Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ
Человек, живущий в обществе, постоянно общается с людьми, и это общение способствует сохранению социального положения человека, развивает материальный и духовный капитал и устраняет проблемы жизни. Поэтому в общении с людьми необходимо стараться завоевать симпатии других для укрепления авторитета в обществе и увеличения числа сторонников, ибо в противном случае в сердцах людей появится отвращение и ненависть к этому человеку, в конце концов, этот человек будет покинут, и окажется в полной изоляции. Такой человек проведёт свою жизнь на своей родине в одиночестве. И это является большим несчастьем для человека. Исламская религия призывает мусульман к благодетельному общению и в этой связи существует множество предписаний. В том числе сказано, что мусульмане при встрече должны здороваться, и преимущество имеет тот, кто здоровается первым. Пророк (Д.Б.А.Р.) всегда старался здороваться первым, здоровался даже с детьми и женщинами и если кто-нибудь здоровался с ним очень приветливо, он с большей приветливостью отвечал на это приветствие. Всевышний в суре «Ниса», аят 86, говорит: و َ إ ِ ذ َ ا ح ُ ي ّ ِ ي ْ ت ُ م ب ِ ت َ ح ِ ي ّ َ ة ٍ ف َ ح َ ي ّ ُ و ا ْ ب ِ أ َ ح ْ س َ ن َ م ِ ن ْ ه َ ا أ َ و ْ ر ُ د ّ ُ و ه َ ا... «И когда вас приветствуют каким-нибудь приветствием, то приветствуйте лучшим или верните его же…» А также в суре «Фуркан», аят 63, сказано: و َ ع ِ ب َ ا د ُ ا ل ر ّ َ ح ْ م َ ن ِ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي َ م ْ ش ُ و ن َ ع َ ل َ ى ا ل ْ أ َ ر ْ ض ِ ه َ و ْ ن ً ا «А рабы Милосердного - те, которые ходят по земле смиренно...» Но необходимо отметить, что скромность отнюдь не означает самоунижения и неуважения к себе. Просто скромный человек никогда не кичится своими достоинствами, не строит из себя большего, чем он есть на самом деле, и не унижает других. Уважение других не должно выходить за рамки общепризнанных норм, в противном случае подобное поведение может быть принято за подхалимство, ибо каждого человека необходимо уважать в зависимости от его религиозных и социальных достоинств. И опять же, уважительное отношение к другим не состоит в безоговорочном одобрении каждого плохого поступка или же в выражении солидарности с группой людей, совершающих противоречащие религиозным нормам действия. Ибо уважительное отношение к людям состоит в уважении человеческого достоинства, религиозных и нравственных норм, а не пустом уважении материального человеческого организма. И, конечно же, нельзя уважать человека, утратившего своё человеческое достоинство и религиозно-нравственную сущность. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: «Нельзя совершать грех, совершая повиновение (подчиняясь другим). ПРИЧИНЕНИЕ ЗЛА И БЕСПОКОЙСТВА ЛЮДЯМ Эти два негативных качества близки друг к другу, ибо человек может обидеть окружающих путём оскорбления или же совершением действий, нарушающих чужой покой. Таково и причинение зла. Все эти качества противоречат идеалам, к которым стремится человек, создавая общество. Эти идеалы заключаются в достижении спокойной и счастливой жизни. Исламская религия, в первую очередь, уделяет внимание благополучию общества и призывает нас к отдалению от этих негативных качеств. Всевышний говорит: و َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ي ُ ؤ ْ ذ ُ و ن َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن ِ ي ن َ و َ ا ل ْ م ُ ؤ ْ م ِ ن َ ا ت ِ ب ِ غ َ ي ْ ر ِ م َ ا ا ك ْ ت َ س َ ب ُ و ا ف َ ق َ د ِ ا ح ْ ت َ م َ ل ُ و ا ب ُ ه ْ ت َ ا ن ً ا و َ إ ِ ث ْ م ً ا م ّ ُ ب ِ ي ن ً ا [76] «А те, которые причиняют обиду верующим (мужчинам) и верующим (женщинам) без того, чтобы они это заслужили, - они берут на себя ложь и явный грех». Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: «Тот, кто причиняет зло мусульманину - причиняет зло мне, а причинение зла мне равносильно причинению зла Всевышнему и подобный человек проклят в Торе, Евангелие и Коране». А также сказал: «Тот, кто угрожает мусульманину даже взглядом, будет наказан Всевышним в Судный День». ОБЩЕНИЕ С ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ Человек проводит жизнь в общении с людьми, но ввиду жизненных условий, каждому из нас приходится иметь тесные связи с определённой группой людей. И эта группа состоит из друзей. Конечно, дружеские отношения строятся на почве взаимопонимания и наличия схожих черт в характере или же привычек, свойственных двум или нескольким людям. Постоянное общение приводит к постепенному переходу привычек и характера от одного к другому. И поэтому человек должен быть осмотрительным в выборе друзей, чтобы перенять у хороших друзей хорошие качества, и подобная дружба принесёт большую пользу обеим сторонам. Такая дружба подарит им престиж в обществе. Имам Али (да будет мир с ним! ) сказал: خ ي ر ا ل ا ص ح ا ب م ن ي د ل ك ع ل ى ا ل خ ي ر «Лучшие друзья - это те, которые направляют тебя на благородные дела». А также сказал: ا ل م ر ء ي و ز ن ب خ ل ي ل ة «Человека узнают по друзьям». ОБЩЕНИЕ С ПЛОХИМИ ЛЮДЬМИ Общение с плохими и низкими людьми делает человека несчастным. И в доказательство этому достаточно сказать, что все воры, разбойники и преступники называют виновниками своей участи плохих друзей. И среди тысячи преступников невозможно обнаружить даже одного человека, рождённого преступником. Имам Али (Д.Б.М.) сказал: «Избегай общения с плохими, ибо они воспитают в тебе плохие качества. Ибо не примут в свой круг, не перевоспитав тебя и не превратив в подобного себе». А также изволил сказать: ا ي ا ك و م ص ا د ق ة ا ل ف ا ج ر ف ا ن ه ي ب ي ع ك ب ا ل ت ا ف ه «Сторонись плохих друзей, ибо они готовы продать тебя за гроши». ПРАВДИВОСТЬ Общение является основой человеческого общества, и правдивость, в свою очередь, является одним из основополагающих принципов общества и приносит человечеству большую пользу, в которой оно повсеместно нуждается. Правдивость приносит обществу следующую пользу: 1- Правдивому человеку доверяют окружающие, и эта правдивость избавляет их от проверки их слов. 2- Правдивый человек чист перед своей совестью и избавлен от угрызений совести. 3- Правдивый человек всегда остаётся верным своим обещаниям и не способен обмануть чужого доверия, ибо правдивость в слове ведёт к честности в деле. 4- Правдивый человек защищён от многих конфликтов, ибо большинство споров возникает из-за того, что одна или обе стороны отвергают истину. 5- Правдивость устраняет большинство нравственных пороков и обеспечивает подчинение законам и правилам, ибо многие прибегают ко лжи для того, чтобы скрыть свои пороки и недостатки. Имам Али (да будет мир ним! ) говорит: «Настоящий мусульманин тот, кто предпочитает правду, приносящую ему вред, лжи, приносящей ему пользу. И подобное предпочтение дарит ему покой». ВРЕД ЛЖИ Из вышеизложенного можно также постигнуть вред лжи. Нечестный человек является злым врагом общества и при помощи своей преступной лжи он стремится деградировать общество, ибо ложь подобна опиуму, парализующему интеллектуальную способность общества и искажающему истины. Ложь также можно сравнить с алкогольным напитком, опьяняющим людей и тормозящим человеческий разум, различающий добро и зло. Поэтому исламская религия считает ложь большим грехом. Великий Пророк (Д.Б.А.Р.) сказал: «Три племени (группы людей), являются лицемерами, даже если будут совершать намаз и поститься: лжец, тот, кто не выполняет своего обещания и тот, кто злоупотребляет доверием». А также имам Али (да будет мир с ним! ) сказал: «Человек познает сладость веры, когда отрекается от лжи и не прибегает к ней даже в шутку». Не только Ислам считает ложь грехом и негативным качеством; необходимо отметить, что и человеческий разум признаёт её отрицательность и вред. Распространение этого плохого качества, в короткий срок, уничтожает доверие, являющееся единственной общественной связью. Отсутствие этой связи на деле нагнетает в обществе атмосферу беспокойства и недоверия, и люди проводят жизнь в изоляции. Человеческая жизнь тесно связана с внешними предметами, деятельностью и производством. Человек создаёт необходимые предметы и обеспечивает свои нужды. Человек - разумное существо, построившее свою жизнь на научной основе, он работает, опираясь на свой интеллект и знания, и постоянно анализирует новые сведения для своей дальнейшей деятельности. И ввиду этого, человек постоянно нуждается в приобретении достоверных сведений. И если человек будет получать ложные сведения, то его жизненный порядок будет нарушен. Следовательно, ложь является опасным врагом человеческого общества, нечестный человек обезличен, его речи встречают недоверие других, и он проклят Всевышним. ЗЛОСЛОВИЕ И КЛЕВЕТА Осуждение других за их спиной, если соответствует истине, является злословием и, если не соответствует истине, то считается клеветой. Конечно, Всевышний не создал нас святыми (кроме Пророков и имамов) и каждый из нас в зависимости от характера может совершить ошибку, но Всевышний своей беспредельной мудростью скрывает наши грехи от чужого взора. И если сдёрнуть эту божественную завесу с наших грехов, все люди возненавидят друг друга и человеческое общество разрушится. Поэтому Всевышний запретил злословие, чтобы подарить человеческой жизни внешнюю и внутреннюю красоту. Всевышний в суре «Худжурат», аят 12, сказал: و َ ل َ ا ي َ غ ْ ت َ ب ب ّ َ ع ْ ض ُ ك ُ م ب َ ع ْ ض ً ا أ َ ي ُ ح ِ ب ّ ُ أ َ ح َ د ُ ك ُ م ْ أ َ ن ي َ أ ْ ك ُ ل َ ل َ ح ْ م َ أ َ خ ِ ي ه ِ م َ ي ْ ت ً ا «...и пусть одни из вас не поносят за глаза других. Разве пожелает кто-нибудь из вас есть мясо своего брата, когда он умер? …» По сравнению со злословием клевета считается ещё более тяжким грехом, и каждый из нас признаёт мерзость этого поступка. Всевышний в суре «Нахл», аят 105, сказал: إ ِ ن ّ َ م َ ا ي َ ف ْ ت َ ر ِ ي ا ل ْ ك َ ذ ِ ب َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ل ا َ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ن َ... «Ведь только ложь измышляют те, которые не веруют в знамения Аллаха…» НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЛЮДЕЙ Распутность и разврат считается с исламской точки зрения большим грехом. И, в зависимости от степени нарушения прав Ислам предписывает наказание нарушителей высечением, смертной казнью и побиванием камнями. Распространение подобного негативного поведения сотрясает родословные устои, которым Ислам уделяет первостепенное внимание, и нарушает исламские предписания, распространяющиеся на наследственные связи и, наконец, ослабляет родительскую любовь к детям, а также нарушает естественную и наследственную структуру общества. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-08; Просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы