Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


IV . Прощальные «огоньки».



Традиционной формой последнего, прощального «огонька» в отряде является огонек «Расскажи мне обо мне». Каждый может услышать о себе мнение своих товарищей. Можно использовать «свободный микрофон». Тот, у кого находится «свободный микрофон», называет девочку или мальчика, от которых хотел бы услышать мнение о себе.

В завершении можно раздать каждому по небольшой звезде (или другому символу), на которой ребята напишут свои прощальные слова и пожелания следующей смене, а затем наклеить звезды на загрунтованный ватман - это будет ваш прощальный звездопад.

Дайте ребятам время, чтобы они написали вам «прощальные письма». Это неплохая диагностика, хоть и основана она на эмоциях, а не на логике.

Заготовьте несколько неожиданных сюрпризов. Если вдруг атмосфера станет совсем грустной, используйте эти сюрпризы для разрядки ситуации.

Пусть сюрпризная группа подготовит внутриотрядное награждение по номинациям, придумает каждому на память стихи-посвящения.

Пусть этот «огонек» продлится дольше остальных, для этого стоит начать его раньше, чем обычно. Но он не должен продолжаться до утра, ведь есть же режим дня (не забывайте, что вы педагог, и отвечаете за жизнь и здоровье детей).

Формы прощальных огоньков:

Жаль, что его нет.

Все участники сидят в кругу, два или три ребенка выходят и садятся за кругом. Остальные должны представить и рассказать о том, что изменилось бы, если бы этих детей не было с начала смены.

Чемоданчик в дорогу.

В волшебный чемоданчик можно положить что угодно, и оно сохранится в неизменном виде. Каждый выбирает по три вещи, которые он бы хотел увезти со смены: друга, вкусные полдники, вечера у костра…

Блуждающая свеча.

Каждый участник занимает любое удобное для него место в помещении. Вожатый берет свечу, подходит к какому-нибудь ребенку и говорит ему хорошие, теплые слова. Например: «Привет, здорово, что ты был именно у меня в отряде, ты замечательный человек. Если бы я был твоим ровесником, мы стали бы хорошими друзьями…». Передает свечку этому ребенку и занимает его место. Второй участник передает свечку третьему и так до тех пор, пока все ребята не поменяются местами друг с другом.

 

Маленькие советы:

1. «Огонек» должен иметь определенную заранее длительность.

2. «Огонек» — это форма задушевной, искренней беседы, а она не должна сопровождаться сумрачной обстановкой. Не обязательно дожидаться поздней ночи и сидеть у еле горящей свечи. Для «огонька» можно выбрать просто очень красивое спокойное место, где каждому будет уютно, приятно и комфортно говорить.

3. Вечерний «огонек» — это один из моментов, который готовит детей ко сну. Не стоит делать завершение «огонька» в развлекательном ключе.

4. Каждый «огонек» требует подготовки. Ведь каждый «огонек» должен стать незабываемым и единственным в своем роде.

5. Пусть у вашего отряда будет своя тайна, которая возникнет на одном из «огоньков». Может быть, вы будете загадывать желания на «огоньке». Или на первом отрядном «огоньке» каждый ребенок напишет пожелания самому себе в конец смены и вы, всем отрядом, закопаете эти пожелания под самым красивым деревом в вашем лагере, чтобы на последнем «огоньке» их прочитать и т.д. Такая тайна придаст вашим «огонькам» романтичную атмосферу.

6. Разучите с ребятами хорошую песню, которая станет для вашего отряда «вечерней», т.е. песней, которая будет завершать каждый прожитый отрядом день. Кстати, это может быть не только песня, но и «вечерняя» речевка, а может быть и то и другое.

 

Требования к зачету:

1. Разработать сценарный ход трех огоньков (оргпериода, основного периода, итогового).

2. Провести огонек с детьми на практике.


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ.
СПЛОЧЕНИЕ ОТРЯДА



Капалина Настя

Водолазский Саша

Психологические методики сплочения отряда
и методы диагностики уровня сплоченности отряда

С учетом логики развития смены, выделяются периоды:

1. подготовительный (организационный) период,

2. период творческой активности,

3. заключительный период (прощание).

Все эти периоды подразумевают проведение различных по содержанию мероприятий, направленных на сплочение отряда и общее взаимодействие его членов. Основная нагрузка и работа, направленная на сплочение отряда приходится на самый первый период — организационный. Если вы его «проспали», то сплотить отряд вам удастся не скоро.

Приступая к работе с детьми, помните один незыблемый принцип — вы не сможете изменить детей за месяц общения с ними, но вы можете помочь им разобраться в себе и своих отношениях с людьми. У вас есть возможность дать попробовать детям новые подходы во взаимоотношениях с другими и найти новых друзей.

Определим понятие «сплочённости». Существует несколько определений этого социально-психологического явления.

Сплочённость — результирующая (сумма) всех сил, действующих на членов группы с тем, чтобы они остались в ней (Л. Фестингер).

Сплочённость — мера единства поведения членов малой группы в условиях свободного выбора их действий (Ю.Е. Дуберман).

Из этих определений следует, что сплочённость это некие внутренние «позывы» возникающие у членов группы, которые удерживают их от выхода из неё, в условиях, когда выход из группы ничем не затруднён.

Попробуем определить причины возникновения сплочённости для того чтобы можно было определить набор средств, которые помогут сплотить отряд в ДОЛ.

Для определения причин возникновения сплочённости используют два подхода:

I.  Возникновение сплочённости как результат взаимной эмоциональной привлекательности между членами группы;

II. Возникновение сплочённости как следствие активной целенаправленной совместной деятельности.

Для создания сплоченного отряда необходимо учитывать следующие моменты:

ü Сплочение отряда и налаживание межличностных «положительных» контактов начинается с первой секунды знакомства, чем раньше вы создадите благоприятные условия для знакомства, тем легче будет происходить налаживание контактов (поэтому лучше всего начинать знакомить детей ещё при распределении по отрядам).

ü Каждый человек, вступает в какую-либо группу, если он ожидает от этого каких-то личных выгод и преимуществ (у детей едущих в лагерь это желание отдыхать, приобрести новых друзей, уйти из-под опеки родителей и т.д.).

ü Межличностная привлекательность и сплочённость зависит от «согласия» по различным проблематикам. Под «согласием» подразумевается существование между личностями сходных ориентаций по отношению к чему-либо, главным образом к жизненным ценностям, которые есть у человека. Обнаружение и внешняя демонстрация таких ценностных совпадений и отношения к ним приводит к снятию эмоциональной напряжённость между коммуникаторами (поэтому желательно при каждом удобном случае подчёркивать схожесть интересов, мнений и т.д. детей, т.е. подчёркивать их похожесть и в то же время индивидуальность).

ü Пространственная близость — большой фактор для сплочения (в ДОЛ этому способствует сама структура; чем чаще дети будут находиться вместе, тем больше предпосылок для сплочения).

ü Совместная деятельность сближает (дети должны как можно больше работать все вместе).

ü Общие соперники и конкуренты из «вне» способствуют общему объединению. (В организационном периоде постарайтесь организовать мероприятия, в которых отряд как команда мог бы посоревноваться с кем-либо, но не забывайте, что соперничество должно протекать в здоровом виде и «здоровом духе»).

ü Сплочённость зависит от продуктивности совместной деятельности или воспринимаемой продуктивности (т.е. сплочению способствует осознание того, что их совместная деятельность имеет результаты и даже какие-либо достижения; например, победа в каком-нибудь конкурсе может стать небольшим праздником в отряде).

ü Участники группы должны осознавать, что для создания «тёплой», дружной обстановки надо прикладывать свои силы, необходимо работать над собой ведь иногда необходимо уступить другим (применимо на старших отрядах).

ü Сплочённость группы зависит от задаваемых из вне установок (т.е. вожатый, особенно в организационный период, должен постоянно настраивать детей на сотрудничество и взаимодействие, чем позитивнее настрой вожатого на взаимодействие, тем сильнее его пример и воздействие на других).

Для проверки того насколько взаимодействие детей в отряде проходит успешно, на сколько отряд сплочён, можно использовать различные тестовые методики, которые помогут вам проанализировать состояние дел в отряде.

Тесты — это форма оценки профессиональной деятельности воспитателя-вожатого. Это даже не попытка распознать характеры и привычки детей, а, в большей степени, оценка того, насколько вожатый-воспитатель справился со сплочением детей, с превращением их в единый отряд.

 

Методики, помогающие распознать проблемные моменты
отношений между детьми

«Я — позиция». Участники рисуют круг (он может символизировать отряд или окружение ребенка). В этом кругу точкой нужно изобразить себя.

Точка находится в центре круга — человек всегда окружен людьми, всем интересен, общается на равных.

Точка вне круга — человек находиться вне коллектива, на всех смотрит свысока, не участвует в событиях.

Точка смещена по отношению к центру круга — человек не является лидером, но принимает достаточно активное участие в событиях.

«Симпатии». Необходимо нарисовать окружность и на ней нанести столько точек, сколько людей участвует в тестировании. Все точки нужно подписать. Необходимо найти себя. После этого следует от себя провести линии к другим точкам, при этом: сплошная линия означает симпатию, прерывистая линия означает просто дружелюбие, отсутствие линии — нейтральность отношений.

«Кто вы? ». Из представленных геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг) необходимо выбрать ту, которая больше всего понравилась.

Квадрат — трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, выносливость, терпение, методичность, распланированность и соблюдение порядка.

Треугольник — способность концентрироваться на главной цели, лидерство, энергичность, неудержимость, честолюбие, стремление к соперничеству, конкуренции. Очень сильные личности.

Прямоугольник — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, в котором живут. Переходная, временная форма. Любознательность, пытливость, смелость, открытость для новых идей и вообще всего нового.

Круг — доброжелательность, высокая чувствительность, эмпатия, эмоциональная отзывчивость, уступчивость.

Зигзаг — творческая натура. Оригинальность, восторженность, возбудимость, увлеченность, неутомимость.

«Рисунок из геометрических фигур». Нарисовать с помощью кругов, треугольников и квадратов человечка.

Треугольник — высокий мотив к достижению успеха, большой оптимизм, жизнелюбие. Если треугольников пять и более — карьерист, личность сильная, холерик с завышенной самооценкой.

Квадрат — творческая личность. Если пять и более квадратов - личность обладает техническим складом мышления, склонность к депрессиям, злопамятность, впечатлительность.

Круг — чем больше кругов, тем человек более общительный, возможна вероятность конфликтов. Если круги в дефиците, значит есть проблема общения, закомплексованность, неуверенность в себе.

«Метод недописанных предложений». Предложения могут быть самые разные, например: «никак не могу понять, почему я...» (возможно этот случай уже относится к категориям баек: один мальчик Козев Валя 12 лет дополнил предложение всего одним словом — никак не могу понять, почему я здесь), «больше всего я испугался в лагере, когда...», «мне очень понравилось...», «мне очень не понравилось...».

«Каверзные вопросы». Какие претензии есть к вожатому? Какие мероприятия ты хотел бы, чтобы проводились в лагере? Какой был самый счастливый день за смену?

«Ассоциации». Попросите ребят провести ассоциации между Вами и каким-либо животным, цветком, временем года, едой, сладостями, спортивным снарядом.

«Зоопарк». Знаете ли вы, каких животных дети хотели бы видеть в лагере, а ведь это тоже характеризует их (мягкие и покладистые или норовистые и взбалмошные).

Помните: результаты надо оглашать обязательно, подчеркивая положительные моменты и сглаживая отрицательные.

В решении задачи сплочения отряда, вожатому помогают игры на сплочение. Предлагаем познакомиться с ними.

«Путанка».

Игра на сплочение коллектива. Число участников: 4-8 человек плюс один. Условия: Водящий отворачивается. Участники, стоя в кругу и взявшись за руки, начинают путаться между собой, образуя живой клубок. Задача водящего — распутать этот клубок не разрывая рук.

«ГрОб».

Все прогуливаются по комнате, и кто-то выкрикивает фразу, сообщающую об опасности. “Внимание! На нас напали пещерные львы! (или что-либо другое)”. После сигнала опасности участники игры должны немедленно собраться в тесную группу, спрятав слабых в середину, а затем хором произнести фразу: “Дадим отпор пещерным львам (или др.)”. Потом группа опять разбредается по комнате, и игра повторяется. Для успешного проведения игры необходимо чтобы фразы произносились именно так, как сказано в инструкции, и при этом с совершенно серьезным видом.

«Джойстик».

Цель: повышение сплочение группы, командный дух, соревнование.

Игра командная (лучше всего две команды). Команды встают друг против друга, причем каждый берет за руку соседа за большой палец. Большой палец соседа будет джойстиком. Первый в цепочке протягивает руку вперед над столом. На что кладется монета. Все закрывают глаза, кроме последнего участника команды. Он и управляет «джойстиком» передавая первому команду через остальных участников. Цель первого опустить палец точно на монету.

«Подъемный кран».

Один из участников игры ложится на пол (стулья, скамейку), а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими:

1) тренер победившей команды;

2) полковник, выигравший битву;

3) балерина, взметнувшаяся ввысь в танце;

4) пловец, поднявшийся на гребень волны;

5) облако, летящее по небу в жаркий день;

6) бревно на субботнике;

7) прыгун, зависший над планкой;

8) цветок лотоса на поверхности озера и т. д.

«Тетрис».

Эта игра требует некоторой домашней подготовки. Вы должны нарисовать на большом листе бумаги детали строительного конструктора (тетриса), причем число этих деталей должно быть равно числу участников игры. Вы вывешиваете этот плакат, и предлагаете каждому участнику выбрать одну из деталей и сыграть ее. После того, как все участники распределили детали между собой, предложите им построить конструкцию, изображенную Вами на другом листе ватмана. Старайтесь, по мере возможности, не изображать башни и небоскребы, потому что участникам игры трудно будет избежать падения при необходимости создания живой пирамиды из пяти - шести участников.

«Путешествие на воздушном шаре».

Цель игры: дать возможность наблюдать в группе процессы, происходящие при обсуждении и принятии коллективного решения.

Предложите участникам игры выбрать себе профессию: (врач, инженер, учитель, художник, и т. д. Одного участника попросите быть наблюдателем).

Всем участникам игры предлагается представить, что они оказались членами одного экипажа на воздушном шаре. Шар начинает падать и остается совсем немного времени до того момента, когда он упадет в море. Чтобы этого не произошло, кто-то должен выпрыгнуть из корзины.

Группа должна принять общее решение о том, кто прыгнет из корзины, исходя из того, кто из них будет менее полезен, если воздушный шар приземлится на необитаемом острове.

После завершения дискуссии происходит оценка работы группы. Эксперт докладывает свои наблюдения о ходе дискуссии: использование веских доводов, аргументов в защиту «своей» профессии, умение выслушивать друг друга, «авторитарные манеры» и т. д.

«Клоун».

Для проведения этой игры необходимо разделиться на 2-3 команды и приготовить 2-3 коробки спичек. Точнее нужен не весь коробок, а только верхняя его часть. Внутреннюю, выдвигающуюся часть вместе со спичками можно отложить в сторону. Для того, чтобы начать игру, все команды выстраиваются в колонну, первый человек надевает коробку себе на нос. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Соответственно выигравшей считается та команда, которая закончит передачу коробка быстрее.

«Яблочко».

Эта игра опять же связана с передачей предмета двумя или несколькими командами. Этим предметом теперь будет яблоко, и держать его нужно будет, зажав между подбородком и шеей. Руки за спину, итак... Начали! Если у вас не оказалось под рукой яблока, то с таким же успехом можно воспользоваться апельсином или теннисным мячом.

«Сантики».

Для этой игры нужно организовать не меньше трех команд. Команды выстраиваются в колонны, расположенные на одной линии, предварительно разувшись. После того, как команды построятся, вожатый собирает обувь ребят, сваливает ее в кучу и перемешивает. Вожатым предлагается инструкция: «Это небольшая веселая эстафета. Сейчас по очереди каждый из участников должен подбежать к этой куче, обуться в свою обувь и в обуви добежать до своей команды, передав эстафету следующему». Выигрывают умеющие быстро обуваться.

«Тука».

Тука — это рыба, которую рыбаки часто сушат, нанизывая на длинные веревки. Сейчас мы, подобно тукану, будем «нанизываться» на длинную, около 15 м длиной, веревку, на одном конце которой привязана сосновая шишка. Эту шишку все члены команды должны продеть через всю одежду сверху вниз, передавая шишку друг другу по очереди. Естественно, выигравшей считается та команда, последний участник которой первый из всех команд вытащит из штанины брюк сосновую шишку с пятнадцатью метрами веревки, привязанными к ней.

«Клубок».

Та же самая веревка связывается в кольцо. Водящий выходит из комнаты или отворачивается, а остальные, держась двумя руками за веревку, запутываются, образуя живой клубок, который водящий должен распутать. Его задача снова образовать круг.

«Тише-громче».

Вы, наверное, играли в детстве в игру «Холодно-горячо? » Наша игра ей подобна: ребята садятся в круг, водящий выходит из круга и отворачивается спиной. У кого-нибудь из членов круга спрятан какой-нибудь предмет. Задача водящего — найти человека, у которого спрятан предмет. Как только он заходит в круг, все начинают петь какую-то песню и тем громче, чем ближе водящий к спрятанному предмету. Соответственно, песня поется тише, если водящий отдаляется от этого человека. Когда предмет найден, водящий меняется, если нет, то игра продолжается.

«Зоопарк».

Все садятся в круг так, чтобы один стул был свободным. В центре круга стоит водящий. Каждый участник, сидящий в кругу, называет себя каким-нибудь животным. Участник, сидящий слева от свободного стула, хлопает правой рукой по нему и называет какое-нибудь животное. Тот, кто услышал название животного, выбранного им, должен занять свободный стул. Участник, справа от которого освободился стул, должен хлопнуть по нему и назвать другое животное. Задача водящего - успеть занять стул до хлопка. Тот, кто не успел хлопнуть, становится водящим.

«Математика».

Дети сидят в кругу. Вожатый дает задание: «Начинаем считать по кругу, Тот, на кого приходится число, кратное трем, произносит вместо цифры свое имя». Эту игру можно использовать для развития памяти и внимания. Поиграйте, и вы убедитесь, что это

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 2373; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.043 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь