Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Религиозно-философские учения Китая
Характерной чертой всех религиозно-философских учений, возникших в Китае, является то, что ни одно из них изначально не было религией. Все они замышлялись своими создателями как этические и лишь после смерти были их учениками превращены в религиозные. Из-за этого учение о трансцендентных, сверхъестественных силах в большинстве традиционных китайских религий почти не разработано. Все они использовали и используют те представления о Сверхъестественном, которые существуют на данный момент в обществе. Другая интересная черта заключается в том, что для большинства китайцев нет проблемы принадлежности к тому или иному религиозному течению. Все течения пользуются общей мифологией, а из этических принципов китаец берёт то, что ему ближе. Двумя официальными, постоянно конкурирующими между собой направлениями являются конфуцианство и легизм. Даосизм никогда не пользовался популярностью у китайских представителей власти, но всегда был доступен простому народу.
Конфуцианство Кун Фу-цзы (латинизированная форма имени – Конфуций ) жил на рубеже VI- V веков до н.э. Родился в знатной, но бедной семье. Свою школу основал в 50 лет. Своё учение создал на основе популярных издревле культах неба и предков. Небо в Китае всегда считалось и считается высшей силой. Это не просто обитель богов – это и есть бог, вернее, – источник высшей воли. Оно следит за справедливостью и незыблемостью существующих порядков на Земле. В основе идеализации прошлого лежит культ предков. Как известно, об умерших можно говорить или хорошо, или ничего. Постепенно сложилось мнение о том, что раньше жили люди без недостатков, были честны и порядочны. Такая идеализация прошлого характерна не только для Китая, но именно здесь она приобрела форму религии. Социальный идеал Конфуция изложен в трактате Лунь Юй (“Беседы и высказывания”) – главной книге конфуцианцев. По его мнению, “правитель должен оставаться правителем, чиновник- чиновником, отец- отцом, сын- сыном”. Согласно Конфуцию, всё должно строиться на традициях и ритуале. Всё течёт, всё изменяется, но тем более в обществе всё должно оставаться неизменным. Этот принцип лежит в основе так называемого “исправления имен” (“чжэн мин”) – кульминации конфуцианского культа прошлого, выражающейся в попытке приведения всего сущего в соответствие с былым, а не настоящим значением.
Легизм “Школа закона” (“Фа цзя”) возникла в IV в. до н.э. В Европе сторонников этой философско-этической школы принято называть легистами или законниками. Её основателем является чиновник Шан Ян, известный своей реформой, выразившейся во введении частной собственности на пахотные земли. Учение Шан Яна поначалу не пользовалось успехом, и лишь спустя 125 лет после его смерти идеи законничества были восприняты императором Цинь Ши-хуанди. При нём были закончены объединение Китая и строительство Великой Китайской Стены.
Главные черты легизма: * противопоставление закона ритуалу. В этом заключается новаторство легистов. Не отрицая традиционные культы неба и предков, они видят корень зла в идеализации прошлого; * замена нравственного принуждения правовым. В основе почтения к старшим и вышестоящим должно лежать не уважение, а страх. Легисты убеждены в злой природе человека. Это значит, что людей следует жестоко карать за самые незначительные проступки. Наказывая за малое, можно пресечь большое зло; * упрощение и унификация. Если введение единой денежной единицы, единой системы мер и весов поначалу стимулировало экономический рост, то в идеологической жизни это привело к борьбе с инакомыслием, искусством и философией. Религия была превращена в набор формальных процедур.
15 лет продолжалось господство легизма в идеологической жизни Китая, однако и этого хватило, чтобы руководство государства впоследствии на две тысячи лет отказалось от идей “школы закона”. И лишь в 50 – 70 годах нашего столетия Мао Цзэ-дун пытался реставрировать легизм как государственную идеологию. В 1976 г. после смерти председателя Мао китайское руководство вынуждено было отказаться от такой попытки, и снова вернуться к конфуцианству. Но, как и две тысячи лет назад, это возрождённое конфуцианство впитало в себя ряд идей легизма. Закон и ритуал в этом учении слились воедино, подобно инь-янь на знаменитом символе.
Даосизм Лао-Цзы был старшим современником Конфуция, однако об основателе даосизма не сохранилось никаких достоверных биографических сведений. Поэтому весьма часто возникают у учёных сомнения в принадлежности главного даосского трактата “Даодэцзин”- “Книги о Пути и Добродетели” перу Лао-Цзы. В основе его учения лежит “дао”- “путь”. Это всеобщее первоначало и всеобщий закон мироздания. В основе его развития лежит взаимодействие “инь-янь” - единство и борьба противоположностей. Путь сопровождается “дэ” - “добродетелью”, выраженной в гармонии противоположностей. Дао первично даже по отношению к богам, если таковые имеются. Задача человека заключается в познании дао. Возникнув как материалистическое учение, даосизм к рубежу нашей эры превращается в религию. Даосы создали общекитайский пантеон божеств. Влияние буддизма сказывается и в появлении духовенства. Возникают монастыри как общины аскетов. Слияние буддизма с даосизмом привело к возникновению дзэн-буддизма. Центральное место в религиозном даосизме занимает проблема бессмертия и способов его достижения. Здесь велика роль физических упражнений. Особая постановка дыхания, специальные физические упражнения – всё это привело к возникновению таких ныне популярных оздоровительных систем, как ушу и цигун. На их базе были созданы знаменитые системы единоборств, неоднократно доказывавших свою действенность во время народных восстаний.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы