Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Синтоизм – национальная религия Японии



Национальная религия японцев синтоизм (от японского shin to - путь богов) сложилась из обожествления природы и культа предков. Человек, согласно синтоизму, ведёт родословную от одного из многочисленных богов – ками. Верховным ками является Аматэрасу – богиня Солнца. Душа умершего тоже может стать ками.

Жилищем божества являются некоторые предметы – меч, зеркало, ритуальное кимоно, идол, дощечка с именем ками.

В синтоизме сильны элементы тотемизма, особенно почитание цветов. Искусство составления букетов – икэбана и выращивания карликовых деревьев – бонсаи давно уже стали достоянием не только японской, но и мировой культуры. Всемирную известность приобрели сады камней в синтоистских храмах.

Богослужение в синтоизме состоит из четырёх частей:

* хараи – очищение;

* шинсэи – жертвоприношение;

* норито – молитва;

* наораи – возлияние.

С V в. император берёт под свой контроль деятельность синтоистских храмов, становится верховным жрецом и объявляет о своём божественном происхождении. Постепенно складывается его культ.

В VII в. были созданы священные книги японцев

* “Кодзики”- “Запись о делах древности”.

* “Нихон сёки”- “Анналы Японии”.

Обе они представляют собой собрание мифов и преданий.

С VI в. на японские острова проникает буддизм. С этого времени сосуществование буддизма и синтоизма в религиозной жизни японского общества становится нормой, а в XIV— XVI веках буддизм имеет даже более привилегированный статус. Происходит своеобразное разделение труда между религиями: синтоизм “отвечает” за радостные события в жизни человека, буддизм – за печальные. В 1867 г. в Японии официально провозглашено равноправие этих двух религий, а посещение как буддийских, так и синтоистских храмов стало обязательным для всех подданых императора.

Поражение Японии во Второй Мировой войне привело к тому, что в декабре 1945 г. религия в этой стране была отделена от государства, а 1 января 1946 г. император отрёкся от своего божественного происхождения. Культ Аматэрасу стал личным культом императорской семьи.

После войны роль религии в жизни японцев, при всём их бережном отношении к национальным традициям, крайне незначительна.

 

Контрольные вопросы

1. В чем заключается социальная ограниченность индуизма?

2. Назовите причины непрерывности религиозной традиции в странах ЮВА.

3. Почему буддизм стал первой мировой религией?

4. Как вы думаете, почему в настоящее время буддизм не пользуется влиянием в Индии?

5. Почему джайнизм в Индии стал религией зажиточной части горожан?

6. Когда произошел “экспорт” буддизма из Индии в другие страны?

7. В чем заключается сущность концепции тримурти в индуизме?

8. Назовите социальный идеал Конфуция.

9. В чем причины мирного сосуществования буддизма с местными верованиями в Китае и Японии?

10. Чем вызвана острая конкуренция между конфуцианством и легизмом в идеологической жизни Китая?

11. Кто является основателем Школы Закона?

12. Назовите виды традиционного японского искусства, на которые синтоизм оказал наибольшее влияние.

13. На какие годы ХХ в. приходится наибольший расцвет легизма в Китае?

14. Почему в настоящее время религия не играет большой роли в жизни населения Японии?

 

Литература

1. Тихонравов Ю.В. Религии мира: Учебно-справочное пособие. – М., 1996. – С. 182-208.

2. Калінін Ю.А., Харьковщенко Є.А. Релігієзнавство: Підручник. – К., 1998. – С. 55-58, 65-90, 92-102.

3. Лубський В.І. Релігієзнавство: Підручник. – К., 1997. – С. 144-169, 180-182, 202-219.

4. Аляєв Г.Є., Горбань О.В., Мєшков В.М.Лекції з релігієзнавства: навчальний посібник. – К., 1995. –С.44-67.

5. Релігієзнавство / За ред. С.А. Бублика. – К., 1998. – С. 115-127, 140-166.

6. Основы религиеведения / Под ред. Н.Н. Яблокова. – М., 1998. –С. 95-108, 120-132, 143-155, 271-282.

7. История религии: Лекции, прочитанные в Санкт-Петербургском университете // А.Л. Буряковский, М.А. Родионов, М.Ю. Смирнов и др. – СПб., 1998. – С. 6-51.

8. Религия: История и современность / Под ред. Ш.М. Мунчаева. – М., 1998. – С. 31-36.

9. Губарева М.В., Низовский А.Ю. 100 великих храмов мира. – М., 1999. – С. 75-159.

10. Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. – М., 1948. – Т.1. – С. 260-299.

11. Пронников В.А., Ладанов И.Д. Японцы: Этнографические очерки. – М., 1983. – С.59-89, 147-200.

12. Кротов А.В. Автостоп в Азии. – М., 2000. – С. 56-57.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 165; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь