Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Последствия распада капитализма



В нынешний исторический период вопрос этики важен как никогда. Общая тенденция к распаду социальных связей и интеллектуальная деградация неизбежно оказывают свое негативное влияние на мораль. Более того, утрата в обществе этических ориентиров сама по себе является центральной проблемой распада социума. Патовая ситуация, возникшая в борьбе буржуазии и пролетариата, когда первая предлагает разрешить кризис капитализма при помощи мировой войны, а второй – мировой революции, непосредственно связана с этической сферой. Окончание периода контрреволюции благодаря появлению нового поколения пролетариата, над которым не довлеет поражение, последовавшего после подъема 1968 года, знаменует собой не что иное, как историческое банкротство национализма, особенно в тех странах, где мировой пролетариат особенно силен. Однако после 1968-го рабочая борьба не сопровождалась ее соответствующим теоретическим и политическим осмыслением, в частности, открытым и сознательным провозглашением принципа пролетарского интернационализма. Следовательно, ни один из двух ведущих социальных классов современного общества в настоящий момент не способен утвердить свой собственный классовый идеал в общественной жизни.

Вообще, господствующая мораль – это мораль правящего класса. Именно по этой причине всякая господствующая мораль, чтобы успешно служить интересам господствующего класса, должна одновременно содержать в себе и элементы общего интереса и тем самым обеспечить единство общества. Одним из таких элементов является перспектива или идеал социальной общности. Он необходим для того, чтобы сдерживать антиобщественные побуждения.

Как мы видели, национализм – специфический идеал буржуазного общества. Это обусловлено тем, что национальное государство представляет собой пример самого совершенного единства, которое может быть достигнуто при капитализме. И когда этот последний вступает в стадию упадка, государство-нация окончательно перестает способствовать развитию исторического прогресса и фактически делается основным фактором социального варварства. Но еще прежде, чем это произошло, могильщик капитализма, рабочий класс – именно потому, что является носителем более возвышенного идеала, интернационализма, – сумел показать лживый характер национальной общности. Хотя в 1914 году трудящиеся позабыли этот давний урок, первая мировая война показала подлинную сущность не только буржуазной морали, но и морали всех эксплуататорских классов, – то есть использование самых героических, самоотверженных порывов трудящихся классов ради служения самому убогому и постыдному делу.

Несмотря на свой лживый и все более варварский характер, нация является единственным идеалом, при помощи которого буржуазия способна придать обществу единство. Лишь он соответствует современной государственной структуре капитализма. Вот почему все другие общественные ценности, которые возникают сегодня – семья, окружающая среда, религия, культурная или этническая общность, стиль жизни в компании или в банде – на самом деле являются проявлениями распада общественной жизни, разложения классового общества. То же самое относится и к моральным альтернативам, предлагаемым обществу в целом на межклассовой основе: филантропия, экологизм, «альтерглобализм». Исходя из постулата о том, что для обновления общества необходимо совершенствование личности, они представляют собой демократические проявления той же самой индивидуалистической фрагментации общественных основ. Само собой разумеется, все эти идеологии превосходно служат правящему классу в его борьбе против развития пролетарской, интернационалистской, классовой альтернативы капитализму.

В обществе, переживающем распад, можно выделить ряд характерных черт, которые прямо влияют на общественные ценности.

Во-первых, отсутствие перспективы приводит к тому, что все действия человека обращены в настоящее и прошлое. Как мы видели, в основе рационального зерна морали находится отстаивание долгосрочных интересов от ситуативных влияний. Отсутствие долгосрочной перспективы ведет к утрате солидарности между личностями и группами современного общества, а также между поколениями. Отсюда вытекает рост погромных настроений, то есть деструктивной ненависти, обращенной на какого-нибудь козла отпущения, на которого возлагается ответственность за невозможность возвращения в идеализированное прошлое. На мировой политической арене мы наблюдаем рост антисемитизма, антиамериканизма и антиисламизма, «этнических чисток», популистской демагогии против иммигрантов, а у этих последних – менталитета гетто. Подобные умонастроения затрагивают общественную жизнь в целом, как свидетельствует повсеместное распространение коллективной травли.

Во-вторых, все чаще встречающийся страх перед обществом парализует и социальные инстинкты, и логическое мышление, то есть основные принципы человеческой и особенно классовой солидарности. Этот страх стал результатом социальной атомизации, которая вызывает у людей чувство одиночества перед лицом своих проблем. Тот, кто чувствует себя одиноким, поневоле начинает видеть в других врагов, ожидать от окружающего мира любой неприятности. Такой страх – питающий иррациональные течения мысли, целиком обращенные в прошлое и настоящее, – необходимо отличать от страха иного рода, вызванного растущей социальной незащищенностью в условиях экономического кризиса. Ибо это последнее чувство может стать мощным стимулом для развития классовой солидарности в противовес кризису.

Наконец, отсутствие перспективы и распад социальных связей ведут к тому, что для многих людей жизнь утрачивает смысл. Подобная атмосфера нигилизма в целом нетерпима для человечества, поскольку противоречит его сознательной, общественной сущности. Она создает условия для целого ряда весьма непростых феноменов, из которых наиболее заметными являются новый подъем религиозности и зацикленность на смерти.

В обществах, основанных главным образом на натуральной экономике, религия прежде всего служит проявлением отсталости, невежества, страха перед силами природы. При капитализме она черпает силу в социальном отчуждении, боязни общественных сил, которые видятся необъяснимыми и неконтролируемыми. В эпоху распада капитализма потребность в религии обусловлена более всего распространением нигилизма. В то время как традиционные религии при всей своей реакционной роли исходили из понимания общности мира, и модернизированная религия буржуазии знаменовала собой приспособление этого традиционного представления о мире к будущности капиталистического общества, мистицизм периода распада порожден неверием и разочарованием. Проявляется ли это в форме чистой атомизации эзотерических «душ» в пресловутых поисках «самих себя» вне всякого социального контекста, либо в форме замкнутого менталитета сект и религиозного фундаментализма, которые нивелируют личность и лишают ее всякой самостоятельности, – подобные тенденции, якобы предлагающие решение проблем, на деле служат крайним проявлением все того же нигилизма.

Более того, отсутствие перспектив и распад социальных связей привели к искаженному восприятию индивидами биологической реальности смерти. Связанное в значительной мере с ростом мистицизма, оно находит проявление либо в панической боязни умереть, либо в патологическом влечении к смерти. С первым связан, в частности, «гедонистский» менталитет (девизом которого могло бы стать известное латинское изречение «будем есть и пить, ибо завтра умрем»); второе выражается в таких культах, как сатанизм, апокалиптические секты, а также культе насилия, разрушения и мученичества (какой, например, существовал у камикадзе).

Марксизм как материалистическая, революционная теория пролетариата всегда отличался острым чувством реальности и пламенным утверждением ценности человеческой жизни. Его диалектический подход позволяет понять жизнь и смерть, бытие и «ничто» в их нераздельном единстве. Он не пренебрегает смертью, но и не переоценивает ее значение в жизни. Род человеческий – часть природы. И поэтому рождение, рост, но также болезнь и смерть являются такими же неотъемлемыми частями его существования, как заход солнца или осенний листопад. Но человек – продукт не только природы, но и общества. И как наследник достижений человеческой культуры, за которым – будущее человечества, революционный пролетариат связан с социальными источниками жизненной силы, которая кроется в ясности мысли и чувстве братства, терпении и юморе, радости и привязанности, спокойной уверенности в себе.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.015 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь