Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
История создания и исполнения оперы «Император Атлантиды»
Едва ли не главным событием культурной жизни Терезиенштадта стало исполнение оперы Ульмана «Император Атлантиды или Смерть отрекается». Создание и фактически исполнение оперы в нацистском концлагере – случай поистине беспрецедентный. Опера «Брундибар» также была исполнена в концлагере, но написана она была все же в мирное время. И если в опере Красы дополнительные злободневные коннотации (злой шарманщик Брундибар в его возрожденном виде трактовался как отрицательный герой, олицетворявший фюрера[74]) возникли лишь постфактум, когда Ганс Краса восстановил сочинение по памяти, то опера Ульмана обязана всем своим содержанием тому историческому контексту, в котором она создавалась. Это придает данному сочинению особую ценность. Из написанных в период жизни в Терезине музыкальных сочинений (около 20 работ) «Император Атлантиды» является самым масштабным Рукопись партитуры состояла, по меньшей мере, из 104 страниц. Кроме того сохранился отдельно пронумерованный пролог (4 страницы), а также наброски терцета безумия (4 страницы). Также к материалам оперы относится семнадцатистраничная копия автографа либретто Петера Кина и четырнадцатистраничный машинописный вариант. Большой проблемой было найти бумагу для написания партитуры. Для этого Ульман использовал как бумагу, которая была в Терезиенштадте, так и привезенную извне[75]. Однако композитор ни разу не использовал формулярные листы СС для «Императора Атлантиды» в качестве нотной бумаги, несмотря на ее острый недостаток[76]. О том, что бумаги не хватало, мы узнаем из его эссе «Гёте и гетто»[77]. Этапы создания партитуры можно проследить по собственным записям композитора, который методично проставлял даты окончания работы. Так, известно, что первую сцену он завершил 22 сентября 1943 года. Первый вариант партитуры, как утверждает И. Шульц[78], был написан в период августа – ноября 1943 года. Он составлял 98 страниц текста (в настоящее время сохранилось только 52 страницы). Остальные 53 страницы были, скорее всего, добавлены в период до 21 февраля 1944 года[79]. Однако понимание датировок и этапов работы усложняется из-за того, что композитор периодически возвращался к редакции того или иного номера (поэтому реальные даты окончания не всегда совпадали с датировкой Ульмана). Исполнение «Императора Атлантиды» планировалось в 1943 году, когда город «украшался» к приезду делегаций из других стран и встал вопрос о постановке какой-либо оперы. Выбирали между «Проданной невестой», «Служанкой-госпожой» Перголези и «Императором Атлантиды» В. Ульмана. Первая была сразу же исключена из-за недостаточного размера сцены и большой продолжительности. 3 марта 1944 года состоялось совещание, на котором было принято решение включить оперу Ульмана в программу. После совещания дирижер Рафаэль Шехнер уже получил готовую партитуру, было готово и рукописное либретто[80]. Первое сообщение о репетициях Курта Геррона датировано 3 апреля: «У артистов нет своего помещения для репетиций. Для этих целей постановлено выделить комнату № 46»[81]. Сценические репетиции начались только в мае. В течение нескольких недель репетиции сопровождались спорами, многие разделы оперы подвергались изменению из-за того, что аллюзия на окружающую действительность была слишком откровенной. Кроме того, возникли разногласия по поводу общей концепции сочинения между самим либреттистом Петером Кином и композитором Виктором Ульманом. Петер Кин[82], молодой художник, трактовал сюжет оперы в нигилистическом ключе: смерть человечества неминуема перед лицом тех преступлений, что были совершены, она есть неизбежный и желаемый конец. Виктор Ульман трактовал его в антропософском духе, считая смерть переходом в новую лучшую жизнь. Эти споры стали еще одной причиной многочисленных правок оперы, в результате которых возникло несколько версий сочинения. В конце концов, судьба исполнения решилась на генеральной репетиции: под предлогом политической неблагонадёжности СС запретило постановку оперы. После посещения гетто всемирными организациями, «мишуру» стали снимать. Уже 2 октября 1944 года, как пишет И. Шульц[83], судьба терезинцев была предрешена – предстояла полная ликвидация еврейского населения гетто с целью уничтожения улик преступлений нацизма. В этот период композитор смог собрать и пересмотреть все созданные им сочинения, а также некоторые сочинения З. Шульца, и передать Эмилю Утицу, директору терезинской библиотеки. Впоследствии ноты попали к библиотекарю Терезина Хансу Гюнтеру Адлеру, одному из немногих выживших узников. Лагерь был освобожден Красной армией, после чего Адлеру удалось вывезти все ноты и рукописи Ульмана и сохранить их у себя[84]. В 1987 году Адлер передал их в Гетеанум в Дорнахе, а в 2002 году они были помещены в Фонд Пола Захера в Базеле; сохранившаяся отдельно книжечка с ролями находится в Терезинских мемориальных архивах[85]. Таким образом, благодаря участию Утица и Адлера партитура «Императора Атлантиды» чудом сохранилась и дошла до наших дней. Впервые опера «Император Атлантиды» была исполнена лишь 16 декабря 1975 года под управлением Керри Вудворда в театре «Бельвю» в Амстердаме. Однако известность она приобрела только после падения железного занавеса. Ее исполнение стало возможным и благодаря изданию в 1993 году партитуры. Все это свидетельствовало о закономерном пробуждении чувства «культурной памяти» и зарождении интереса к композиторам, ставшим жертвами национал-социализма[86].
ГЛАВА 2. |
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы