Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Раздел 2. РЕЛИГИОЗНАЯ ТРАДИЦИЯ ВОСТОКА
Тема 3. Религии Южной и Восточной Азии
Религиозная традиция стран Южной и Восточной Азии Для стран Южной и Восточной Азии характерна целостность и непрерывность религиозной традиции. Это означает, что в истории Индии, Китая и Японии не было той резкой смены вероучений, которая имела место в странах Европы, Западной Азии, Северной Африки. Религии, возникшие три тысячи лет назад, существуют здесь и поныне. Некоторые из них сильно видоизменились, на базе других возникли новые учения, третьи были заимствованы из других стран, четвёртые совсем исчезли, но есть возможность проследить генетическую связь всех местных религиозных учений. Такого разрушения старых религиозных традиций, как в христианских и исламских странах, здесь никогда не было. Другая характерная черта этих стран – высокий уровень веротерпимости населения, особенно в Китае и Японии, где почти каждый житель исповедует более одной религии. В Индии этот уровень чуть ниже, что вызвано исламским влиянием на полуострове, однако конституция этого государства не делает различия между индуизмом, джайнизмом, буддизмом и сикхизмом, считая их течениями национальной религии.
Религии Индии. Брахманизм и индуизм Доведический и ведический периоды в истории Индии Древнейшая цивилизация на территории Индии возникла в долине реки Инд в середине III тысячелетия до н.э. Основной источник информации о ней – результаты археологических раскопок. Письменность, которая существовала здесь, расшифровке пока ещё не поддаётся. О религиозных представлениях её жителей известно очень мало. Было достаточно сильным влияние элементов тотемизма, о чём свидетельствуют многочисленные изображения священных быков. Видимо, обожествление крупного рогатого скота в Индии началось 4, 5- 5 тысяч лет тому назад. В середине II тысячелетия до н.э. в Индию с севера приходят племена ариев, поэтому период с XV по Х в. до н.э. именуется арийским, а с Х по III в. до н.э.- ведическим. Арии были индоевропейцами, то есть, их язык входит в одну языковую семью вместе с иранскими, германскими, славянскими и романскими языками. Основным занятием ариев было скотоводство, поэтому культ быка получил дальнейшее развитие. В этот период появляются Веды – священные книги ариев, а впоследствии и индусов. Брахманизм. Развитие индийского общества повлекло за осбой усложнение религиозных представлений. Особое значение приобретает социальная направленность вероучения. Уже в период составления Вед намечается деление индийского общества на четыре сословия – варны. По преданию, они были созданы из различных частей тела Брахмы – бога-творца Вселенной. Поэтому и религия получила название брахманизма. Система варн в Индии
Браки между представителями разных варн запрещались, невозможен был также переход из одного сословия в другое. Рабами чаще всего являлись пленные, местные тоже попадали в рабство. Среди таковых были представители всех четырёх варн, но выходцы из вышестоящих сословий имели меньше шансов оказаться чьим-то рабом. Наиболее тяжёлым было положение неприкасаемых. Эта категория населения находилась вне сословной иерархии. Её пополняли в основном преступники, вольноотпущеники и потомки от браков между представителями разных варн. Неприкасаемым разрешалось жить только в специально отведённых районах города, пользоваться отдельными колодцами и занимать “презренные” должности – дворника, мусорщика, тюремщика, полицейского, палача. Брахмa ны, кшатрии и вайшьи считались высшими варнами, и назывались “дважды рождёнными”. Представители этих сословий имели право изучать Веды, и в возрасте 12-13 лет проходили обряд “второго рождения”. С момента его совершения человек получал право носить священный шнур, цвета, соответствующего его варне и считался взрослым. Шудры такой обряд не проходили. Функции жрецов – брахм a нов в обществе сводились к исполнению религиозных обрядов и обучению других священным знаниям. При этом брахманам не запрещалось заниматься хозяйственной деятельностью. Однако представители жреческого сословия пользовались рядом привилегий перед остальными. Так, за убийство человека из более низкой варны на брахмана налагались штраф и пожизненное покаяние, в то время, как за убийство жреца полагалась смертная казнь. В старости каждый брахман становился отшельником-аскетом. Положение женщины было и остаётся приниженым. Она всю жизнь считается собственностью мужчины, не имеет права на наследство, развод и повторный выход замуж. В древности вдову сжигали на костре вместе с умершим мужем. Душа, по мнению индусов, бессмертна, она меняет только лишь материальную оболочку. Такой процесс перевоплощения души называется сансара. Каждому человеку, установлены соответствующие предписания, именуемые дхарма. Согласно карме – закону воздаяния за их соблюдение, зависит и будущее перевоплощение. Праведник получит лучшую новую жизнь, грешник – худшую. И только немногие избранные аскеты могут удостоиться мокши – прекращения бесконечной цепи перевоплощений и воссоединения атмана – души человека с Бр a хманом – высшей духовной субстанцией. Понятно, что чем выше было социальное положение человека, тем больше он мог уделять внимания своему духовному совершенствованию.
Индуизм Возник в первые века нашей эры как результат развития брахманизма. Недовольство его социальной ограниченностью привело к созданию более доступной широким массам религии. Произошла замена сословного строя кастовым. Вместо варн образовалось множество каст – замкнутых социальных общностей, в основе которых лежит производственный принцип. В настоящее время в Индии насчитывается более 2, 5 тысяч каст, и их число увеличивается с каждым годом. В это же время завершается создание “Махабхараты” и “Рамаяны” - двух величайших эпических поэм, имеющих не только художественное, но и религиозное значение. Складывается концепция тримурти – троицы главных богов * Брахмы - творца Вселенной. * Вишну - её хранителя. * Шивы - разрушителя. Основные направления современного индуизма – шиваизм и вишнуизм. Водораздел между ними проходит по вопросу о том, кого – Шиву или Вишну – признать главным. Брахме в современной Индии почти не поклоняются, хотя и считают его верховным богом. Кроме этой троицы индуисты почитают множество других богов и богинь. Большое влияние сохраняют элементы тотемизма – почитание священных коров, змей, обезьян. Идея параллельности микрокосма – внутреннего мира человека и Вселенной лежит в основе индуистской практики освобождения духовного начала – йоги. С её помощью душа человека (атман) воссоединяется с Бр a хманом – высшей духовной субстанцией. Это достигается при помощи медитации, дыхательной гимнастики, различных физических упражнений, особого режима питания. Современной медициной йога рассматривается как эффективная оздоровительная система. В современном мире индуизм исповедуют жители Индии, Непала, Суринама (в этих трёх странах индуисты составляют большинство населения), а также часть жителей Пакистана, Бангладеш и Индонезии. Последнее время во многих странах мира, в том числе и в Украине функционирует “Международное общество сознания Кришны”, являющееся не чем иным, как одной из индуистских сект.
Религии Индии. Джайнизм Ограниченность социальной доктрины брахманизма, а впоследствии и индуизма вызывала протест со стороны всех небрахманских варн уже в глубокой древности. Очень часто к управлению государством привлекались способные люди незнатного происхождения, в то время, как материальное положение многих брахманов было хуже, чем их паствы. Богатство открывало куда больше возможностей, чем происхождение. Индийское подобие европейского третьего сословия начинает требовать себе идеологических уступок. В VI в. до н.э. странствующий проповедник Вардхамана, впоследствии прозванный Махавира Джина – Великий Герой и Победитель – распространяет учение о том, что достичь бытия совершенного, не связанного с материальным, может каждый вне зависимости от пола и социального происхождения. От последователей учения требовалось соблюдение двух условий: * подавления телесного элемента, выразившегося в аскетическом образе жизни, посте и самоистязаниях; * ахимсы – непричинении вреда, даже малейшего, любому живому существу. Поэтому джайнов на улице всегда можно отличить по метле, которой они разметают перед собой дорогу, дабы не раздавить мельчайшее насекомое. Кроме того каждый джайн носит с собой сито, которым отлавливает, чтобы ненароком не проглотить, плавающих в воде её обитателей. Если ахимсу признали все последователи Махавиры, то в вопросе подавления телесного элемента мнения разделились. Сейчас существует два основных направления джайнизма: * дигамбары – аскетическое течение. * шветамбары – более умеренное, не считающее аскетизм обязательным условием. В современной Индии джайны составляют всего 4% населения, сосредоточены в основном в штатах Гуджарат и Раджастхан. Основные занятия – торговля, ювелирное и банковское дело. Сельского населения среди джайнов очень мало, в основном ремесленники, так как принцип ахимсы запрещает занятие земледелием.
Религии Индии. Сикхизм В средние века в Индию активно проникает ислам. Большую роль в этом играет так называемое Могольское вторжение, во время которого была исламизована значительная часть индийской верхушки. Ислам быстро находит сторонников и среди низов общества. Главная причина такой популярности ислама – бoльшая, чем у индуизма, демократичность социальной доктрины. И тем не менее моголы – мусульмане для большинства индусов оставались захватчиками. В середине XV в. в Пенджабе приобретает популярность гуру Нанак. Его учение синкретично – оно сочетает основные положения индуизма и ислама. Бог один, все перед ним равны независимо от пола и кастового происхождения. Достижение духовного совершенства возможно без аскетизма и сложной обрядности. Такое учение быстро находит сторонников среди крестьян, ремесленников и торговцев, страдавших как от мусульманской, так и индуистской феодальной верхушки. Последователи учения Нанака стали называть себя сикхами, в переводе с хинди- учениками. Всего вместе с Нанаком было десять гуру, из них наиболее значительные: * пятый – Арджуна, при котором конце XVI в. центром секты стал Золотой Храм в городе Амритсар, где хранится составленный Арджуной Адигрантх – священная книга сикхов. * десятый и последний – Говинд Сингх. В конце XVII в. он провел реформу, в результате которой должность гуру была упразднена, а секта была объявлена халсой – общиной равных. Всем последователям учения предписывалось носить тюрбан, иметь при себе три стальных предмета: меч, браслет и гребёнку, запрещалось стричь волосы и бороду. Каждый сикх получает почётный титул Сингх - “лев”. С 1765 по 1849 г. в Пенджабе существовало Государство Равных - Халистан. И сейчас, в современной Индии, ряд сикхских политических деятелей требует воссоздания Халистана, при этом не брезгует террористическими методами. В качестве убежища террористы используют Золотой Храм в Амритсаре. В 1984 г. по приказу тогдашнего премьер-министра Индиры Ганди армейские спецподразделения штурмом взяли Золотой Храм и обезвредили укрывавшихся в нём террористов. Спустя некоторое время И. Ганди была убита своими охранниками-сикхами.
Этикет религий Индии Индия привлекает множество туристов, поэтому желающему посетить эту страну полезно знать о нормах религиозного этикета в ней. Общими для религиозного этикета Индии являются сильные традиции вегетарианства в пищевой культуре. Запрет на употребление мяса во всех традиционных индийских религиях касается только говядины. Все остальные сорта мяса допускаются, но несмотря на это питание абсолютного большинства населения страны составляет пища растительного происхождения. Наиболее строгими вегетарианцами являются джайны, менее строгими - сикхи. Поэтому, работая с индийскими партнерами и клиентами, необходимо узнать, придерживаются ли они каких-либо пищевых ограничений, и в соответствии с этим организовать для них питание в вегетарианских столовых, кафе и ресторанах. Большинство авиакомпаний мира по предварительному заказу пассажира представляет на борту самолета вегетарианское питание. Стоит также учесть, что верующий индус не всегда пожелает принимать пищу в присутствии иноверцев, а также приготовленную иноверцем. Для входа во все индуистские храмы требуется спросить разрешение - среди части верующих до сих пор продолжают действовать социальные ограничения, запрещающие общение с представителями низших каст, а также других религий. Вход в сикхские храмы разрешается только с покрытой головой и босиком - обувь сдается в хранилище. Находиться на территории храма можно до трех суток. Среди сикхов большое влияние имеют традиции благотворительности, поэтому в храме гостям вне зависимости от их вероисповедания предоставляется ночлег и питание. Обязателен денежный залог в размере, эквивалентном $ 1-2, возвращающийся при выходе. Проживающие в окрестностях Бомбея парсы - переселившиеся из Ирана в результате мусульманских преследований зороастрийцы - ведут замкнутый образ жизни. Представители других религий в их храмы, а также районы проживания не допускаются. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 196; Нарушение авторского права страницы