Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ОБЯЗАННОСТИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ОБЩЕСТВУ



Как нам известно, люди приучены к совместному труду и используют результаты этой деятельности для удовлетворения жизненных нужд. Общество подобно человеческому телу и каждый из его членов можно сравнить с правильно функционирующим органом.

Каждый орган человеческого тела выполняет определённую работу и обеспечивает потребности всего организма и в то же время свои потребности и совместно с другими продолжает существование. И если бы каждый орган действовал в одиночку, то был бы обречён на гибель. Например, когда функционируют ноги или руки, глаза помогают им, в ином случае человек не был бы способен продолжать жизнь.

Обязанности членов общества по отношению к другим можно сравнить с функциями органов человеческого тела. То есть человек обязан обеспечить свои интересы в рамках общественных интересов. Человёк должен трудиться для себя и общества, приносить пользу обществу, чтобы пользоваться его плодами, защищать права других, чтобы охранять свои.

Эту истину мы постигаем посредством природы данной нам Богом, и священная исламская религия, основанная на человеческой сущности и законах творения, призывает к совместному труду в обществе.

Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал:

ا ل م س ل م م ن س ل م ا ل م س ل م و ن م ن ي د ه و ل س ا ن ه

«Мусульманином является тот, от чьих рук и языка находятся в покое и безопасности другие мусульмане».

А также сказал: «Мусульмане - братья и перед врагом сплочены, единодушны и единогласны». И ещё сказал: «Тот, кто равнодушен к проблемам мусульман - не мусульманин».

В битве Табук, когда исламское войско выступило против Византии, трое из мусульман отказались принять участие в этом походе. После возвращения исламского войска эти мусульмане отправились на встречу с Пророком, но Пророк отвернул от них свой лик и не ответил на их приветствие, и остальные мусульмане последовали его примеру, и никто в Медине, даже их собственные жёны, не разговаривали с ними. В конце концов, они сбежали в горы в окрестностях Медины и покаялись, и через несколько дней Всевышний простил их грех, и они вернулись в город.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ

В Коране и исламских преданиях указано на два аспекта справедливости: индивидуальный и общественный. Исламская религия уделяет этому вопросу особое внимание.

ИНДУВИДУАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Заключается в воздержании от лжи, злословия и других больших грехов. Человека, воздерживающегося от подобного, можно назвать справедливым. И в соответствии с исламскими законами справедливый человек, имеющий к тому же научные познания, может стать судьёй, руководителем и муджтахидом и занимать другие общественные посты, но тот, у кого нет этого качества, даже если будет учёным, не должен занимать такие посты.

ОБЩЕСТВЕННАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Заключается в уважении прав других, так как все люди равны перед божественным законом. Справедливый человек, исполняющий религиозные кодексы не станет попирать права других и не свернёт с прямого пути под воздействием своих вожделений. Всевышний сказал:

إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ي َ أ ْ م ُ ر ُ ب ِ ا ل ْ ع َ د ْ ل ِ... [74]

«Поистине, Аллах приказывает справедливость…»

Всевышний говорит:

أ َ ه ْ ل ِ ه َ ا و َ إ ِ ذ َ ا ح َ ك َ م ْ ت ُ م ب َ ي ْ ن َ ا ل ن ّ َ ا س ِ أ َ ن ت َ ح ْ ك ُ م ُ و ا ْ ب ِ ا ل ْ ع َ د ْ ل ِ... [75]

«Аллах повелевает... и, когда вы судите среди людей, то судите по справедливости...»

Во многих аятах и преданиях предписывается быть справедливым в речах и действиях, и Всевышний во многих местах из Корана открыто проклял угнетателей.

ТИРАНИЯ И УГНЕТЕНИЕ

Всевышний в священной книге много раз заводит речь о зле и злодеянии, и порицает это плохое качество, свойственное хищным зверям (в двух трети коранических сур, а их сто четырнадцать, говорится о злодеянии).

Каждый из нас всем своим существом признаёт недозволенность зла и его вред для общества.

Опыт свидетельствует о том, что невозможно вечно править, опираясь на деспотические методы. Всевышний в суре «Ан'ам», аят 144, говорит:

...إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ل ا َ ي َ ه ْ د ِ ي ا ل ْ ق َ و ْ م َ ا ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ

«...Поистине, Аллах не ведёт народ неправедный! »

Религиозные вожди говорят: «Власть, сопровождаемая безбожием, может сохранить своё существование, но господство, основанное на деспотизме, не будет вечным».


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь