Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КАДУЦЕЙ, ИЛИ ТРЕЗУБЕЦ СО ЗМЕЯМИ



(санскр. sarpa-trishula, тиб. sbrul gyi rtsegsum)

Кадуцей — это эмблема алхимического бога Гермеса, или Меркурия. Впервые кадуцей появился в Древней Ассирии, в хеттской и финикийской культурах как водружённый на посох символ солнца и месяца. Позднее, как жезл Гермеса, «посланника богов», он приобрёл извивающуюся вокруг центрального стержня змею и на- вершие в виде крыльев. В наши дни этот посох повсеместно известен как символ целительства. Благодаря магической силе этого жезла Гермес был способен воскрешать к жизни жертв Гадеса. С точки зрения медицины две змеи символизируют яд и противоядие, или яд и сыворотку, как гомеопатический принцип «подобное лечит подобное». С точки зрения алхимии две змеи символизируют легко изменяющиеся элементы киновари и ртути, или менструальную кровь и семя, которые в своём союзе и преобразовании создают эликсир жизни или бессмертия.

В раннем индуизме обвитый змеями трезубец был символом Шивы в его форме Локешвары, или «Владыки миров». Этот символ был принят буддизмом махаяны как эмблема

Авалокитешвары в его проявлении Симханады, или «Львиного рыка». Трезубец Симханады, который показывается из-за правой части его тела, имеет зелёное древко. Только одна белая змея обвивает его, а из её рта сочится кровь. Шиваитский трезубец Локешвары также зелёного или синего цвета, часто его симметрично обвивают две змеи. Одна из этих змей красная, другая — белая, что символизирует солнечный и лунный каналы, «обвивающие» (санскр. kundala) центральный канал. На вершине древка изображаются красная кисть из хвоста яка, сухой белый череп и пламенный трезубец. Красная кисть и белый череп символизируют восхождение красной богини Кундалини, поднимающейся по центральному каналу, для того чтобы воссоединиться со своим белым владыкой Шивой, находящимся в теменной чакре черепа. Трезубец на вершине символизирует победу Локешвары над тремя мирами (санскр. triloka), или тремя городами (санскр. tripura). В индуистской мифологии три города были из золота, серебра и железа, они были дарованы асуру по имени Бана соответственно Брахмой, Вишну и Шивой. Три этих города находились на небесах, над землёй и на земле. Шива в своей форме Трипуран- така, «Разрушителя трёх городов», позднее поджёг эти три города гневным блеском своего третьего глаза.

КОПЬЁ

(санскр. kunta, shakti, shula, тиб mdung)

Копьё, или пика, — это оружие правой руки метода множества гневных божеств, в сущности, оно символизирует протыкание или пронзание всех ложных воззрений и искажённых мнений. В древнем индийском военном деле копья назывались множеством санскритских имён. Термин «шакти» (что означает «могущественный»), по всей видимости, применялся только к копьям, изготовленным исключительно из железа. Махашакти, или «великое копьё», украшалось колокольчиками. Название «ратхашакти», или «копьё колесницы», давалось как длинному, богато украшенному метательному копью с флагом, так и простому дротику, который можно было запустить с колесницы. У копья с названием «праса» был широкий заострённый наконечник, похожий на лезвие меча, а у шулы, или «шипа», наконечник копья был подобен центральному зубцу трезубца (санскр. tri- shula). Однако самое распространённое санскритское обозначение для копья — это кунта.

Как ручное оружие копьё обычно изображается с длинным древком из красного или белого сандалового дерева или из дуба (тиб. he mdung). Нижний конец древка может быть отмечен половинкой ваджры, драгоценностью или маленьким круглым шаром. Наконечник копья изготовлен из синего железа, остриё окутано пламенем. Форма наконечника может напоминать остриё меча, ваджрный шип или наконечник стрелы. Синий наконечник копья обычно водружён на декоративную золотую сферу, с которой свисает маленькая обагрённая кровью кисть из хвоста яка, которая вздымается волнами в одну из сторон. Также между кистью из хвоста яка и золотой сферой может располагаться белый череп. Копья определённых божеств-охранителей описываются как изготовленные из драгоценных субстанций: золото, серебро, медь, кристалл, ляпис-лазурь или коралл. Гневное божество-охранитель Маха- кала с Драгоценной дубиной описывается держащим длинное копьё из бедренной кости демоницы-акшаси. Также различные копья приписываются восьми классам духов, включая: красное копьё демонов цен с окровавленными флагами, белое копьё демонов вал и драгоценные копья гьялпо, или царей духов.

КОПЬЁ С ФЛАГОМ

(санскр. kunta-pataka, тиб. mdung dar)

Копьё с флагом, которое также известно как «военная эмблема» (тиб. гм dar) или «военный штандарт» (тиб. гм mtshan), было знаменем тибетской и монгольской армий, и как знамя оно часто встречается в руках местных божеств-охранителей этих земель. Копьё с флагом по форме подобно трезубцу-пике, описанному выше; оно выглядит как обычное длинное копьё с развевающимся флагом, прикреплённым к верхнему древку. Этот треугольный флаг может быть разных цветов и обычно делается из шёлка с зубчатой кромкой из войлока, шкур или кожи. Ваджрабхайрава держит в руках копьё с красным флагом, а Ганапати Ма- хакала держит копьё с флагом «цвета мака». Определённые божества могут держать в руках копья с прямоугольными знамёнами, украшенными длинными шёлковыми лентами, или же флаг может иметь форму простой раз-

 

вевающейся, завязанной вокруг древка шёлковой ленты.

ДРОТИК

(санскр. tomara, катрапа, bhindipala, тиб. mda' chen)

Дротик, или «длинная стрела», — это метательное копьё с коротким бамбуковым древком. Как и копьё, он символизирует пронизывание или уничтожение ложных воззрений и мнений, поскольку пронзает сердце (ум) врага (заблуждение). В древнем индийском военном деле дротик назывался множеством санскритских терминов, например: «шанку, канапа, томара и бхиндипала». Кампана, что означает «дрожащий» или «трепещущий», — это дротик с бамбуковым древком, который колышется, как стрела, когда поражает цель. Как оружие в руках, дротик появляется в форме простого копья или стрелы без оперения, и он может быть изображён с зелёным бамбуковым древком или с древком из красного сандалового дерева.

ГАРПУН

(санскр. капара, тиб. ка пауа)

Гарпун — это особая форма копья или дротика с длинной возвращающей верёвкой, прикреплённой к древку. Такой гарпун держит в правой руке Вад- жрабхайрава. В иконографии гарпун символизирует пронизывание неведения различающим осознанием, или мудрость, которая побеждает грехи тела, речи и ума. Как и парные символы железного крюка и аркана, острый конец железного наконечника гарпуна представляет мудрость, а его возвратная верёвка — представляет внимательность или памятование. Гарпун Ваджрабхайравы изображается в форме обыкновенного копья с пламенным остриём и с длинной верёвкой, обвязанной вокруг верхнего древка.

БУЛАВА

(санскр. danda, gada, тиб. dhyug pa, he con, beng)

Булава или жезл — это оружие сокрушающее, разламывающее и разбивающее, и, в сущности, оно символизирует разбивание вдребезги завесы неведения и эмоциональных омрачений, созданных кармой. Как приспособление в правой руке метода булава имеет множество различных форм, варьирующихся от тонкого конусообразного посоха до массивной, богато украшенной деревянной и металлической «крепости».

В древнеиндийском военном деле тяжёлая булава была избранным оружием физически сильных людей. Эта традиция до сих пор поддерживается в тренировках борцов, использующих пару деревянных булав для упражнений. Хануман, могущественная обезьяна, владеющая булавой, или гада, — это божество, патронирующее индийских борцов. Булавы воинственных индийских божеств обычно изображаются как большие расплющенные сферы из украшенного металла, водружённые на конусообразные деревянные рукояти. Каменная булава эпического

индийского военного дела известна как лакутха или лагутха, железная булава известна как стхуна, а тяжёлая деревянная булава известна как данда, гада, бхусундхи, мудгара или мусала.

В своей самой распространённой форме булава божеств ваджраяны состоит из длинной конусообразной деревянной рукояти, которая у своего тонкого основания отмечена маленькой драгоценностью или половинкой ваджры, а на вершине отмечена большой половинкой ваджры, драгоценностью или трезубцем. Рукоять булавы сделана из твёрдой древесины акации (санскр. khadira) или из красного сандалового дерева (санскр. chandan), а верхняя часть рукояти обычно украшается белой шёлковой лентой. Булава с драгоценностью на вершине является атрибутом некоторых форм бога богатства Вайшрава- ны, чья булава обычно определяется как бечон (тиб. be con), она отмечена драгоценностью, исполняющей желания, пламенной драгоценностью или «ожерельем драгоценностей». Булава с ваджрой на вершине обычно определяется как югпа (тиб. dbyugpa) и часто встречается как атрибут множества идамов и божеств-охранителей.

Многие формы Махакалы держат булавы из сандалового дерева (тиб. tsan dan kyi beng chen), имеющие особенные иконографические формы. Одна из форм Махакалы с булавой описывается держащей могучую булаву из сандалового дерева, украшенную драгоценностями. Из вершины этой булавы исходит сияющее пламя, из основания низвергается поток воды, в то время как внутри булавы войска

богов и асуров вовлечены в битву. В другой форме Махакала с булавой держит булаву из сандалового дерева с лезвием треугольной железной пурбы в основании, с ручкой с насечками, с длинным полым древком и с пламенной, или многогранной, драгоценностью на вершине. Полая рукоять этой булавы из сандалового дерева описывается как крепость (тиб. dzong), внутри которой войска богов и асуров полностью готовы ктому, что божество высвободит их и отправит в бой. Эти булавы-«крепости» описываются как длинные, составленные из квадратных секций полые конструкции с несколькими слегка приоткрытыми дверями, занимающими каждую из секций. За этими дверными проёмами находятся внутренние дворы, на которых боги и асуры либо вовлечены в битву, либо готовятся к ней. Три стороны этой булавы с наконечником в виде лезвия пурбы представляют разрушение трёх ядов (неведения, желания и отвращения), а находящиеся в состоянии войны армии богов и асуров представляют разрушение двух дополнительных ядов — гордыни (боги) и ревности (асуры).

Другая форма длинной булавы (тиб. beng chen) встречается в обеих руках трёх одинаковых проявлений Ма- хакалы, которые известны как «Три добродетельных брата» (тиб. Legs Idan mchedgsum). Эта конусообразная булава состоит из квадратной секции красного сандалового дерева, у неё четыре острия в форме пирамид на каждом из углов её вершины. Длина этих булав равна высоте «Трёх добродетельных братьев», а их манера держать булавы двумя руками определяет то, что они используются скорее какбоевые жезлы, нежели чем булавы. На санскрите термин «данда», в общем, используется для обозначения посоха, тогда как термин «гада» характерен для описания булавы. В тибетском языке для описания булавы обычно используются два общих термина — «югпа» и «югто» (тиб. dbyug to). Более конкретный термин — «бенг» — используется для

описания булав Махакалы, а термин «бе-сон» используется для описания булав Вайшраваны. Другое конусообразное оружие из красного сандалового дерева, которое по ошибке часто принимается за булаву, — это палка с насечками, или «демоническая счётная линейка» богини Шри Деви (см. стр. 209).

ПОПЕРЕЧНАЯ БУЛАВА,

ИЛИ ДЕРЕВЯННЫЙ ГОНГ (санскр. gandi, тиб. gan di)

«Гонг волшебника», или «магический деревянный гонг» (тиб. 'phrul gyi gan di), — это особенный атрибут гневного божества-охранителя Панджара Махакалы (тиб. Gur mgon ро), Владыки Шатра. Эта форма Махакалы ошибочно считается имеющей среднеазиатское происхождение, из-за того что отождествляется с шатрами племенных кочевников. Однако Панджара Махакала изначально был защитником монастырской академии Наланда в буддийской Индии, а его имя происходит из текста, известного как Ваджрапанджара-тантра.

Деревянный гонг, или ганди, функционирует как монастырский гонг, в который ударяют маленьким деревянным молотком, созывая сангху на религиозные беседы или другие ежедневные мероприятия. Гонг имеет форму доски из белого сандалового дерева или гималайского кедра и составляет около 180 сантиметров в длину (от 84 до 108 ангул, или длин ширины пальца), шесть ангул в ширину и две ангулы в толщину. В ритуальном использовании ганди может быть либо подвешен на верёвках внутри деревянной рамы, либо во время звучания его могут держать на плече. Считается, что звук ганди ужасает четырёх мар и что такие гонги использовались во времена Будды Шакьямуни.

«Магический деревянный гонг» в качестве оружия держит горизонтально в двух руках, как поперечную деревянную булаву, Панджара Махакала, который изображается в форме присевшего на корточки «могучего карлика» (тиб. mi'и thung gel ba).

 

В свете высокорационализаторских военных тактик древнего индийского военного дела вполне возможно, что техника владения поперечной булавой была закреплена за карликами. Карлик, с его мускулистым телом и короткими крепкими ногами, был символом великой силы, стабильности и выносливости и отождествлялся с индийским якшей (тиб. gnod shyin), или «духом- карликом». В ранней индуистской и буддийской архитектуре резной образ карлика часто изображался поддерживающим поперечные балки храмовых крыш или потолков пещер. В битве воин-карлик мог держать в руках горизонтальную балку в качестве барьера, защищающего от ударов копыт и ног врага.

Ганди Панджара Махакалы изображается как тяжёлая, из красного сандала, балка из квадратных секций с несколькими крепостными воротами по всей длине, за которыми скрываются объединённые войска богов и асуров. На каждом конце этой балки — тяжёлые симметричные рельефные украшения из декоративного золота, которые традиционно имеют форму водружённых на лотосы драгоценностей, ваджр или узоров завитков хвоста макары.

БУЛАВА С ЧЕРЕПОМ

(санскр. kapala-danda, munda-danda, тиб. thod dbyug)

Булава с черепом — это оружие правой руки метода многих божеств, оно символизирует прекращение, или «смерть», кармических предрасположенностей и предельную пустот- ность всех явлений. Как оружие эта булава устрашает всех демонов и подчиняет всех злобных духов трёх миров. Булава с черепом происходит от посоха с черепом, или кхатванги капаликов, а её основная форма состоит из тонкого конусообразного древка из красного сандалового дерева или кости, на вершине которого находится сухой белый человеческий череп. Этот череп может

быть отмечен драгоценностью или половиной ваджры, древко в основании отмечено меньшей половинкой ваджры, а вокруг верхней части древка часто обвязывается белая шёлковая лента.

БУЛАВА-СКЕЛЕТ

(санскр. kinkara-danda, тиб. keng rus kyi dbyugpa)

Булава в виде скелета — это более гневная или мрачная форма булавы с черепом. Она изображается в правых руках многих гневных божеств и божеств-охранителей, такихкакЯма, Ямантака и Читипати (встречается вариант транскрипции — «Ситипа- ти»). Булава-скелет, подобно булаве с черепом, происходит от кхатванги капаликов и изначально делалась из человеческого черепа, водружённого на берцовую или бедренную кость.

Это, в свою очередь, произошло от ранней шиваитской кхинкхиры, или кхатванги, оружия Шивы, которое было сделано из ножки кровати.

Верхняя часть булавы-скелета состоит из черепа, позвоночника, рёбер грудной клетки и тазовых костей человеческого скелета. Нижняя рукоять булавы образована из удлинения позвоночника или из соединённых костей ног стилизованного скелета. «Ухмыляющийся», или «надменный череп» (тиб. gying Ъа thod) часто отмечается драгоценностью или половиной ваджры, а скелет неизменно изображается без костей рук. Иногда вокруг шеи скелета может быть обёрнута, как шаль, содранная кожа трупа.

Более простая форма булавы с черепом или булавы-скелета может выглядеть как череп, водружённый на спинные позвонки, а также на плечевые суставы и ключицы. Яма (тиб. gShin rje), «Владыка Мёртвых», иногда описывается как владеющий булавой с черепом, которая сделана из тринадцати позвонков. Это число равняется числу тринадцати зонтов-колёс буддийской ступы как «позвоночный столб» горы Меру. В самой гневной форме булавы из скелета, у черепа из пустых глазниц свисают глаза, также могут упоминаться пламя, вырывающееся из его рта, дым из его ноздрей и тонкие струйки крови из глазниц.

БУЛАВА-ТРУП

(санскр. shava-danda, тиб. го dbyug, zhing dbyug)

Булава из трупа встречается в правых руках определённых чрезвычайно гневных божеств, включая богинь Экаджати, Трома Нагмо и Ремати, в её форме Богини Чумы. При помощи такого оружия эти божества разрушают жизни всех врагов, которые вредят буддийским учениям, и поддерживают полный контроль над раз-

личными классами духов, особенно над демонами, вызывающими чуму и болезни, или над мамо (тиб. мато). Булава из трупа может быть сделана из застывшего трупа, находящегося в состоянии трупного окоченения, из мумифицированного человеческого трупа или из трупа, кожа которого была содрана и высушена. Некоторые духи, такие как ветала, или воскресшие зомби, могут держать поднятым вверх труп ребёнка или труп, окрашенный вермильоном. Как оружие булаву из окоченевшего трупа можно держать за вытянутые руки или ноги, или же в качестве ручки может использоваться его голова.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 455; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.03 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь