Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ДЕМОНИЧЕСКАЯ ЛИНЕЙКА С НАСЕЧКАМИ
(тиб. bdud kyi khram bam) Пятое магическое оружие Шри Деви — демоническая линейка с насечками — изображается как длинный жезл из красного сандалового дерева, заткнутый за пояс из змей на её пояснице. Линейка, или «магическая палка с насечками» (тиб. khram shing), отмечена несколькими надписанными крестами или зарубками, которые используются, чтобы призывать проклятия или отталкивать их. Сложность, приписываемая этому оружию, очевидна из его этимологии. У тибетского термина «трам» множество разнообразных значений, одно из которых относится к произносящему ложь, нарушителю клятв, преступнику или хитрому человеку. Этот термин также относится к магической схеме, используемой в колдовстве или чёрной магии, к насечкам, перекрещенным линиям или неглубоким знакам на куске древесины. Термин «трам-шинг» обозначает деревянную доску, к которой цепями приковывался преступник для порки. У термина «бам» также множество значений. Его буквальное значение — это «собранные вместе группами», что относится к трам-бам как к линейке, или «записи преступления». Термин «бам» также обозначает устаревание или разложение, термин «бам-рил» относится к свежему и неповреждённому человеческому трупу, а термин «бам-ро» относится к искусственно изготовленному изображению убитого врага буддизма. С этим магическим оружием Шри Деви ведёт счёт наказаний, причитающихся нарушителям клятв и заклятым врагам Буддадхармы. На этих врагов она сыплет заклинания возмездия, противодействует злым проклятиям чёрной магии, которые произносятся в сторону тех верующих, кто находится под её защитой. Насылая возмездия, она швыряет свою палку в виновного демона, пробивая ему череп и заставляя свои ужасные проклятия немедленно произвести эффект. В книге «Оракулы и демоны Тибета» автор Небески-Войковиц упоминает, что палка с насечками использовалась в Тибете для записи деталей торговых соглашений. Это было до внедрения тибетского алфавита, облегчившего составление письменных отчётов. Подобные заверения между соглашающимися сторонами встречаются во многих древних культурах, где применяются такие термины, как «высечено в камне», «связаны клятвой» или «куплено и продано за гвоздь». Он также упоминает две важные разновидности палок с насечками, одна из которых чёрная, а другая — жёлтая, у обеих красные насечки, которых часто семь, девять или тринадцать. Различные духи и меньшие божества, составляющие свиты чрезвычайно гневных божеств, таких как классы духов шиндже, синпо, ма-мо и цен, владеют этим оружием. Если трам-шинг используется для убийства врага, число насечек должно соответствовать возрасту предполагаемой жертвы. Демоническая линейка Шри Деви обычно изображается как конусообразный ровный жезл из красного сандалового дерева, на вершине которого образуется прямоугольная пирамида. Узоры насечек на древке могут быть изображены как кресты или золотые, тёмно-красные или чёрные штрихи или как мистические знаки, состоящие из геометрических или пересекающихся линий. Гневные атрибуты и подношения ГОЛОВА БРАХМЫ (санскр. brahmashiras, brahmamukha, тиб. Tshangspa'i mgo bo) Отрубленная голова с четырьмя лицами, голова Брахмы, бога творения, изначально была атрибутом Шивы, а позднее была принята в иконографию ваджраяны как атрибут связанных с шиваизмом божеств, таких как Ча- красамвара, Ваджрабхайрава и Кала- чакра. Изначально у Брахмы было пять голов, четыре из которых смотрели в четырёх основных направлениях, а пятая смотрела вверх. Эти головы были созданы, когда он страстно возжелал свою собственную дочь Сха- тарупу, которая, чтобы избежать его вожделеющего взгляда, перемещалась вокруг него и над ним. Однажды Брахма совершил ошибку, оскорбив Шиву, и в свирепом гневе Шива проявился в гневной форме Бхайравы и отрубил смотрящую вверх голову Брахмы ногтем большого пальца левой руки. Иногда Брахму называют «четырёхликим» (санскр. chatur-mukha) или «восьмиухим» (санскр. astakarna) богом. Другая легенда повествует о том, как Шива позднее отрубил его оставшиеся четыре головы в качестве наказания за кровосмесительное вожделение Брахмы к своей собственной дочери. Как атрибут в руках у Шивы, четырёхликая жёлтая или красная голова Брахмы символизирует четыре Веды, четыре зона, или юги, четыре индийские касты и четыре стороны света. Как атрибут в левой руке мудрости буддийских божеств, четырёхликая голова Брахмы символизирует как отсечение всех концептуальных пред-
ставлений, так и развитие альтруизма через четыре безмерных — сострадание, любовь, сорадование и равност- ность. Эти четыре безмерных также известны как «божественные обиталища, или храмы Брахмы» (санскр. brahma-vihara), — термин, который, вероятно, произошёл от четырёх древних индийских монастырей (санскр. vihara), посвящённых Брахме. В наше время в Индии есть только один храм Брахмы, он находится на священном озере Пушкар в Раджастане. В иконографии ваджраяны голова Брахмы обычно встречается в левой руке мудрости божеств-и дамов, они держат её за скрученную и поднятую вверх прядь волос. Его четыре жёлтых лица описаны как имеющие серые бороды и украшенные цветами вдоль линии волос, хотя в некоторых тибетских стилизациях головы Брахмы могут быть показаны без бород и украшены коронами бодхисаттв с драгоценными камнями. ОТРУБЛЕННАЯ ГОЛОВА (санскр. chinnamunda, shiras, тиб. mgo bo) Человеческая голова, с которой капает кровь, — это атрибут определённых гневных божеств, символизирующий отсечение всех абстрактных и ощутимых концептуальных представлений. Отрубленная голова также может быть обозначена как голова мары (тиб. bdud kyi mgo bo), что символизирует обезглавливание всех демонических врагов, или заблуждений. Ваджравега, гневное проявление Калачакры, описывается держащим голову мары и чашу из черепа, наполненную кровью мары, в своих «вспомогательных» правой и левой руках. Отрубленная голова принадлежит мужчине, как в большинстве жертвоприношений. Хотя сказано, что с головы капает кровь, эта кровь редко изображается в тибетском искусстве. Зато она недвусмысленно иллюстрируется в индуистском тантрическом искусстве, особенно в формах гневных ма- хавидья и материнских богинь, или ма- трик, таких как Кали, Тара, Чамунда и Дурга. Здесь принесённая в жертву голова представляет смерть эго преданного последователя. Как атрибут эти богини носят ожерелья из восьми свежесрубленных голов, что представляет отсечение восьми «мирских дхарм» (тиб. chos brgyad), или мирских одержимостей, — обретения и потери, удовольствия и боли, похвалы и хулы, славы и бесславия. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 264; Нарушение авторского права страницы