Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Восемь благоприятных субстанций



 

Восемь благоприятных субстанций (санскр. ashtamangaladravya, тиб. Ькга shis rdzas brgyad), или «приносящих удачу», образуют вторую группу ранних буддийских символов. Эта группа включает: 1) зеркало, 2) драгоценное лекарство, 3) йогурт, или свернувшееся молоко, 4) траву дурва, 5) фрукт билва, 6) белую раковину, 7) киноварь, или порошок вермильона, 8) семя горчицы. Как и восемь благоприятных символов, эти восемь субстанций, вероятно, также имеют добуддий- ское происхождение и были приняты в ранний буддизм. Они представляют особую группу подношений, которые были дарованы Будде как символы Восьмеричного благородного пути истинного воззрения, истинного мышления, речи, действия, образа жизни, усилия, внимательности и медитации. Как и восемь благоприятных символов, восемь благоприятных субстанций в буддизме ваджраяны были впоследствии обожествлены и образовали группу восьми богинь подношений.

Зеркало представляет лучезарную богиню подношения света, Прабха- вати (тиб. 'Od chang та), которая поднесла Будде безупречное зеркало, символизируя как ясность его постижения, так и его безошибочное кармическое видение всех прежних жизней. Зеркало символизирует правильное размышление, или анализ, поскольку оно правдиво отражает все вещи такими, как они есть, без предпочтений, предвзятости, обмана или искажения.

Лекарство (санскр. gorochana), которое добывается из жизненно важных лимфатических узлов во лбу слона, представляет великого слона — охранителя Дханапалу (тиб. Nor skyong), охранявшего луга в Бодхгае, где Будда достиг просветления. Это лекарство символизирует правильную внимательность, поскольку оно излечивает болезнь неведения, которая является коренной причиной всякого страдания.

Йогурт представляет подношение молочного риса, которое добродетельная дочь крестьянина — Суджата (тиб. Legs skyes та) поднесла Будде перед тем, как он сел под деревом бодхи. Йогурт символизирует правильный образ жизни, поскольку он свободен от любой нечистоты и изготовляется

 

без причинения вреда каким-либо живым существам.

Трава дурва представляет восемь охапок травы, дарованные Будде в качестве сиденья для медитации ко- силыциком Мангалой (тиб. ЬКга shis). Трава дурва — это символ долголетия и стойкости и представляет правильное усилие как прочное намерение практиковать Дхарму.

Фрукт билва был поднесён Шакья- муни богом Брахмой и символизирует правильное действие как плод всей благой деятельности.

Чаша, содержащая зеркало, йогурт, фрукт билва и траву дурва (верхний левый угол); чаша, содержащая раковину, лекарство, вермильон и горчичное семя (верхний правый угол). Ниже - собрание драгоценностей, за ними - изображения восьми благоприятных веществ. Внизу посередине и справа изображены чаши, содержащие восемь благоприятных субстанций; слева - чаша, содержащая подношения пяти чувств

Белая, закручивающаяся вправо раковина была поднесена Будде богом Индрой, она представляет правильную речь как провозглашение Будда- дхармы.

Тилака, или священный знак красной киновари, был нанесён на лоб Будды брахманом-астрологом Джьо- тишараджей (тиб. sKar rgyal), он символизирует правильное созерцание, такое как самадхи однонаправленного медитативного равновесия.

Семя белой горчицы было поднесено Будде великим бодхисаттвой силы Ваджрапани. Семя горчицы представляет правильное воззрение как способность уничтожить все ложные воззрения и понятия.

Восемь благоприятных субстанций, перечисленных выше, также представляют четыре кармы, или активности просветлённого существа.

Зеркало, лекарство и свернувшееся молоко представляют мирную активность.

Трава дурва, фрукт билва и раковина представляют активность увеличения.

Красный порошок вермильона представляет активность подчинения, а семя горчицы представляет гневную или разрушительную активность.

Как и восемь благоприятных символов, эти восемь драгоценных объектов могут изображаться поодиночке, и тогда каждый предмет изображается отдельно или в отдельной чаше. Они также могут быть сгруппированы за рядами подношений драгоценностей, на ветвях маленького исполняющего желания дерева, в неглубокой чаше или на подносе.

ЗЕРКАЛО

(санскр. darpana, adarsha, тиб. me long)

Зеркало, отражающий «свидетель» света, символизирует форму как зрительную способность и орган чувств — глаза. Функция зеркала в том, чтобы давать возможность ясно увидеть самого себя, а его благоприятная значимость как косметической принадлежности и предмета домашнего хозяйства очевидна. В буддизме зеркало — это совершенный символ пустотности, или чистого сознания. Зеркало беспристрастно отражает все объекты, однако остаётся полностью незатронутым образами, возникающими в нём. Оно открывает то, что все явления — это, в сущности, пустота. Оно отражает все объекты мира явлений как «мимолётное виденье», обнажает факт отсутствия в них сущности.

В древнеиндийском ритуале аб- хишеки, что означает «освящение окроплением», священные образы или ритуальные предметы ритуально омывали, или освящали окроплением. Когда поливали водой зеркало,

отражающее образ, очищалось отражение священного образа. Этот ритуал известен как пратибимба, что буквально означает «отражённое». В Тибете этот ритуал известен как «божественное омовение» (тиб. khrus, — здесь вода разбрызгивается на отражённый образ статуи или тханки. Вода, омывшая форму божества, считается освящённой.

Зеркало, которое богиня подношений Прабхавати поднесла Будде, было абсолютно чистым, безупречным, ясным, непотускневшим. Как символ просветлённого ума, оно отражало всё совершенно, без искажений или помех. В живописи зеркало изображается как маленький белый или серебряный диск, обычно украшенный тонкой круглой золотой рамой по периметру. На поверхность зеркала часто наносится маленький круг в середине и четыре круга в четырёх направлениях, что символизирует пробуждённые качества и мудрости пяти будд.

ДРАГОЦЕННОЕ ЛЕКАРСТВО (санскр. gorochana, тиб. gi wang)

Драгоценное лекарство добывается из кишечных камней или желчных камней, встречающихся у определённых животных, особенно у слонов, медведей и у крупного рогатого скота. Санскритское слово «горочана» относится непосредственно к камням, или безоарам, найденным у крупного рогатого скота (санскр. go), например, у быков, коров, волов и яков. Считается, что наличие безоаров у животных

можно определить по храпу или ночным звукам, которые издаёт спящее животное.

Ведическая легенда повествует, как бог Индра однажды забросил в великий океан пять драгоценных минералов: золото, серебро, коралл, жемчуг и сапфир или бирюзу. Эти драгоценные вещества были со временем поглощены слонами, медведями, змеями, лягушками, коршунами, гусями и голубями, которые затем образовали безоары внутри своих тел. Кишечные камни, добываемые из этих созданий, вследствие этого обладают различными цветами и качествами. Их медицинские свойства включают противодействие отравлению, способствование ясному мышлению, облегчение лихорадок и инфекционных заболеваний. Высшие, средние и низшие формы этих камней считаются исцеляющими соответственно семерых, пятерых или трёх пациентов, которые были отравлены.

Слово «безоар» — это производное от персидского «поджар», что означает «защита от отравления», а основное значение этого слова — «противоядие». В медицинских традициях средневековой Европы безоары, добытые из животных, высоко почитались как противоядие, поскольку практика отравлений была достаточно распространённой. В особенном почёте были получаемые с Востока «восточные безоары», состоявшие из слоёв органической смолы, образованных вокруг маленького инородного тела. Одна из разновидностей антилопы, распространённая в Индии, известна как безоаровая антилопа, а дикая персидская коза — как безоаровая коза. Считается, что в Туркестане безоарам ритуально поклонялись, чтобы вызвать дождь. В Тибете в горячих источниках можно найти маленькие минералы белого или оранжевого цвета — это отложения кальция и серы. Эти отвердевшие вследствие отложения известковых солей камни, или «пилюли» (тиб. ril bu), считаются обладающими подобными животным безоарам целебными свойствами.

Считается, что горочана наилучшего качества добывается из мозга или изо лба слона, второе по качеству лекарство добывается из живота коровы. Говорится, что по размеру и внешнему виду горочана напоминает желток сваренного яйца. Добываемый из гороча- ны жёлтый пигмент используется как тонизирующее и болеутоляющее средство, а также он может применяться для нанесения священного знака, или тилаки, на лоб. Считается, что, если горочану смешать с мёдом и нанести на глаза, она дарует чистое видение, позволяя человеку воспринимать все сокровища мира. Подобным образом серый или белый камень, добываемый из головы королевской кобры, считается наделяющим заклинателя змей способностью контролировать всех меньших змей и дарует невосприимчивость к их яду. Западный «жабий камень», добываемый из черепа старой жабы, также считался обладающим свойствами противоядия.

В тибетском искусстве это драгоценное лекарство изображается множеством различных способов. Оно появляется в форме пилюль или в форме яйца, фасоли, спирали, фрукта, жёлудя или гриба. И обычно окрашено в белый или жёлтый цвет и чаще всего изображается как цельная овальная форма, лежащая в вязкой белой жидкости.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.016 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь