Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Борьба против буржуазной морали



Пролетарская мораль развивается в борьбе с господствующими ценностями, но не является чем-то совершенно чуждым им. Смысл морали буржуазного общества определяется универсализацией товарного производства. Это придает ей в высшей степени демократический характер, что сыграло весьма прогрессивную роль в распаде феодального общества, но стало все больше проявлять свои иррациональные аспекты на этапе упадка капиталистической системы.

Все общество, в том числе рабочую силу, капитализм оценивает в количественных показателях. Ценность человека и его производительной деятельности определяется уже не его конкретными личными качествами, не вкладом в коллективный труд. Она измеряется лишь количественно, по сравнению с другими и с абстрактным средним значением, которая навязывается обществу словно независимая, слепая сила. Заставляя людей конкурировать между собой, постоянно сравнивать себя с другими, капитализм подрывает человеческую солидарность, лежащую в основе общества. Не принимая в расчет действительные качества людей, в том числе нравственные, он подрывает саму основу морали. Заменяя вопрос «Что я могу дать обществу? » вопросом «Каковая моя личная значимость в обществе? » (под которой подразумеваются богатство, власть, престиж), он подвергает сомнению возможность существования человеческой общности как таковой.

Капитализм несет в себе тенденцию к подрыву совокупности моральных ценностей, накопленных человечеством на протяжении тысячелетий, начиная с первых проявлений гостеприимства и уважения к другим, глубинных побуждений оказать помощь тем, кто в ней нуждается.

С вступлением капитализма на финальную стадию своего распада эта тенденция становится доминирующей. Ее иррациональный характер, несовместимый с сохранением общества в долгосрочной перспективе, становится ясен даже буржуазии, которая в интересах поддержания системы своего господства вынуждена обращаться к специалистам, разрабатывающим стратегии противостояния травле в коллективе (моральному унижению), к педагогам, обучающим школьников, как разрешать конфликты. По тем же причинам при найме на работу одним из основных требований к соискателям становится умение работать в команде, все реже встречающееся в наши дни.

Специфической особенностью капитализма является такая эксплуатация, когда подвергающиеся ей юридически остаются «свободными» и «равными». Это придает буржуазной морали в высшей степени лицемерный характер. К тому же данная особенность обуславливает изменение роли насилия в обществе.

Вопреки утверждениям защитников капитализма, он прибегает к грубой силе даже активнее, чем другие способы производства. Но, поскольку развитие процесса эксплуатации основано теперь на экономических отношениях, а не на физическом принуждении, капитализм стал на качественно ином уровне прибегать к опосредованному – моральному, психологическому – насилию. Клевета, подавление всякой индивидуальности, поиск козлов отпущения, социальная изоляция, систематическое унижение достоинства, подрыв уверенности человека в себе сделались повседневными инструментами контроля над обществом. Более того, они стали рассматриваться как проявление демократической свободы, которую буржуазное общество выдвигает в качестве высшей ценности. Чем больше буржуазия прибегает к моральному террору, чтобы навязать свои установки в ущерб пролетариату, тем сильнее упрочивает она свою диктатуру.

Пролетарская мораль

Борьба пролетариата за коммунизм, бесспорно, являет собой высшее достижение человеческой морали. Это означает, что рабочий класс унаследовал все накопленные цивилизацией духовные богатства, развил их на качественно более высоком уровне и тем самым сберег от негативных последствий распада капитализма. Одной из основных целей коммунистической революции является победа общественных инстинктов над антиобщественными побуждениями. Как показал Энгельс в «Анти-Дюринге», подлинно общечеловеческая мораль, не несущая на себе отпечаток классовых противоречий, будет возможна лишь тогда, когда не только эти противоречия, но и сама память о них исчезнут из повседневной практики.

Пролетариат в своем развитии воспринял и давние правила общежития, и последние достижения культуры морали. Ибо такие элементарные принципы, как недопустимость воровства и убийства, представляют собой не только основы солидарности и взаимного доверия в рабочем движении, но и надежно ограждают от проникновения чуждого морального влияния буржуазии и люмпен-пролетариата.

Для рабочего движения представляют крайнюю важность развитие общественной жизни, забота о ближних, защита детей, стариков, тех, кто слаб и нуждается в помощи. Хотя любовь к человечеству не является исключительной прерогативой пролетариата, как утверждал Ленин, она представляет собой для рабочего класса важнейший фактор, помогающий преодолеть неопытность, узость ума и отсталость непролетарских эксплуатируемых слоев и классов.

Возникновение рабочего класса как носителя морального прогресса замечательным образом иллюстрирует диалектический характер общественного развития. Решительно отделив производителей от средств производства и полностью подчинив их законам рынка, капитализм впервые в истории создал класс, отчужденный от собственной человеческой природы. Таким образом, генезис современного рабочего класса – это история разложения прежней социальной общности и ее достижений. Этот распад обрек миллионы мужчин, женщин и детей на маргинализацию. Выброшенные за пределы общества, они подверглись беспрецедентному процессу моральной деградации. На заре капитализма рабочие кварталы в промышленных районах являлись плодородной средой для невежества, преступления, проституции, алкоголизма, тупого безразличия и отчаяния.

В своем исследовании положения рабочего класса в Англии Энгельс подметил, что пролетарии, обладавшие классовым сознанием, представляли собой самую благородную, гуманную и достойную уважения часть общества. Позднее, анализируя Парижскую Коммуну, Маркс отмечал героизм, самоотверженность и огромную целеустремленность Парижа сражавшегося, трудившегося и мыслившего – в отличие от Парижа буржуазии, скептичного, паразитического и эгоистичного.

Это преображение пролетариата, от утраты собственной человеческой природы к ее обретению, служит проявлением особого характера этого класса, одновременно эксплуатируемого и революционного. Капитализм породил первый в истории класс, который может утвердить свою человеческую сущность, выразить свою классовую идентичность и интересы, лишь крепя солидарность в своих рядах. Как никогда прежде, эта последняя сделалась оружием классовой борьбы и одновременно средством обретения, защиты и мощного развития человеческой культуры. Как заявил Маркс в 1872 году: «Граждане, вспомним об основном принципе Интернационала: о солидарности. Мы добьемся великой цели, к которой стремимся, если мы прочно укрепим среди всех рабочих во всех странах этот животворный принцип. Революция должна быть солидарной, и этому учит нас великий опыт Парижской Коммуны...»7

Эта солидарность стала результатом классовой борьбы. Как писал Маркс, без постоянных столкновений между владельцами предприятий и трудящимися «рабочий класс Великобритании и всей Европы был бы подавленной, умственно отсталой, внутренне опустошенной, покорной массой, для которой освобождение собственными силами было бы так же невозможно, как для рабов Древней Греции и Рима».

И Маркс добавлял: «Чтобы правильно оценить значение забастовок и рабочих союзов, мы не можем позволить ввести себя в заблуждение тем обстоятельством, что их экономические результаты внешне незначительны, — мы должны иметь в виду прежде всего их моральные и политические последствия»8

Эта солидарность неразрывно связана с недовольством трудящихся ухудшением их положения. Это чувство не только побуждает их бороться в защиту собственного достоинства, но и способствует росту сознательности. Констатировав, что фабричный труд действует на рабочих «самым отупляющим образом», Энгельс приходил к выводу: «Если, тем не менее, фабричные рабочие не только сохранили рассудок, но даже развили его больше, чем остальные, они смогли это сделать, только восставая против своей судьбы и против буржуазии»9.

Освобождение пролетариата от патерналистских оков феодализма позволило ему развить глобальное, политическое понимание моральных ценностей и тем самым осознать свою ответственность перед всем человечеством. В своей книге о положении рабочего класса в Англии Энгельс отметил, как политические процессы во Франции и экономические в Англии способствовали освобождению трудящихся от безразличия к общечеловеческим интересам, которое препятствовало их духовному развитию.

Солидарность для рабочего класса – не только инструмент, которым можно воспользоваться при необходимости. Это – сама сущность борьбы и каждодневного существования рабочего класса. Вот почему организованность его борьбы служит живым проявлением солидарности.

Нравственное развитие рабочего движения неотделимо от провозглашения его исторической цели. Изучая работы социалистов-утопистов, Маркс пришел к выводу об этическом влиянии коммунистических идей, при помощи которых «выковывается наша сознательность». В брошюре «Церковь и социализм» Роза Люксембург отметила, что по мере того, как рабочие Варшавы усваивали социалистические идеи, среди них понижался уровень преступности.

Высшим проявлением человеческой солидарности, нравственного прогресса, достигнутого обществом в настоящий момент, бесспорно, является пролетарский интернационализм. Этот принцип необходим для освобождения рабочего класса и лежит в основе будущего коммунистического общества. Важнейшее значение пролетарского интернационализма, отстаивать который может лишь рабочий класс, показывает, что именно этот последний стоит выше других социальных классов и слоев. Для сознательных рабочих жизненно важно освободиться от образа мыслей, свойственного массе обывателей, противопоставить морали правящего класса свою собственную мораль.

Солидарность – не только необходимое средство строительства коммунистического общества, она лежит в самой основе последнего.

Революции всегда вели к моральному обновлению общества. Они происходят и побеждают лишь в том случае, если прежде массы восприняли новые ценности и идеи, которые придали им целеустремленность, мужество и решимость. Превосходство моральных ценностей пролетариата служит тем фактором, который побуждает следовать за ним другие неэксплуататорские слои общества. Хотя в классовом обществе невозможно в совершенстве развить коммунистическую мораль, принципиальные ценности рабочего класса, установленные марксизмом, указывают ему его цель и средства ее достижения. В борьбе рабочий класс приспосабливает собственные действия и ценности к своим потребностям и конечной цели, обретая таким образом новое человеческое достоинство.

Пролетариату не нужны моральные иллюзии и ненавистно лицемерие. Он заинтересован в том, чтобы очистить мораль от заблуждений и предрассудков. Будучи первым социальным классом, обладающим научным пониманием общественных процессов, пролетариат единственный может оценить столь важный аспект морали, как стремление к правде. Не случайно такое название («Правда») носила газета партии большевиков.

Как и солидарность, истина обретает для рабочего класса новый и глубокий смысл. В то время как капитализм не может существовать без лжи и обмана, скрывает социальную действительность, представляя человеческие отношения как взаимоотношения между вещами, – пролетариат стремится к истине, ибо она необходима для его освобождения. Вот почему марксизм никогда не старался приуменьшить серьезность препятствий на пути к победе, не отказывался признавать поражения. Труднее всего быть честным перед самим собой. Это верно и для каждого человека, и для класса в целом. Разумеется, подобное стремление понять себя может оказаться мучительным, и его не следует абсолютизировать. Однако самообман прямо противоречит интересам рабочего класса.

На самом деле, более всего заботясь о стремлении к истине, имеющем огромную значимость для пролетариата, марксизм унаследовал лучшие достижения этической мысли. Всякие попытки воспрепятствовать дискуссии, в которой рождается истина, являются посягательством на эту ценность, поскольку открывают возможность для проникновения в среду пролетариата чуждых ему идеологий и поведения.

В то же время борьба за коммунизм ставит перед рабочим классом новые проблемы, имеющие, в том числе, этические аспекты. Например, желание взять власть поднимает вопрос о соответствии интересов пролетариата интересам человечества в целом, которые на данном этапе истории совпадают во многом, но не целиком. Когда встает необходимость выбора между социализмом и варварством, рабочий класс осознанно должен взять на себя ответственность за судьбу всего человечества. Так, в сентябре-октябре 1917 года возникли предпосылки для восстания, а задержка революции могла бы принести неимоверные страдания мировому пролетариату; и Ленин решил «рискнуть», ибо речь шла о будущем самой цивилизации. Точно так же политические и экономические преобразования после взятия власти ставят рабочий класс перед необходимостью развивать новые отношения между людьми и природой, поскольку человечество уже не может вести себя с ней как «победитель в завоеванной стране» (Энгельс, «Анти-Дюринг»).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.023 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь