Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Правописание ударения с придыханием
Если ударным является первый гласный звук в слове, то знак ударения ставится над первой гласной буквой вместе с придыханием. Придыхание с острым ударением называется « исо »:
Придыхание с тяжелым ударением называется « апостроф ». Оно пишется в личных местоимениях винительного падежа, состоящих из одной буквы:
Кроме того, придыхание с тяжелым ударением ( апостроф ) имеет функцию различения грамматических форм, – оно служит для различения падежных форм некоторых личных и относительных местоимений.
Ерок, или паерок Ерó к, или пá ерок, заменяет в некоторых словах букву «ъ» (ер). Особенно это принято в предлогах, в которых имеется гласный звук:
Кроме того, ерó к, или пá ерок, подобно апострофу или твердому знаку в современном русском языке, имеет функцию разделительную, т.е. отделяет в произношении один слог от другого, напр., приставку, оканчивающуюся на согласную, от корня, начинающегося с гласной:
Кавыка В церковнославянской письменности большое значение имеет надстрочный знак « кавыка ». С его помощью славянские грамотники делали необходимые вставки в текст, заключавшие в себе его пояснение, – толкование непонятных мест, разъяснение непонятных или устаревших слов, приведение лексических вариантов. Кавыки напоминают современные сноски внизу страницы, однако в отличие от последних кавыки ставятся и в начале и в конце слова, как бы окружая его, а в древнеславянской письменности текст сносок мог располагаться не только внизу листа, но и на его полях. Сноски, или глоссы, на полях или в конце листа поясняют и те слова, которые некоторым современным сторонникам русификации церковнославянского языка кажутся «непонятными», а подчас и «кощунственными». Например, резкое неприятие вызывает у них древнее слово « глумитися », и они во что бы то ни стало стремятся его изъять. Однако, в славянской Псалтири с помощью кавык не раз поясняется это слово. Так в 76-м псалме оно объясняется три раза: в стихе 4-м, 7-м и 13-м. Вряд ли поэтому можно предположить, что для церковного человека это древнее слово осталось непонятным.
Титла Слова, обозначающие наиболее священные понятия, пишутся в церковнославянском языке особенно. Они частично сокращаются в своей средней части. Сокращение происходит по-разному: у некоторых слов выпадает лишь одна буква, а у других от целого слова остаются буквы лишь начальные и конечные. Над такими словами на месте их сокращения пишется надстрочный знак, называемый титлом, а в старинных грамматиках именуемый взметом, или покрытием. Слова под титлами можно встретить в древнейших памятниках славянской письменности, однако тот способ сокращения слов, который мы видим сейчас, оформился в основном к XVII веку. До того времени слова под титлами сокращались более произвольно, а кроме того, существовала традиция сокращения не только слов сакральных, но и обычных, – с целью более плотного написания их в строке. В таком случае сокращалась в основном не середина слова, а его конец, – и одна из конечных букв выносилась поверх строки. Старинные грамматики дают строгие указания на то, чтобы отделять святое от «посредняго и отпадшаго» и почитать «святость везде, взметом и покрытием, яко свята сущи и честнá и всякия похвалы достойна». Слово « титло » (ср. рус. «титул»), пришедшее к нам от греч. τ ί τ λ ο ς – «надпись», имеет латинское происхождение. Лат. titulus означает не только «надпись», «подпись», «заглавие», но и «почетное звание, славное имя, почет, честь, слава, достоинство». Титла делятся на простые и буквенные. В отличие от простого титла, титло буквенное включает в себя маленькую букву, написанную над сокращенным словом и покрытую знаком титла. Букву «добро» принято писать над словом без покрытия.
Простые титла
Буквенные титла
Как видно из таблицы (далеко не исчерпывающей всех слов под титлами), не все буквенные титла одинаково употребительны. Наиболее часто встречается слово-титло. Достаточно строгая норма правописания слов под титлами в наши дни не исключает, впрочем, и некоторой вариативности. Например, существуют варианты написания слов:
Библиотека » Наталия АФАНАСЬЕВА II. Фонетика
Первое смягчение согласных В древней общеславянской фонетической системе согласные звуки к , г , х перед гласными переднего ряда (мягкими) смягчались и изменялись. Наиболее ранним является чередование:
Результаты этого смягчения имеются и в современном русском языке: напр.: могу – можешь; бегу – бежишь; реку – речь; пеку – печешь; дух – душа; грех – грешить. Это фонетическое (т. е. звуковое) явление было более ранним по сравнению с последующими, поэтому оно называется 1-м смягчением согласных (или 1-й палатализацией ). Затем произошло и 2-е смягчение тех же согласных, но уже не в шипящие, а в свистящие ( ц , з, с ). О нем мы поговорим позже. Церковнославянский язык отразил эти фонетические явления, еще имевшие место в разговорном языке славян IX века, и как язык книжный сохранил их даже тогда, когда в устной речи они утратились, т. е. когда уже могли произноситься такие звукосочетания, как, напр., [ке], [ге], [хе]. Особенно часто в церковнославянском языке встречается смягчение
Так, когда в молитве или песнопении мы к кому-то обращаемся, в церковнославянском языке употребляется особый – звательный – падеж, часто оканчивающийся на гласный -е . Если перед этим окончанием имеются согласные к , г , х , то они всегда меняются на ч , ж , ш .
Смягчение согласных к , г , х , как явление фонетическое, не зависит от того, в какой части речи оно употребляется, а зависит от соседства тех или иных звуков. Наряду со звательным падежом существительных и многими другими грамматическими формами, оно имеет место и в аористе 2-го и 3-го лица единственного числа от глаголов с основой на «- к- », и « - г- » (см. далее).
к, г, х
Второе смягчение задненебных согласных к , г , х произошло позже первого, о чем свидетельствует его название. В ходе второго смягчения согласные к , г , х в определенной фонетической позиции меняли свою артикуляцию, преобразовываясь в свистящие:
Эта позиция была перед гласными, обозначаемыми буквами « ять » и « и », причем, гласными дифтонгического происхождения, – из индоевропейских дифтонгов * ai или * oi .
Именно такого дифтонгического происхождения (из дифтонга * oi )– окончание « и » в именительном и звательном падежах множественного числа первого склонения существительных. Здесь и происходит вторая палатализация (смягчение) задненёбных: к , г , х в свистящие ц , з , с . В винительном же и творительном падежах, где в старославянском языке было исконное окончание « -ы », задненёбные к , г , х остаются неизменными. Заметим, что у всех остальных существительных мужского рода твердого варианта 1-го склонения в винительном и творительном падежах – окончание « - ы », которое и есть исконное окончание этих форм. Вторая палатализация также имеет место и перед звуком, обозначаемым буквой « ять » (из дифтонгов * ai или * oi ), которая входит в окончания существительных и прилагательных предложного падежа мужского рода 1-го склонения и предложного и дательного падежей женского рода единственного числа 2-го склонения.
Библиотека » Наталия АФАНАСЬЕВА |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 443; Нарушение авторского права страницы