Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ЦВЕТОЧНЫЙ ЛУК И ЦВЕТОЧНАЯ СТРЕЛА



(санскр. pushpadhanus, тиб. те toggi gzhu) и (санскр. pushpasara, тиб. те toggi mda')

Лук и стрела, изготовленные из цветов, изначально были атрибутами ведического бога любви и страсти Ка- мадевы. В соответствии с легендой из Пуран, однажды Камадева выпустил

пять стрел в аскетичную и медитативную форму Шивы для того, чтобы его сердце воспылало страстью к богине Умадеви (Парвати). Первые две стрелы Камадевы не попали в цель, третья и четвёртая стрелы проникли в ум Шивы и всколыхнули его медитацию, а пятая стрела пронзила сердце Шивы и высвободила всю силу страстного желания аскетичного повелителя. В великом гневе из-за этого вмешательства Шива проявил сияние пламени из своего третьего глаза, принеся в жертву физическую форму Камадевы и сделав его навечно бестелесным как невидимую « силу лю бви ».

Лук Камадевы был сделан из цветов или из сахарного тростника, его тетива источала мёд и была окутана пчёлами. Пять стрел Камадевы были изготовлены из цветов белого лотоса, красной ашоки, дерева манго, белого жасмина и синего лотоса утпала.

У Камадевы множество санскритских эпитетов, таких как Бестелесный (Ананга), Нарушитель Спокойствия (Самантака), Ошеломляющий (Му- хура), Обольститель (Майя) и Искуситель (Мара). Последний из этих эпитетов, Мара, применялся в раннем буддизме к демону заблуждений и искушений, атаковавшему Будду Шакьямуни под деревом бодхи накануне его просветления (см. стр. 35). По-тибетски Камадева известен как «Бог желания» (тиб. 'Dodlha).

В буддизм ваджраяны атрибуты цветочного лука и цветочной стрелы Камадевы были приняты в качестве основного оружия подчиняющих богинь Курукуллы и Красной Тары. Форма Красной Курукуллы с четырьмя руками держит в своих главных руках цветочный лук с оттянутой тетивой и цветочную стрелу. А в других руках она держит крюк и аркан из источающих нектар красных цветов лотоса утпала. А сам Камадева изображается вооружённым луком, крюком, арканом и пятью стрелами под ногами буддийских божеств Курукуллы и Калачакры.

В раннем буддизме ваджраяны «пять страстей» использовались как сексуальные метафоры «пяти классов тантр»: крия, чаръя, йога, йогаттара и аннуйогаттара. Метафорически это

соотносится с последовательностью продвижения влюблённости: сначала влюблённые улыбаются друг другу, затем держатся за руки, продолжительно смотрят друг другу в глаза, обнимаются, целуются и объединяются в сексуальном союзе. Пять страстей также соотносятся с пятью ядами — неведения, желания, отвращения, гордыни и зависти; а также с пятью чувствами и с пятью объектами зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания; и с пятью совокупностями формы, ощущения, восприятия, факторов мотивации и сознания.

Пять стрел также ассоциируются с Манджушри и с пятью выпуклостями на его голове, каждая из которых представляет одну из мудростей пяти будд. Пять стрел мудрости Манджушри пронзают пять страстей и соответствующие им психические центры. Неведение преобразуется в теменной чакре, желание — в горле, гнев — в сердце, гордыня — в пупочной чакре, а ревность — в «тайном месте», или в сексуальном центре.

МЕЧ

(санскр. asi, khadga, тиб. ral gri)

Меч в первую очередь является символом мудрости, или различающего осознания, которое рассекает пелену неведения и омрачения. Один из двух основных атрибутов бодхисаттвы му- дростиМанджушри—это пламенный меч, который он держит поднятым

в своей правой руке. Меч сопровождается парным элементом — текстом «Сутры совершенства мудрости» (санскр. Prajna-paramita-sutra), который покоится на цветке лотоса в левой руке Манджушри. Пламенный меч представляет остроту пронзительной осознанности Манджушри, рассекающей все заблуждения и открывающей истину пустотности, а священный текст определяет совершенное владение Манджушри всеми знаниями.

В Непале верят, что Манджушри создал долину Катманду, прорубив своим «лунным смеющимся» (санскр. chandrahasa) мечом окружающую гряду гор в ущелье Чобар, таким образом осушив озеро, которое до этого заполняло долину. Считается также, что именно он принёс все знания и куль- туру в Непал. В Китае верят, что Манджушри живёт на горе Утайшань, пять вершин которой представляют пять выпуклостей (санскр. ushnisha) мудрости на голове Манджушри. Эмблемы меча на лотосе и книги встречаются в руках у многих человеческих проявлений Манджушри, таких как Трисонг Децен, Сакья Пандита, лама Цонкапа и Лонгченпа.

Меч мудрости (тиб.ye shes ralgri) — это также победоносное оружие множества идамов и гневных божеств, и здесь его функция заключается в рассечении и уничтожении всех препятствующих демонов и врагов. Меч неизменно держится этими божествами в правых руках, а в случае определённых божеств аннуттарайога-тантр, таких как Ямантака, меч может также символизировать дарование восьми великих сил духовных достижений, или сиддхи. Первая из этих «сиддх меча» (санскр. khadga-siddhi) наделяет силой победы над врагами при помощи меча различающей осознанности. Другие семь сиддх обычно перечисляются следующим образом:

2) ясновидение (санскр. ananja-siddhi),

3) скорохождение (санскр. padalepa- siddhi), 4) способность становиться невидимым (санскр. antaradhana-sid- dhi), 5) алхимическое бессмертие и преобразование материи (санскр. rasayana-siddhi), 6) способность летать по небесам (санскр. khechara-sid- dhi), 7) перемещение и способность множественных проявлений (санскр. bhuchara-siddhi), 8) способность проходить во все сферы существования (санскр. patala-siddhi).

Меч мудрости изготовлен из синего железа, вокруг его двухстороннего лезвия свёртывается спиралью извивающееся пламя, излучающееся как сияние огня мудрости вокруг его кончика. Рукоять меча изготовлена из золота и запечатана половинкой ваджры в качестве головки эфеса. Двухстороннее лезвие символизирует единство относительной и абсолютной истин, его острый кончик символизирует совершенство мудрости, а сверкающее пламя — сияние огня мудрости-

осознанности в десяти направлениях. В случае с некоторыми воинствующими божествами, особенно с теми, которые образуют группу из центрального божества и окружающих его по четырём направлениям божеств, их мечи могут описываться как изготовленные из железа, кристалла, меди, золота и ляпис-лазури. Меч (или перекрещенная ваджра) также является эмблемой Амогхасиддхи, зелёного будды севера, все-свершающего владыки семейства карма, или активности.

ЩИТ

(санскр. phalaka, khetaka, carma, тиб. phub)

Щит как оборонительный атрибут часто сопровождается парой из меча, вместе они представляют оружие обороны и нападения. Проникающий меч держат в правой, мужской, руке метода, а оборонительный щит держат в левой, женской, руке мудрости.

В тибетском искусстве щит неизменно изображается маленьким и круглым, обычно он украшается узором из восьми лотосовых лепестков или узором в виде колеса с восемью спицами, что, возможно, акцентирует его аспект мудрости. За восемью спицами и центральной втулкой колеса могут также изображаться концентрические радиально расходящиеся круги, придавая щиту вид сделанного из ротанга или плетёного, — такие в Индии и Юго-Восточной Азии обычно использует полиция при подавлении беспорядков. В описаниях божеств ваджраяны щит иногда определяется как железный щит, хотя в живописном изображении щит может быть из железа, бронзы, золота, шкуры носорога, шкуры быка, это может быть плетёный щит или щит из шкуры тигра.

В древнеиндийском военном деле шкура носорога была самым гибким и подходящим материалом для щита, поскольку, в отличие от деревянного или железного щита, щит из шкуры носорога не раскалывается и на нём не остаётся вмятин даже от очень сильного удара. Шкура быка была более доступным материалом для обыкновенного воина. Круглый кусок шкуры быка приклёпывался к круглой железной раме щита и часто украшался четырьмя центральными выпуклыми орнаментами из железа или из бронзы. Часто щит мог быть изготовлен из шкуры быка снаружи и подбит тигровой шкурой изнутри. Такие кожаные щиты были известны как чарма, в то время как железный щит был более широко известен как пхалака.

Как парные атрибуты, меч и щит встречаются в руках таких божеств, как Ваджрабхайрава, Калачакра, Вад- жравега и Красный Ганапати. Щит, по существу, символизирует как защиту, так и покорение всех врагов. Щит Ваджрабхайравы представляет победу Будды во время нападения Мары, победу над всеми врагами и то, что он защищает всех существ неопровержимой мудростью и достижениями Будды. Щит Калачакры представляет верхнюю часть тела, а его меч символизирует элемент ветра.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 247; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь