Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Основные концепции в религиеведении



Проблема понимания религии, ее сущности и природы сегодня становится предельно актуальной. Многие великие умы человечества в разные годы пытались разобраться в религиозных вопросах. По этой обширной теме написаны буквально горы литературы. И по сей день не утихают споры, высказываются различные точки зрения о сущности религии и перспективах ее развития.

Особенность религии заключается в том, что она представляет собой такой пласт культуры, который непосредственно связан с опытом массового сознания, с многовековым нравственно-психологическим наследием. Это не абстрактное миросозерцание, а мироощущение, способ каждодневного поведения, в котором решающую роль играют не доводы разума и логика, а обыденное сознание, мирочувствование. Согласно Марксу, религия – не теоретическое, а практически-духовное освоение действительности, мира.

Религия – феномен многослойный, многогранный, в ней житейские, обыденные переживания прихотливо смыкаются с высокими метафизическими спекуляциями. Размышления великого богослова и бесхитростного верующего оказываются категориями одного порядка, они дополняют друг друга.

Следует различать теологию как систематизированную, концептуальную форму объяснения сущности и происхождения религий и массовое, обыденное сознание, личный религиозный опыт отдельного человека.

Религия – сложное, неоднозначное явление, и потому существует множество различных подходов к ее определению и объяснению. В настоящее время среди обществоведческих наук выделилась отдельная дисциплина – религиеведение, являющееся комплексной отраслью человеческого знания. Религиеведение как теоретическая дисциплина сформировалась в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли.

Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, как результат сверхъестественной связи человека с Богом. Например, известный православный богослов и священнослужитель Александр Мень (1935-1990) подчеркивает, что религия есть ответ человека на проявление Божественной сущности. Эта связь, по его мнению, органически вытекает из естественного стремления человеческой души к родственной ей, но превосходящей Божественной субстанции. Конечная цель богословско-теологического подхода - защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждой конкретной личности и человечества в целом.

Такому подходу к религии, который можно определить как интерпретацию " изнутри", противостоят философский и научный способы объяснения религии как подход " извне". Специфика заключается в исследовании религиозных верований с позиций разума, логико-теоретических и эмпирико-научных критериев истинности. Философия в отличие от теологии не довольствуется принятием на веру, а все ставит под сомнение и подвергает критическому анализу. В этом аспекте возникло направление религиозной философии, в котором средствами рефлексии ставится задача достижения тех же целей, что и при богословско-теологическом подходе.

В рамках философии религии существуют деизм (от лат. deus – бог), истолковывающий Бога как высший Разум, с бытием которого связано устройство Вселенной, а также пантеизм (Бог во всем), растворяющий Бога в природе и культуре. Заметим, что понятие " философия религии" может рассматриваться в широком и узком смысле. В первом случае имеется в виду осмысление природы и функций религии, а также обоснование существования Бога, рассуждения о его природе и отношении к миру и человеку. Во втором – это более автономное философское рассуждение о божестве и религии в рамках конкретной конфессии.

Наряду с религиозной философией (теологией) в XVII-XVIII вв. формируется философия религии. Большое влияние здесь приобретает материалистическая тенденция, ярким представителем которой был немецкий мыслитель Л. Фейербах (1804 - 1872). В своих трудах " Сущность христианства" и " Лекции о сущности религии" он попытался раскрыть естественные, земные корни религии. Основу ее Фейербах видел в зависимости человека от природы. Самое распространенное чувство зависимости - это страх. Но последний не может считаться единственной причиной возникновения религии. Не только страх, но и чувства, противоположные ему, - любовь, радость, почитание – порождают религиозную веру. И отрицательные, и положительные чувства, питающие религию, составляющие ее психологическую основу, - это лишь различные формы проявления чувства зависимости человека. Фейербах утверждает, что " чувство зависимости есть поэтому единственное верное, универсальное название и понятие для обозначения психологической, " субъективной основы" религии" '.

Однако Фейербах не игнорировал и такие факты, питающие религию, как бессилие, беспомощность, нужда. Он писал, что " люди нуждаются в богах", поскольку человек зависим и ограничен. В религии в иллюзорной форме восполняется то, чего люди домогаются, но не могут осуществить. Решающее значение в формировании религиозных образов Фейербах придавал силе воображения, фантазии, которую называл " теоретической причиной" религии. По его мнению, человеческий разум в процессе познания имеет возможность " отходить" от реальной действительности, и при этом одни черты действительности редуцируются, а другие раздуваются, преувеличиваются. Немецкий мыслитель считал, что мысленные образы наделяются самостоятельным существованием и становятся предметом веры. С этих позиций религиозная вера — это вера в объективное бытие сфантазированных свойств, связей, существ: " Всякий бог есть существо, созданное воображением, образ, и притом образ человека, но образ, который человек полагает вне себя и представляет себе в виде самостоятельного существа". Итак, по Фейербаху, религия — это человеческий продукт, следствие и форма отчуждения человеком своей сущности. Можно сделать вывод о бесспорном вкладе философа в раскрытие антропологических корней религиозного сознания. С этой точки зрения его следует с полным правом квалифицировать как предшественника современной религиозной антропологии, которая, постулируя " вопрос о Боге как вопрос о человеке", исходит из того, что " идея Бога открывается человеку через сознание собственного бытия". Надо подчеркнуть, что Фейербах рассматривал человека преимущественно как природное существо, поэтому его объяснение человеческого источника религиозных верований носило абстрактно-философский характер.

Крупнейшие представители социальной мысли ХIХ в. Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) преодолели односторонность фейербаховского " антропологизма" и разработали диалектикоматериалистическое учение о религии. Они полагали, что у религии нет " собственной" (вне всеобщей) истории, нет " особой, не от мира сего" сущности и " особого содержания". Религия развивается в контексте истории общества и в зависимости от социально-экономических отношений. Согласно марксистской трактовке, религия представляет собой духовное образование, результат отражения такого общества, где господствуют превратные формы организации социальной жизни. В ней как ответ на ситуацию несвободы человека формируются потребности в преодолении господствующих над ним сил. Энгельс писал, что " всякая религия задает и поддерживает соответствующие смыслы, тем самым внося " рациональность" в объяснение мира и повседневную этику. Религиозные вероучения, по мнению немецкого мыслителя, обеспечивают иерархически построенную систему норм, в соответствии с которой одни действия разрешены, другие запрещены, и тем самым определяются моральные позиции по отношению к миру. И в этом аспекте Вебер рассматривает религию как особый тип мотивации социального поведения людей.

В социологии Вебера особое внимание уделяется выявлению влияния религиозного фактора на характер отношений индивида к окружающей действительности. Одни религии стимулируют уход от этого мира, формируют созерцательно-мистическое к нему отношение (например, конфуцианство, буддизм), другие ориентируют на его завоевание (христианство в его протестантской разновидности). Важно отметить, что мыслитель настаивает на религиозной детерминации не просто повседневного поведения верующих, но и их хозяйственного (экономического) поведения.

Известно, что в истории социологии Вебер прославился своими трудами, в которых аргументировал идеи о решающем влиянии протестантской этики на становление и развитие капитализма в Европе. Конечно, как истинный социолог он понимал процесс обратного воздействия социально-экономических и политических отношений на религиозную этику. И тем не менее он подчеркивал, что именно религиозно-этические принципы являются определяющими в экономической и политической деятельности. Рационализм протестантской этики прямо способствует рационализации экономики, стимулируя у людей стремление к прибыли, строгой дисциплине труда. Анализируя конкретную деятельность протестантских сект, Вебер отмечает, что в качестве наилучшего средства обретения внутренней уверенности в спасении они рассматривают неутомимую деятельность в рамках своей профессии. Именно аккуратный, постоянный труд в мирской жизни, аскетическое поведение дают " уверенность в своем избранничестве". В итоге Вебер приходит к обобщающему выводу о том, что многие требования протестантской этики соответствуют определенным императивам духа капитализма.

Кстати отметим, что большинство исследователей, анализирующих причины, способствующие бурному развитию японской экономики, обнаружили сходство отдельных базовых элементов японской культуры и религии с западной культурой. Они по аналогии с Вебером, который показал роль протестантизма в формировании капиталистического духа, пытаются выявить значение этики буддистских сект в модернизации хозяйства в Японии. Японское трудолюбие, бережливость и дисциплина, близкие к протестантской этике, имели глубокие корни в японских обычаях и правилах, зачастую связанных с особым религиозным опытом. Следует отметить, что во всех восточных религиях можно встретить доводы в пользу таких добродетелей, как трудолюбие, бережливость, прилежание, умеренность, преданность. В Японии синкретическое соединение морально-этического учения Конфуция и важнейших элементов синтоизма и буддизма составляют основу того феномена, который принято называть " японским чудом". По мнению некоторых исследователей, приверженность к этим принципам позволила превратить каждого японского работника в " самурая XX века", действующего точно и энергично, в соответствии с поставленной целью. Именно этот принцип стал одним из факторов экономического взлета Японии.

Надо подчеркнуть, что социологический подход в объяснении роли религиозного фактора в формировании и развитии общественных отношений приобрел за последние годы большое значение. В свое время французский социолог Э. Дюркгейм (1858-1917) настаивал на отождествлении социального и религиозного. По его мнению, сущность культовых религиозных действий состоит в том, что через них социальная общность открывает себе дорогу к священным объектам и затем обеспечивает возвращение в обычный мир.

По мнению Дюркгейма, религия – это созданный человеком социальный институт, формирующийся естественным образом как ответ на отдельные условия его существования с целью удовлетворения определенных социальных потребностей. Источником религии, согласно Дюркгейму, является сам социальный способ обитания людей, в ней общество как бы обожествляет само себя. Религия, ее нравственные ценности становятся мощным стимулом роста и модернизации общества.

В рамках структурно-функционального анализа известный американский социолог Т. Парсонс (1902-1979) развивает положение о религии как факторе, обеспечивающем интеграцию общества, поддержание социального порядка.

Известный интерес представляют концепции, объясняющие феномен религии исходя из закономерностей психологической науки. Эта отрасль знания получила название «психология религии». В конце XX в. она оформляется в самостоятельную и довольно влиятельную научную дисциплину. Самый весомый вклад здесь принадлежит американскому философу У. Джеймсу (1842-1920) и австрийскому психоаналитику З. Фрейду (1856-1939). Основная идея психологии религии заключается в том, что источник религии находится не в окружающей человека действительности, а в самом человеке, в его внутреннем мире, а точнее – в эмоционально-волевой среде. В своих объяснениях Джеймс исходил из индивидуальной психики: " Условимся под религией подразумевать совокупность чувств, действий и опыта отдельной личности, поскольку их содержанием устанавливается отношение к тому, что она почитает”. Основатель " гуманистического психоанализа" американский социолог и психолог Э. Фромм (1900-1980) придерживается более широкой трактовки религии. Он полагает, что под религией можно понимать любую систему взглядов и действий, которой руководствуется какая-то группа людей и которая дает человеку ориентиры для жизнедеятельности и объекты поклонения. Религиозность усматривается в любом служении идеалу, независимо от того, кому поклоняется человек: идеалу, богам, святым; вождям, классу, партии; успеху, богатству, силе. В этом плане каждый человек является религиозным, а религия неизбежно присуща всем историческим эпохам. Фромм различает авторитарную и гуманистическую религии. Если под первой подразумевается способ повиновения могущественной власти, обретение чувства безопасности, утрата собственного достоинства, то вторая ориентирует человека на реализацию своего потенциала, веру в собственные силы. Американский мыслитель отдавал предпочтение религии гуманистического толка и призывал людей следовать именно ей.

Итак, религия являет собой многоуровневое явление, поэтому изучение и истолкование этого феномена осуществляется в рамках различных дисциплин, разных философских и социологических направлений. Надо отметить, что в свете исторического развития религия представляет собой довольно сложное образование, включающее три основных элемента – религиозное сознание, культовую деятельность и религиозные организации, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. Подробная характеристика всех составляющих элементов религии дается в учебнике по религиеведению. Мы хотим лишь акцентировать внимание на нескольких аспектах этой важной темы.

Во-первых, в развитых религиозных системах выделяются два четко обозначенных уровня: обыденное религиозное сознание и теоретически оформленное концептуальное. И здесь не может идти речи о приоритете какого-либо из уровней, ибо они взаимосвязаны.

Во-вторых, непременным элементом религии выступают социальные доктрины. Обычно это систематизированное или несистематизированное изложение позиции той или иной религии в отношении проблем собственности, социальных конфликтов, революций, государства и т.д. Что касается религиозного культа, то он представляет собой социальную форму объективации религиозного сознания в действиях групп или отдельных людей. Эволюция религиозных обрядов происходила по линии их спиритуализации (одухотворения). Вершиной такого пути стала молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. С помощью культа религиозные организации в доступной, чувственно-конкретной форме доводят религиозные идеи до сознания верующих.

Исследователи религии выделяют четыре основных типа религиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Они подчеркивают, что церковь — это сложный социальный институт, имеющий иерархическую структуру и регламентированную систему управления.

Существенное место в характеристике религии занимает проблема ее функционирования. Речь идет о способах воздействия религии на верующих и общество в целом. Здесь имеется в виду несколько ключевых функций религии, и прежде всего мировоззренческая. Ее особенность заключается не только в том, чтобы нарисовать человеку определенную картину мира, а главным образом в том, чтобы он благодаря этой картине сумел обрести смысл жизни. Многие исследователи отмечают явную претензию религии на смыслополагающую роль. Конечно, с этим утверждением можно спорить, но факт остается фактом: есть немало людей, которые видят смысл в ценностях религии и живут согласно с ними.

В социологической науке теоретическая разработка функций религии считается довольно продвинутой. Особый позитивный вклад принадлежит западным социологам (Дюркгейму, Фромму, Юнгу и др.). Кроме известных религиозных функций, они обосновывают значение и других, не менее существенных: коммуникативной, интегрирующе-дезинтегрирующей, культурно-транслирующей.

В современном религиеведении существуют различные оценки роли религии. Марксистски ориентированные ученые связывают ее с воздействием на общественный прогресс. По их мнению, социальная роль религии может быть консервативной или прогрессивной, что определяется ее местом в системе общественных отношений. Исторических фактов, подтверждающих эту оценку религии, более чем достаточно.

Проблема причин возникновения религии считается в науке одной из самых дискуссионных, поскольку для того чтобы решить вопросы генезиса религии, надо обращаться к весьма отдаленным временам человеческой истории, сведения о которых зачастую носят отрывочный, вероятностный характер. В истолковании причин возникновения религии существуют два противоположных подхода: богословско-теологический и научно-исторический. Сущность первого сводится к признанию источника возникновения религии сверхъестественной причиной. Что касается научного подхода к трактовке проблемы происхождения религии, то он основывается на фактах различных исторических наук: археологии, антропологии, этнографии и т.д. Эти факты свидетельствуют о том, что религия существует с тех пор, как существует человек современного типа, человек разумный. Известно, что цивилизация — результат долгой эволюции. В ходе этого процесса сформировалась и религия как часть человеческой жизни, ее культуры.

В научной литературе довольно подробно разработана классификация видов религиозных верований. Например, проблема происхождения религии и ее первобытные формы глубоко и подробно анализируются в фундаментальном труде известного российского этнографа С.А. Токарева.

 

Понятие, содержание и функции религии

Мы уже установили, что предметом нашего курса является религия как одна из форм мировосприятия. Что же такое религия?

Наверное, ещё в школьные годы вам приходилось встречаться с такими определениями, как “опиум для народа”, “средство одурманивания трудящихся масс” и другими, подобными приведеным. Все они были созданы в пропагандистских целях правившим тогда режимом, никоим образом не отражают сути изучаемых нами явлений и, более того, объявляют религию неким искусственно созданным инструментом классовой борьбы. Хотя, если бы религия была искусственно создана, а не возникла естественным образом, то вряд ли она смогла просуществовать сорок тысячелетий. В справедливости данного тезиса нас убеждают и неудачные попытки искоренить религию в конце XVIII в. во Франции и в 20-30-е годы нашего столетия в СССР.

Ни религию, ни атеизм нельзя воспринимать однозначно. И та, и другая формы мировосприятия имеют в своей истории чёрные пятна. Нельзя забывать костры инквизиции, на которых погибли многие выдающиеся личности, но следует помнить и о тех культурных ценностях, что были уничтожены в 20-30-е годы в СССР.

Прежде чем дать определение понятия изучаемого нами явления, мы выясним его происхождение.

Для начала сравним латинские и происшедшие от них русские слова.

Relictum- реликт- “остаток, рудимент, пережиток прошлого, находящийся в некотором несоответствии с современными условиями существования”.

Reliquiae- реликвии- “останки тела”, в более позднем значении- “останки святых, святые мощи”.

Термин religio- религия  появился в Древнем Риме в первых веках нашей эры. Первоначально был близок предыдущему и имел значение “святыня, предмет культа, объект поклонения”. И только лишь в XV в. итальянские гуманисты дали ему значение, близкое к современному - “благочестие, набожность”.

Даже не зная латыни, легко заметить, что эти три слова являются однокоренными и имеют общий корень “relix”- “остаток”.

 

Религия есть мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, которые основываются на вере в существование той или иной разновидности Сверхъестественного

 

Вера в Сверхъестественное есть краеугольный камень любой религии. В отдалённых уголках Земли, у наиболее отсталых народов существуют религии, не имеющие ни материальных объектов поклонения, ни профессиональных служителей культа, даже не имеющие своего учения как такового. Но наличие веры в сверхъестественные силы уже позволяет говорить о существовании религии, пусть даже в зачаточной форме.

Если религия как форма мировосприятия возникла естественным образом и существует уже сорок тысячелетий, то значит, она для чего-то нужна и исполняет в обществе определённые функции.

Функции религии

* Компенсаторная - возмещает человеку ограниченность информации об окружающем его мире;

* мировоззренческая - формирует систему взглядов на объективный мир и место человека в нём, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы и ценностные ориентации;

* регулятивная - поддерживает определённый режим жизни верующих и отношений между ними;

* коммуникативная - облегчает верующим установление контакта между собой;

* интеграционная - объединяет верующих вокруг общей идей.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 194; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.038 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь