Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Виктор Шкловский. За 60 лет. М., 1985г.
Всеволод Илларионович Пудовкин (28. 02.1893- 30.09.1953) Режиссер, актер, сценарист, художник
В 1922 поступил в мастерскую Л.Кулешова, где изучал киноискусство. Учение Пудовкина закончилось в 1925, когда мастерская распалась. Три года работал Пудовкин в группе Кулешова, выполняя самые разные задания: писал сценарии, рисовал эскизы, строил декорации, играл маленькие и большие актерские роли, выполнял административные поручения, ставил отдельные сцены и монтировал фильмы. Снимался в небольших ролях в своих и чужих фильмах — например, в «Иване Грозном» Эйзенштейна сыграл юродивого. Пудовкин один из первых теоретиков кино. В его теоретических трудах (более 200 опубликованных работ) нашли отражение главные проблемы киноискусства: определение специфики кино, теория монтажа (сравнивал различные виды монтажа в игровом и документальном кинематографе), работа с типажом и актером по системе К.Станиславского, режиссура, проблема звука в кино, реализм и натурализм в кино.Свою методологию монтажа и работы с актером он создал во время съемок трилогии немых фильмов: «Мать», «Конец Санкт-Петербурга» и «Потомок Чингисхана». Так родилась уникальная кинопоэтика Пудовкина, принципиально непохожая на поэтику киношколы Кулешова или на работы Эйзенштейна. Его монтаж действительно плавен, спокоен, и красота пронизывает его кадры вне зависимости от фактуры, пусть и неэстетичной и убогой. Его фильм «Мать» считается одним из шедевров мирового кинематографа, где Пудовкин талантливо воспользовался крупными планами. Вместе с оператором Анатолием Головней Пудовкин ищет композицию и освещение каждого кадра и пробует необычные ракурсы. Каждый портрет становится выразителен и реалистичен, каждый образ символически укрупнен. Причем изначально Пудовкин не хотел снимать этот фильм, так как считал, что экранизация другого произведения искусства не имеет права на существование. Пудовкин обогатил кинематографию рядом ценных открытий. В немом кино он сумел создать интересные метафорические образы: тишину, например, он передал, показывая крупным планом падающие капли; желая сказать, что «революция непобедима, как весна», Пудовкин смонтировал кадры первомайской демонстрации с кадрами мощного весеннего ледохода. Пудовкин советовал кинорежиссерам и киноактерам опираться в своих работах на систему К. С. Станиславского как фундамент искусства звукового кино. Он — единственный, может быть, из крупных режиссеров первого поколения советского кино, кто не побоялся противопоставить свои убеждения левому флангу киноискусства (Эйзенштейну, Кулешову, Вертову, Фэксам), отрицавшему психологию. Удивительно, что даже снимая в условиях жесткого госзаказа, Пудовкин всегда находил поле для киноэкспериментов и художественных открытий.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы