Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДРАГОЦЕННЫЙ КАМЕНЬ, ИЛИ СОКРОВИЩЕ



(санскр. ratna, тиб. rin chen, rin ро che) или (санскр. mani, тиб. nor bu)

В древнеиндийской традиции выделялось девять драгоценных камней (наваратна), отождествляющихся с девятью планетами (навагриха):

1) жемчуг (Луна), 2) рубин (Солнце),

3) топаз или жёлтый сапфир (Юпитер), 4) бриллиант (Венера), 5) изумруд (Меркурий), 6) красный коралл (Марс), 7) синий сапфир (Сатурн),

8) тёмно-красный гессонит, или го- меда (Раху), 9) кошачий глаз, или ла- шунъя (Кету). Раху и Кету — это две тёмные «планеты затмений», они соотносятся с северной и южной точками пересечения орбиты в западной астрономии. Эти точки являются восходящими и нисходящими точками эклиптики, где плоскости орбиты Луны вокруг Земли и плоскость орбиты Земли вокруг Солнца пересекают-

ся, создавая планетарные тени, вызывающие затмения.

В тибетской традиции приводится перечень из пяти или семи драгоценных веществ. Первые четыре — это золото, серебро, коралл и жемчуг, пятое — это вайдурья, бирюза, или «драгоценные камни». В некоторых перечнях хрусталь заменяет жемчуг, а на месте «драгоценных камней» может встречаться изумруд. Когда приводится перечень из семи драгоценных веществ, они обычно имеют такую последовательность: золото, серебро, коралл, жемчуг, вайдурья, бриллианты и драгоценные камни. Вайдурья часто отождествляется с бриллиантовой синевой ляпис-лазури (санскр. rajavarta), но правильное определение вайду- рьи — это синий берилл, или аквамарин. Драгоценный камень вайдурья бывает белого, жёлтого, красного, зелёного и синего цветов, берилл является единственным полудрагоценным камнем, охватывающим такой цветовой спектр.

В тибетском искусстве изображения драгоценных камней встречаются в изобилии, они появляются как подношения, украшения и атрибуты. Сравнения с драгоценными камнями, например «красный, как рубин или коралл», весьма распространены в описаниях божеств и мандал, а пять первостепенных цветов — синий, белый, жёлтый, красный и зелёный — часто сравниваются с драгоценными камнями и металлами. Термины, которыми в тибетском языке и на санскрите обозначаются «драгоценности», часто применяются к великим индийским пандитам (санскр. rat- па) и воплощённым тибетским ламам (санскр. rinpo che). «Драгоценное сокровище» и «драгоценность, исполняющая желания» — это термины, применяемые к буддам и их учениям, а Три драгоценности — это синоним Будды, Дхармы и Сангхи.

В качестве подношений драгоценные камни обычно изображаются круглой или грушевидной формы. Они окрашиваются по отдельности в углубляющейся тоновой градации снизу вверх, на конце обычно обозначаются несколькими округлыми золотыми линиями, символизирующими их сияние. Они могут быть выставлены в многоцветные линии или составлены в пирамиды, которые часто изображаются перед благоприятными подношениями, например семь объектов владения чакравартина. Подношения драгоценностей и атрибуты из драгоценных камней также могут изображаться в виде многогранных драгоценностей.

Как украшения, драгоценности изображаются во множестве разнообразных форм, представляя восемь драгоценных украшений, которые носят мирные божества самбхогакаи и бодхисаттвы. Восемь драгоценных украшений включают: 1) украшенную драгоценностями корону или тиару, 2) серьги, 3) короткое ожерелье или колье, 4) ожерелье средней длины, достигающее сердца, 5) длинное ожерелье, спускающееся ниже пупка, 6) браслеты на запястьях и браслеты для ношения выше локтя, 7) ножные браслеты, 8) украшенный драгоценностями ремень. Наиболее часто в описаниях божеств встречаются украшения из белого жемчуга (тиб. mu tig) и красного коралла (тиб. Ьуи ги) — это символизирует союз луны и солнца, метода и мудрости, белой и красной бодхичитты, семени и менструальной крови. Короны, которые носят мирные божества, украшены пятью драгоценными камнями, водружёнными на лотосы. Цвета этих камней соотносятся с цветами пяти будд, центральный камень окрашивается в соответствующий цвет семейства, к которому принадлежит будда, а другие четыре камня последовательно окрашиваются по направлениям мандалы.

Как атрибут драгоценность встречается в руках у большого количества буддийских божеств, особенно у тех, кто ассоциируется с богатством и процветанием. Драгоценность может изображаться в виде драгоценного камня грушевидной формы, вершина которого окружена пламенем, или как многогранная драгоценность, которая описывается ниже. Богиня богатства Васудхара выполняет жест «дождь драгоценностей» (тиб. пи ро che' i char 'bebs pa), при этом поток драгоценностей чудесным образом возникает из её ладони.

ДРАГОЦЕННОСТЬ, ИСПОЛНЯЮЩАЯ ЖЕЛАНИЯ (санскр. chintamani, тиб. yid bzhin nor bu)

Считается, что драгоценность, исполняющая желания, существует как в мире богов, так и в измерениях нагов. Великий царь нагов часто изображается с этой драгоценностью, которую он держит зажатой в ладонях. Считается, что, являясь одним из семи объектов владения чакравартина, или «вселенского монарха», эта драгоценность исполняет все альтруистические желания своего обладателя. Она часто изображается на седле драгоценного коня чакравартина, на молитвенных флагах коня ветров (тиб. rlung rta), распространяющих благословения во всех направлениях. Будда и его учения, в сущности, являются проявлениями чинтамани, или драгоценности,

Многогранная драгоценность, исполняющая желания

исполняющей желания, а приставка «Чинтамани» используется в именах некоторых бодхисаттв, таких как Ава- локитешвара или Тара.

Драгоценность, исполняющая желания, может выглядеть как красный, оранжевый, зелёный или синий грушевидный драгоценный камень, пребывающий в лотосе и окружённый ореолом пламени или огненного света. Также она может изображаться в форме восьмигранного сокровища, которое рисуется как три продолговатых, утолщённых с одного конца стебля с тремя поднимающимися над ними драгоценностями. Округлое основание этих трёх главных стеблей часто находится на лунном диске и лотосе, а сами стебли связаны в месте сужения шёлковой лентой или золотым ободом. В действительности изображаются только шесть из восьми разноцветных граней драгоценности, в то время как две грани загорожены основным скоплением.

Как атрибут драгоценность, исполняющая желания, встречается в руках у Гухьясамаджи и некоторых форм Авалокитешвары и Тары. Чинтамани Тара может быть показана срывающей драгоценности с дерева, исполняющего желания, и дарующей их живым существам. Драгоценность, исполняющая желания, также изображается на вершине узлов из волос на макушках некоторых бодхисаттв и божеств-идамов.

ности на уровне его ствола и корней. Париджата часто отождествляется со своим земным аналогом — индийским коралловым деревом (лат. Eyrthina indica), но чаще всего дерево, исполняющее желания, изображается как дерево магнолии или красного жасмина (санскр. champaka). Оно описывается как имеющее золотые корни, серебряный ствол, ветви из ляпис-лазури, листья из коралла, цветы из жемчуга, бутоны из драгоценных камней и цветы из бриллиантов. В иконографии дерево, исполняющее желания, может изображаться в пейзаже, украшенное цветами, шелками и нитями драгоценных камней. Маленькое дерево, испол-


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.011 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь