Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Монотеизм и идея богоизбранности



Культ Яхве не был единственным культом в Израиле и Иудее. Однако с IX в. до н.э. разворачивается так называемое пророческое движение. Поначалу оно имело ярко выраженную направленность против социальной несправедливости. Пророки не отрицали существование других богов, но объявляли Яхве ревнивым богом, не желающим, чтобы народ поклонялся кому-либо кроме него. Постепенно возникает концепция договора (завета) между израильскими племенами и Богом, согласно которой Бог дает евреям власть над Палестиной, за что те не должны поклоняться другим богам. Внешним признаком завета стало обрезание крайней плоти – ритуал, часто практиковавшийся как форма инициации среди семитских народов. Это положило начало утверждению монотеизма- единобожия в религии Израильско- Иудейского царства. Примерно в этот же период устанавливается табуирование (запрет на произнесение) имени Яхве. Теперь Яхве стали называть Адонай Господь, множественная форма от слова адон господин. С этого же времени в иудейской, а впоследствии, и христианской традиции слово “Бог” стало именем собственным.

Во времена пророческого движения были составлены все основные книги Торы Пятикнижия, приписываемого Моисею, а также записаны проповеди пророков, которые вместе с Торой входят в состав Ветхого Завета.

В 722 г. до н.э. под натиском Ассирии погибает Израильское царство, а спустя 20 лет с большим трудом иудеям удаётся разбить ассирийцев, осаждавших Иерусалим. Пророки незамедлили объявить, что израильтян погубило невыполнение условий договора с Богом, в то время, как иудеи, не почитавшие иных богов, спаслись. В дальнейшем, все беды, выпадавшие на евреев, объяснялись отступлением людей от буквы Закона. Это обусловило развитие иудаизма как необычайно догматичной религии.

С VII в. до н.э. в Иудее запрещаются все культы, кроме официально признанного культа Яхве.

В 587 г. до н.э. Иерусалим был разрушен, а его жители уведены в Вавилонию. Тогда пророк Иезеккиль выдвигает идею воссоздания Израиля как теократического государства и постройки Второго Храма. Основать это государство должен был мессия помазанник божий из числа потомков царя Давида. Тогда же иудаизм заимствует из зороастризма эсхатологическое учение, хотя здесь оно не получило такого развития, как в христианстве и исламе. Когда спустя 100 лет после переселения иудеям разрешили вернуться в Палестину и был построен Второй Храм, то по требованию Эзры и Неемии, бывших тогда руководителями религиозной общины, все, кто не был угнан в Вавилонию, были исключены из общины под предлогом почитания ими других богов. Согласно Эзре, только угнанные искренне почитали Яхве и были избраны им для испытаний получения благодати. С этого времени возникает идея богоизбранности евреев и религиозная самоизоляция под этим предлогом.

Исключённых стали называть самаритянами, их общины существуют и поныне в странах Ближнего Востока.

 

Основные священные книги

Главной священной книгой иудеев является Танах. В христианской традиции Танах именуется Ветхим Заветом, чем подчёркивается заключение Богом договора только с еврейским народом, а не со всем человечеством, как в Новом Завете. Однако верующий иудей болезненно воспринимает словосочетание “Ветхий Завет”, подчёркивая тем самым, что Бог с его народом заключил только один договор, который не может считаться старым или, тем более, устаревшим. Поэтому, общаясь с евреями, старайтесь не употреблять в речи формулировку “Ветхий Завет”, поскольку этим Вы можете оскорбить религиозные чувства собеседника!

Танах формировался в IX-VI вв. до н.э. В это время были написаны все книги, входящие в его состав. К рубежу нашей эры он был переведен на греческий язык. Он состоит из 50 книг, однако общепризнанными являются только 39. Одиннадцать остальных не вошли в канон ни у иудеев, ни у христиан. Более подробно о Танахе (Ветхом Завете) будет изложено при рассмотрении структуры и содержания Библии (см. таблицу).

 

Таблица. Соответствие книг Танаха и Ветхого Завета

 

Танах Ветхий Завет
I. Тор a I. Пятикнижие Моисеево
Бирэйшит Бытие
Шемот Исход
Ваикра Левит
Бимидбар Числа
Диварим Второзаконие
II. Небиим II. Пророки
а) небиим ришоним: а) старшие пророки:
Йеошуа Книга Иисуса Навина
Шофетим Книга Судей Израилевых
1-я Шемуэйл 1-я Книга Царств
2-я Шемуэйл 2-я Книга Царств
1-я Мелахим 3-я Книга Царств
2-я Мелахим 4-я Книга Царств
б) небиим ахароним: б) младшие пророки
великие:
Йешайя Книга Пророка Исайи
Йирмэйя Книга Пророка Иеремии
Йехэзэкеэйль Книга Пророка Иезеккииля

Продолжение табл.

малые:
Книга Пророка Осии
Книга Пророка Иоиля
Книга Пророка Амоса
Книга Пророка Авдия
12 малых пророков представлены Книга Пророка Ионы
одной книгой Книга Пророка Михея
Книга Пророка Наума
Тэрэй-Асар Книга Пророка Аввакума
Книга Пророка Софонии
Книга Пророка Аггея
Книга Пророка Захарии
Книга Пророка Малахии
III. Кетубим III. Писания
Даниэйл Книга Пророка Даниила
Рут Книга Руфь
1-я Диврэй Айамим 1-я Книга Паралипоменон
2-я Диврэй Айамим 2-я Книга Паралипоменон
Эзра Книга Ездры
Нэгэмэйя Книга Неемии
Мегилот Эстер Книга Есфирь
Ийов Книга Иова
Тейллим Псалтирь
Мишлэй Книга Притчей Соломоновых
Мишлэй Книга Песни Песней Соломона
Когелет Книга Екклесиаста
Включён в книгу Йирмэйя Книга Плач Иеремии

 

На рубеже нашей эры в иудаизме образовался ряд сект. Фарисеи, например, представляли ортодоксальное течение, назореи исповедовали крайний аскетизм, зилоты и сикарии выступали за скорейшее освобождение от римского владычества. Одной из таких сект было и раннее христианство. Кстати, Иисус Христос и Иоанн Креститель были назореями, а один из учеников Христа Симон (не Пётр! ) – зилотом.

На рубеже I-II вв. н.э. в Палестине произошел ряд восстаний, направленных против римского владычества. Наиболее крупные из них- Иудейская война 66- 73 гг. и восстание Бар-Кохбы 132- 135 гг. Оба восстания закончились для иудеев неудачно: после первого евреи были выселены из Иерусалима, а после второго – вообще из Палестины. Так возникла еврейская диаспора. Второй Храм был разрушен, сословие жрецов-левитов потеряло своё значение, хотя коганим – потомки левитов – до сих пор пользуются влиянием среди евреев. На смену жречеству приходит раввинат – институт профессиональных знатоков и учителей Закона. Должность раввина, в отличие от должности левита, не передавалась по наследству. Раввином мог стать любой желающий. Среди иудейских священнослужителей отсутствует иерархия. Раввин является руководителем общины. Ему помогают хазан (его ещё называют кантором ) – ведущий общественную молитву, шамаш – слуга, помогающий хазану во время богослужений и габай – ведающий административными вопросами. Однако хазан, шамаш и габай духовными лицами, в отличие от раввина, не являются.

Так как полноценные богослужения с жертвоприношениями могли проводиться только в иерусалимском храме, которого уже не было, то вместо них стали устраиваться молитвенные собрания в синагогах. Синагоги (греческая калька еврейского слова бейт-кнессет дом собрания) существовали и ранее, ещё во времена вавилонского плена, но тогда они использовались в основном для изучения Торы. Теперь, в диаспоре, синагога становится центром кагала - религиозной общины.

Так как был потерян религиозный центр, то потребовалось внести ясность в толкования Торы. Раньше в этом нужды не было, так как во времена Второго Храма наиболее авторитетные левиты входили в состав синедриона – высшего духовного совета и пользовались в данном вопросе правом последней инстанции. Теперь же для устранения разногласий во II-V веках раввины создают Талмуд - сборник комментариев к тому, что вошло в Танах. Талмуд создавался одновременно в Иерусалиме и Вавилоне, поэтому имеет две редакции:

* Талмуд Йерушалайми иерусалимская – краткая;

* Талмуд Бавли вавилонская – расширенная.

Более авторитетной редакцией считается вавилонская.

 



Структура Талмуда

Часть Время создания Содержание
Мишн a II- III вв. Комментарий Торы
Гемар a III- V вв. Толкования библейских текстов и Мишны
Галах a   Правовые толкования
Агад a   Фольклорные толкования

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 197; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь