Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Из записных книжек и дневников
Августа Ближе всего к моему методу, очевидно, приближается метод Михаила Михайловича Пришвина. Он, как и я, считает, что «можно прийти с карандашом или кистью, как делают живописцы, и тоже по-своему исследовать природу, добывая не причины явлений, а образы». Он говорит, что «только живопись систематически с давних времен изучает по-своему природу и в художественном смысле делает такие же открытия, как и наука» («Лисий Гон»). Я прихожу не с кистью, а с киноаппаратом, с прибором, более совершенным, и хочу проникнуть в природу с художественной целью, с целью сделать образные открытия, добыть драгоценную правду не на бумаге, а на пленке - путем наблюдений, опытным путем. Это смычка хроники, науки и искусства. Это путь открытий, которые будут доказаны и объяснены позже. Это волнующий радостный путь путешественника в размаскированный мир. Путь правды, а не правдоподобия. Путь прекрасный, но очень трудный. Такой труд дает настоящую радость. Чем труднее, тем радостнее. А без настоящей радости нет и подлинного творчества. Удастся ли мне когда-нибудь объяснить и доказать свое право на такой путь?.. Он - охотник. Охотник за кинокадрами. За кадрами правды. Киноправды. Он не замыкается в кабинете. Уходит из клетки комнаты. Пишет натуры. Наблюдает. Экспериментирует. Ориентируется в незнакомой местности. Принимает мгновенно решения. Маскируется, используя естественные возможности. И в необходимый момент метко стреляет. Киноснайпер. Спокойствие, смелость, хладнокровие, инициатива, само обладание. Никаких канцелярских и прочих процедур. Решение и исполнение одновременно. Он — разведчик. Он — наблюдатель. Он — стрелок. Он — следопыт. Он — исследователь. Но он еще и поэт. Он проникает в жизнь с художественными намерениями. Он извлекает из жизни поэтические образы. Он синтезирует свои наблюдения в своеобразные произведения искусства. Делает художественные открытия. Сливает драгоценные крупинки подлинной правды в песни правды, в поэмы правды, в симфонию объективной действительности. Но всего это нет... Он уже несколько лет не охотится, не исследует, не стреляет... Когда он прицеливается и готов спустить курок, ему говорят: «Отставить! » У него требуют официального разрешения. Он хлопочет о разрешении и иногда получает его. Но за это время птица улетает, зверь убегает. Разрешение ему уже ни к чему. Иногда он неделями и месяцами выслеживает объект для наблюдения, для изучения, для образного исследования. Но ему говорят: дайте сценарий, дайте заранее результат ваших будущих наблюдений в виде литературного и режиссерского описания каждого будущего снимка». Получается невозможное: если иметь заранее результат наблюдений, то не надо производить наблюдений; если иметь заранее результат еще не произведенного эксперимента, то не надо производить эксперимента. (Инсценировать можно, но это уже другая область кинематографии.) Если заранее известен состав какого-нибудь химического соединения, какой-нибудь формулы, то есть если искомое уже найдено, то как же искать найденное, как же открыть уже открытое, как же?.. В том-то и дело, что план действий - это не описание уже произошедших действий, что план сражения, план наблюдений—это не описание уже бывших наблюдений. В каждом сражении участвуют две стороны. Противник не подчиняется вашему плану. У него свой план. Вам надо действовать, учитывая поведение противника.
Апреля Какие условия обеспечат успех? 1. Целое вместо части. 2. Все, кроме скучного. 3. Живые люди, а не футляры. 4. Не шашлык на вертеле, а органическая конструкция, где эпизоды не накалываются, как входящие и исходящие в скоросшиватель, а сливаются в живой организм. 5. Лучше меньше, да лучше. 6. Без слышимого суфлера. 7. Без навязывания зрителю. 8. Учиться у природы. 9. В пределах технических возможностей. 10. В пределах реальных сроков. 11. Не разжевано, но и не затруднено для восприятия. 12. Главное: все свое. Свежая мысль, свежая конструкция, свежий язык, а не обезличенная иллюстрация лозунгов. Человек с киноаппаратом (Зрительная симфония)
Фильм «Человек с киноаппаратом» представляет собой опыт кинопередачи зрительных явлений без помощи надписей (фильм без надписей), без помощи сценария (фильм без сценария), без помощи театра (фильм без актеров и декораций). Эта новая экспериментальная работа киноглаэа направлена к созданию подлинно международного языка кино, к созданию абсолютной кинописи, к полному отделению кинематографа от театра и литературы. С другой стороны, фильм «Человек с киноаппаратом» так же как и «Одиннадцатый» вплотную примыкает к периоду «радиоглаза», который киноглазовцы определяют как новый, высший этап развития неигровой кинематографии. ПЕРВОЕ. Вы попадаете в маленькую, но удивительную страну, где все переживания и поступки людей и даже все явления природы подчинены строгому распорядку и происходят точно в назначенное время. В любую Минуту по приказу может пойти дождь, разыграться гроза или морская буря. Если потребуется - ливень прекратится. Лужи немедленно высохнут. В небе засветит солнце. Можно даже два, три солнца. Хотите - день превратится в ночь. Солнце в луну. Зажгутся звезды. Вместо лета наступят зима. Закружатся снежинки. Замерзнет пруд. На окнах появятся морозные узоры. Вы можете, по желанию, топить или спасать в море корабли. Вызывать пожары и землетрясения. Устраивать войны и революции. Вам подчинены смех и слезы людей. Страсть и ревность. Любовь и ненависть. По составленному вам и строгому расписанию люди дерутся и обнимаются. Женятся и разводятся. Рождаются и умирают. Умирают и оживают. Снова умирают и снова оживают. Или целуются в диафрагму, повторяя это до тех пор, пока режиссер не найдет, что получилось достаточно хорошо. Мы на кинофабрике, где человек с рупором и сценарием дирижирует жизнью бутафорской страны. В ТОР О Е. И вовсе это не дворец, а один только фасад из раскрашенных досок и фанеры. И вовсе это не корабля в море, а кораблики в ванне. Не дождь, а душ. Не снег, а пух. Не луна, а декорация. И вовсе это не жизнь, а игра. Игра в дождь и снег. В дворцы и в кооперацию. В деревню и город, В любовь и смерть. В графов и разбойников. В фининспектора и в гражданскую войну. Игра в «революцию». Игра в «заграницу». Игра в «новый быт» и в «социалистическое строительство». ТРЕТЬЕ. Над этим бутафорским мирком с его ртутными лампами и электрическими солнцами высоко в настоящем небе горит над подлинной жизнью подлинное солнце. Кинофабрика — миниатюрный островок в бушующем жизненном океане. ЧЕТВЕРТОЕ. - Скрещиваются улицы и трамваи. Здания и автобусы. Ноги и улыбки! Руки и рты. Плечи и глаза. Вращаются рули и колеса Карусели и руки шарманщиков. Руки швей и колесо выигрышных лотерей. Руки мотальщиц я туфли велосипедистов. Встречаются мужчины и женщины. Роды и смерти. Разводы и браки. Пощечины и рукопожатия. Шпионы и поэты. Судьи и обвиняемые. Агитаторы и агитируемые. Крестьяне и рабочие. Рабфаковцы и иностранные делегаты Водоворот прикосновений, ударов, объятий, игр, несчастных случаев, физкультуры, танцев, налогов, зрелищ, краж, исходящих и входящих бумаг на фоне всех видов кипучего человеческого труда. Как разобраться обычному, невооруженному глазу в этом зритель ном хаосе бегущей жизни? ПЯТОЕ. Маленький человек, вооруженный киноаппаратом, оставляет бутафорский мирок кинофабрики. Он направляется в жизнь. Жизнь бросает его, как щепку, из стороны в сторону. Он — как утлый челнок в бурном океане. Его то я дело захлестывает бешеное городское движение. На каждом шагу его затирает несущаяся, торопящаяся человеческая толпа. Где бы он ни появился, любопытные тотчас же непроницаемой стеной окружают аппарат, засматривают в объектив, ощупывают и открывают футляры с кассетами. На каждом шагу препятствия и неожиданности. В противоположность кинофабрике, где съемочный аппарат почти неподвижен, где вся «жизнь» направляется в строгом порядке по предписанию, по сценам, по кадрам к объективу киноаппарата, здесь жизнь не ждет и не слушается предписаний кинорежиссера. Тысячи и миллионы людей делают каждый свое дело. Зима сменяется весной. Весна — летом. Гроза, дождь, буря, снег не подчиняются указаниям сценария. Пожары, браки, похороны, юбилеи—все это происходит в свое время и не может быть изменено требованиями календарного плана, выдуманного литератором фильма. Человек с аппаратом должен отказаться от своей обычной неподвижности. Ему приходится проявить максимум наблюдательности, быстроты и ловкости, чтобы поспевать за убегающими жизненными явлениями. ШЕСТОЕ. - Первые шаги человека с аппаратом кончаются неудачами. Неудачи его не смущают. Он упорно учится не отставать от жизни, он становится опытнее. Он свыкается с обстановкой и, переходя в наступление, начинает применять целый ряд специальных приемов (скрытая съемка., съемка врасплох, отвлечение внимания и др.). Он старается снимать незамеченным, снимать так, чтобы, делая свое дело, не мешать в то же время работать другим. СЕДЬМОЕ. Человек с аппаратом шагает в ногу с жизнью. В банк и в клуб. В пивную и в лечебницу. В совет и в домком. В кооператив и в школу. На демонстрацию и на заседание ячейки. Всюду поспевает человек с киноаппаратом. Он присутствует на военных парадах. на съездах, проникает в квартиру рабочего, дежурит у сберкассы, посещает диспансер и вокзалы, осматривает пристани и аэродромы, путешествует, сменяя в течение недели автомобиль на крышу поезда, поезд—на аэроплан, аэроплан — на глиссер, глиссер на подводную лодку, подводную лодку — на крейсер, крейсер- на гидроплан и т. д. и т.д. ВОСЬМОЕ. В процессе наблюдения и съемки постепенно проявляется жизненный хаос. Все не случайно. Все закономерно и объяснимо. Каждый крестьянин с сеялкой, каждый рабочий за станком, каждый рабфаковец за книгой, каждый инженер за чертежом, каждый пионер, выступающий на собрании в клубе, все они делают одно и то же нужное, великое дело. Все это — и вновь построенная фабрика, и усовершенствованный рабочий станок, и новая общественная столовая, и открытые деревенские ясли, и хорошо сданный экзамен, новая мостовая, новое шоссе, новый трамвай, новый мост, отремонтированный к сроку паровоз — все имеет свой смысл, все это—большие и маленькие победы в борьбе нового со старым, в борьбе Революции с контрреволюцией, в борьбе кооператива с частником, пивной, физкультуры- с развратом, диспансера—с болезнями. Все это завоеванная позиция в борьбе за строительство Страны Советов, в борьбе с неверием в социалистическое строительство. Киноаппарат присутствует при величайшем сражении между миром капиталистов, и спекулянтов, фабрикантов и помещиков и миром рабочих, крестьян и колониальных рабов. Киноаппарат присутствует при решительном бое между единственной в мире Страной Советов и всеми остальными буржуазными странами. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы