Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Отличия героической сказки от королевской



 

Она ближе всего к эпосу, легенде и истории, поскольку она предполагает наличие историизирующие привязки. Они не обязательно должны быть историчными в полной мере, как в письменной истории или археологии, поскольку многие элементы мифологизированы, подобно тому как в «Александрии» был мифологизирован Александр Македонский. Героические сказки в таком, более понятном для слушателя варианте, рассказывают о реальных исторических событиях. Эта сказка может быть на грани с историей, таковы сказки о исторических личностях. Даже античные исторические трактаты пользовались в той или иной мере героическими сказками. Она может быть на грани мифа, в силу того, что слушателю очевидно, что раз Х – герой, то у него должно быть чудесное зачатие, такое же как у других сказочных героев. Это как раз тот случай, когда сознание достраивает недостающие эпизоды. Ренан писал, что народное сознание приписало бы их ему[51]. Но подобные достроенные эпизоды интересны для мифолога тем, что они позволяют определить какие архетипические представления о чудесном господствуют в народном сознании и к какому культурному кругу они относятся. Так, в канонической евангельской версии нет сказок, описывающих переправу Марии и Иисуса через реку, которые легли в основу «Переплавной Среды», но сам мотив переправы пришёл в народное христианство Украины и Румынии из рахманского / русалочьего цикла.

В древности был цикл Геракла в нём помимо 12 подвигов была серия эпонимных мифов о происхождении царских династий варварских стран от Геракла. Они по своей структуре очень просты и однотипны: мимо проходил Геракл, а тут жила-была какая-то чудесная женщина, то ли царица, то ли жрица, то ли просто магиня. Он её взял силой или она сама его захотела, в результате рождается ребёнок, который становится царём этой местности и основателем царской династии. В этнополитической мифологии греков эти сказки выполняли этиологическую функцию, объясняя откуда взялись цари соседних народов и почему они могут быть сильнее наших и какие у них права на власть и над своей территорией и права приходить к нам. Сама идея эпонимата состоит в том, что королевская династия по крови отличается от простолюдинов и эти чудесные люди восходят к красным, рыжеволосым богам.

Героическая сказка напрямую смыкается с легендой. Она сохраняет воспоминания об исторических событиях в той форме, в какой они доступны и понятны для людей. Для сказок о тех событиях, о которых сохранились исторические свидетельства мы видим, что сказка передаёт общий ход событий и общее эмоциональное впечатление участников событий, но уже есть следы мифологизации.

И легенды и героические сказки описывают тот период этнической истории, который в рамках данного этноса считается этнодифференцирующим, т.е. то время, когда этот этнос осознаёт себя как некую целостность, соединяющая разные роды и племенами и выделяет себя от других этносов. Для греков – это время Троянской и Персидской войн, для Украины – Хмельниччина, для Западной Европы – 16-17 вв., для Балкан – время войн с турками.

Хотя персонажами героической сказки часто являются великие короли древности, она отличается от королевской прежде всего тем, что в королевской сказке герой или безымянен или носит характерное сказочное имя, отсылающее к ключевым календарным датам (Иван или Василь), тогда как центральным персонажем героической сказки становится реальный человек. И в силу этого она редко начинается с чудесного зачатия, а также часто опущены эпизоды чудесного детства. Обычное начало с того, что центральный персонаж уже является королём или признанным героем оказывается в катастрофически затруднительной ситуации, часто – на его земли нападают враги, причём эти враги вполне реальны и историчны, хотя они и описаны в мифологических характеристиках. И теперь он должен справиться с надвигающейся катастрофой, причём отличие героической сказки от королевской состоит в том, что в королевской сказке проблема метафизична и действующий король не может сам справиться с проблемой и посылает кандидатов в следующие короли, то в героической сказке проблема велика, но вполне реальна и справиться с ней король должен сам, собрав войско и совершив те или иные ритуальные действия. В отличие от зла волшебной сказки (королевской или «возмещение ущерба»), зло героической сказки – совершенно реально, оно не метафизично, оно вызвано приходом реального врага. Если королевская сказка рассказывается для будущего короля, чтобы он мог сопоставить её символы и сюжет с обстоятельствами собственной жизни и в этом смысле, королевская сказка рассказывает не о прошлом, а о будущем, которое ожидает адресата сказки, то героическая сказка исторична, поскольку она рассказывает о прошлом.

Обычно героические сказки присоединяются к циклам об известных эпических героях либо доисторического (Нартиада, Амираниани) либо исторического времени. Героическая сказка входит в состав героического эпоса как предпоследняя его часть[52].

В одном предложении сюжет героической сказки можно описать как «всех убью, один останусь». В фэнтези можно вспомнить цикл Вечного Воина Майкла Муркока и Конана Варвара. Всюду вокруг героя – зло и он обязан его уничтожать. Они нас одолевают и вот центральная битва. А дальше развилка: или мы победили и пируем или за этим следует гибель героя. Этот второй вариант выходит на королевскую сказку – последняя битва. В логике королевской сказки в последней битве король должен погибнуть, а победить должен молодой герой, который должен стать следующем королём и в данном случае не важно молодой король сражается против старого или они сражаются против общего врага, для королевской сказки значимо именно обновление времён.

В силу циклизации к основным элементам эпоса могут присоединяться другие эпизоды, другие подвиги, но эпос всегда заканчивается печально – последней битвой, смертью и погребением героя. Героическая же сказка может оборвать сюжет на кульминации: на победном пиру, на коронации, на свадьбе. Подвиги героя должны нарастать до некоей эпической победы, после которой идёт эпическое поражение и смерть героя. Герой должен нарушить запрет или надорвать / истощить свои силы. Героическая сказка может охватывать подвиги перед его гибелью, но не захватывая их. Сюда присоединяется мотив «всегда найдётся тот, кто сильнее тебя». В Амираниани герой вступает в состязание в метании с Иисусом и проигрывает. Нартиада также заканчивается метанием камней, но Сосруко гибнет от подлости Бальсага, бросившего огромный каменный диск. Рефрен между соревнованием камней – воспоминание о падении метеорита около 8-7 тлн.

Если исходить из античных мифов, у героя есть право на убийство, у него есть право судить. Герои это хорошо, когда приходят бедствия извне и нужно из критической ситуации выбираться, когда приходит физическое (враги) или метафизическое (иномирье) зло. Только в это время герой хорош. Но в обычное, мирное время экзальтация героя нарастает и он должен погибнуть, потому что он начинает приносить вред своим. И героическая сказка по честному должна заканчиваться гибелью героя. Герой в романтическом варианте должен погибнуть в последнем бою с захватчиками и обязательно должен увидеть победу своих. Это может быть отголоском и строительной жертвы, как жертва при закладке / возобновлении государства или даже заместительной жертвы. Калевипоэг гибнет от собственного меча. Центральный персонаж героической сказки реализовавшись как герой начинает представлять собой угрозу для окружающих и ему теперь следует избавиться. Сначала огородиться, отделаться, потом он погибает. Поскольку герой является носителем чудесной силы и чудесных способностей, он после смерти может помогать своим соплеменникам, выходя из могилы.

К героической сказке монтируются легенды о проклятом сокровище, но они уже более позднего времени – времени МЛП, когда становится холодно, голодно, а сознание ещё средневековое, люди всё ещё верят в чудеса, поэтому нахождение клада представляется наиболее эффективным способом разбогатеть.

Фактически мы видим изменение роли центрального персонажа.

Котигорошко. Родился от горохового зёрнышка, рос. Тут нападает Змей и он хочет идти на бой со Змеем, все с мальчика смеются, он получает непомерную булаву, побеждает змея и не просто побеждает, а впрягает Змея в плуг и заставляет его опахивать границу между мирами – нашим и его. Змиевы валы. После этого герой возвращается в наш мир. Тут интересен мегалитический мотив гороха / бобов, характерный для мегалитического ареала. Наибольшая аналогия в кельтском мире в обычаях бобового короля. В этой сказке есть и «возмещение ущерба»: Котигорошко возвращает из змиева плена свою сестру и братьев[53]. Они старше Котигорошка, он рождается после того как их похитили. Опахивание относят и к Котигорошку и к Никите Кожемяке. Он привозит братьев домой, но не говорит кто он. Братья его привязали к дубу и сказали, что это они победили змея. Тот, проснувшись вырывает дуб с корнем (вырывание мирового дерева) и бросает его в хату с братьями. Затем он путешествует по миру, встречает троицу Вернигору, Вернидуба и Крутивуса. Это по сути вторая сказка. Отправляется в подземное царство и вызволяет оттуда свою невесту и улетает на грифе, чьих птенцов он поднял. Есть тут и повреждение ног. Котигорошко женится на вызволенной из плена у Беса (Дидка) принцессе, а значит, после этого он становится королём и по идее он должен стать Царём Горохом, это тот самый древнейший эпический период истории восточных славян.

Удвоение сюжетов. Из одной сказки сделали две. Жениться на сестре некошерно, поэтому ему приходится за невестой идти ещё раз в похожее иномирье. Хотя вариант с сестрой очень интересен в контексте египетских параллелей и представлений о королевской династии.

 


Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.017 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь