Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Трансформация героической сказки в Индии



 

Жил-был мудрец, который провёл много времени в медитации в горах Кайлаша и там его не смог соблазнить даже Кама и он стал похваляться своей победой над Камой, то ли он сам перед собой похвалялся этой победой, то ли перед кем-то, но так или иначе Вишну это услышал и решил его за это проучить. По окончанию срока медитации этот мудрец шёл из Кайлаша в свою деревню и проходил мимо города в котором король объявил выборы жениха для своей дочери. И этот мудрец бежит в храм Вишну и просит у того победы в этом соревновании. Вишну говорит ему: «Хорошо, раз ты такой продвинутый, то дам тебе то, о чём ты просишь». Мудрец возвращается в тот город на соревнование. И там оказывается, что у этого мудреца вместо человеческого лица стало обезьянье лицо по воле Вишну, но сам мудрец об этом не знал. В этот момент появляется сам Вишну весь в парадном наряде и естественно невеста выбирает неизвестного красавца Вишну и Вишну хватает невесту и улетает с ней в далёкие страны.

Классическая сказочная завязка. Дальше герой должен отправиться в дорогу. Но этот мудрец идёт в храм Вишну и только выйдя из этого города и подойдя к реке мудрец смог увидеть, что он теперь ходит с обезьяньим лицом. Там, в храме Вишну мудрец проклинает бога по чём свет стоит, «Я тебя просил что? А ты мне сделал что?» Мудрец наложил на Вишну проклятие, что с этого момента тебя не будут почитать люди, а будут почитать только обезьяны. Тогда Вишну пришлось расколоться в своей проделке и рассказать мудрецу, что это была всего лишь созданная им иллюзия и не было никакого города, никакой невесты. Мудрец раскаялся, но своего проклятия не снял и этот храм до сих пор является обезьяньим храмом Вишну.

Когда он побеждает Каму – у него очень много заслуги. Он по своим заслугам приблизился к богам, как минимум к Вишну. Победа над Камой ставит его с Вишну в один ряд, поэтому для Вишну очень важно подвинуть этого мальчика. Тогда Вишну создаёт эту иллюзию, которая подошла бы мудрецу, поскольку он очень кичлив, он не просто победил Каму, но всем про это рассказал. И тут появляется принцесса, которую он, победитель точно должен получить и при этом он не идёт на честный поединок, а просит Вишну (т.е. унижает себя перед Вишну) поспособствовать. Раз герой унизил себя перед Вишну, то только Вишну может его победить и сам Вишну приходит в образе прекрасного юноши. И получается, что мудрецу отомстил именно Кама, потому что девушка предпочла более красивого более продвинутому. Это выводит героя из себя и он впадает в гнев и это аннулирует все его заслуги как богоравного мудреца, поэтому когда он идёт проклинать Вишну, у него есть силы проклясть Вишну, но уже нет заслуг и в это проклятие он вложил все свои оставшиеся силы и опустился вниз и у него уже нет сил, чтобы снять это проклятие. И Вишну сам не может снять проклятие, которое на него мудрец. Теперь мудрец опять стал человеком и ему снова нужно проходить путь становления себя как мудреца, как богоравного. Хотел ли мудрец эту жену или он хотел победить в соревновании? Всё это суетно, духовное рабство. При столкновении с этой иллюзией от его мудрости ничего не осталось. Важно, что он захотел, не важно чего: женщину или победу, потом он захотел эту женщину так, что он захотел, чтобы она предпочла именно его и положился на помощь богов. Она должна была выбрать его не за его качества (мудрость, красоту, магические или воинские способности), а потому что Вишну должен был ей указать на него. Девушка – принцесса. Ещё одна суетность, ему нужно положение в обществе. Так он растерял все свои заслуги мудреца в момент столкновения с этой иллюзией. То, что он сумел победить свои сексуальные желания в поединке с Камой, но Вишну показал ему, что он – дрессированная обезьяна, которую научили нажимать на кнопку, чтобы получить банан. Вишну – бог порядка и призывает жить по понятиям. Если ты декларируешь, что ты мудрец и избавился от внутреннего душевного рабства настолько, что ты победил даже соблазнителя Каму (мудрец был готов, что его будут испытывать в этом, а к следующему испытанию он не был готов, он воспринял иллюзию не как испытание, а как реальность). Если ты управляешь всем в своей жизни, то вот тебе ещё одно испытание.

Тибетская сказка. Монах шёл от одного монастыря к другому потому что в тот другой монастырь приехал великий учитель и по пути он очень замёрз и постучался в дом. Женщина сказала ему, что он может переночевать если он зарежет для неё козлёнка на ужин. – Я монах, я не могу убить козлёнка, он же мог быть в прошлой жизни человеком. Но в итоге было очень холодно и он согласился. Женщина сварила козлёнка, монах попросил каши, но для него отдельно она варить кашу на воде не будет, может дать кашу на бульоне. Покочевряжился, но съел. Выпил вина. Переспал с женщиной. Сделал ей ребёнка. И наутро он понял, что ему ни первый ни второй монастырь не нужен. Есть и аналогичная индийская сказка про нарушение запретов монахом: выпить вина, поесть мяса, переспать с женщиной, убить человека. Решил сделать наименьший грех – выпил вина. И понеслась. Если нарушил один запрет, то автоматом нарушает и последующие.

Он не переживает победу над Камой внутри себя, это не дало ему новый опыт, он не сделал для себя каких-то выводов, не анализирует поединок, не проиграл ли Кама нарочно. Он ходит и хвастается и это доходит до ушей Вишну, который понял, с кем имеет дело и создаёт как раз ту самую иллюзию, которую настоящий мудрец должен обойти, мудрец, достигший какого уровня и не нуждается ни в материальных ценностях, ни в соревновательности, ни в одобрении других. В этом же случае мудрец видит, что город богатый и король этого города в этот самый момент, когда он случайно проходил мимо, назначает соревнование. Ценности + соревновательность + девушка. Он всё это желает. В конечном итоге эти желания побеждают его. Когда желания не осуществились – он впадает в сильный гнев и направляет все свои силы накопленные в этих воплощениях и проклинает Вишну. Удар был такой силы, что Вишну получил повреждения и ему пришлось объясняться. Мудрецу от того не легче – он обнулился и за это воплощение и за многие прошлые и надо начинать с самого начала.

Тут интересно, что легенде использованы два сказочных хода – выбор невесты и кража на свадьбе[15]. Читатель / слушатель готов к тому, что вот герой сейчас пойдёт отбивать принцессу, а тут такой облом. И всё оказывается иллюзией для того, чтобы герой лоханулся. Это мир людей, а не богов и герой понимает, что если он проиграл, то он проиграл и намного большее, чем воображаемую девушку. Героический мотив был перекручен. Но он не герой, а мудрец. Если бы он был герой, он должен был пойти бороться с Вишну, сломать ему нос, заставить его сделать эту воображаемую девушку настоящей. Но он проиграл и был уничтожен именно как мудрец. Он уничтожен и он это понимает. А осталась только мотивация.

Заканчивается эта сказка тем, что этот мудрец ушёл из храма Вишну, нашёл себе другую женщину и стал жить с ней чисто по-человечески.

Происходит довольно странное переворачивание структуры сюжета. Я не помню было ли у него чудесное рождение, но вот он уходит от мира для подготовки к подвигам в горах, потом он встречает Вишну, проходит брачное испытание, проигрывает в нём и проигрывает в нём по понятиям, ему показывают, что он вляпался в иллюзию. В итоге он получает жену, не эту, а другую и может быть даже чудесную. Вся героическая сказка, вывернута наизнанку. Если бы он был воином или сыном / бастардом короля – была бы обычная героическая сказка. Они обязаны воевать на физическом или магическом уровне. Кшатрий, взяв невесту в жёны обязан был убить всех мужчин из её рода. А тут идёт речь о мудреце.

Эта легенда безусловно укладывается в модель «просящему даётся». Ты хотел женщину, ты и получил женщину. Формулируй задание правильно[16]. Но есть ощущение, что мне эту сказку пересказали с совсем другого конца. Все элементы есть, а поданы в странном сочетании. Или чего-то в этом супе не хватает или такая степень переработки, что мотив узнаваем, но внутренние связи, внутренняя логика повествования уже другая. У воина своя дорога, у царя – своя, у мудреца – своя. И мудрец пошёл не по своей.

Для нас, европейцев, герой – сумасшедший пограничник с правом на убивство. Полубог. Боги и люди стараются отослать их куда-подальше и придумывают им невыполнимые задания, чтобы извести их. Или же заставляют сражаться между собой. А после того, как он уже наиграется в убийства, ему подсовывают женщину, или для того, чтобы род и традиция продолжались. Вторая жена у Геракла появляется, когда он по меркам героя очень стар. Беготня по жаре его уже утомила, он уже стар и он уже точно не будет бить младенцев головой об стол, тогда у него появляется жена, но он её достал до такой степени, что она ищет способ как от него избавиться и только тогда на небе ему дают место и небесную жену (шеду). Все последующие герои, к которым мы привыкли в какой-то мере соответствуют такой модели. Поход за руно. Муромец. Мужчины с оружием, которые решают проблемы руками. Иван-Царевич вроде бы мужчина с руками, получает себе в жёны Василису Премудрую и теряет её. Но т.к. он кшатрий, он не может себе позволить, чтобы у него пропала жена, да не просто пропала, а ушла в болото, он отправляется в болото и возвращает её назад. И всё Иван-Царевич решает руками. Тесей послали на такое задание, в котором ему приходится применять мозги (это особенность греков, что силой рук удаётся делать только Гераклу) и с помощью симпатизирующих ему женщин. Хотя он – ученик Хирона и у него и с мозгами и с магическими умениями всё должно быть в порядке, но нет пользуется помощью Ариадны. Парочка Гильгамеш и Энкиду. Вроде два мужчины, но когда они идут валить кедр в Хуваве, собирается совет старейшин и они (старейшины и сам Энкиду) обращаются с ним как с вьетнамский космонавтом. Конёк-горбунок, волк из украинских сказок, они помогают герою.

Ход героя или мудреца в храм Вишну для героической сказки вполне логичен. Это фактически обращение к чудесному помощнику, который должен дать ему чудесный артефакт или как-то помочь. По сказочной логике герой довольно слаб.

Если герой уже зашёл на территорию богов и одержал одну победу, то он уже не можешь уйти обратно. Во всяком случае сам он уже оттуда не выйдет. Его могут выкинуть пинком под зад или же ему нужен волшебный помощник (и на эту роль вполне подходит Вишну). Но Вишну не помощник, он – бог, он следующая ступенька в соревновании с богами. Кама – не самый главный бог, он бытовой бог типа Агни, чуть ли не домашний бог-тераф, он намного сильнее человека, но человек при наличии мозгов время от времени может справляться с ними. Кама – первое испытание, вход в иномирье. Человек повзрослел и стал способен регулировать собственные желания. Хвастался некорректно, раз я победил одного, то и другого победю. Ну его и призвали ответить за базар.

Интересен сам процесс трансформации. Нам рассказывают сказку превратившуюся в легенду или даже квазиисторию. Если ты слышишь одну и ту же сказку или подобные сказки 50 раз, то у тебя есть эффект узнавания, ты предзнаешь, что сейчас будет. В этой легенде эффект узнавания есть. С другими персонажами тебе эту сказку уже тысячу раз пересказывали, но в ней было всё по-другому. Ты переходишь из знакомой локации в знакомую локацию, из знакомого эпизода в знакомый эпизод, а оказывается, что в этих знакомых локациях и эпизодах всё совсем иначе. Почти всё на своём месте. Но при этой своеместности ты видишь как это переработано и из героической сказки ты видишь другое моралите и как это сделано и для чего. Если рассматривать героическую сказку как инициационный миф истинного короля, то она представлена как иллюзия, созданная Вишну для испытания мага / мудреца. И получается, что Вишну говорит этим, что весь ритуал испытания и посвящения героя вообще иллюзорен.

Это выходит из общего тезиса о том, что весь мир это большая иллюзия и к каждому в какой-то свой момент времени придёт Шива и разрушает и разравняет это, чтобы можно было построить что-то новое. Шива учит танцевать босиком, потому что нужно целовать землю и чем нежнее ты это делаешь, тем больше тебе от неё возвращается. Это совершенно не монтируется в европейское представление о разрушителе, странно, что ему нужна плавность и нежность. И тут странно, что наказывает героя в этой истории не Шива, а именно Вишну. Чтобы разговаривать с Шивой у героя не было достаточно заслуг. Строго говоря это тройное испытание (трёхтелая богиня. Он победил Каму / Брахму, как бога рождения и вышел на второй лвл на сражение со средним братом, как героической сказке). Герой достиг той степени заслуг, той степени просветления, что мог без проблем общаться с младшими богами. А с этими он уже не мог общаться, их нужно было тоже победить.

Ты можешь общаться с теми, с кем ты готов общаться. В детстве магу сложно общаться, потому что он готов общаться с людьми своего уровня, а их нет. И ты сидишь и ждёшь, когда же они появятся. Они приходят и ты хочешь больше и больше. Со своим кругом, чему ты сам подобен. Есть люди гораздо умнее, ты к разговору с ними ещё не готов, ты садишься читать книги по мифологии. Но когда уже почитал умные книжки, появляется собственное мнение, появляется желание подниматься на уровень выше. По при большом разбросе уровней ты для них слишком идиот, а они для тебя слишком умные. Также и с индийскими богами.

Герой совершенствовал ум и способности до определённого уровня и начал переходить на следующий. А тут такое. И его опустили на тот уровень, который у него был.

Это любопытно монтируется и на историю с ловцами.

Мотив о том, что человек может быть равен богам есть и у греков. История Тантала. Захотел есть с их стола, но этого ему показалось мало и он стал этим хвастаться. В этих обоих случаях боги не против, чтобы человек ел с их стола, но против того, чтобы он этим хвастался. Сюда же элогим и Пынуэл и проблемы с пророками: пока ты общаешься с богами по-тихому – всё для тебя складывается нормально, когда начинаешь рассказывать об этом всем окружающим – тебе дадут по голове. За это же и Иисусу дали по голове. Имея дело с богами или иномирцами человек должен понимать, что далеко не у каждого есть право с ними общаться, поэтому хвастаться этим и рассказывать, что у тебя с ними было не стоит. Нарушение субординации. Мудрец достиг уровня богов, но если бы он был таким крутым, как он говорил о себе, он понял бы, что это иллюзия уже на третьем шаге.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 217; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.019 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь