Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


СТРЕЛА СО ЗНАМЕНЕМ, ИЛИ «ШЁЛКОВАЯ СТРЕЛА»



(тиб. mda' dar)

Помимо использования в качестве оружия стрелы также символически применяются во многих буддийских ритуалах. Стрела со знаменем, или «шёлковая стрела», состоящая из вертикальной стрелы с кистями шёлковых лент, привязанных к вершине древка, используется в ритуалах предсказания по стрелам (тиб. mda' то) и во множестве других разнообразных ритуалах ваджраяны. Эта символическая стрела обычно ставится вертикально в деревянное вместилище, наполненное зерном и благоприятными веществами, известное как «амбар» (тиб. 'bru mdsod). Божества обычно держат стрелу вертикально в правой руке, при этом наконечник стрелы указывает вниз. Направляющие перья стрелы могут быть добыты из крыльев особенных птиц, древко может быть особого цвета и из определённой древесины, а наконечник может быть из особого металла. Шёлковые ленты, разнящиеся числом от одной до пяти, привязываются к древку под направляющими перьями и свисают вниз. Одиночная лента обычно бывает из белого, жёлтого или красного шёлка, а ленты пяти цветов — белая, жёлтая, красная, зелёная и синяя — соотносятся с последовательностью пяти будд. Ленты связываются вместе в бант или в узел, и к этому банту часто прикрепляется маленькое серебряное зеркало предсказаний (тиб. mo'i те long). Также к зеркалу могут быть подвешены игральные кости для предсказаний или раковины. Древко стрелы, раковина и зеркало соответственно представляют тело, речь и ум божества.

«Шёлковая стрела долгой жизни» (тиб. tshe sgrub mda' dar) применяется в ритуалах божеств долголетия, таких как Амитаюс, Таши Церингма и Падмасамбхава. У этой стрелы железный наконечник и красное древко, заканчивающееся оперением из пяти ветвей.

На каждой из ветвей по три направляющих пера из крыльев грифа, а конец каждой ветви покрашен в особый цвет или украшен шёлковой лентой, цвет которой соответствует последовательности пяти цветов пяти будд. Под группой из пяти ветвей оперения к древку привязано маленькое зеркало предсказаний, а сама стрела стоит вертикально в деревянном «амбаре».

У «благоприятной шёлковой стрелы» (тиб.g.yangsgrub mda' dar) железный наконечник, маленькое зеркало и раковина и три или пять разноцветных лент. Такая стрела применяется во множестве разнообразных

благоприятных ритуалов. Как «стрела удачи» (тиб. g.yang mda') она символически используется в тибетской свадебной церемонии, чтобы поймать за воротник невесту и утянуть её от её женского окружения. Здесь стрела как мужской символ представляет похищение невесты женихом (см. стр. 172). Во время брачной церемонии ко лбу невесты прикасается стрела, обёрнутая белым шёлковым шарфом. В ритуальном использовании древко благоприятной стрелы окрашивается в соответствии с тем, какое божество требуется умилостивить, а на поверхности зеркала цветным пигментом пишется семенной слог этого божества.

У «стрелы, привлекающей богатство» (тиб. nor sgrub mda' dar) медный наконечник, красное древко, три направляющих пера и пять разноцветных шёлковых лент. Такая стрела используется в ритуалах приумножения или привлечения благосостояния.

У «шёлковой стрелы бога огня» (тиб. те lha ' bod pa' i mda' dar) железный наконечник, красное древко, три направляющих пера, одиночная красная шёлковая лента и маленький квадратный вымпел, отмеченный слогом «Рам» бога огня Агни (тиб. Me lha). Эта стрела вертикально вставляется в землю в юго-восточном направлении от места проведения церемонии или ритуала огненного подношения для того, чтобы умилостивить Агни, пребывающего на юго-востоке.

«Шёлковая стрела бога ветра» (тиб. rlung lha'i mda' dar) выглядит подобно стреле бога огня, описанной выше, но у неё зелёное древко и зелёный вымпел со слогом «Ям» бога ветра. Эта стрела помещается в землю в северо-западном направлении, чтобы умилостивить бога ветра Ваю (тиб. rLung lha).

Восьми классам духов соответствуют особые формы шёлковых стрел. Их древки имеют особенные цвета, равно как и шёлковые ленты, а направляющие перья берутся у птиц, поддерживающих отношения с этими духами, таких, например, как ворон, гриф, гусь, фазан, павлин, ястреб и сова. Эти «стрелы духов» часто располагаются вертикально в конструкциях сложных крестов из нитей (тиб. mdos), которые используются в ритуалах подчинения духов (см. стр. 274).

ОГНЕННАЯ СТРЕЛА

(санскр. agnibana, тиб. те' i mda')

Изначально огненная стрела была зажигательной стрелой древнеиндийского военного дела, но позднее этот термин стал также применим к снаряду или копью, приводимому в движение порохом. Агнейя, или «огненное оружие», упоминается в раннем индийском эпосе, а китайские огненные стрелы, найденные в Средней Азии, датируются II веком н. э. В качестве воспламеняющей составляющей для огненной стрелы используется масло или битум, этими веществами пропитывается кусок войлока на верхней части древка.

В одной из своих правых рук Кала- чакра держит атрибут, который описывается либо как «огненная стрела», либо как «три стрелы». Этот атрибут изображается как одиночная стрела с пламенным наконечником или как группа из трёх стрел. Некоторые тибетские учёные утверждают, что это огненная стрела, приводимая в действие порохом, или что это стрела из огня, или что она красная, как огонь, с наконечником из пламени. Другие считают, что это группа из трёх стрел (тиб. gsum mda'), которыми Калачак- ра пронизывает три яда трёх миров. К тому времени, как Калачакра-тантра была принесена в Тибет в 1024 году н. э., китайцы уже на протяжении века использовали порох, поэтому возможно, что огненная стрела Калачакры изначально была снарядом, который приводился в действие порохом.

И хотя открытие пороха часто приписывается английскому монаху и учёному XIII века Роджеру Бекону, китайцы уже с середины X века использовали порох и зажигательные средства для фейерверков. В середине XI века они уже разработали первую пушку. Монголы узнали секрет пороха от китайцев и использовали его впечатляющие боевые качества во время своего вторжения в Россию и Восточную Европу в XIII веке.

Во время боёв огненные бамбуковые ракеты и глиняные гранаты, начинённые порохом, запускались в ряды вражеских войск. И хотя это неизвестное оружие причинило немного реального ущерба их противникам, оно вселило великий ужас как в людей, так и в животных, закрепив за монголами репутацию вошедших в сговор с дьяволом и применяющих колдовство и чёрную магию.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.008 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь