Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ПОСВЯЩЁННОГО МОНАХА
В древней буддийской Индии сангха, или те, кто принимал обеты монастырского послушания, жили в соответствии с этическими правилами винаи жизнью подлинного нестяжа- ния, имея в собственности лишь несколько предметов обихода. Самый ранний перечень принадлежностей монаха насчитывал только восемь предметов, но в дальнейшем список увеличился до тринадцати, для того чтобы соответствовать климатическим условиям более холодных горных районов Индии. Изначальный перечень включал в себя: 1—3) три монашеских одеяния, 4) чашу для сбора подаяний, 5) посох странствующего монаха, 6) кувшин для воды, 7) сито и 8) одеяло или полотенце. Сандалии, туфли, сапоги и сапоги с подвязками, которые разрешается носить монаху (левый столбик); декоративные туфли, которые не разрешается носить монахам (в нижнем левом углу). Различные сита (посередине); сосуды для воды (вверху справа); сито, водружённое на треногу (справа посредине); две чаши для сбора подаяний (внизу справа) Три одеяния полностью посвящённого монаха состояли из жёлтой или красной верхней накидки, сшитой из множества лоскутков и на санскрите известной как сангхати (тиб. пат sbyar); из верхней одежды, известной какуттарасангха (тиб. blagos), и одежды для нижней части тела, известной как антаравасака (тиб. mthangos). Эти три одеяния «тусклых цветов» символизируют «три высших подготовки» (санскр. trishiksha): дисциплину, медитацию и мудрость. Существовала особая система измерения этих одежд, основанная на количестве складок или плиссировок. Посвящённым монахиням, или бхикшуни, разрешалось носить дополнительный предмет одежды в виде юбки, или кусулаки, и ремень для удерживания материи, впитывающей менструальную кровь. Последующие дополнения к списку одеяний включили два предмета нижней одежды, дневную шаль, или зен, ночное одеяло, маленькое полотенце для лица, большое полотенце для бритья головы и подстилку для медитации. Монахам также разрешалось использовать веер в жаркие дни, носить плащ во время сезона дождей, носить сандалии или простые туфли, чтобы ходить по каменистой местности и защищаться от ядовитых змей, пиявок, шипов и острых трав. В Древней Индии для фильтрации питьевой воды использовалось сито, поскольку воду можно было набрать только в колодцах, резервуарах, реках или источниках. Сито устраняло инородные частицы из воды и спасало жизни бесчисленным маленьким насекомым. Правила ранней винаи также предписывали, что бхикшу должен есть только такие продукты питания, которые могут быть пропущены через сито. Сито было сделано из прочно сотканной марли, или ситовой ткани, прикреплённой к деревянной оправе, часто в его основании имелся маленький «сосок» или фильтрующая выпуклость. Кувшин для воды, или фляга (санскр. kundika), монаха бывает двух видов. Один выглядит как сосуд с крышкой (тиб. spyi blug), защищающей от грязи и насекомых. Этот сосуд с крышкой использовался для полоскания рта и мытья рук после еды. Второй кувшин имеет более изящную форму чайника с ручкой (тиб. phud tib) — такой кувшин использовался для питьевой воды. В Индии различные секты нищенствующих монахов часто носили с собой медный горшок с водой, или лота, для мытья и личной гигиены. ОБРАЗ БУДДЫ (санскр. buddharupa, тиб. sangs rgyas kyi skugzugs) Три аспекта тела, речи и ума, подразумевающие чистоту поведения, слова и мысли, соответственно представлены изображениями Будды или божества, религиозного текста и ступы. В ритуалах ваджраяны или во время посвящений три этих объекта часто подносятся главенствующему ламе, который берёт их в руки и на мгновение прикладывает к своей голове как символ чистоты просветлённого тела, речи и ума. Троица тела, речи и ума известна как трое врат, три вместилища или три ваджры и соотносится с западной религиозной концепцией праведных мыслей (ум), праведных слов (речь) и праведных деяний (тело). Три ваджры также соотносятся с тремя каями, при этом аспект тела находится в теменной чакре (нир- манакая), аспект речи находится в горле (самбхогакая), а аспект ума — в сердце (дхармакая). Маленькое изображение будды Амитабхи (тиб. 'Od dpag med), будды «Бесконечного света», встречается в верхней правой руке победоносной богини долгой жизни Ушниша- виджайи, которая держит этот атрибут как символ способности даровать безграничную жизнь и высшую мудрость. Изображение Будды также встречается в десяти главных руках Акашараджа Авалокитешвары в его проявлении как «Владыки пространства» (тиб. Nam mkha'i rgyalpo). СТУПА, ИЛИ ЧАИТЬЯ (тиб. mchod rten) Ступа-реликварий представляет ум (дхармакаю) Будды, в ней содержатся его физические реликвии и атрибуты, а также ступа является атрибутом в руках некоторых божеств, таких как Вирупакша — красный царь-охранитель запада, Архат Абхе- да и чёрная двурукая форма Гневного Вайшраваны. В руках у божеств ступа бывает белого или золотого цвета, и часто она располагается на подставке в форме лотоса. Символически ступа воплощает широкий диапазон иконографических значений, при этом каждая из её составляющих представляет определённый аспект пути к просветлению. Основание ступы выполнено в форме многоступенчатого квадратного трона или постамента, известного как «львиный трон». Над постаментом поднимается полусферический купол, квадратная камера, содержащая реликвии, или хармика, верхний шпиль состоит из тринадцати «зонтов-колёс» и увенчивающего наконечника в виде лотосового зонта, месяца, солнечного диска и растворяющегося пламени. Вскоре после паринирваны Будды Шакьямуни были построены две группы по восемь ступ. Первая группа известна как Ступы Татхагаты восьми священных мест — эти ступы ознаменовывают восемь главных событий жизни Будды. Другая группа была известна как Восемь великих ступ реликвий в городах — в этих ступах содержатся восемь реликвий, оставшихся после кремации Будды. Форма ступы приобрела множество различных стилистических типов, по мере того как буддизм распространялся в различных регионах Азии. В тибетской традиции группы из
восьми ступ ознаменовывали восемь главных событий жизни Будды: 1. Ступа, доверху наполненная лотосами, знаменующая рождение Будды в Аумбини, когда он сделал семь шагов в каждом направлении четырёх сторон света и с каждым шагом из земли появлялись лотосы. 2. Ступа просветления или победы над Марой, знаменующая победу над Марой и просветление Будды под деревом бодхи в Бодхгае. 3. Ступа множества дверей или ворот, знаменующая «первый поворот колеса Дхармы» в Оленьем парке в Сарнатхе рядом с Варанаси (Бенарес). 4. Ступа чудес, знаменующая чудесную победу Будды над не-буд- дистами (тиртиками) в роще Дже- тавана в Шравасти. 5. Ступа схождения из мира богов, которая знаменует летнее затворничество, которое Будда провёл, даруя поучения перевоплощению своей матери в небесном измерении Тушита, и его нисхождение с этих небес в городе Санкасья. 6. Ступа примирения, построенная в ознаменование примирения Буддой разногласий, возникших в сангхе, в бамбуковой роще Велува- на в Раджагрихе (Раджгир). 7. Ступа совершенной победы, построенная в ознаменование продления Буддой своей жизни на три месяца в городе Вайсали, когда ему было восемьдесят. 8. Ступа паринирваны, которая знаменует уход Будды «за пределы скорби» между двумя деревьями сал в городе Кушинагара. Санскритский термин «чаитья» означает погребальный монумент, а термин «ступа» также подразумевает пучок (санскр. stupa, stuka) волос. Маленькая увенчивающая ступа — это характерный знак Майтреи, носящего маленькую ступу просветления, или махабодхи-ступу, на вершине своей головы. Также внутри отверстия или ниши в куполе ступы долгой жизни может встречаться изображение богини долголетия Ушниша- виджайи. ЧЁТКИ (санскр. mala, тиб. 'phreng ba) Традиционные буддийские чётки состоят из ста восьми равных по размеру бусин. Чётки обычно держат в правой руке божества или мастера — держатели линии передачи, что символизирует чистоту их речи благодаря начитыванию мантры, преданности и сострадательной осознанности. Многие индийские и тибетские мастера также могут изображаться с чётками вокруг их правого или левого запястья. Число «сто восемь» считается священным, или «совершенным», числом в индуистской, джайнской и буддийской традициях и соотносится с классическим числом имён, приписываемых божеству или богу. Как число, кратное двенадцати и девяти, оно представляет девять планет (санскр. navagriha) в двенадцати зодиакальных домах. Как число, кратное четырём и двадцати семи, оно представляет четыре (недельные) четверти луны в каждой из двадцати семи «лунных обителей», или созвездий (санскр. nakshatra). Данные обители, или «места отдыха», — это двадцать семь делений эклиптики, через которые проходит луна в течение каждого месяца. В пранаяма-йоте, йоге «контроля над дыханием», подсчитано, что человеческое существо совершает 21 600 вдохов в течение двадцатичетырёхчасового цикла, состоящего из шестидесяти периодов при 360 дыханий. Двенадцатичасовой «дневной» цикл, следовательно, равняется 10 800 дыханиям. Для четырёх ритуалов, или активностей тантры, предназначаются особенные виды бусин. Для мирных ритуалов используются хрусталь, жемчуг, белые семена лотоса, белый коралл, раковина и бусины из слоновой кости. Для ритуалов приумножения и накопления используются чётки из семян дерева бодхи, лотосовых семян, золотые, серебряные и бронзовые бусины. Для ритуалов привлечения или подчинения используются чётки из красного коралла, красного жемчуга, сердолика, красного сандалового дерева или имеющего аромат шафрана красного дерева. В ритуалах разрушительной активности используются чётки из семян рудракши, бусины из железа, из свинца, человеческой кости или из кости животных. Также для определённых практик могут использоваться чётки с разным количеством бусин. Чётки из ста восьми бусин предназначены для ритуалов умиротворения и приумножения, чётки с двадцатью пятью бусинами предназначены для ритуалов подчинения, а чётки из шестидесяти бусин предназначены для гневных активностей. Некоторые гневные божества, такие как, например, Махакала, держат в руках или носят на шее чётки, сделанные из маленьких человеческих черепов или из кусочков кости, имеющих форму черепов. Хотя число этих черепов не уточняется, они обычно представлены чётками из двенадцати, шестнадцати или двадцати одного черепа. Здесь двенадцать черепов символизируют свободу от двенадцати звеньев зависимого возникновения, шестнадцать черепов представляют шестнадцать пустотностей, а двадцать один череп представляет двадцать одну категорию чистой мудрости. Ава- локитешвара держит чётки из белого хрусталя или из жемчуга, бусины этих чёток, имеющие равный размер, символизируют совершенную равностность Авалокитешвары, а их количество (сто восемь) соотносится со ста восемью различными проявлениями Будды Сострадания. Традиционные буддийские чётки «общего назначения» состоят из ста восьми бусин, нанизанных на нить из трёх или девяти скрученных прядей, что символизирует Три драгоценности или Ваджрадхару и Восемь бодхисаттв. Нанизанные бусины также представляют непрерывность Буддадхармы, пронизывающей сто восемь различных мирских дхарм. Бусины другого цвета или бусины из полудрагоценных камней разделяют малу на четыре равные секции, располагаясь, как правило, на двадцать седьмой, пятьдесят четвёртой и восемьдесят первой бусине. Также разноцветные бусины могут располагаться на десятой и двадцать первой бусине для упрощения подсчёта мантр. Помимо этого, к мале прикрепляются две кисти счётчиков, на каждую из которых нанизано по десять маленьких серебряных, золотых или бронзовых колец, одна нить счётчика заканчивается металлической ваджрой, а другая — колокольчиком. Эти маленькие счётчики, нанизанные на две переплетённые нити «метода и мудрости», используются для подсчёта единиц (ваджра) и десятков (колокольчик) полных кругов рецитации. Также может использоваться и третий счётчик для сотен. Он обычно запечатывается маленьким символом колеса или драгоценности, у этого счётчика имеется плетёная петля, благодаря которой счётчик может перемещаться от бусины к бусине по всей мале, чтобы считать тысячи начитанных мантр. По завершении полного круга из ста восьми начитываний мантры мала переворачивается и начинается от- считывание следующего круга мантры в обратном направлении. Две бусины «гуру» на конце чёток, одна круглая, а другая цилиндрической формы, символизируют мудрость, познающую пустотность и саму по себе пустотность. Форма этих двух бусин также представляет ступу просветления Будды. Когда к концу чёток присоединены три бусины «гуру», это соотносится с Тремя драгоценностями и тремя священными слогами «Ом АХум». |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы