Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


ДЕРЕВО, ИСПОЛНЯЮЩЕЕ ЖЕЛАНИЯ



(санскр. parijata, kalpavriksha, тиб. dpag bsam gyi shing)

Говорится, что париджата, великое дерево, исполняющее желания, поднявшееся на поверхность первозданных вод во время пахтанья космического океана, расцветает на вершине горы Меру в центральном из пяти райских садов Индры. В середине каждого из этих садов растёт по одному дереву, исполняющему желания; эти деревья известны как харичандана, калпа, париджата, мандара и сантана. Именно из-за дерева, исполняющего желания, асуры ведут непрерывную войну с девами или богами, поскольку небожители- боги свободно вкушают божественные плоды этого дерева и наслаждаются его цветами, в то время как ревнивые полубоги пребывают в сравнительной бед

няющее желания, может изображаться увенчивающим сосуд долгой жизни в руках божеств долголетия, таких как Амитаюс и Ушнишавиджая. Богиня Шраманадева держит в левой руке драгоценную ветвь этого дерева.

КРИСТАЛЛ

(санскр. sphatika, тиб. shel)

В передаче учений дзогчен, или Великого совершенства, кристалл горного хрусталя (тиб. man shel) может быть символически показан во время посвящения, чтобы ознакомить ученика с совершенной ясностью его ума. В своей книге «Кристалл и путь света» Намкай Норбу Ринпоче описывает, как зеркало, кристалл и хрустальный шар могут использоваться в дзогчен, для того чтобы проиллюстрировать три состояния сущности, природы и энергии. Здесь зеркало необусловленно отражает свет, кристалл необусловленно преломляет свет, а хрустальный шар оказывается удерживающим внутри себя образ. Как ритуальный объект, лучистый кристалл встречается в некоторых иллюстрациях к книге «Тайные видения

Пятого Далай-ламы». В этом тексте сказано, что кристалл используется на четвёртой стадии инициации для ознакомления с лучезарной природой ума и для объяснения ученику этой природы. Сияющий кристалл также встречается на нескольких фресках дзогчен из Лукханга, или «молельни царя нагов», эти фрески были нарисованы во время недолгого правления Шестого Далай-ламы (1697—1706). В дзогчен соответствующие символы кристалла и павлиньего пера могут использоваться для обозначения эзотерической передачи учений о «прорыве через противодействие» (тиб. khregs chod) и о «прямом переносе» (тиб. thod rgal).

Как драгоценный камень или вещество, кристалл составляет восточную сторону горы Меру, также он может использоваться для описания многих качеств и атрибутов пребывающих в восточном направлении божеств и духов. Для вырезания маленьких ступ- реликвариев, статуй и ритуальных приспособлений иногда используется горный хрусталь, поскольку прозрачная ясность горного хрусталя символизирует «алмазную» или подобную ваджре природу этих объектов. В индуистской традиции из горного хрусталя традиционно вырезаются Шива-лингамы иянтры. Этиянтры, или «устройства», наряду с широким многообразием маленьких религиозных скульптур из других полудрагоценных камней, можно легко купить на туристических базарах Индии и Непала.

Как атрибуты лунный кристалл (санскр. chandra-kanta), или водный кристалл (тиб. chu shel), и солнечный кристалл (санскр. surya-kanta), или огненный кристалл (тиб. те shel), держит в двух правых руках Авало- китешвара в своей форме «Владыки пространства». Водный кристалл обладает свойством охлаждать жидкости или солнечный свет, а огненный кристалл функционирует как увеличительное стекло для концентрации солнечных лучей и получения священного огня. Две формы Авалокитешва- ры, которые защищают от восьми великих страхов, также держат в руках эти атрибуты. «Защитник от огня» держит в руках охлаждающий лунный кристалл, а «Защитник от слонов» держит в руках пламенный солнечный кристалл. Четырёхрукий Ава- локитешвара и четырёхрукий Белый

Амитаюс часто описываются держащими в руках хрустальные чётки. В руках многих божеств ваджраяны иногда встречается хрустальный кувшин, или сосуд.

КАМЕНЬ ЗИ

(тиб. gzi)

Полосатый, или травлёный агат, на тибетском известный как камень зи, используется в качестве амулета, защищающего от всех вредоносных влияний. Источник происхождения этих камней, которые часто встречаются поблизости от древних мест захоронения или на свежевспаханных полях, считается доисторическим и окружён

мифами и легендами. По одному поверью камни зи — это живые создания или черви, которые превращаются в камни, стоит их только увидеть или прикоснуться к ним. Другое поверье гласит, что это драгоценности, выброшенные богами-небожителями, когда драгоценности износились или на них появились сколы. По другим поверьям, камни зи — это упавшие плоды небесного дерева, исполняющего желания, испражнения мифической птицы Гаруды или рассыпавшийся драгоценный клад легендарного тибетского героя Гесара из Линга, похитившего его из сокровищницы царя страны Таджик (Персия).

Камни зи, как правило, классифицируются на две основные разновидности: цилиндрический коричневый или чёрный агат с белыми полосками и круглыми «глазами» или кольцами и округлый халцедон или разновидность сердолика со спиралевидным узором цвета красной охры, с белыми или с золотыми полосами. Зи также делятся по форме на «женские» зи — тонкие и заострённые — и «мужские» зи, которые толще и имеют форму бочонка. Самыми ценными из всех камней зи считаются цилиндрические коричневые или чёрные агаты, отмеченные девятью белыми «глазами» внутри углового узора, напоминающего форму свастики. «Девятиглазые» камни зи невероятно редки и дороги, в Тибете их рыночная стоимость приравнивалась к стоимости скромного дома или нескольких килограммов серебряных слитков.

Техники травления узоров в халцедоне, сердолике и непрозрачном агате, вероятно, применялись на обширной территории, протянувшейся между долинами рек Инд и Тигр, с III тысячелетия до н. э. Сначала тростниковой ручкой или кисточкой на камень цилиндрической формы наносится узор из густого раствора карбоната натрия (хозяйственная сода). После застывания пасты камень ненадолго помещается в горячую золу и там затвердевает. После охлаждения и очищения на тёмном камне остаётся белый глазурованный или втравлённый узор. Обратный процесс может производиться помещением камня целиком в раствор карбоната натрия, вытравливанием добела через нагревание и нанесением чёрных узоров на белый камень при помощи раствора нитрата меди. Самые ранние узоры зи состояли из полос или пятиугольных структур. Лучшие камни — непрозрачные, без щербинок, с узорами, глубоко погружёнными внутрь камня и с гладкой глянцевой патиной.

В прошлом веке было налажено массовое производство имитаций камней зи. Теперь копии изготовляются из фарфора, пластика, смолы, ячьего рога и стекла в Индии, Непале, Китае и Тибете. Чрезвычайно красивые и дорогостоящие копии производятся на Тайване с применением оригинальной техники термического травления.

Поскольку камни зи имеют исключительно тибетское происхождение, в индийском искусстве они не встречаются в качестве атрибутов и не сравниваются с индийскими буддийскими божествами. Однако они часто упоминаются в описаниях бонских божеств.

МАНГУСТ

(санскр. nakula, тиб. пе' и 1е)

Мангуст, или «драгоценный мангуст» (тиб. gter gyi ne'u le), изрыгающий поток драгоценностей из своего открытого рта, — это главный атрибут в левой руке божеств богатства — Дзамбалы, Вайшраваны или Куберы. Его также держит в левой руке Архат Бакула, который гладит и сжимает мангуста, извергающего поток драгоценностей. Символ дождя из драгоценных камней или мангуста, изрыгающего драгоценности, когда его сжимают божества, берёт своё начало в среднеазиатской традиции использования шкуры мангуста как кошелька или сумки для сокровищ, из которой монеты, драгоценные камни или ракушки каури можно было достать через рот животного. Также мангуст — это традиционный враг нагов или змей, являющихся охранителями сокровищ. Индийский или среднеазиатский мангуст часто неверно определяется как ихневмон, являющийся обитателем Северной Африки. Как атрибут в руках божеств, мангуст символизирует щедрость, исполнение желаний, дарование сокровищ и духовных достижений (санскр. siddhi).

ЗОЛОТОЙ ХЛЫСТ

(санскр. suvarna-ashvakasha)

Золотой хлыст (тиб. gser gyi rta Icag) — это атрибут, который держат в правой руке определённые гневные божества- всадники, такие, например, как Гесар из Аинга. Золотая рукоять хлыста

в основании отмечена половиной ваджры, или драгоценностью. К вершине древка прикреплены несколько прядей верёвки, слегка расходящихся, как струящиеся лучи стилизованной радуги. Владение хлыстом символизирует власть, контроль и подчинение.

ЗОЛОТЫЕ СЕРЬГИ И КОРОНА СДРАГОЦЕННЫМИ КАМНЯМИ (санскр. kanaka-kundala, тиб. gser gyi rna rgyan)

просветления. В возрасте шести лет он стал учеником своего просветлённого отца, а позднее был признан самым искусным в «трёх высших дисциплинах» (санскр. trishiksha) — этике, медитации и мудрости. Корона с драгоценными камнями украшает головы самых мирных мужских и женских божеств, а пять её драгоценностей представляют преобразование пяти совокупностей и заблуждений в мудрости пяти будд.

Пару золотых серёжек держит в руках Архат Калика, получивший эти атрибуты от богов как символ того, что они услышали и поняли «золотую Дхарму», которую он проповедовал в их мире. Серьги — это символ совершенства терпения, понимания устных наставлений и отречения. Тяжёлые золотые серьги, которые носили представители индийской знати, заставляли мочки ушей растянуться зачастую на длину от пяти до шести ангул. Женские и мужские бодхисат- твы, украшенные пятью шёлковыми одеяниями и восемью драгоценными украшениями древних индийских принцев, носят эти тяжёлые золотые серьги в своих длинных мочках. Будды, отрёкшиеся от всех мирских богатств и украшений, изображаются с длинными мочками ушей без украшений, как символ их отречения.

Корону, или тиару с драгоценными камнями (санскр. mukuta, тиб. cod pan, dbu rgyan), держит в руках Архат Рахула, получивший этот атрибут от богов как чудесным образом возникшее подношение за учение, которое он даровал в их мире. Рахула был сыном исторического Будды Шакьямуни, считается, что он провёл в утробе матери до рождения шесть лет, родившись точно в тот момент, когда Будда достиг

НЕБЕСНЫЙ ДВОРЕЦ

(санскр. vimana, рига, тиб. gzhal med khang)

Изображение маленького дворца, строения с несколькими этажами (санскр. kutagara, тиб. khang brtsegs), или особняка (тиб. khang bzang), встречается в качестве атрибута в руках некоторых божеств. Это строение представляет или божественный город Индры (санскр. svarga) на вершине горы Меру, или дворец, в центре мандалы которого обитает определённое божество.


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.022 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь