Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Эта книга в меньшей степени похожа на те, где даются советы типаСтр 1 из 20Следующая ⇒
«выбери свой собственный путь». Психологические проблемы, раскрытые в «Покер. Игры разума» имели множество взаимосвязей, которые позволяли с легкостью пропускать разделы и читать лишь те, которые интересуют вас. Однако в этой книге главы наслаиваются друг на друга, и я советую вам читать их по порядку. Разумеется, это ваш выбор, но если вы решите пропускать главы, убедитесь, что, по крайней мере, прочитали главы 2 и 3. В них содержится наиболее существенный и углубленный материал, и они являются основой, на которой будут строиться все остальные темы, обсуждаемые в этой книге. 6. Не ожидайте, что просто прочитав книгу от корки до корки, вы сразу все поймете. Процесс улучшения больше похож на срубание дерева топором, нежели на спиливание его гигантской бензопилой: процесс улучшения требует постепенного развития. Держите эту книгу под рукой, постепенно и систематически работая над различными аспектами вашей психологической вершины. 7. По ходу книги вы будете сталкиваться с вопросами. Потратьте некоторое время на размышления и ответьте на эти вопросы, будто их задали непосредственно вам. Это сделает материал книги более личным и увеличит шансы на улучшение вашей игры. В идеале, вам следует записать ответы на рабочих листах, которые вы можете загрузить с моего сайта.
8. Пытаясь быстро разобраться с психологической составляющей своей игры, можно легко перегрузить себя информацией. Впитывая слишком много информации, легко в ней запутаться. Медленно прочитывая книгу или ее отдельные разделы, может показаться, что улучшения в игре произойдут не так скоро, однако в действительности все наоборот. 9. Используйте то, что работает. Все люди разные, поэтому сложно понять, что будет работать именно для вас. Начните с использования стратегий, предоставленных в каждой главе, чтобы получить хоть какой-то опыт. Затем попробуйте адаптировать эти стратегии к своей игре, чтобы они соответствовали вашим личным целям и нуждам. Это все равно, что взять новую покерную концепцию и внедрить ее в свою игру. 10. Не нужно в буквальном смысле следовать каждому слову, написанному в этой книге. Даже если что-то идеально подходит для вас, все равно возьмите паузу и подумайте о том, каким образом это применимо конкретно к вам. Это поможет выучить материал и разработать стратегию под свои особенности. 11. Применяйте полученные из этой книги знания за пределами покерных столов. Поработав над психологической составляющей своей игры, вы можете начать применять эти техники в других жизненных сферах, таких как спорт, бизнес, инвестиции, тренировки, свидания и отношения. Используя их вне покера, вы получите эффективный перекрестный тренинг всех изученных приемов, что поможет вам обучаться и расти в нескольких жизненных сферах одновременно.
2 З О Н А Если говорить о зоне, то покер отстал от жизни. Спортивная психология каждодневно помогает атлетам со всего спортивного мира достигать зоны и пребывать в ней, но в покере ее почти не обсуждают. Независимо от того, читаете вы форумы, книги или статьи, зона упоминается настолько же случайным образом, насколько игроки ее достигают. В целом, игроки горят желанием играть на пределе возможностей, но когда дело касается зоны, они даже не знают с чего начать. Они чувствуют, будто зона является тем местом, на которое никак нельзя повлиять и которое невозможно контролировать. Веря в это, они не осознают критически важного факта: выстроив проверенную и надежную формулу, можно целиком и полностью контролировать свою способность достижения зоны. Одна из причин, по которым игроки в покер зачастую имеют проблемы с пониманием того, как попасть в зону, состоит в том, что они путают ее с апстриком. Когда все складывается хорошо, все ваши решения срабатывают и покер кажется простым. То же самое происходит и в зоне. Однако когда вам хорошо заходит карта, ощущение реальности может исказиться и
привести к тому, что вы начнете верить, что ваше покерные способности невероятно сильны. Вы можете подумать, что сделали гениальный вэлью- бет, но на самом деле вам просто повезло, что вы противостоите худшей части диапазона оппонента. Еще одна причина, по которой зона кажется столь мистическим явлением, заключается в том, что игрокам сложно ее определить. Частично потому, что каждый игрок испытывает ее по-разному. Однако и здесь есть некоторые распространенные сходства: • Игра кажется простой и решения принимаются на автомате. • Инстинкты, чувства или ощущения подсказывают вам верные решения, но вы не можете найти им логического объяснения. • Вы можете учесть больше факторов, чем обычно, и их обработка занимает меньше времени. • Вы спокойны, терпеливы и расслаблены. Вы не нервничаете, не возникает сложностей; даже в тех ситуациях, которые обычно вызвали бы тильт или беспокойство. • Вы полностью поглощены экшеном и находитесь в свободном плавании. Любые мысли о прошлом или будущем касаются исключительно стратегии и включают в себя отражение предыдущих решений и планирование действий для игры на последующих улицах. • Ваше восприятие времени изменилось, и вы перестали его ощущать. У некоторых игроков оно пролетает незаметно; у других, напротив, существенно замедляется. • Вы сосредоточены исключительно на принятии решений, а не результатах. • Вас не отвлекают посторонние мысли и прочие раздражители, включая проблемы психологической составляющей игры, которые обычно закрадываются в наш мозг. Зона – это состояние повышенной умственной деятельности, осознания и концентрации, которое позволяет игрокам в покер показывать игру наивысшего уровня. Она может быть чем-то мистическим, но через призму
грамотной теории, логики и научных исследований, можно привести ее в понятную для нас форму. Когда это произойдет, путь ее достижения будет постоянно маячить перед вашими глазами.
РАЗБИРАЕМ ЗОНУ Зона предсказуема – ее можно достигать на постоянной основе, имея достаточные знания и должный подход. Но прежде чем срывать покровы, необходимо выделить и разобраться в трех неотъемлемых аспектах зоны. • Энергия • Обучение • Поток информации
Энергия Невозможно достичь зоны без должного запаса энергии. Это настолько же верно в психологически затратной игре вроде покера, насколько верно в физически затратной игре вроде баскетбола. Если уровень вашей энергии слишком высок или слишком низок, вы, возможно, сможете показывать хороший уровень игры, но не сможете достичь зоны. Закон Йеркса-Додсона иллюстрирует прямую взаимосвязь между уровнем энергии (то есть стрессом, эмоциями и возбуждением) и производительностью. Как вы можете увидеть из графика ниже, максимизация производительности не означает максимизацию уровня энергии. Вам необходимо найти тот уровень, который лучше всего подходит именно вам.
На левой стороне кривой производительность низкая, потому что у нас недостаточно энергии для того, чтобы должным образом подпитывать мозговые функции, такие как мышление, планирование и принятие решений. Подумайте, насколько слабо вы играете в уставшем состоянии, когда вам скучно, нет мотивации, когда вы подавлены или слишком расслаблены. (В подобных ситуациях многие из вас даже не станут садиться за столы, чтобы избежать плохой игры.) На правой стороне кривой вы также играете слабо, однако здесь мы наблюдаем противоположную причину – чрезмерную энергичность. Когда мозг перегружен энергией или эмоциями, высшие мозговые функции отключаются. Это означает, что избыточная энергия, связанная с тильтом, чрезмерной уверенностью и беспокойством, может привести к снижению производительности. По мере увеличения уровня энергии на левой стороне кривой или понижения на правой, высшие мозговые функции и качество вашей игры стабильно улучшаются. Это означает, что вы можете лучше планировать игру на последующих улицах, запоминать предшествующий экшн и думать на нужном уровне – даже играя за множеством столов одновременно.
Однако, как видно из этого графика, здесь у вас не остается пространства на совершение ошибок, если мы хотим поддерживать пиковый уровень производительности, поскольку уровень вашей энергии не чрезмерно большой и не слишком малый. Нашей целью будет нахождение золотой середины, мы так ее и назовем – золотая середина энергетического уровня. Первым человеком, начавшим исследования отличий между энергетическими уровнями, был знаменитый спортивный психолог Юрий Ханин. Он разработал теорию, которая носит название «Индивидуальная зона оптимального функционирования», обнаружив различия в уровне энергии, необходимой спортсменам для пребывания в зоне. Он выяснил, что некоторые атлеты достигают зоны, когда расслаблены, другие, когда немного взволнованы, в то время как все остальные нуждаются в высоком уровне энергии. Такое разнообразие означает, что игроки, которым необходимо расслабиться для достижения зоны, будут играть намного хуже, если они подвергнуться высокому уровню беспокойства, при котором другие игроки будут чувствовать себя «на коне». Верно и обратное. Игроки, предпочитающие высокий уровень напряженности, потеряют психологическое преимущество, если будут слишком расслабленны. В конечном счете, вам придется определить, какой энергетический уровень лучше подходит для вас. Итак, вы играете лучше, когда расслаблены, на взводе, или что-то среднее? Многие факторы оказывают влияние на ваш уровень энергии и воздействуют на вашу способность достигать зоны. Понимание каждого из них критически важно. Ниже приведены основные факторы: • Физические потребности • Эмоциональное состояние • Цели • Степень сложности • Перспектива Физические потребности. Если у вас не получается перевести свою игру на следующий уровень и вы не можете сразу определить, что именно необходимо улучшить, проблемой может быть недостаток физической 26
энергии. Качественный отдых, более здоровое питание и занятия спортом доказали свою значимость в повышении общего энергетического уровня. Подумайте над тем, чтобы собрать немного информации и разобраться во взаимосвязи между качеством вашей игры и вашим питанием, режимом сна и привычкой заниматься спортом. Если в голове начал вырисовываться какой-то шаблон, приложите усилия, чтоб сделать некоторые небольшие улучшения, а также обратитесь к специализированным источникам о здоровом питании, сне и упражнениях, чтобы получить больше информации. И хотя должная продолжительность сна, здоровое питание и регулярные физические упражнения будут весьма полезными для вашего здоровья и самочувствия в целом, их важность в контексте достижения зоны зачастую преувеличивается. Опять же, ваша способность достигать зоны зависит от уровня энергии, который подходит именно вам. Если вы регулярно недосыпаете, плохо питаетесь и не занимаетесь спортом, вы все равно можете играть в зоне, потому что адаптировались к этим привычкам. Игроки, существенным образом улучившие свою диету и начавшие усердно заниматься спортом, поначалу могут испытывать проблемы с резким увеличением мозговой активности, которое возникает в результате этих изменений. Разумеется, вам не следует отговаривать себя от привития полезных привычек. Улучшив свои привычки, вы не навредите своему здоровью, просто будьте готовы к периоду привыкания, который может сопровождать внедрение новых привычек. Эмоциональное состояние. Эмоции могут оказывать существенное влияние на ваши энергетические уровни и служить дополнительным толчком к достижению зоны. Игроки зачастую показывают хорошую игру, впервые поднявшись на новый лимит, вероятно из-за повышенного волнения. Давление при игре на более сложном уровне делает их собранными и заталкивает в зону. Когда игрок воодушевлен, например, его друг только что выиграл крупный турнир, это вдохновение может зажечь в нем огонь и поднять уровень энергии до необходимого для достижения зоны. Ваш разум использует любой источник энергии, даже некоторые негативные эмоции, такие как гнев. Если вам скучно или нет мотивации, гнев может послужить психологическим толчком к возвращению вашего разума назад в битву.
Важно понять, что несмотря на то, что эти эмоции и могут оказывать положительное влияние на вашу игру, вам не следует полагаться на них как на надежный способ достижения зоны. И вообще, чтобы использовать их подобным образом, вы должны быть способны демонстрировать высокий уровень психологического и эмоционального контроля. Кроме того, вам не следует взращивать зависимость от столь многих внешних факторов, например оппонентов, друзей и лимитов, на которых вы играете. Намного более эффективным будет выявление путей воздействия на ваши энергетические уровни и способы управления ими изнутри. Цели. Мотивация – это мощный источник энергии, направление и структуру которой задают ваши цели. Чем понятнее ваши цели, тем более интенсивной и точно-направленной будет мотивация. Когда в ваших целях есть слабые места, энергия будет рассеиваться в нескольких направлениях и в результате мотивация пострадает. Когда вы способны поставить перед собой точные цели, вы можете продуктивно сфокусировать всю свою мотивацию и энергию на их достижении. И делая это, вы существенным образом повысите свои шансы на успех. Тема постановки целей весьма обширна и мы более подробно поговорим об этом в шестой главе. Степень сложности. И хотя игра в слабых составах зачастую является весьма эффективной, не забывайте, что для достижения зоны необходимо бросать себе определенный вызов. Одна из наиболее популярных теорий о зоне исходит от Михайя Чиксентмихайи, венгерского профессора психологии и автора книги «Поток: Психология оптимального переживания». Он называет зону «потоком», при котором человек полностью погружен в свои действия. Чиксентмихайи утверждает, что для достижения этого состояния потока необходимо соблюсти баланс между навыками и сложностью задачи. Другими словами, чтобы принять вызов, задача должна быть достаточно сложной, а исполнитель должен обладать определенными навыками в этой сфере. Следующий график иллюстрирует взаимосвязь между навыками и сложностью поставленной задачи:
Михайя Чиксентмихайя. Взято из книги «Поток: Психология оптимального переживания» (1990). Как вы можете заметить, значимость вызова и уровня игры в отдельности друг от друга не столь существенна; именно взаимосвязь между ними определяет вашу способность достигать зоны. Когда ваши навыки слабы и задача проста, или когда задача сложна и навыки достаточно серьезны, вы можете находиться в зоне. Однако, если ваши навыки слишком низкие, вы будете подавлены сложностью задачи и, по мнению Чиксентмихайи, испытаете беспокойство, а не достигнете состояния потока. И наоборот, если вы ожидаете, что с легкостью разгромите слабого оппонента, столь легкая задача будет для вас скучной, в результате чего вы окажетесь за пределами зоны. Разумеется, эта связь не всегда будет истиной. Есть масса игроков, которые подняли свою игру до невероятно высокого уровня, несмотря на серьезное превосходство их соперников. Также есть множество игроков, которые не обращают внимания на уровень своего преимущества и обожают соревноваться, невзирая на степень слабости их оппонентов. Это подчеркивает важность восприятия; как поясняет Чиксентмихайи – «нужно учитывать не «реальные» задачи, вызванные ситуацией, а те, которые человек в состоянии осознать».
Восприятие. Разум – это могущественный инструмент, если его использование эффективно. Верные убеждения или осязаемые перспективы достаточно сильны для того, чтобы повлиять на вашу способность достигать зоны, даже при игре один на один против Фила Айви. (Разумеется, это не означает, что вы победите). Вера в собственные силы в борьбе за успех настолько же важна, как и наличие этих навыков на самом деле. Когда игроки переоценивают уровень своей игры, они не участвуют в менее прибыльных играх и в то же время снижают свои шансы на попадание в зону. Вера в то, что их навыки выше, чем есть на самом деле, также вынуждает их недооценивать степень сложности задач, которые ставят перед ними их оппоненты. Это понижает их энергетический уровень и в результате они теряют сосредоточенность, перестают искать преимущества в мелких деталях и не думают о раздачах. Верно и обратное. Когда умелый игрок недооценивает свой уровень игры, он может почувствовать беспокойство или давление со стороны более слабых оппонентов. Это может привести к чрезмерному увеличению энергии, чего можно было бы избежать, используя более аккуратный подход к восприятию игры. Как вы можете увидеть, добиться нужного уровня энергии не так просто и одного лишь отдыха будет недостаточно. Чем больше вы изучаете влияние этих пяти факторов на ваш энергетический уровень, тем проще вам будет найти свой собственный идеальный уровень. Чуть позже, в этой же главе, я дам вам рекомендации по упрощению данного процесса.
Обучение Для многих игроков наиболее узнаваемой особенностью игры в зоне является способность знать наверняка правильное решение. Это предчувствие, чутье или шестое чувство позволяет им проворачивать довольно удивительные розыгрыши. Чем это объясняется? Почему вы знаете наверняка, что оппонент блефует? Откуда взялось понимание этого? Профессионал вы или экстрасенс? Ответы на эти вопросы сконцентрированы в бессознательном обучении. Находясь в зоне, вы получаете доступ к бессознательной информации, что выливается в колоссальное повышение качества принимаемых вами решений.
Бессознательное обучение. Поскольку бессознательное обучение по определению является бессознательным, вы можете задаться вопросом, а существует ли оно на самом деле. Доказательство этого исходит от интересного исследования, носящего название Айовский Эксперимент, целью которого было лучше разобраться в роли эмоций при принятии решений. Во время эксперимента участникам был предоставлен виртуальный банкролл размером $2000 и четыре виртуальные колоды карт, размещенные на экране компьютера лицом вниз. Всякий раз, когда испытуемые выбирали карту, они либо выигрывали, либо проигрывали деньги, в зависимости от ценности карты. Их целью было выиграть как можно больше денег. Ценность, выраженная в долларовом эквиваленте, была как большой, так и маленькой ($100 и $50). Кроме того, ценность карты могла иметь как положительное, так и отрицательное значение. Единственное, о чем не знали участники эксперимента, так это о том, что колоды были «заряженными». Две колоды были «хорошими», поскольку содержали больше ценных карт, а две оставшиеся были «плохими», поскольку участники, как правило, проигрывали деньги, выбирая карты из худших колод. Карты из хороших колод имели более низкое значение, например +$50, -$10, а карты из плохих колод имели более высокое значение, например +$100, -$80. Участники были подключены к аппарату, который измерял их «предварительный уровень SCR» (SCR – skin conductance response или уровень проводимости кожи, далее SCR), что является мерой бессознательных стрессовых реакций. Будучи в стрессовом состоянии, организм выделяет микроскопическое количество пота через кончики пальцев. Это было использовано исследователями для выявления моментов, когда организм испытывал стресс, даже если участники не ощущали этого сознательно. Исследования показали, что в среднем, участники начинали испытывать больший стресс, когда тянулись к плохой колоде после выбора лишь десяти карт. (Смотрите график на следующей странице). Пытаясь понять, была ли эта стрессовая реакция обнаружена сознанием участников эксперимента, исследователи поинтересовались у них, разработали ли они стратегию максимизации прибыли. В тот момент этот вопрос выглядел нелепо. Участники понятия не имели о том, что их тела уже начали замечать разницу между четырьмя колодами, ведь их разум был все еще слеп к столь ранней стадии осознания того, что происходило на самом деле.
Участники продолжали выбирать карты и чем дальше они двигались, тем шире становился разрыв между предварительным уровнем SCR для хороших и плохих колод. Данный эффект прослеживался на протяжение всего исследования, которое состояло из выбора более чем 90 карт. Однако что-то изменилось в районе выбора 50-й карты. В этот момент, когда исследователи спросили участников, нашли ли те способ максимизации прибыли, участники ответили, что у них появилось некое предчувствие, но они не могли дать ему объяснения. Казалось, будто понимание того, как одержать победу в этой игре, висело у них на кончике языка, но так и не могло сорваться с него. Наконец, после выбора 80-й карты, участники прозрели – они смогли объяснить разницу между хорошими и плохими колодами. То, что началось с маленькой, бессознательной разницы в стрессовых реакциях, переросло в предчувствие и, наконец, превратилось в осознанное понимание.
Предварительный уровень SCR для хороших и плохих колод Айовский Эксперимент доказывает, что за пределами нашего сознания происходит постоянный сбор информации и распознавание происходящего. Зона позволяет нам получить доступ к этим знаниям и использовать их. Идеальный энергетический уровень, описанный ранее, максимизирует 32
способность мозга вытянуть эту информацию на поверхность сознания и использовать ее для принятия неординарных решений высочайшего уровня. Следующим шагом будет реальное осознание этой информации и, наконец, применение ее во время игры. Чтобы достичь этого, для начала вам необходимо понять процесс, через который поступает эта информация, чтобы она стала полностью изученной и доступной. Модель изучения зоны (ZLM – Zone Learning Model) включает в себя четыре стадии данного процесса.
Стадия 1: Непостижимая Компетенция. Вы знаете, что все сделали правильно, но не можете объяснить, почему это правильно. Другими словами, вы слепы в определении причины, по которой играли столь хорошо. В вакууме, действие могло бы даже выглядеть ошибочным, но у вас было столь сильное предчувствие, что вы попросту поверили в него. Реальной причиной, по которой вы заколлировали или сфолдили, может быть предыдущее действие оппонента, физический теллс, тайминг теллс, бетсайзинг, динамика игры, G-баксы, имидж стола, позиция за столом, метагейм, баланс диапазона или что-то совсем другое. Вы знаете, что существует невероятное множество факторов, учитываемых при принятии покерного решения, но конкретно это решение вы объяснить не можете. Знания, которые имеются у вас на этом уровне, состоят из той же бессознательной информации, которая была продемонстрирована в Айовском Эксперименте. Стадия 2: Концептуальная Компетенция. После наступления момента озарения или при более пристальном рассмотрении принятых решений при игре в зоне, вы начинаете понимать, почему были правы. Теперь у вас появился навык или вы разобрались в концепции, которые поднимут вашу игру на следующий уровень; однако вы еще не получили достаточно опыта, чтобы осознанно применять их на постоянной основе. Достигнув этого уровня понимания, вы тем самым собрали воедино достаточное количество бессознательной информации и находитесь на той же стадии, что и участники Айовского Эксперимента в момент, когда они дошли до 80- й карты. Существует два способа достижения этого уровня: самому 33
разрабатывать новые концепции или обучаться им у других игроков. Дойл Брансон и другие новаторы превратили определенные вещи в концепции, например, важность позиции, что является результатом их многолетнего опыта и размышлений. Альтернативный способ представляет собой попытку обучиться этим концепциям у других игроков с помощью видео, статей и тренеров. Стадия 3: Осознанная Компетенция. Эта стадия идентична «Модели обучения взрослой личности (ALM)». Вы проделали огромную работу, чтобы разобраться в концепции и теперь можете применять ее на регулярной основе, даже не находясь в зоне. Но вам все равно приходится делать это осознанно – концепция пока не стала вашей второй натурой. Стадия 4: Бессознательная Компетенция. Это последняя стадия как ALM, так и ZLM. Концепция уже настолько изучена, что вы применяете ее на автомате, даже будучи в тильте или уставшим.
Постоянный доступ к новой Непостижимой Компетенции необходим для достижения зоны. Чтобы получить этот доступ, вы должны постоянно преобразовывать Непостижимую Компетенцию в Концептуальную Компетенцию. Реальность такова, что вам могут понадобиться недели, месяцы, чтобы вы осознанно разобрались в этих сложных покерных моделях. A-game дневник – это инструмент, который упрощает и ускоряет данный процесс. A- game дневник. В этом дневнике вы делаете заметки о пиковой форме вашей игры. Вот несколько идей на тему того, как извлечь максимум пользы от этого инструмента: • Всякий раз, когда вы играли в зоне, делайте исчерпывающие заметки о своем опыте. Кое-что из написанного сразу обретет смысл, другие вещи объяснить будет труднее. Вы также можете обсудить это с другими игроками, просто убедитесь, что сделали хоть какие-то заметки после вашей беседы. Запись видео или аудио также может помочь вам. 34
• Сфокусируйтесь на раздачах, в которых у вас было сильное предчувствие или если ваше действие было спонтанным, но к удивлению, сработало, и попытайтесь объяснить, почему это действие было верным. Вероятно, это будет сложной задачей, но важно попытаться. Не нужно редактировать, урезать или форсировать свои мысли, просто пишите (или говорите). Вы еще слишком далеки от понимания того, что именно оказалось верным, и что именно может пролить свет на ситуацию. Попытки ускорить процесс получения ответа могут привести к тому, что вы сделаете неверные выводы. Если вы не можете найти смысла в своих заметках, вернитесь к ним позже, и попытайтесь объяснить, что вы видите в этой раздаче. Возможно, вы не сможете выделить концепцию, благодаря которой ваша линия розыгрыша оказалась правильной, но с каждым разом вы будете на шаг приближаться к нахождению истинного ответа. • Во время игры у вас могут сформироваться четкие мысли относительно правильности принятого вами решения, но через пару минут вы о них забудете. Подумайте о том, чтобы записать свои мысли, но не анализируйте их прежде, чем закончите сессию. Вы пытаетесь сбалансировать игру в зоне со сбором высокоуровневой информации о своей игре. Если вы начнете слишком часто отвлекаться, то можете выпасть из зоны. • Этот процесс нельзя форсировать. Как и участники Айовского Эксперимента вы можете испытывать проблемы с объяснением этих бессознательных знаний, которые, как вы знаете, сыграли свою роль в вашем решении. Это нормально – проблемы были ожидаемы. Простые попытки получить доступ к этим знаниям подтвердят свою полезность в усвоении некоторой из накопленной информации. • Записывайте любые идеи, которые у вас появляются во время просмотра видео, при общении с другими игроками или в любой другой ситуации. • A-game дневник становится записью исследований наивысших уровней вашей игры. Возвращайтесь к нему, когда у вас появляются новые идеи, когда вы играете в зоне или открываете для себя новую 35
концепцию при просмотре покерного видео. С течением времени и по мере того как вы продолжаете размышлять, набираться опыта и изучать различные области своей игры, вы сможете превратить предчувствие в Концептуальную Компетенцию. • Тот труд, что вы вложите в A-game дневник, может не принести моментальных плодов. Но по мере того, как вы будете пересматривать свой дневник, вы постепенно начнете приближаться к созданию новых идей или Концептуальной Компетенции. Если вы уже знакомы с какой-то концепцией, попытайтесь посмотреть на нее с иного угла, обратившись к видео другого игрока, в результате чего A-game дневник поможет вам разработать еще более высокий уровень понимания той или иной концепции. Этот процесс схож с процессом обучения ходьбе. Вы не можете вынудить ребенка сразу начать ходить на ногах, вы можете лишь воодушевить его. Воодушевление исходит от регулярного обращения к A-game дневнику, попыток объяснить свои действия, повторения пройденного, метода проб и ошибок и аккумуляции идей из других источников. A-game дневник – это не только великолепный источник поддержания своего разума в чистоте (что позволяет регулярно достигать зоны), он также поможет вам вывести свою игру на более высокий уровень. Не существует единого идеального способа использования A-game дневника, но чем больше вы с ним работаете, тем лучше вы разберетесь в том, что подходит именно вам.
Поток информации Действия в покере совершаются в тесной взаимосвязи с потоком информации с бесконечной подпиткой шаблонами ставок, склонностями к блефу, физическими теллсами и всего остального. И хотя поток информации бесконечен, этого нельзя сказать о вашей способности иметь к ней постоянный доступ. Наш мозг впитывает огромное количество информации во время игры в покер, и это количество может быть еще более существенным в момент нахождения в зоне. Если собранная информация не
проходит должную обработку на регулярной основе на каждой стадии процесса обучения, то, в конечном счете, ее накопится слишком много. Это замедлит процесс обучения и помешает регулярному достижению зоны. Чтобы предотвратить накопление информации после сессии, необходимо активно способствовать ее продвижению через стадии обучения, корректируя тактические и психологические ошибки во время и после сессий. Перенос информации на следующий уровень обучения поможет высвободить пространство, необходимое для принятия новой информации из области Непостижимой Компетенции. Способы, которые вы используете, будут зависеть от уровня вашей производительности. После сессии, в которой вы достигли зоны, используйте A-game дневник, чтобы помочь процессу превращения Непостижимой Компетенции в Концептуальную Компетенцию. Если вы не пребывали в зоне, то в этом случае используйте советы, позволяющие успокоиться и пересмотреть свою игру, которые вы найдете позднее в этой же главе. Исправление тактических и психологических ошибок происходит автоматически, если вы находитесь в зоне. Причина в том, что у вас есть доступ к полному диапазону знаний. Эти моментальные исправления минимизируют накопление информации, сохраняют разум ясным и позволяют оставаться в зоне. С точки зрения психологии, вещи, которые обычно вгоняют вас в тильт, вовсе не беспокоят вас, когда вы пребываете в зоне. К примеру, получив бэдбит, вы тут же понимаете, что бэдбиты это абсолютно нормальная составляющая игры. Однако если вы находитесь за пределами зоны, вам необходимо сознательно применять логику, чтобы внести поправку в мышление и минимизировать накопление информации. В исправлении тактических ошибок используется аналогичная стратегия. Если не рассматривать тактические и психологические ошибки, то дополнительные слои информации будут накладываться друг на друга, в результате чего скопление информации создаст эффект раздутого мозга. В следующем разделе вы узнаете больше о том, как минимизировать скопление информации.
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы