Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Определите, как вы учитесь



«Продуктивность – это когда вы все делаете правильно; эффективность – это когда вы делаете правильные вещи».

– Питер Друкер, педагог и консультант по менеджменту

 

 

Существуют игроки с врожденным талантом к изучению покера, и есть игроки с врожденным талантом к игре в покер. Обучение и игра это навыки, о которых обычно не думают раздельно, так как предполагается, что лучшие игроки лучше других и в обучении. И хотя в целом это так, многим талантливым игрокам не хватает существенных навыков для обучения. Это позволяет менее талантливым, но хорошо обучающимся игрокам, получить преимущество. Совокупность двух этих навыков представляет собой мощную комбинацию.


 

Чтобы улучшить свои навыки в обучении, для начала вам необходимо понять существующий спектр ваших текущих навыков. Игроки редко оценивают свою способность к обучению, но это настолько же важно, насколько и оценка тактических или психологических навыков. Также как вы анализировали спектры ваших A-, B, C-game, начните с крупнейших областей сильных и слабых сторон, после чего заполните все, что находится между ними. Следующие вопросы помогут вам в решение этой задачи:

• Как выглядит ваш подход к обучению, когда вы сильно мотивированы работать над своей  игрой?

• Как выглядит ваш подход к обучению в остальных случаях?

• Каковы ваши крупнейшие сильные и слабые  стороны?

• Получаете ли вы пользу от обсуждения раздач с другими игроками?

• Как часто ошибка является отвлекающим фактором во время игры? Случалось ли, что ошибка застревала в вашем разуме на длительный промежуток времени уже после того, как вы закончили игру?

• Избегаете ли вы работы над игрой за пределами покерных столов и вместо этого учитесь преимущественно во время игры?

• Во время просмотра видео или чтения книги всплывают ли в вашей памяти какие-то конкретные области вашей игры? Пытаетесь ли вы активно разобраться в материале и ищете ли информацию, которая может принести пользу вашей игре?

• Вы визуалист или лучше обучаетесь, когда опираетесь на чей-либо опыт или слушаете тренера?

• Вы учитесь лучше, работая над своей игрой в одиночку или общаясь с другими игроками?

• Если вы учитесь или обсуждаете раздачи с другими игроками, то почему это является ценным для вас? Что вы получаете от этого, чего не можете получить, работая самостоятельно?

• Вспомните о тех годах, когда вы учились в школе. Какие методы обучения были для вас наиболее увлекательными и эффективными?


 

• Какие плохие привычки развились в вас, когда вы учились в школе, и которые до сих пор доставляют вам проблемы?

Простым способом улучшить свое обучение является попытка делать больше вещей, которые хорошо работают, и меньше вещей, которые не работают. Это может звучать очевидно и чересчур упрощенно, но случалось ли вам останавливаться, чтобы задаться вопросом, действительно ли то, что вы делаете для своего обучения или развития своих навыков работает? Игроки в покер постоянно задаются вопросами, принимая решения непосредственно за покерными столами, но при этом гораздо реже (хотя это настолько же важно) ставят под вопрос свой подход к обучению.

 

 

 

Статичное и развивающееся мышление

Одно из наиболее новаторских исследований на тему обучения за последние 20 лет говорит нам о том, что важно не то, как мы учимся, а то, как относимся к обучению. Кэрол Дуэк, доктор философских наук, автор книги Гибкое сознание: новый взгляд на психологию развития, потратила большую часть своей карьеры на изучение достижений и успеха, и выявила две отдельные точки зрения людей о своих способностях. Она назвала их «статичное мышление» и «развивающееся мышление». Статичное мышление полагает, что способности статичны, предопределены и вряд ли могут превысить текущие возможности. Развивающееся мышление убеждено, что таланты и способности можно развивать посредством тренировок и упорного труда.

Люди со статичным мышлением склонны искать информацию, которая подтверждает их идеи о навыках. Одним из классических примеров статичного мышления, который приводит в своей книге Кэрол Дуэк, является теннисист Джон МакЭнро, семикратный обладатель титула Большого Шлема. Кэрол заметила, что его настойчивость в спорах с судьями является отличным примером статичного мышления – он


 

спорил, чтобы сохранить свой великолепный имидж вместо того, чтобы осознавать ошибки, из которых мог бы извлечь уроки. И хотя МакЭнро был легендой тенниса, Дуэк выделила несколько областей, в которых его статичное мышление потенциально удерживало его от еще большего величия: к примеру, он отказался от игры в смешанных парных разрядах сроком на 20 лет после поражения в нескольких сетах подряд. Люди с развивающимся мышлением куда более склонны прислушиваться к новым вещам, которые могут бросить вызов их убеждениям. Дуэк приводит массу примеров из мира спорта, бизнеса, развлечений, воспитания и образования и показывает, как люди, добившиеся наибольшего успеха почти во всех областях, проявляли качества, присущие развивающемуся мышлению. От Томаса Эдисона и Тайгера Вудса до Уинстона Черчилля и Майкла Джордана – все они принимали свои неудачи и постоянно стремились к развитию.

Будучи покерным журналистом, я брал интервью у большинства известных игроков. Одна вещь, которую я заметил почти у всех игроков, это то, что стабильно успешные игроки по-прежнему активно работают над своей игрой и любят обсуждать раздачи, как большинство из нас любили это делать, когда только начинали играть в покер. Они достигли высочайших уровней игры, а их преданность обучению и развитию является именно тем, что позволило им добраться до невероятных высот и закрепиться там. Дисперсия в покере, вероятно, делает поддержание статичного мышления более простым по сравнению с другими факторами. Вы можете списать свои проигрыши на неудачу, вместо того, чтобы заняться поиском ситуаций, в которых могли бы улучшить свою игру. Игроки со статичным мышлением не должны сидеть сложа руки. Взгляните на Фила Хельмута, который своим поведением здорово напоминает Джона МакЭнро. В последние годы он вновь посвятил себя обучению игре, что привело как к улучшению результатов, так и к уважению за столами.


 






Улучшайте свою C-game

Чтобы построить более высокую пирамиду, вам потребуется более широкое основание; чтобы ваша игра стала сильнее, вам нужно более сильное и крупное основание, на котором вы будет ее выстраивать. Ваша C-game – это трещины в основании. Даже если вы не почерпнете из этого раздела ничего полезного, внимательно прочтите следующий совет, поскольку он может оказать очень ценное влияние на вашу способность обучаться.

Если вы не уверены, над какой из областей вашей игры вам следует поработать, полезнее всего начать с работы над C-game. К тому же, сделать это проще всего. Иногда обучение может быть сложным, пугающим и непреодолимым. Знание о том, что вы всегда можете сфокусироваться на трех или четырех худших вещах в своей игре, дает вам надежную и простую отправную точку. Если вы своевременно анализируете свои A-, B, C-game, вы всегда будете знать, над чем вам следует поработать. Это сохранит вашу энергию и подготовит к улучшению вашей C-game всякий раз, когда вы будете садиться за покерные столы.

Очень важно обращать внимание на психологическую составляющую ваших тактических ликов. Тактической ошибке C-game всегда сопутствует какой- то психологический компонент, даже если он совсем неуловимый. К примеру, вы могли выбрать слишком пассивную линию в раздаче, потому что не хотели чувствовать отвращение. Или если вы чересчур агрессивны на ривере, причина может состоять в том, что в глубине души вы полагаете, будто можете выиграть каждую раздачу. Степень, с которой вовлечен психологический лик, напрямую соответствует жесткости тактической ошибки: чем сильнее тактическая ошибка, тем больше в нее вовлечена проблема психологического характера. Прорвавшись через ошибки психологического характера, вам будет намного проще устранить тактические лики. Чтобы исправить психологическую проблему, такую как страх, тильт или неуверенность, вы должны сначала понять причину ее вызывающую. Ментальная история раздач – это процесс, который был разработан для того, чтобы помочь игрокам быстро добраться до корня их психологических проблем. Также как и сорняк, который вырастает всякий раз, если не вырвать его с корнем, так и психологическая проблема появится вновь, если не исправить причину, лежащую в основе ее появления.


 

Насколько хорошо игрок может выполнить ментальную историю раздач, зависит от их понимания проблемы и психологической составляющей игры в целом. Неоднократное прохождение через процесс проблемы рождает новые детали. Затем можно копнуть глубже и попытаться найти новые идеи, которые впоследствии усилят исправление ошибки и понизят интенсивность эмоций, окружающих проблему. Если у вас не получается завершить этот процесс, обратите внимание на другие источники информации, включая мою первую книгу «Покер. Игры разума». Она определенно поможет вам в этом вопросе. Ментальная история раздач включает в себя пять шагов и лучше всего работает, когда ваши ответы записаны на бумаге, а не в уме. Эти шаги включат в себя:

1. Опишите проблему как можно детальнее. Включите сюда мысли, чувства, действия и связанные с проблемой тактические решения.

2. Объясните, почему с логической точки зрения имеет смысл думать, чувствовать или играть таким образом. Другими словами, почему возникает эта проблема? Все проблемы психологической составляющие игры рациональны, так что если вы думаете, что ваша проблема не имеет смысла, то у вас попросту пока недостаточно информации для завершения этого шага. Этот шаг очень сложен, так что не расстраивайтесь, если это займет у вас несколько дней или недель.

3. Выясните, по каким причинам была искривлена логика во втором шаге.

4. Придумайте способ, позволяющий исправить эту искривленную логику. Данная коррекция может быть использована в качестве введения логического утверждения. Вы также можете придумать стратегию, которую сможете использовать для того, чтобы научиться вносить  коррективы.

5. Задайтесь вопросом, почему исправление, которое вы придумали, будет работать. Это дополнительный шаг, который усиливает логическое обоснование коррекции и помогает прочно внедрить ее в ваш мозг.


  105   

 

Чтобы проиллюстрировать эти шаги в действии, рассмотрим пример, связанный с решением проблемы тильта:

1. Опишите проблему. Я злюсь, когда проигрываю слабым игрокам и играю против них слишком агрессивно. Я никак не могу поверить, что это происходит на самом деле, и все о чем я могу думать, так это о том, как вернуть свои деньги назад.

2. Объясните, почему с логической точки зрения имеет смысл думать, чувствовать или играть таким образом. Я чувствую, что заслуживаю более существенного выигрыша, чем они, потому что больше работаю над своей игрой. Я знаю, что играть более агрессивно не очень умно, но также знаю, что это самый быстрый способ вернуть мои деньги назад.

3. Выясните, по каким причинам была искривлена логика во втором шаге. Не будь удачи, слабые игроки вовсе перестали бы играть в покер, и игра стала бы неприбыльной. Более того, это уже не мои деньги. Деньги на столе – это инвестиции в мое преимущество. В некоторые дни эти инвестиции приносят дивиденды, в другие нет. Но если я играю хуже, пытаясь вернуть эти деньги назад, я заработаю меньше денег на дистанции. К тому же, всякий раз, когда я совершаю одни и те же глупые ошибки, я становлюсь лучше в их совершении, и ограничиваю мою способность улучшаться в будущем. Иными словами, я не только проигрываю деньги, но и увеличиваю вероятность того, что буду проигрывать их в будущем.

4. Придумайте способ, позволяющий исправить эту искривленную логику. Моя работа над игрой не разрушается после проигрыша слабому игроку, она разрушается, когда я совершаю ошибки, пытаясь выиграть деньги, играя слишком агрессивно. Я также разрушаю будущее своей игры и мне необходимо стараться играть в солидный покер, независимо от того, насколько я раздражен.

5. Задайтесь вопросом, почему исправление, которое вы придумали, будет работать. Постоянное принятие лучших решений позволяет мне зарабатывать как можно больше денег на длинной дистанции, и точка.


  106   

 

Иногда игроки испытывают проблемы с созданием рабочих логических утверждений, но информация из 3-го и 4-го шагов бьет прямо в корень проблемы. Вот несколько вариантов из примера выше: «Не будь удачи, слабые игроки вовсе перестали бы играть в покер и игра стала бы неприбыльной», «Деньги на столе – это инвестиции в мое преимущество. В некоторые дни эти инвестиции приносят дивиденды, в другие нет» или

«Моя работа над игрой не разрушается после проигрыша слабому игроку, она разрушается, когда я совершаю ошибки, пытаясь выиграть деньги, играя слишком агрессивно». Вам просто достаточно выбрать тот вариант, который работает лучше других, и чтобы это определить, вам, возможно, потребуется попробовать несколько из них.

И хотя ментальная история раздач изначально была создана как инструмент для разбития и коррекции проблем психологической составляющей игры, ее можно легко адаптировать к исправлению тактических ошибок. Ниже приведен пример исправления тактической ошибки с использование ментальной истории раздач:

1. Опишите проблему. Я слишком агрессивно блефую против игрока, у которого высокая частота колла.

2. Объясните логику, лежащую в ее основе. Не может же у него все время быть достаточно сильная для колла рука. Он должен фолдить.

3. Выясните, по каким причинам была искривлена логика во втором шаге. Единственная информация, которая у меня есть на данный момент, это то, что он не любит фолдить. Кроме того, за мной закрепился сумасшедший имидж, и мой диапазон воспринимается как широкий. Совокупность этих факторов увеличивают вероятность того, что я получу колл.

4. Придумайте способ, позволяющий исправить эту искривленную логику. Мне необходимо сузить мой диапазон и начать больше вэлью-бетить.

5. Задайтесь вопросом, почему исправление, которое вы придумали, будет работать. Учитывая мой имидж, я буду часто получать колл от этого игрока, так что для выигрыша мне необходимо иметь более сильные  руки.


 

В идеале, вам необходимо провести через этот процесс каждую ошибку вашей C-game и связанный с ней психологический лик. Причина в том, что вы, вероятнее всего, обнаружите схожие теоретические ошибки, лежащие в их основе. Предположим, в вашей C-game есть восемь определенных тактических ошибок. Проанализировав каждую из них, зачастую вы обнаружите, что многим из них присущ один и тот же изъян. Другими словами, вы можете не обнаружить восемь изъянов на каждую из ошибок – многие из них будут наслаиваться друг на друга. То есть, вместо исправления восьми различных изъянов, теперь вам понадобится запомнить лишь несколько наслаивающихся друг на друга, которые применимы ко всем восьми ошибкам. Когда эти тактические лики имеют сильную взаимосвязь с психологической проблемой, имеет смысл исправить и то и другое одновременно, что помимо всего прочего и более эффективно.

 

 

Как я исправил свой лик

Один из ликов, который развивался в моей игре на протяжении пары лет, представлял собой слишком пассивный розыгрыш рук типа второй пары. Я получал карманных дам, выходил флоп с королем и я сразу переходил к своей стандартной линии, играя через блефкэтч, либо чек-фолд. И хотя такой розыгрыш зачастую будет правильным, существует множество ситуаций, в которых вэлью-бет или попытка забрать банк будет наилучшим вариантом – не думаю, что стоит вдаваться в подробности плюсов каждой из линий, поскольку это сильно зависит от ситуации. Однако очевидно, что я слишком замыкался в подобных ситуациях, что вредило моей игре.

Пассивная игра со вторыми парами была доведена мной до уровня Бессознательной Компетенции; это стало моей инстинктивной реакцией. Обычно я играл восемь или больше столов и поэтому должен был найти способ, позволяющий быстро принимать решения относительного того, подходили ли условия для контбета или чека. Так что я поставил перед собой цель напоминать себе об этой проблеме, записывая ее в блокноте


 

перед каждой игровой сессией. Затем я находил в Hold’em Manager все раздачи, где возникала подобная ситуация. В конце сессий я оценивал все ситуации со второй парой, чтобы определить, как исправляется моя проблема. В своем дневнике я задавался такими вопросами как: Делал ли я ставку там, где раньше чекал? О чем говорило мое чутье? Было ли мое решение в этих ситуациях верным? Затем, во время разминки перед последующими сессиями, я просматривал заметки и историю некоторых раздач, чтобы напомнить себе о моем прогрессе и последних ошибках.

Вне покерного стола я изучал свои раздачи более глубоко, определяя диапазоны оппонентов, проделывая EV расчеты, постируя раздачи на форумах и анализируя плюсы каждого из вариантов розыгрыша во всех ситуациях. К счастью, в Hold’em Manager есть предустановленные фильтры, позволяющие быстро найти эти ситуации, так что я могу изучать эти раздачи даже годы спустя после того как сыграл их. Я также смотрел обучающие видео, уделяя особое внимание тому, какие линии розыгрыша использовали тренеры, когда у них была вторая пара. По большей части я игнорировал всю остальную информацию из видео, чтобы не перегружать себя. Я записывал их причины для ставок со вторыми парами, а также причины, по которым они не делали ставок в аналогичной ситуации. Пожалуй, наибольшую пользу я получал в те моменты, когда обсуждал определенные раздачи со своими друзьями. Не только потому, что они ставили мою точку зрения под сомнение, но и то, что я высказал свои мысли вслух, само по себе оказывало на меня существенное влияние. Все это было записано в моем дневнике, так что я в любой момент мог обратиться к этой информации и изучить ее еще раз.

Прошло четыре месяца, за которые я отыграл 80000 рук. Исправление закрепилось на уровне Бессознательной Компетенции. Было непросто. Было много ситуаций, когда мне казалось, что проблема решена, но затем я обнаруживал себя в ситуации, когда моментально чекал со второй парой в непростых спотах, например, играя с глубокими стеками или в живых играх. В конце концов, что помогло мне лучше, чем любая коррекция, которую я использовал в прошлом, так это разнообразие способов, которыми я атаковал проблему и постоянная оценка коррекции в ALM. Я даже взял затяжной перерыв от покера, и когда вернулся, коррекция осталась там же где и была, мне даже не пришлось думать о ней.


 

После того как процесс определения и понимания вашей психологической и тактической C-game завершен, вы можете начать вносить коррективы, чтобы натренировать их до уровня Бессознательной Компетенции. Ниже приведены рекомендации по созданию цикла улучшений, которые помогут вам эффективно довести до совершенства коррекции в своей C-game:

Разминка. Вы должны готовиться к внесению корректив в свою C- game всякий раз, когда садитесь за столы. Чтобы освежить память и сфокусироваться на ошибках C-game, вам может понадобиться нескольких минут, но это время не будет потраченным зря. Цена провала слишком высока, особенно когда простые напоминания могут сыграть весьма значимую роль. Просмотрите свой анализ A-, B-, C-game, введение логических утверждений, стратегические напоминания, историю раздач и все остальное, необходимое для того, чтобы подготовить свою игру к защите от развала.

Работа. Сохраняйтесь сосредоточенность на хорошей игре до тех пор, пока не обнаружите, что ваша игра не начала ускользать или пока не заметите проявление признаков любой из ваших психологических проблем. Когда такое случается, быстро проведите должные тактические и психологические корректировки. Обращая внимание на эти проблемы в момент их появления, не дожидаясь их накопления, вы упростите себе задачу сохранения контроля. Также не забывайте, что даже если вы успешно справились с предотвращением тактических и психологических ошибок в начале сессии, это вовсе не означает, что вы должны почивать на лаврах. По мере продолжения сессии, усталость и накопление проблем может усложнить сохранение контроля. Не забудьте завершить сессию, если по каким-то причинам вы больше не можете контролировать ошибки своей C-game. Ваша цель состоит в их исправлении, а не в укреплении.

Заминка. После сессии проанализируйте ваш прогресс в исправлении ошибок C-game. Не забывайте, концепция переноса навыков обязывает вас учитывать сложность сессии. Просмотрите ментальную историю раздач за те дни, когда игра была особенно сложной. Это поможет вам снизить накопившиеся эмоции и упростит изучение коррекции. Да, вы будете повторяться, но что лучше:


  110   

 

повторять обзоры ментальных историй раздач или совершать одни и те же ошибки за столом?

Анализ. За пределами покерных столов вы можете получить ценные повторения, улучшающие вашу C-game, размещая на форуме истории раздач, редактируя и просматривая ментальную историю раздач, изучая видео, разговаривая с тренером и делая все то, что напрямую адресовано вашей C-game. Это будет весьма значимым бонусом к вашей разминке и завершит цикл улучшения.

Ваш прогресс может быть устойчивым, или это может быть шаг вперед и шаг назад. Как бы то ни было, сосредотачивайтесь на улучшении вашей текущей C-game до тех пор, пока у вас не появятся доказательства того, что она ушла и заменилась вашей предыдущей B-game – это концепция землемера в действии. Простой способ узнать, что ваша игра прогрессирует, заключается в том, что ваша предыдущая C-game не проявляет себя даже в самых сложных ситуациях, относящихся к пятому уровню, при этом вы не прикладываете никаких усилий. Игроки регулярно достигают существенного прогресса в первые несколько недель или месяцев, после чего начинают лениться. Они полагают, что эти улучшения достигли уровня Бессознательной Компетенции, но не понимают важности концепции переноса навыков. Следите за своим радаром, пока не получите доказательства; это не отнимет много времени и предотвратит огромные шаги в обратном направлении.

 

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.04 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь