиональное признание и предоставляет возможности для улучшения финансового положения. В практической деятельности социальные работники должны руководствоваться следующими правилами.

■ Работники определяют, кто будет их клиентами.

■ Они нанимаются своими клиентами и несут ответствен­ность перед ними.

■ Сами устанавливают и применяют на практике собствен­ный метод лечения или вмешательства.

■ Используют в большей степени профессиональные, не­жели бюрократические, нормы для определения методов работы.

■ Получают плату за услуги непосредственно от клиентов или от финансовых агентств своих клиентов.

■ Придерживаются стандартов, этики и ценностей социаль­ной работы.

■ Несут ответственность как профессиональные социаль­ные работники [9. — С. 402—403].

Фундаментальный вопрос социальной работы, который актив­но обсуждается в западных странах: чьи интересы должен защи­щать социальный работник — государства, налогоплательщиков (работающего населения) или клиентов социальных служб? — ос­тается открытым.

Вопросы и задания

1.Раскройте особенности филантропической деятельности.

2.Сравните истоки светской и религиозной благотворитель­ности.

3.В чем своеобразие модели общественного призрения?

4.Каковы причины появления профессиональной социальной

работы?

5. Охарактеризуйте модели социальных служб.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-10-24; Просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь