Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Солидарность и перспективы коммунизма сегодня



Для рабочего класса этика не является чем-то абстрактным на фоне его борьбы. Солидарность, основа его классовой морали, в то же время представляет собой главное условие для его становления как борющегося класса.

Сегодня перед пролетариатом стоит задача вновь обрести свою классовую идентичность, во многом утраченную после 1989 года. Задача эта неотделима от борьбы за возврат к традициям солидарности.

Солидарность – не просто центральная составляющая повседневной борьбы рабочего класса, она несет в себе зародыш будущего общества. Оба эти аспекта, связанные с настоящим и будущим, взаимно дополняя друг друга. Рост классовой солидарности в рабочей борьбе способствует, в свою очередь, развитию этой последней и открывает новые революционные перспективы. А такие перспективы, как только они возникнут, поднимут солидарность пролетариата на еще большую высоту.

Таким образом, данные перспективы имеют важнейшее значение для решения проблем, которые ставят перед рабочим классом упадок и распад капитализма. В частности, это можно рассмотреть на примере иммиграции. На восходящей стадии капитализма рабочее движение, в частности его левое крыло, ратовало за открытость границ и свободное передвижение рабочей силы. Это входило в программу-минимум рабочего класса. Сегодня выбор между открытыми и закрытыми границами представляет собой ложную альтернативу, поскольку разрешить вопрос может лишь отмена границ вообще. А в период распада капитализма проблема иммиграции подрывает классовую солидарность, заражает рабочих погромными настроениями.

При условии, что рабочий класс в процессе длительной борьбы и политического ее осмысления сумеет вновь обрести свою классовую идентичность, само признание того, какой ущерб наносит современный капитализм социальным эмоциям, связям и манере поведения в обществе, может побудить пролетариат сознательно провозгласить собственные классовые ценности. Негодование рабочего класса в связи с негативными проявлениями, порожденными распадающимся капитализмом, и осознание того, что лишь пролетарская борьба может предложить ему альтернативу, необходимы для открытия перед пролетариатом революционной перспективы.

Революционной организации предстоит сыграть в этом процессе важную роль – не только пропагандиста классовых принципов, но и, главное, живого примера их реализации и отстаивания.

Таким образом, защита пролетарской морали – необходимое средство в борьбе против оппортунизма, а значит, в отстаивании программы рабочего класса. Твердо, как никогда прежде, должны революционеры следовать марксистской традиции, ведя беспощадную борьбу против всяческого классово чуждого поведения.

«Большевизм создал тип подлинного революционера, который историческим целям, непримиримым с современным обществом, подчиняет условия своего личного существования, свои идеи и нравственные оценки. Необходимая дистанция по отношению к буржуазной идеологии поддерживалась в партии бдительной непримиримостью, вдохновителем которой был Ленин. Он не уставал работать ланцетом, разрезая те связи, которые мелкобуржуазное окружение создавало между партией и официальным общественным мнением. В то же время Ленин учил партию формировать свое собственное общественное мнение, опирающееся на мысли и чувства поднимающегося вверх класса. Так, путем отбора и воспитания, в постоянной борьбе, большевистская партия создала свою не только политическую, но и моральную среду, независимую от буржуазного общественного мнения и непримиримо ему противостоящую. Только это и позволило большевикам победить шатания в собственных рядах и проявить на деле ту мужественную решимость, без которой Октябрьская победа была бы невозможна»27.

 

1 О поведении элементов из ВФ ИКТ см., в частности, наши статьи «Угрозы убийства в адрес активистов ИКТ», «Открытые мероприятия ИКТ закрыты для стукачей», «Полицейские методы ВФ ИКТ» (соответственно в № 355, 338 и 330 «Революсьон энтернасьональ»), а также «Чрезвычайная конференция ИКТ: борьба в защиту организационных принципов» в «Ревю энтернасьональ» № 110 и «16 конгресс ИКТ: готовиться к классовой борьбе и возникновению новых революционных сил» (там же, № 122).

2 Подробнее см. статью «Вопрос функционирования организации», опубликованную в «Ревю энтернасьональ», № 109.

3 Дицген И. Религия социал-демократии. Пг, 1919.

4 Pannekoek A. Anthropogenesis: A study in the origins of man. 1944.

5 Ленин В.И. Государство и революция // ПСС. Т. 33. С. 89.

6 Толстой Л.Н. Что такое искусство? М., 2011. В рецензии на эссе русского писателя, опубликованной в газете «Нойе Цайт», Роза Люксембург писала, что в этой идее Толстого больше социализма и исторического материализма, чем в большинстве статей в партийной печати.

7 К. Маркс о Гаагском конгрессе: Корреспондентская запись речи, произнесенной на митинге в Амстердаме 8 сентября 1872 г. // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 18.

8 Маркс К. Русская политика по отношению к Турции – Рабочее движение в Англии // Там же. Т. 9. С. 174-175.

9 Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии // Там же. Т. 2. С. 404.

10 Люксембург Р. О социализме и русской революции: Избранные статьи, речи, письма. М., 1991. С. 258.

11 Бухарин Н., Преображенский Е. Азбука коммунизма. М., 2011.

12 Иеремия Бентам (1748-1832) – английский философ, юрист и реформатор. Он, в частности, был другом Адама Смита и Жана-Батиста Сея, двух ведущих экономистов буржуазии в то время, когда она еще являлась революционным классом. Он оказал влияние на таких «классических» философов», как Джон Стюарт Милль, Джон Остин, Герберт Спенсер, Генри Сиджвик и Джеймс Милль. Он поддержал французскую Революцию 1789 года и внес ряд предложений, касающихся системы уголовного правосудия, политической организации государства, отношения к колониям («Освободите свои колонии»). 23 августа 1792 года молодая Французская республика удостоила его звания почетного гражданина. Его влияние прослеживается в Гражданском кодексе («Кодексе Наполеона»), часть положений которого остается в силе и сегодня. В своей теории Бентам исходил из следующего принципа: личности осознают свои интересы лишь в их связи с удовольствиями и страданиями. Они стремятся достичь «максимального» счастья, которое выражается в превышении удовольствий над страданиями. То есть каждая личность должна произвести некий гедонистический расчет. Всякое действие имеет негативные и позитивные последствия в более или менее долгосрочной перспективе, с различной степенью интенсивности; таким образом, личность должна действовать так, чтобы сделаться счастливее. В 1781 году Бентам дал этой доктрине название «утилитаризм». Он разработал метод «исчисления счастья и страданий» с целью научно, в соответствии с точными правилами, определить количество удовольствия и страдания, вызванного теми или иными нашими действиями. Он предложил семь характеристик:

- продолжительность: продолжительное удовольствие полезнее кратковременного;

- интенсивность: интенсивное удовольствие полезнее слабого;

- определенность: удовольствие полезнее, если есть уверенность, что оно осуществится;

- близость по времени: скорейшее удовольствие полезнее того, которое придется ждать;

- распространенность: удовольствие полезнее, если его испытывает несколько человек, а не один;

- плодотворность: удовольствие полезнее, если влечет за собой другие;

- чистота: удовольствие, которое не сопряжено с последующими страданиями, полезнее, чем то, что рискует их вызвать.

Теоретически наиболее нравственным деянием является то, что отвечает наибольшему числу характеристик.

13 Меринг Ф. «Возвращаясь к Шопегнауэру». Опубликовано в «Нойе Цайт» в 1908\9 гг.

14 Так, большинство политических организаций пролетариата формировало наряду с центральными политическими органами, призванными вести «текущие дела», различного рода «контрольные» или «конфликтные комиссии», состоящие из опытных и пользующихся всеобщим доверием товарищей, ведению которых подлежали особо деликатные дела, требующие от активистов предельной корректности как в самой организации, так и вне ее.

15 Каутский К. Этика и материалистическое понимание истории. 2-е изд. М., 2003.

16 Это подтверждается наблюдениями Анны Фрейд, которые показывают, что сироты, прошедшие концлагеря, испытывают друг к другу своего рода зачаточную солидарность на основе равенства и приемлют моральные и культурные нормы общества в целом лишь в том случае, если объединены в маленькие «семейные» круги, руководимые уважаемым взрослым человеком, к которому дети испытывают чувства привязанности и восхищения.

17 Книга Каутского об этике является первым капитальным марксистским исследованием этой проблемы и важным вкладом в социалистическую теорию. Однако мыслитель переоценивает значение разработок Дарвина. А значит, недооценивает чисто человеческие факты культуры и сознания, дает некое статичное представление, согласно которому различные формы социальной активности либо содействуют, либо препятствуют социальным побуждениям, кои, по сути, остаются неизменными.

18 См., напр., статью П. Лафарга «Исследование о происхождении идеи блага и справедливости», перепечатанную в «Нойе цайт», 1899-1900.

19 Меринг Ф. «О философии капитализма», 1891. Добавим, что Ницше дал теоретическое обоснование поведению деклассированного авантюриста.

20 Иезуитизм, авангард контрреформации, направленной против протестантизма, характеризовался использованием методов буржуазии для защиты феодальной церкви. Вот почему в нем еще в то время нашли выражение основы буржуазной морали – задолго до того, как класс буржуазии в целом, игравший тогда революционную роль, продемонстрировал самые отвратительные стороны своего классового господства. См., напр.: Меринг Ф. История Германии с конца средних веков. М., 1924 (ч. 1, гл. 6 «Иезуитизм, кальвинизм, лютеранство»).

21 Заметим, между прочим, что лучше всего ответили на этот извечный вопрос (добр человек или зол), вероятно, Маркс и Энгельс, когда в «Святом семействе» писали по поводу Флер де Мари, героини романа Эжена Сю «Парижские тайны»: «Человечество не добро и не зло, оно человечно».

22 «Заговор против Интернационала» (отчет о деятельности Бакунина). 1874 г., гл. 6: «Альянс в России (революционный катехизис, призыв Бакунина к офицерам русской армии)».

23 Дицген И. Сущность головной работы человека. 2-е изд. М., 2009.

24 Роланд-Гольст Г. «Коммунизм и мораль». 1925. Гл. V: «Смысл жизни и задачи пролетариата». Несмотря на отдельные, но существенные недостатки, книга содержит превосходную критику утилитаристской морали.

25 Выходивший на французском языке журнал левой фракции Итальянской коммунистической партии (ставшей затем Итальянской фракцией Интернациональных левых коммунистов).

26 Люксембург Р. Чего хочет «Союз Спартака? » // Люксембург Р. О социализме и русской революции. М., 1991. С. 347.

27 Троцкий Л.Д. История русской революции. Т. 2. Ч. 2. М., 1997. С. 151.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.032 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь