Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Направления и течения в современном иудаизме



Иудаизм диаспоры не мог оставаться однородным: условия стран, в которых проживали евреи, различались между собой. Как известно, евреи не имеют единого литературного и разговорного языка. Иврит долгое время оставался языком Священного Писания, что делало практически невозможным его употребление в быту. Только последние 100 лет благодаря сионистскому движению иврит снова вышел за пределы религиозной сферы. До этого евреи в бытовом общении пользовались чаще всего местными диалектами. Основным языком ашкеназов европейских евреев был идиш диалект немецкого языка. Сефарды евреи Ближнего Востока использовали ладино диалект испанского языка. Между сефардами и ашкеназами существуют не только бытовые, но и культовые различия.

Ортодоксальный иудаизм был и остаётся господствующим течением. В XIX в. имела место попытка пересмотра норм религии, отказа от ряда устаревших догм и предписаний. Реформированный иудаизм наибольшим успехом пользуется в США, но известно немало случаев враждебного отношения к нему со стороны ортодоксов.

Кроме ортодоксального и реформаторского течений в иудаизме существует ряд сект.

В VIII в. возникла секта караимов, отрицающих институт раввината и все раввинские комментарии Торы, в том числе и Талмуд. На территории бывшего СССР караимов можно встретить в Литве и Крыму. Отрицание раввината часто спасало их от черносотенных погромов. Известен и тот факт, что в 1940 году караимы доказали Гитлеру, что евреями не являются, благодаря чему сумели избежать всех ужасов Холокоста. Спустя четыре года, во время депортации крымских татар, они же доказали Сталину, что караимы – это всего лишь евреи, пользующиеся крымско-татарским языком, в результате чего опять избежали гонений.

Рационалистическое течение гаскала было основано в середине XVIII в. Его отличает признание многих научных открытий с целью доказательства правильности того, чему учит Тора.

Из мистических учений наиболее известна каббала, основа которой заключается в признании Торы миром символов, каждый из них имеет тайное значение. Большая роль отводится всякого рода магическим действиям, благодаря которым человек может влиять на божий замысел.

Развитие каббалы привело к возникновению хасидизма. Согласно учению хасидов, человек может непосредственно общаться с Богом. Задача раввинов – только обучать и помогать человеку правильно вести это общение. Роль священнослужителей здесь ниже, чем в других течениях. Зато большую роль играет институт цаддиков – праведников – людей, достигших больших успехов в общении с Богом и изучении Закона. Хасидизм был сильно распространён на территории царской России в пределах черты оседлости. Резиденцией духовного главы хасидов был городок Любавичи, находящийся на территории современной Смоленской области. Должность духовного главы – любавичского ребе – передавалась по наследству.

 

Предписания и запреты

Как мы уже говорили, иудаизм – одна из самых догматичных религий на земном шаре. Жизнь верующего ограничена 248 предписаниями и 365 запретами. Запреты и предписания подчёркивают:

 Святость личности.

 Святость места – принципы поведения в Храме, синагоге и другом общественном месте.

 Святость времени – требование неуклонного соблюдения субботы и праздников.

Все запреты и предписания можно свести к следующим категориям:

* бытовые;

* семейно-брачные;

* социальные.

Первую категорию составляют прежде всего нормы кашрута, регулирующие правильность питания человека. Согласно кашруту, человек имеет право есть только кашерные – разрешённые к употреблению продукты. Запрещённые продукты именуются трефными. Понятия “кашерный”- “трефный” обычно применяются относительно пищи животного происхождения или приготовленной с применением мясных или молочных компонентов.

Кашерная пища должна отвечать четырём условиям.

Кашерность источника

Животное должно отвечать следующим требованиям:

* млекопитающее – быть обязательно жвачным и обязательно парнокопытным. Животное, не имеющее этих признаков или имеющее только один из них, является трефным;

* птица – обязательно зерноядной. Хищные, рыбоядные и падальники в пищу запрещены;

* рыба – обязательно имеющая чешую и спинной плавник. Рыба, не имеющая чешуи, как например, осетр или спинного плавника, как сом, считается некашерной.

* Из насекомых разрешена только саранча, как пища жителей пустыни. Разрешён также пчелиный мёд.

* Все остальные животные некашерны и в пищу употребляться не должны.

Нормы кашрута разрешают употребление виноградного вина только при условии, что приготовлено оно евреями. Вино, приготовленное неевреями, пить можно только после кипячения. На остальные спиртные напитки таких ограничений не накладывается.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь