Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Музыкальная жизнь в концентрационном лагере Терезиенштадт



 

В начале 1940-х годов Виктору Ульману выпал ужасный жребий узника концлагеря Терезиенштадт. Однако, по отношению ко многим другим представителям подвергшейся геноциду нации, Ульман оказался в более благоприятном положении. Концентрационные лагеря выполняли разные функции[36]. Терезиенштадт имел особое назначение, в исторической литературе его нередко называют «образцовым городом»[37]. Он создавался не только с целью «эвакуации евреев», но и имел идеологическую функцию: внутреннее устройство гетто демонстрировалось всему внешнему миру, чтобы создать видимость гуманного обращения с узниками. Ульрике Мигаль сравнивает Терезин с витриной, «декорированной культурным флером». Исследователь поясняет: «Сюда приходили дипломаты и иностранные делегации и не видели предательской сущности места смерти, украшенного всеми аксессуарами нормальной жизни, не видели, что здесь лишь симулируется светлая действительность и за кулисами господствует закон ужасного террора»[38]. Обратимся к истории и к особенностям культурной жизни внутри этого обособленного «еврейского города».

 В 1941 году Рейнхардом Гейдрихом было предложено использовать в качестве гетто для чешских евреев из Богемии и Моравии чешскую военную крепость. План был одобрен штурмбаннфюрером СС Эйхманом. Национал-социалисты заявляли, что основной контингент лагеря будут составлять пожилые евреи: «Нет намерения эвакуировать евреев старше 65 лет, предполагается посылать их в гетто для стариков — Терезиенштадт будет использован для этих целей...»[39] Многие из узников лагеря были образованными людьми. В частности Е. Рудницкий сообщает о том, что в лагерь были депортированы участники Союза культуры немецких евреев[40]. По сути, в Терезине были собраны «сливки» еврейского сообщества Германии, Австрии и Чехии; большое количество художников, музыкантов и других представителей творческой интеллигенции являлись его заключенными. Многие музыканты упоминаются в документах, оставленных В. Ульманом (он писал рецензии на концерты в Терезине), в их числе пианисты Джульетта Араньи, Бернард Кафф, Алиса Херц-Зоммер, Эдит Штайнер-Краус; скрипачи Эгон Ледек, Пауль Клинг и Карел Фрелих; дирижеры Карел Анчерль, Рафаэль Шехтер и Рудольф Фройденфельд; контрабасист Карел Бергман. Композиторской и организаторской деятельностью занимались Виктор Ульман, Павел Хаас, Гидеон Кляйн, Ханс Краса[41].

В лагере активно велась пропаганда с целью ложного освещения жизни евреев для «внешнего» мира. Е.Макарова отмечает, в частности, что в пропагандистских целях комиссии Международного красного Креста было продемонстрировано детское исполнение оперы «Брундибар» (Х. Красы) с ее оптимистическим финалом[42], с такой же целью был снят пропагандистский фильм «Гитлер дарит евреям город» (режиссер Курт Геррон).

В Терезиенштадте был организован «Отдел Досуга»[43]. Начало его работы приходится на декабрь 1941 года[44], до этого любая культурная деятельность в гетто была запрещена[45]. Тогда в судетских казармах был дан первый концерт, посвященный приезду молодых людей из Праги, которым было поручено сделать из казарм жилые помещения для жителей лагеря[46]. Для приезжих были исполнены европейские и еврейские народные песни, танцы, в программе было художественное чтение стихов. Большой успех на концерте имела чешская певица Хедвига Грабова[47]. После этого первого опыта концертная деятельность стала активизироваться. В музыкальном отделе лагеря сформировались собственные подразделения: отдел оперной и вокальной музыки (рук. Рафаэль Шехтер), отдел инструментальной музыки (Гидеон Кляйн), отдел музыки кофеен (Пауль Либенский), отдел музыкальных инструментов (Пауль Либенский)[48]. Приветствовалась музыка развлекательного характера. Например, был создан собственный джазовый оркестр, руководителем которого был Фрицек Вайс. Удивительно это потому, что в лагере изначально не было специально привезенных музыкальных инструментов. Многое взяли с собой сами терезинцы: флейту (Виктор Кон), губные гармошки (Курт Майер, Вольфи Ледерер); иные инструменты заменялись подручными средствами. Так, в оркестре Вайса не было изначально ударных инструментов, поэтому Тедди Бергером (исполнителем на ударных инструментах) для этих целей использовалось «днище ведра и футляр от аккордеона»[49].. Важным положительным моментом было то, что заключенные Терезина все же имели некоторые контакты с Прагой и могли заказывать ноты в столице Чехии[50].

Только в середине 1942 года самодеятельные попытки организации культурной жизни в лагере приобрели строго структурированную форму. Большую роль в отделе досуга лагеря играл Совет старейшин, выполнявший функцию «внутренней цензуры». Макарова отмечает особую внимательность Совета в выполнении своих обязанностей, из-за чего даже «фашистская комендатура [...] утверждала программы, не читая»[51]. С другой стороны, программа терезинских концертов была свободна от национальных ограничений: в них исполняли и сочинения композиторов еврейского происхождения (Мендельсон, Малер, Оффенбах). Процветал и запрещенный в Германии джаз. Деятельность Совета старейшин вообще представляется довольно противоречивой и двойственной. Например, совет сыграл положительную роль в культурной жизни, потому что освободил работников отдела досуга от физических работ, что предоставило ведущим деятелям искусства в лагере больше времени и сил для занятия творчеством.

В Терезине начался настоящий музыкальный «бум». В своем дневнике Филипп Манес писал: «В музыкальной сфере творится что-то невообразимое. Полнейший триумф. Достаточно назвать вердиевский “Реквием”, гайдновское “Творение”[52], а теперь еще и мендельсоновского “Илию”»[53]. Вот что пишет по этому поводу другой узник Терезина, композитор Гидеон Кляйн: «Если бы люди, никогда здесь не жившие, увидели недельные музыкальные программы отдела досуга, они были бы сражены обилием и выбором исполняемой музыки. На население менее 30000 человек здесь приходится по 7 сольных, инструментальных или камерных концертов в неделю, а также три оперы в концертном исполнении, исключительно сложные вокальные произведения, такие как Реквием Верди или оратория Мендельсона «Илия», не говоря уж о концертах старинной и современной музыки»[54]. Из этого отрывка «Записок по поводу музыкальной культуры Терезина» можно сделать вывод о многообразии музыкальных предпочтений публики Терезина.

Музыка в концлагере развивалась в нескольких направлениях. С одной стороны, в «Музыкальном кафе» исполнялись массовые музыкальные сочинения, с другой — распространялась академическая музыка, не обходили стороной и современные произведения. В сфере массовой музыки особое значение имели оркестр Таубе, оркестр В. Кона, квинтет кларнетиста Б. Вайса, дуэт Майера и Саттлера, ансамбль Рааба и Флюссера, дуэт аккордеонистов Адлера и Шлейма, ансамбль Штрауса и многие другие. Воспоминания о выступлении квинтета Б. Вайса в «Кофейном домике» запечатлел Альфред Кантор: «Они играли ежедневно, но разрешалось лишь одно посещение кафе в год на 2 часа. Тем не менее, это было незабываемым впечатлением. Люди сидели молча, некоторые в слезах, и слушали музыку»[55].

Таким образом, джаз занимал почетное положение среди других видов дегенеративной музыки. Известно, что джазовые ансамбли были организованы не только в Терезине, но и в Освенциме, Бухенвальде, Маульхаузене[56]. В связи с этим Ульрике Мигаль остроумно замечает, что в концлагерях «джазовые ансамбли росли как грибы после дождя»[57]. Известный немецкий актер театра и кино, ученик Макса Райнхардта Курт Геррон с помощью Мартина Романа основал в лагере кабаре, концертная программа которого была названа «Карусель»[58]. Другую кабаретную программу составил Карел Свенк[59].

Из академической музыки исполнялись произведения Брамса, Дворжака, Бетховена, Шумана, Сметаны, Шопена, Моцарта, Баха, И. Штрауса. Большой любовью в Терезине пользовались оперные сочинения. Богатство оперного репертуара не может не восхищать: «Проданная невеста» и «Поцелуй» Б. Сметаны; «Служанка-госпожа» Дж. Перголези; «Бастьен и Бастьена», «Похищение из Сераля» и «Волшебная флейта» В. А. Моцарта; «Кармен» Ж. Бизе; «Аида» Дж. Верди; «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха; «Тоска» и «Богема» Дж. Пуччини; «Летучая мышь» И. Штрауса[60]. Кроме опер исполнялись и драматические спектакли по пьесам Мольера, Шиллера, Гофмансталя, Шоу[61]. Удивительным фактом является то, что в лагере был создан свой симфонический оркестр. Его основал известный в Советском Союзе чешский дирижер Карел Анчерл[62]. Многие классические сочинения были исполнены в гетто благодаря усилиям В. Ульмана, который в том числе основал в нем «Студию современной музыки». Под его началом осуществились исполнения камерных и симфонических произведений В. Моцарта, Л. Бетховена, И. Брамса, Л. Яначека, Й. Сука. Отдельного внимания заслуживает исполнение реквиема Верди, надолго запомнившееся терезинцам. Разучить реквием приказало руководство СС Р. Шехтеру. В сентябре 1943 года им было подготовлено количество исполнителей, достойное столицы: квартет солистов и хор из ста пятидесяти певцов. Однако премьера отменилась из-за того, что подавляющее большинство исполнителей были депортированы на восток. Тогда дирижер стал собирать новых хористов (сто пятьдесят человек) и заново разучивать с ними сложнейшее монументальное произведение. Но печальные события повторились. Премьера состоялась лишь в третий раз, когда Шехтером было собрано всего шесть певцов. Именно в таком составе были даны пятнадцать исполнений[63].

Перед композиторами Терезиенштадта также открывалась возможность реализовать свое дарование. Так, оркестром Анчерла в 1944 году были исполнены «Этюды» для струнного оркестра Павла Хааса. В концертных программах звучали сочинения Франтишека Домаслицкого, Карела Райнера, Зигмунда Шуля. Исполнялись в гетто также произведения Ганса Красы Тема с вариациями для струнного квартера, «Три песни на слова А. Рембо» для баритона, кларнета, альта и виолончели, «Пассакалия, фуга и танец». Самым же известным сочинением Краса, исполненным в лагере, была уже названная детская опера «Брундибар». Она создавалась еще до войны (1938), но в Терезине автор не просто исполнил ее, но воссоздал партитуру для того состава исполнителей, который имелся в гетто. Несмотря на тяжелую атмосферу концентрационного лагеря, на всю трагедийность ситуации, в музыке Краса не было никакого надрыва, напротив, она была соткана из юмористических элементов, наполнена иронией и светом. Известно также, что ученик Дворжака, Рудольф Карел, в стенах Малой крепости близ Терезина написал на туалетной бумаге[64] нонет и оперу «Три волоса деда всезнающего»[65].

Творчество Ульмана в стенах гетто также было плодотворным, насколько могло таковым являться. В Терезине композитор сочинил три фортепианные сонаты, струнный квартет, большое количество песен, создал оперу «Император Атлантиды или смерть отрекается» — это показатель высокого творческого подъема, который имел место, несмотря на все тяготы жизни в гетто. Еврейская тема нашла отражение в вокальных аранжировках национальных песен на идиш и иврите[66]. Большинство сочинений были им исполнены в Терезине.

Здоровое существование музыки поддерживалось не только концертной деятельностью, но и музыкально-критической. Критикой заведовал В. Ульман. Ему принадлежит огромное количество рецензий на концерты. В Терезине Эрихом Вайнером был организован институт лекторов. Сам основатель писал по этому поводу: «Я наблюдал, как сотни пожилых людей лежат в больницах и богадельнях, оставленные на произвол судьбы, и мне захотелось дать им какое-то времяпрепровождение. [...] В большинстве случаев [лекторами] были немолодые люди, которые, тем не менее, с большим рвением взялись за дело — регулярно навещали больницы и богадельни и проводили там час-другой, развлекая обитателей докладами, лекциями или рассказами»[67]. Известно, что В. Ульман также принимал участие в этом благом деле. Например, в марте 1944 года он выступал с докладом «Слушая музыку: постановка “Эмиль и сыщики”»[68]. Известно также что он читал лекции на такие темы, как «Первая симфония Малера» и «Антропософия и музыка»[69]. Воспитательную функцию выполняли не только лекционные занятия, но и непосредственно музыкальное исполнение.

Музыка играла в концентрационном лагере весьма парадоксальную роль. С одной стороны, она, как и искусство в целом, становилась поддержкой для заключенных, их последней радостью. Меткое высказывание по этому поводу принадлежит Е. Джону: «Музыка помогала в гетто сохранить идентичность, достоинство и волю к жизни заключенных»[70]. С другой стороны, исполнение музыки было нередко и обязательством жителей гетто. И это стало своеобразной традицией. Уже в ранних лагерях смерти сложился обычай петь песни во время принудительных работ и даже телесных наказаний[71]. Но главная трагедия Терезиенштадта заключалась в том, что культурная жизнь его поселенцев использовалась в целях пропаганды фашистской идеологии и умалчивания реального положения вещей в концентрационных лагерях. Сами терезинцы даже не догадывались о своем истинном предназначении, что подтверждают слова Эрика Фогеля: «Мы, музыканты, не думали, что наши угнетатели рассматривали нас только как инструмент в своих руках. Мы были одержимы музыкой и были счастливы, что могли играть наш любимый джаз. Мы удовлетворялись миром мечты, который нацисты создали для своей пропаганды»[72]. Итак, спасительная функция музыки удивительным образом сочеталась с функцией унижения человеческого достоинства, психологического давления и с функцией механизма пропагандистской машины.

В Терезиенштадте действительно присутствовало ощущение некоего экзистенциального пограничного состояния. С одной стороны, существовала относительная культурная свобода, чего не было у других представителей австро-немецкого сообщества. С другой стороны, многие исследователи подчеркивают мнимый характер данной узникам свободы. Во-первых, расцвет культуры в Терезине не распространялся на общее развитие ее в Австрии и Германии и не интегрировался в него, то есть узники концлагеря не могли нанести идеологического вреда империи. Во-вторых, терезинцев считали уже мертвыми. Показательно в этом отношении выражение Ульрике Мигаля: «Персоналу СС было все равно, читают ли они [жители Терезина] перед смертью Гейне или Гете, играют Малера или Бетховена: ,,Пусть получат удовольствие, все равно все они умрут!”»[73].

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.014 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь