Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Закон и этические нормы Библии



Исследование Книги пророка Малахии

Автор: Гордон Хьюгенбергер

Материал подготовил Брайан Крейг

 

За последние сорок лет общественные ожидания и представления о браке претерпели значительные изменения. Выросло число людей, особенно в западном полушарии, которые больше не расматривают брак как обязательство, которое должно длиться всю жизнь. Все больше людей — мужчин и женщин — предпочитают жить гражданским браком. Другие рассматривают брак как договор между двумя людьми на контрактной основе, который можно расторгнуть в случае, если условия контракта не соблюдаются.

Христиане всегда считали, что брак — это больше, чем контракт. Основываясь на том, что говорится в Писаниях, они последовательно отстаивают представление о браке не как о контракте, а как о завете, согласно которому муж и жена торжественно обещают любить и оказывать поддержку друг другу. Они также обещают хранить верность своему брачному союзу, который, по их глубокому убеждению, освящен и защищен свыше.

Однако, несмотря на то, что тема брака в Ветхом и Новом Заветах неоднократно исследовалась и получила широкое освещение, среди исследователей Библии все еще нет единого мнения относительно того, можно ли с полным правом отнести понятие «обета» к нашему пониманию природы брака в Писаниях. По этому вопросу мнения сильно расходятся и он так и остается нерешенным окончательно. И это не удивительно, поскольку употребление слова «обет», или «завет» в Библии очень неоднозначно.

Книга Хьюгенбергера «Брак как форма завета» — еще одно глубокое академическое исследование этого вопроса, основанное на Книге пророка Малахии. Хьюгенберг говорит, что последняя книга Ветхого Завета традиционно рассматривается как главный источник всех разногласий по поводу брака как «завета» (Мал. 2: 14) [в англ. переводе последняя строчка этого стиха звучит: «Твоя жена согласно завету»], и что этот завет не следует смешивать или приравнивать к «завету наших отцов», заключенному с домом Израилевым. Ясно, что слово «завет», используемое у Малахии, на самом деле подразумевает брачные отношения.

Хьюгенберг, который преподает Ветхий Завет в Богословской академии имени Гордона в Корнуэлле, доходчиво и с большой компетентностью отстаивает свой тезис о том, что брак представлял собой форму завета. Он ссылается на мнение широкого круга исследователей Книги пророка Малахии, подробно останавливается на грамматических формах древнееврейского языка, используемых в текстах, а также в качестве дополнительной информации предлагает концепцию завета и брака в ближневосточной культуре того времени. Главной целью этой книги является подтверждение того факта, что Малахия был одним из нескольких библейских авторов, включая Иезекииля (см. Иез. 16: 8) и Соломона (см. Притч. 2: 17), которые недвусмысленно определяли брак как форму завета, что, в принципе, не противоречит другим библейским текстам, даже если в них прямо не употребляется слово «завет».

Хьюгенберг представляет три причины, по которым он предпринял это исследование. Во-первых, оно предлагает новые решения некоторых затруднений, встречающихся в понимании библейской этики и практики брачных отношений, таких, как, например, юридический статус добрачных половых связей, а также законные основания для расторжения брака. Во-вторых, его труд помогает разобраться в разногласиях, существующих по некоторым принципиальным вопросам. К ним относятся статус брачных партнеров, а также вопрос о том, чем скрепляется брачный завет, и какие основания могут считаться достаточными для расторжения брачного завета. В-третьих, автор полагает, что выдвигаемое предположение, согласно которому «по своей природе брак в Ветхом Завете является формой завета» нуждается в более глубоком изучении. Хьюгенберг отмечает, что другие исследователи также выдвигают заслуживающие внимания аргументы против того, чтобы рассматривать брак как форму завета. Они утверждают, что слово «завет» не является синонимом слова «отношения»; что при заключении брака отсутствует клятва, которая, согласно Писаниям, является обязательным условием при вступлении в отношения завета; что прелюбодеяние нигде не упоминается как нарушение клятвы; и что слово «завет» никогда не употребляется в Новом Завете в смысле брачных отношений. Более того, те, кто не согласен с представлением о браке как о форме завета, указывают на то, что в Мал. 2: 14 завет заключается не между мужем и женой, а между мужем и отцом невесты, а также, что развод по причине ненависти (ст. 16) — это не расторжение брака, но выход Бога из завета с домом Израилевым. По мнению автора, эти аргументы требуют дальнейшего изучения.

Предлагаем вашему вниманию некоторые положения из книги Гордона Хьюгенберга.

Тот факт, что между современными исследователями Ветхого Завета нет единого мнения по вопросу о природе завета, не должно сказываться на нашем понимании брака как формы завета.

На данном этапе исследования этой проблемы достигнуто согласие относительно того, какие элементы составляют понятие «завет». Это «добровольное вступление в отношения под клятвой» (которая «скрепляет завет). Эта клятва указывает на «готовность поддерживать эти отношения и соблюдать взятые на себя обязательства».

Содержание Книги пророка Малахии не дает доводов, достаточных для того, чтобы опровергнуть точку зрения, согласно которой завет, который подразумевается в выражении «законная жена», буквально означает брачный завет между мужем и женой.

Если Мал. 2: 14 буквально означает брачные отношения, тогда Мал. 2: 16 означает буквальный развод, а не символ. Более того, пророк Малахия нигде не говорит о незаконности таких разводов. Скорее, он осуждает развод за его нравственную предосудительность и за то, что он является проявлением неверности или «вероломным поступком» (ср. Мал. 2: 14), и поэтому подлежит Божьему осуждению.

В Мал. 2: 10—16 не содержится поддержки многоженства. На самом деле, эти стихи являются поддержкой практики моногамного брака в период после Вавилонского плена.

Книга пророка Малахии во многих местах перекликается с Торой, и представление о браке на основе Божьего повеления быть «одной плотью» сознательно заимствовано, или, по крайней мере, поддерживается образцовым первым браком между Адамом и Евой (см. Быт. 2: 24). Обозначенная таким образом изначальная цель брака, которая очень напоминает цель завета (т. е. создание союза между людьми, не являющимися родственниками), подтверждается в дальнейшем подбором терминологии, характерной для заключения завета, да и самой сутью повеления мужу, выраженному словами «оставит» и «прилепится». Более того, можно провести четкую параллель между словами «кость от костей моих и плоть от плоти моей» из Быт. 2: 23 и 2 Цар. 5: 1; 3 Цар. 11: 2, в которых эти же слова подтверждают вступление в отношения завета или брака.

Эти выводы, сделанные на основе исследования библейских источников, однозначно указывают на то, что «клятвы, которыми скреплялся завет» и которые подтверждали торжественные обещания, или брачный союз между мужчиной и женщиной, широко использовались для придания этим событиям особой торжественности. В других местах Ветхого Завета представление о браке как об институте, который учрежден Богом и находится под Его защитой, а также утвержден и скреплен обязательствами завета между мужем и женой, подтверждается следующими фактами:

Яхве призывается в «свидетели между» мужем и женой;

Нарушение брака рассматривается как «вероломство» и как нарушение одним из супругов верности завету;

Брачные метафоры в Ос. 2: 18—22; Притч. 2: 17; Иез. 16 и 1 Цар. 18—20 косвенно указывают на то, что брак является заветом;

В Притч. 5: 15—23; Иов 31: 1 и Ос. 4: 14 со всей определенностью подтверждается, что на муже лежит моральная (и юридическая) обязанность соблюдать верность исключительно своей жене.

 

Исследование Хьюгенберга представляет собой убедительное и неоспоримое доказательство того, что брак — это форма завета. Его основательный труд не является легким чтением, но с лихвой окупает усилия, затраченные на то, чтобы его прочитать. Он принесет ощутимую пользу пасторам, богословам, руководителям отделов семейного служения, а также всем, кто занимается вопросами воспитания и семейной жизни.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь