Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Марксизм и происхождение морали



Согласно марксизму, происхождение морали коренится в исключительно социальной, коллективной природе человека. Мораль является продуктом не только глубоких общественных инстинктов, она связана с коллективным, совместным, запланированным характером труда, который требует все более усложняющегося производственного аппарата. Основа, сущность морали – это признание необходимости солидарности перед лицом биологической уязвимости человека. Именно солидарность (которую, впрочем, убедительно подтвердили недавние научные открытия, особенно в области антропологии и палеонтологии) представляет собой общий знаменатель всего, что было положительного и устойчивого в истории морали. Солидарность как таковая является эталоном прогресса и присуща человеческому обществу во все времена, несмотря на превратности и откаты исторического развития.

История показывает, что шансы на выживание у человека тем выше, чем более едино и сплоченно общество, чем гармоничнее отношения между его составными частями. Но развитие морали на протяжении веков – не только вопрос выживания человеческого рода. Оно обуславливает возникновение все более сложных и завершенных форм коллектива, которые, в свою очередь, обеспечивают развитие потенциала человека и общества. Люди могут раскрыть свои человеческие качества лишь во взаимодействии с другими. Поиск коллективных интересов на практике способствует нравственному прогрессу членов общества. Чем теснее жизнь связана с обществом, тем она богаче.

Один лишь пролетариат способен дать ответ на вопрос о происхождении и сущности морали, поскольку ключом для понимания ее истории служит перспектива строительства единой человеческой общности – коммунистического строя. Пролетариат – первый класс в истории, у которого нет своих частных интересов; он объединен подлинной социализацией производства, которая является материальной базой качественно более высокого уровня человеческой солидарности.

Марксистская этика, способная усваивать различные научные открытия позволяет понять, что человек является продуктом эволюции, а не рождается «чистым листом». Он приходит в мир с рядом социальных потребностей, обусловленных его животных происхождением (например, потребностью в нежности и привязанности, без которых новорожденный не может развиваться и даже выжить).

Однако научный прогресс показал также, что человек – прирожденный боец. Именно это позволило ему завоевать мир, подчинить себе силы природы, преобразовать ее и распространить свое влияние по всей планете. История показывает, что он, как правило, не пасует перед трудностями. Борьба, которую ведет человечество, основывается лишь на ряде инстинктов, унаследованных от животного мира: самосохранения, воспроизводства рода, заботы о детях и др. В обществе инстинкты эти способны развиваться, лишь если люди разделяют чувства себе подобных. Такая особенность является продуктом общественной жизни и одновременно ее условием. Кроме того, история человечества показала, что человек может и должен использовать своей потенциал агрессивности, без которой не сумеет защититься от враждебного окружения.

Однако основы наступательного духа человечества коренятся гораздо глубже, прежде всего, в культуре. Человеческий род – единственная часть природы, которая постоянно трансформирует себя в процессе труда. Таким образом, на протяжении длительного процесса превращения «обезьяны в человека» сознание сделалось основным орудием борьбы человечества за выживание. Всякий раз, когда человек достигал определенной цели, он изменял свое окружение и ставил перед собой новые, более высокие задачи. Что, в свою очередь, требовало дальнейшего развития его природы как существа общественного.

Марксистский научный метод раскрыл биологическое, «естественное» происхождение морали и социального прогресса. Открыв законы исторического развития и преодолев метафизический подход, он дал ответы на вопросы, которые не мог разрешить прежний, буржуазный материализм. При этом марксизм продемонстрировал относительность систем морали, которые применялись в те или иные исторические периоды. Он выявил их зависимость от развития производительных сил и, начиная с определенного времени, от классовой борьбы. Тем самым он заложил теоретические основы преодоления на практике того, что вплоть до наших дней являлось одним из самых страшных бичей человечества: фанатичной, догматичной тирании всякой моральной системы.

Показав, что история имеет смысл и формирует собой единое целое, марксизм преодолел ложную дилемму между моральным пессимизмом идеализма и ограниченным оптимизмом буржуазного материализма. Доказав наличие морального прогресса в истории человечества, он упрочил основы веры пролетариата в будущее.

Несмотря на благородную простоту общинных принципов первобытного общества, они тесно связывались со слепым следованием обрядам и суевериям, которые никогда не ставились под сомнения и не были результатом сознательного выбора. Лишь с возникновением классового общества (в частности, в Европе на подъеме рабовладельческого строя) люди смогли выработать моральные ценности, независимые от кровного родства. Эти ценности стали продуктом культуры, результатом восстаний рабов и других угнетенных слоев. Важно подчеркнуть, что борьба угнетенных классов, даже не имея революционной перспективы, обогатила моральное наследие человечества через культуру сопротивления и протеста, рост уважения к человеческому труду, защиту достоинства каждого человека. Нравственное богатство общества никогда не было простым результатом сочетания экономических, социальных и культурных факторов в данный момент. Оно накапливалось на протяжении всей истории. Точно так же, как опыт и страдания долгой жизни закаляют человека, если не могут его сломить, – в инфернальности классового общества нравственное благородство человека растет, если он знает, что такое общественное устройство может быть уничтожено.

Следует добавить, что исторический материализм снял старое, тормозившее развитие этики, противоречие между инстинктом и сознанием, между причинностью и телеологией. Объективные законы исторического развития сами служат проявлением человеческой деятельности. Они предстают чем-то внешним лишь потому, что цели, которые ставят перед собой люди, зависят от обстоятельств, унаследованных от прошлого. Взятое в динамике, в движении от прошлого к будущему, человечество предстает одновременно результатом и причиной перемен. В этом смысле мораль и этика являются как продуктами, как и действующими факторами истории.

Раскрыв подлинный характер морали, марксизм оказался способен влиять на нее, совершенствовать это оружие классовой борьбы пролетариата.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь