Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


КОЛЕСО ОГНЯ И КОЛЕСО ВЕТРА



(тиб. те 'khor) и (тиб. rlung 'khor)

Как атрибуты сияющее огненное колесо или кружащееся колесо ветра могут быть выпущены из концов ваджрных оружий, таких как ваджра или трезубец, для того чтобы воспламенить или сдуть всех препятствующих демонов пяти омрачающих эмоций. В такой разрушительной форме сверкающее колесо ветра исходит из левой руки Красного Карма Ямы, уничтожая яды пяти эмоциональных

омрачений. В символическом ритуале разрушения крепости врага перечисляются семь видов магических колёс (тиб. 'phrul 'khor). Эти колёса: каменных снарядов, лодок, огня, мечей, ветра, ваджр и стрел.

ГОЛОВНЯ

(санскр. agnidanda, jvaladanda, тиб. те mgal)

Атрибут в виде горящей ярким пламенем головни иногда встречается в руках у различных классов духов, входящих в свиты определённых гневных божеств. Головня может выглядеть как горящий можжевельник или пальмовая ветвь, как объятый пламенем шест со смолой на конце или как раскалённый добела железный прут. Головня — это символ разрушительной активности и священного огня хома.

В ведической Индии священный огонь хома поджигался головнёй, которая, в свою очередь, поджигалась при помощи трения двух палочек ара- ни. Эти палочки брали от дерева аш- ватта, или пиппала, более известного как дерево бодхи (лат. Ficus religiosa).

В умиротворяющих ритуалах хома ваджраяны головня должна быть подожжена в очаге добродетельного человека или брахмана. Для ритуалов приумножения огонь должен быть принесён из очага аристократа или с монастырской кухни. Для ритуалов подчинения огонь должен быть принесён из дома пользующейся дурной славой блудницы. Для ритуалов разрушения головня должна быть подожжена в очаге вдовы или в печи кузнеца.

СЕТЬ

(санскр. jala, тиб. dra ba)

Сеть использовалась для того, чтобы ловить и опутывать врагов, и была одним из оружий бога небес Индры. В буддизме сеть Индры (санскр. indra- jala) описывается как звёзды ночного неба. Эта сеть является метафорой взаимозависимости. Сеть с девятью глазами (тиб. Ага ba mig dgu) носит на спине гневная богиня Баджра-Ремати.

ОРУЖИЕ ВОЙСК МАРЫ

В группе тибетских тханок, изображающих двенадцать деяний Будды, девятое деяние показывает, как Будда Шакьямуни подчиняет злых демонов, насланных Марой, чтобы помешать Будде достичь просветления. Будда изображен в ваджрной позе на своём сиденье из травы дурва под деревом бодхи. Его правая рука вытянута вниз в жесте касания земли, поскольку он призывает богиню земли Стхавару быть свидетельницей его аскезы. Демонические полчища войск Мары окружают Будду и нападают на него

до зубов вооружёнными разнообразным гневным оружием. Но, по мере того как это оружие запускается, мечется и стреляет в Будду, оно чудесным образом превращается в цветы, которые могут служить только для того, чтобы украсить великолепие излучающей свет ауры Будды.

Традиционно изображается, по крайней мере, дюжина свирепых воинов Мары, атакующих Будду. У некоторых из них тела и лица демонов, в то время как у других головы быков, драконов, львов, гаруд и макар. Одни обдирают с лиц кожу, чтобы обнажить отвратительные черепа, а у других растянутые лица находятся на животах. Некоторые демоны держат в руках привычное оружие — мечи, копья, луки и стрелы, в то время один из них размахивает разветвлённой палкой. Один из демонов кидает в Будду огромный камень, другой запускает в него солнце и месяц, в то время как третий запускает в Будду гору Меру. Демон с лицом гаруды сидит верхом на драконе, который изрыгает поток метеоритов из открытой пасти. Другой демон с лицом гаруды извергает из своего рта скопление ядовитых змей и держит в руках пламенную чакру с огненными лезвиями мечей и с ваджрой на вершине. Демон с лицом льва выливает на Будду кипящее масло, а некоторые другие демоны толкают по направлению к нему осадные машины. Одна из этих осадных машин имеет форму железной телеги, наполненной сверкающим пламенем, которое демоны готовятся запустить в Будду. Другая осадная машина имеет форму огненного колеса с несколькими

вращающимися лезвиями чакры, которые приводятся в движение барабаном на раме телеги. По мере того как лезвия вращаются, они поднимают горящую смолу из резервуара на телеге. Вариации композиции на тему «Нападение Мары» могут включать такое передовое оружие, как мешок с болезнями, поднос причиняющих страдания горчичных зёрен, расплавленный свинец или горящий уголь и барабаны, горны и кимвалы войны.

В Калачакра-тантре детально описаны великие колесницы и оружие, которое будет использоваться в великой битве против «варваров», которая, в соответствии с пророчеством, произойдёт в 2327 году н. э. Описывается всё: колесницы, осадные башни, ваджрные шатры, катапульты, огненные стрелы и «режущие машины» из колунов, мечей, гарпунов и ветра, также описываются и пушки. Многие из этих военных машин имеют поразительное сходство с машинами, изобретёнными Леонардо да Винчи, которые он рисовал более чем четыре века спустя, после того как Калачакра-тантра была принесена в Тибет в 1027 году.

Пять ВИДОВ МАГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ Шри Деви

«Великолепная богиня» Шри Деви (тиб. dPal Idan Lha то), или Ремати, владеет пятью видами особенного магического оружия. Некоторые виды её оружия также встречаются в качестве атрибутов многих младших божеств и духов, сопровождающих Шри Деви в различных её свитах. Первые четыре вида магического оружия — мешок с болезнями, связка красных проклятий, игральные кости с белыми и чёрными точками и клубок ниток — подвешены к маленьким ядовитым змеям, которые украшают седло мула Шри Деви, в то время как пятое оружие — демоническая палка с насечками — заткнуто за пояс из змеи, обвязанный вокруг её поясницы.

МЕШОК С БОЛЕЗНЯМИ (тиб. nad kyi rkyal pa)

Мешок с болезнями — это древнеиндийское бактериальное оружие. Мешок с заразными болезнями мог быть катапультирован в осаждённый город или подброшен в источник воды, чтобы отравить её. Монголы применили эту опустошительную технику во время осады города Каффа на побережье Чёрного моря в 1346 году. Когда ужасная эпидемия начала косить ряды монгольских воинов, их предводитель приказал катапультировать трупы умерших от болезни через городские стены. По мере того как болезнь распространялась по городу, корабли генуэзских торговцев спасались бегством в порты Средиземного моря

 

Южной Европы. За последующие четыре года эта эпидемия распространилась по всей Восточной Европе и стала известна как «чёрная смерть». Бубонная чума убила, по меньшей мере, четверть населения Европы и, как «прощальный подарок» от монголов, явилась самым ужасным бедствием, когда-либо обрушивавшимся на этот континент.

Как первое магическое оружие Шри Деви сам по себе мешок состоит из человеческого желудка, из свежесо- дранной кожи цвета плоти или из разлагающейся зелёной кожи человеческого трупа.

В этот мешок набиваются ткани тела и жизненные органы тех, кто умер от самых опасных или заразных болезней, таких как чума, водянка, проказа, оспа, гепатит, холера, дизентерия, а также болезни крови и мозга. Мешок традиционно изображается как маленькая надутая человеческая кожа, часто с конечностями, связанными в узел вокруг шеи и за корпусом, и с парой игральных костей, подвешенных на змее, свернувшейся вокруг шеи трупа. При помощи этого магического оружия богиня распространяет бедствия болезней на демонических врагов Буддадхармы.

В соответствии с легендой, Шри Деви получила мешок с болезнями и «демоническую линейку с насечками» от своей матери, для того чтобы подчинить нагов и богов. Также некоторые из духов, вызывающих болезни (тиб. та то), имеют при себе эти кожаные мешочки эпидемиологического и бактериального оружия. Они описываются какмешки, наполненные

бактериями проказы, или как мешки, наполненные молниями и градом.

СВЯЗКА КРАСНЫХ ПРОКЛЯТИЙ (тиб. hyad dmargyi khrespo)

Связкой красных проклятий Шри Деви разбрасывает оковывающие заговоры или насылает смертельные проклятия на врагов Буддадхармы. Это её второе магическое оружие, которое обычно изображается как прямоугольный тибетский текст, зажатый между двумя деревянными обложками, края страниц окрашены в красный цвет. Связка проклятий может быть обёрнута красной материей и обвязана красной лентой, или же она может изображаться как группа красных свитков.

ИГРАЛЬНЫЕ КОСТИ С ЧЁРНЫМИ И БЕЛЫМИ ТОЧКАМИ (тиб. sho rde' и dkar nag)

Пара игральных костей для предсказаний привязывается к змеиной упряжи, которая свисает с передней стороны седла Шри Деви, и часто изображается в группе с мешком болезней и связкой красных проклятий. Эти игральные кости белого и чёрного цветов: белые кости, отмеченные чёрными точками, обычно располагаются сверху, а чёрные игральные кости, отмеченные белыми точками, располагаются снизу. Легенда гласит, что в одном из своих многочисленных воплощений Шри Деви унаследовала эти кости от своего супруга, который был человеком и игроком в кости. С этим магическим оружием, или приспособлением для предсказаний, богиня может определить кармический исход любой ситуации. Чаще всего на передней части белой кости изображается высшее число «шесть», в то время как на чёрной кости изображается низшее число «один». Это показывает широкие возможности Шри Деви правильно разбираться в кармических осуждениях и возмездиях.

В различных системах тибетских предсказаний с игральными костями (тиб. то) обычно используются три игральные кости, выдающие серии численных значений от трёх до восемнадцати. Иногда эти три кости изображаются в иконографии Шри Деви.

Интересную параллель можно, вероятно, провести между белыми и чёрными игральными костями Шри Деви и белыми и чёрными предсказательными камнями, которые носит в золотом нагруднике высокий священник храма Соломона, как это описывается в Ветхом Завете. Два этих камня, носящих названия Туммим и Урим, имели вавилонское происхождение и являлись единственным дозволенным пророческим средством для открытия воли Господа его народу. Подобная параллель может быть проведена между напоминающим зеркало золотым нагрудником главного священника Храма и зеркалом предсказаний тибетских оракулов, которое также носится на груди.

КЛУБОК НИТОК

(тиб. mtshon gyi gru gu)

Клубок из разноцветных ниток, сплетённых или скрученных как шнур из нитей пяти цветов, свисает с ремня из змеи на задней части седла Шри Деви. Этот клубок описан как воплощающий сущность всего гневного оружия и магических сил или заклятий. С этим оружием Шри Деви связывает всех демонических врагов, произнося заклятия, подчиняя и разрушая.

В индуистской традиции разноцветные нити используются во время определённых религиозных праздников, носящих название Ракшабандха, или «связывание нитью». Самый известный из этих праздников проводится перед наступлением сезона дождей. Во время этого праздника

сёстры завязывают защитные нити вокруг запястий своих братьев в обмен на маленькие подарки или деньги. Другой важный праздник — это Гуру Пурнима, проводимый в первое полнолуние (санскр. purnima) сезона дождей. Во время этого праздника почитается гуру, а его ученикам раздаются защитные нити. Традиционно раздаются белые, красные, жёлтые или чёрные нити, что изначально соотносилось с четырёхчленной индийской кастовой системой. Другая группа лунных праздников известна как паннами, что означает «пятый», — эти праздники выпадают на пятые лунные дни определённых месяцев. Весенний панчами известен как аюд- хапуджа, что означает «почитание оружия». Во время этого праздника ритуальные принадлежности, оружие и инструменты становятся объектами поклонения. Традиционно моток пятицветных ниток используется в ритуале панчами для того, чтобы защитить оружие от завладения им злыми духами. В индуизме число «пять» (санскр. panch) особенно священно для Шивы и материнских богинь.

Термин «ракша» означает защиту, особенно от злых духов, и используется как санскритская приставка для всевозможных талисманов и амулетов, защищающих от демонов. Священный пепел (санскр. vibhuti) из сгоревшего коровьего навоза пяти коров различных цветов и ракша-вибхути из навоза разноцветной коровы особенно эффективно защищают от злых духов. Современный индийский клубок разноцветных нитей сматывается из чрезвычайно длинных прядей хлопка, которые промежутками в длину ладони окрашиваются чередующимися цветами — белым, жёлтым, красным, зелёным и синим.

Тибетские защитные шнурки, которые носят на шее или на руке, чаще всего делаются из красной нити с единственным «благословляющим узлом» посередине. Для особенных защитных целей часто плетутся пятицветные нити, также они могут обматываться вокруг астрологического амулета, защищающего того, кто его носит, от недоброжелательного влияния планет. Пятицветная нить используется в некоторых ритуалах уполномочивания ваджраяны, в ходе которых нить обвязывается вокруг ритуальной ваджры и колокольчика мастера во время призвания им божеств мудрости пяти семейств будд. Разноцветные нити также используются для сооружения сложных крестов из нитей (тиб. mdos), которые функционируют как временное пристанище для божества или как ловушка для вредоносных духов (см. стр. 274).

Клубок нитей Шри Деви может изображаться несколькими разнообразными способами, включая смотанный шар из пёстрых нитей, шар с четырьмя окрашенными в разные цвета четвертями и шар, имеющий несколько концентрических дуг, разделяющих его на три или четыре закручивающихся по спирали секции как «колесо радости» (тиб. dga' 'khyil).


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.025 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь