Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии |
Как вы реагируете на происходящее?⇐ ПредыдущаяСтр 15 из 15
Важны не столько происходящие с вами события, сколько ваша реакция на них. Определенные типы реакции могут вызвать цепную реакцию, ведущую к эмоциональной и духовной депрессии. Произошло ли что-то, нанесшее удар по вашему «я»? Вас кто-нибудь расстроил? Вы изо всех сил старались, но вам поставили четверку с плюсом вместо пятерки? Может быть, вы обижены, понесли огромную потерю? Распался ваш брак, умер близкий человек? Или вы пережили обиду в юности из-за разрыва со своим молодым человеком или девушкой? Ко мне часто приходят юноши и девушки в подавленном состоянии и говорят: «Мои друзья все время набрасываются на меня со словами: «Будь ты настоящим христианином, ты бы не находился в таком состоянии». Какими жестокими бываем мы к молодежи! Почему мы хотим от них невозможного? Необходимость покинуть привычное, безопасное, насиженное место, обрубить корни, знакомство с чем-то новым и неизвестным, новые лица — вот удары, приводящие к депрессии. Иногда неожиданный удар по нашему «я» застигает нас врасплох! Мы выиграли битву, мы разбомбили танки и тяжелую артиллерию противника, но вдруг нас подстрелил засевший в кустах неприметный снайпер. Именно так было с Илией. Он победил 400 пророков Ваала — состязание с ними было полно драматизма. И вдруг язвительные, желчные слова Иезавели, жены Ахава, сразили Илию: «Пусть то и то сделают мне боги, и еще больше сделают, если я завтра к этому времени не сделаю с твоею душею того, что сделано с душею каждого из них» (3 Царств 19:2). Тут-то все и началось: «...Если я завтра к этому времени не сделаю...». Илия почувствовал то же, что человек, которого настигает пуля снайпера. Он был истощен многочасовой молитвой, борьбой и усталостью. Когда «снайперская пуля» Иезавели настигла его, он испытал такое отчаяние, что чуть не покончил с собой. Тогда Бог оказал ему скорую помощь. Он послал Своего ангела напитать Илию, а затем наслал так необходимый ему сон. Потом Бог изменил представление Илии: «Я оставил между Израильтянами семь тысяч мужей; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом». Вскоре эмоциональное состояние и состояние духа Илии улучшилось. Я считаю, что к депрессии приводят три основные причины: нерешительность, гнев и ощущение несправедливости. 1. Нерешительность. Часто ли вы откладываете «на потом» решения, которые необходимо принять сегодня? Это норма вашей жизни? Если да, то внутри у вас действует вещество-депрессант, которое постоянно будет нарушать ваш душевный покой, вам будет казаться, что вы — в западне. Многие пребывающие в угнетенном состоянии люди ощущают свое бессилие: «Я зашел в тупик и не вижу никакого выхода». Вам следует использовать свою энергию не для того, чтобы откладывать решение, а для того, чтобы принять его и выполнить. Направить энергию на выработку конструктивных решений — хороший способ избежать депрессии. Вы откладываете решение, потому что боитесь сказать «нет»? Потому что боитесь кого-то обидеть? Есть такие ситуации, из которых невозможно выбраться, не обидев кого-то. Медля с решением, вы, в конечном счете, обижаете людей в два раза сильнее и сами впадаете в депрессию. Вы боитесь сказать «да»? Боитесь ответственности или риска? Если вы, подойдя к развилке двух дорог, станете ходить туда-сюда то по одной, то по другой, то в конце концов превратитесь в «человека с двоящимися мыслями», который «не тверд во всех путях своих» (Иакова 1:8). Нерешительность — в большинстве случаев предвестник депрессии. 2. Гнев. Вот самое емкое определение депрессии из всех, известных мне: «Депрессия — это застывший гнев». Если вы длительное время пребываете в подавленном настроении, значит, в вас живет какой-то затаенный гнев. Как после дня неизбежно наступает ночь, так и депрессия — неизбежный спутник невысказанного или скрытого гнева. 3. Ощущение несправедливости. Перфекционисты болезненно реагируют на любую несправедливость. Они испытывают глубочайшую потребность восстановить справедливость во всем мире, все исправить, вырвать всю сорную траву на всех пшеничных полях. Это чувство само по себе ценно; оно живет в каждом реформаторе, в каждом проповеднике и благовестнике; до определенной степени оно должно быть присуще каждому христианину. Хорошо, когда чувство справедливости отдано в подчинение Духу Святому, освящено Им. Лишь при этом условии оно может стать полезным инструментом в Божьих руках «для распространения евангельской святости и преобразования нации», как выразился Джон Уэсли. Но вышедшее из подчинения, болезненное, порожденное скрытым гневом острое ощущение несправедливости становится крайне разрушительным, ведет к депрессии и вредит нашим отношениям с людьми. Я ни разу не встречал пребывающего в депрессии перфекциониста, который не реагировал бы остро и болезненно на всякую несправедливость и не был бы абсолютно уверен в своей правоте. Единственный способ борьбы с сильнейшим гневом, вызванным несправедливостью жизни, — прощение. Кто чаще всего нуждается в прощении? Родители и члены семьи. Следовательно, чаще всего корни депрессии кроются в недрах семьи. И до тех пор, пока вы не научитесь честно смотреть в глаза собственному гневу, честно признавать факт своего внутреннего негодования и прощать, вы так и не расстанетесь с депрессией — для нее это поистине тепличные условия. История о прощении Две сестры, Мэри и Марта, — полные противоположности. Мэри — общительная, жизнерадостная блондинка. Марта — тихая, очень талантливая брюнетка. Марта пришла ко мне в тот период, когда у нее начали складываться добрые отношения с молодым человеком — самые лучшие отношения в ее жизни. Но они принесли с собой и массу эмоциональных проблем: подавленное настроение, гнев и упреки в адрес парня. Она хотела любить его и училась это делать, но была потрясена, поняв, что одновременно ей хочется постоянно критиковать и обижать его. Вспомнив свое прошлое, она поняла: подобным же образом она относилась и к другим своим ухажерам. Это напугало ее. В результате наших бесед на поверхность всплыли спрятанные глубоко внутри сильнейшие обиды, и девушка начала разбираться в себе. Некоторые из этих чувств она испытывала по отношению к отцу и матери. Она простила родителей, любовь вытеснила гнев. Но однажды стало ясно, что источником бед Марты была Мэри. Сколько она помнила, ее всю жизнь сравнивали с сестрой, сравнивали родители, учителя, друзья, священники и соседи. Мы стали молиться за избавление ее от этих воспоминаний. Она говорила Богу, что желает простить и быть прощенной, просила, чтобы Он изменил ее чувства. И возникло такое впечатление, будто Святой Дух отдернул занавеску, открыв для Марты целую цепь откровений. Она стала молить Бога: «Господи! Я понимаю: все, что я когда-либо говорила, или думала, или делала, или задумывала сделать, — все имело отношение к Мэри. Она правила моей жизнью; она была моей навязчивой идеей; мысли о ней почти вытеснили Тебя из моей жизни!» Когда Марта выбирала платье, курс предметов в колледже, молодого человека или какую-то цель, ее не оставляло ощущение, что она соревнуется с Мэри. Скрытые обиды и гнев превращали ее в эмоционального раба старшей сестры. Только напряженная внутренняя борьба помогла ей простить сестру, ведь долгие годы она жила с ощущением, что к ней относятся несправедливо. Марта молилась почти час. Под конец она чувствовала себя изнеможенной; я тоже. Но после молитвенной баталии Марта смогла простить по-настоящему; она освободилась, прогнала кипящую ненавистью, завистливую, злобную девчонку, сидевшую внутри нее. Самое интересное во всей этой истории случилось несколько месяцев спустя. Марта рассказывала: «Вы знаете, я буквально родилась заново. Я больше не испытываю депрессий — лишь перемены настроения. Больше нет этой черной бездны, в которую я проваливалась раньше. Но лучше всего то, что я оказалась со всем не такой, какой себя считала. Я свободна! У меня есть собственные мысли, собственные вкусы. Теперь я делаю выбор самостоятельно, ставлю цели. Какое счастье — быть самой собой!» Даже выражение ее лица изменилось. Марта стала цельной личностью, способной любить. Почему? Потому что она смело посмотрела в лицо своей обиде, гневу, задумалась о содеянной несправедливости и позволила Божьей любви смыть тяжелые воспоминания. Не живет ли в вас окаменевший гнев? Вы озлоблены на родителей? На членов семьи? Может быть, вы гневаетесь на Бога? Многие люди ощущают обиду на Бога, не потому что Он сделал что-то плохое, а потому что на Нем, по их мнению, лежит ответственность за все их беды. Пришло время честно взглянуть на свои чувства через призму Божьей любви. Возможно, вам следует простить супруга(у) за прошлые ошибки. Но простить — значит направить на него поток Божьей благодати. Простите супруга(у) за то, что он(а) вот такой(ая) — неспособный(ая) удовлетворить какие-то ваши потребности. Самые тяжелые депрессии в браке наступают, когда муж или жена думает: «Я имею право на любые чувства! Я не могу не испытывать этих чувств, потому что она (он)...». Когда мы говорим, что имеем право чувствовать себя обманутыми, обиженными и преданными, мы встаем на путь депрессии! Возможно, вы испытываете депрессию, потому что не желаете расстаться с гневом, отказываетесь простить людей, имеющих над вами власть. Возможно, они злоупотребили своей властью, причинили вам зло. Но вы обязаны простить тех, кому Бог позволил иметь над вами власть. Если вы отказываетесь простить, то не удивляйтесь, если депрессия станет вашей близкой подружкой. В Послании к Римлянам Павел сказал: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь». Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (12:19-21). Исправлять несправедливости, неправоту и обиды — дело Бога, и Он предупреждает: «Не лезьте в МОИ дела!» Но Он приглашает вас стать Его соработниками — прощать, как прощает Он, и любить, как любит Он. «Но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Ефесянам 4:32). От вас не требуется быть борцом за справедливость и всеобщее равенство. Прощайте и любите — это главное. Когда вы перестанете гневаться и обостренно воспринимать несправедливость, вас больше не будет мучить жалость к самому себе, ваше угнетенное состояние постепенно сойдет на нет. Лютер и Симандз Вы удивитесь, узнав, что Мартин Лютер очень много писал о депрессии. Из-за несчастного детства, деспотично сурового религиозного воспитания Мартин Лютер вел постоянную борьбу с самим собой. У него была заниженная самооценка, его мучали депрессии. И он дает нам с вами много полезнейших советов. Вот некоторые из них, наиболее полезные, по моему мнению. 1. Избегайте одиночества. Когда у вас подавленное настроение, вам не хочется быть на людях, хочется побыть одному. Но быть одному — значит находиться в изоляции, а находиться в изоляции — значит замкнуться в себе. Заставляйте себя быть среди людей. Это очень важно. Усилием воли вы можете прогнать депрессивное состояние. 2. Ищите помощи других людей. В периоды депрессии ваше восприятие мира меняется. Небольшой пригорок превращается в огромную гору. Но с помощью настоящих друзей можно увидеть его реальную высоту. Невозможно вытащить себя из состояния депрессии, как невозможно вытащить себя за волосы из трясины, если только вы не барон Мюнхгаузен. А потому старайтесь быть с людьми, которые приносят вам радость. Здесь ваш выбор тоже является определяющим. 3. Пойте! Слушайте музыку. Для царя Саула это было единственным выходом из угнетенного состояния. Гармония и красота музыки Давида поднимала дух царя Саула (см. 1 Царств 16:14-23). 4. Хвалите и благодарите. Святые всех столетий солидарны с этим советом. Благодарение стало выходом и для Бренгля. Когда он не чувствовал Божьего присутствия или не мог по-настоящему молиться, он начинал благодарить Бога за листочек на дереве или за великолепное оперение птички. За простые, будничные вещи. Павел учил Тимофея главному: помнить и благодарить (см. 2 Тимофею 1). Он не говорил фессалоникийцам: «За все испытывайте чувство благодарности», а говорил: «За все благодарите» (1 Фессалоникийцам 5:18). 5. Всем сердцем полагайтесь на силу Слова Божьего. Бог может использовать любое место Писания, чтобы оказать вам помощь в периоды депрессий. Но на протяжении веков верующие признавали целительную силу псалмов, потому что псалмопевец на собственном опыте был знаком со всеми нюансами депрессивных чувств. Из 150 псалмов 50 соответствуют вашему состоянию. Я обычно привожу такой перечень: 6, 11, 16, 21, 23, 25, 29, 30, 32, 35, 36, 37, 38, 40, 41, 44, 49, 53, 55, 60, 61, 67, 69, 71, 75, 82, 84, 88, 89, 92, 93, 101, 102, 105, 108, 113, 116, 119, 121, 122, 128, 136, 137, 139, 140, 141,144, 145, 146 и 147. Самое полезное — читать их вслух. При этом псалмопевец как бы становится нашим современником, описывая свои и ваши чувства — обиду, отчаяние, грусть, а также говорит о вере и надежде на Бога. 6. Отбросив сомнения, уповайте на Бога. Псалмопевец не единожды повторяет — есть секрет спасения от депрессии. Он ободряет самого себя: «Уповай на Бога; ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего» (Псалом 42:5). Он называет Бога своим — значит, Бог лично присутствует в его жизни. Так же делает Иисус, утешая учеников, приунывших накануне Его ухода. «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек... Не оставлю вас сиротами; приду к вам. Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить» (Иоанна 14:16, 18-19). Я как-то читал воспоминания человека, пережившего операцию на открытом сердце. Он писал:
«За день до операции ко мне в палату вошла симпатичная медсестра. Она взяла мою руку и велела мне зафиксировать внимание на ее прикосновении и пожатии. Как здорово придумано! — Итак, — сказала она, — завтра во время операции ваше сердце остановится, а жизнедеятельность будут поддерживать специальные аппараты. После окончания операции ваше сердце снова застучит, вы проснетесь в отделении реанимации. Но в течение шести часов вы будете полностью неподвижны. Вы не сможете ни двигаться, ни говорить, ни даже открывать глаза, но будете в полном сознании, сможете чувствовать все, что происходит вокруг вас. Все эти шесть часов я стану держать вашу руку, как держу сейчас. Я буду находиться с вами до тех пор, пока вы окончательно не придете в себя. Несмотря на полную беспомощность, знайте: я вас не оставлю, вы будете чувствовать мою руку. Все было именно так, как сказала медсестра. Я проснулся и не мог двигаться. Но я постоянно чувствовал на своей руке руку сестры. Это так помогло мне!»
Когда Иисус пообещал, что пришлет Святого Духа, то назвал Его Утешителем, т. е. «Тем, Кто призван быть рядом». Пусть это слово врежется в вашу память, станет частью вас самих, и в моменты тяжелейшей депрессии вы будете знать: как бы вы ни чувствовали себя, Он всегда с вами. Иисус знал, что Его ученики хотят понять суть Его слов:
«Иисус, уразумев, что хотят спросить Его, сказал им: о том ли спрашиваете вы один другого, что Я сказал: «вскоре не увидите Меня, и опять вскоре увидите Меня»? Истинно, истинно говорю вам: вы восплачете и возрыдаете, а мир возрадуется; вы печальны будете, но печаль ваша в радость будет... Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас. И в тот день вы не спросите Меня ни о чем. Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанна 16:19-20, 22-23).
«Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Также и Дух подкрепляет (нас) в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Римлянам 8:22-23, 26-28).
12 Исцеленные помощники Вот мы и подошли к самому важному этапу процесса исцеления, ибо он являет Божью целительную силу во всем ее торжестве: Бог способен брать на Себя человеческую боль, оборачивать ее нам во благо и Себе во славу. Мы упоминали о различных видах благодати. Давайте подробнее остановимся на той, которую я называю перерабатывающей благодатью. Я как-то побывал в одном городе, где действовал крупный завод по переработке отходов: из них делали энергетическое сырье. Точно так же Божья преобразующая благодать превращает наши немощи, эмоциональные расстройства и весь накопившийся за жизнь мусор из разрушительных проклятий в средство духовного роста и инструмент для служения Богу. Ярче всего об этом сказано в Римлянам 8:18-28, Этот отрывок, безусловно, имеет более широкое толкование, но на его примере я хочу показать, как из людей, испытывающих боль, Бог творит Себе исцеленных помощников. Павел начал с признания того факта, что мы живем в падшем, несовершенном, полном страданий мире. Кто-то возразит: «Я устал от того, что вы, проповедники, без конца муссируете эту тему. Почему в этом мире должно быть так много боли и страданий?» Ключевые слова здесь — «в этом мире», и именно на них делает упор Павел. Мы страдаем, потому что живем в «этом мире», а не каком-то выдуманном, который был бы нам приятен. Наш мир — не утопия, о которой мы мечтаем и в которой хотели бы жить. Мы живем в мире, претерпевшем грехопадение, живем «по другую сторону Эдема», на лишенной рая земле, куда грех проник из-за выбора детей Божьих. В этом мире зло испортило первоначальный совершенный Божий замысел, исказило, обезобразило, изуродовало и исковеркало его. В этом мире вместо Божьей абсолютной и безусловной воли нам часто — точнее, всегда — приходится довольствоваться Его разрешительной и условной волей. Павел говорил так: «Смотрите правде в глаза! Вы не можете повернуть историю вспять, перечеркнуть грехопадение; вы не можете жить в выдуманном мире». Он сказал, что все на этой земле, все тварное — от неодушевленной материи до человека — имеет изъяны. Мир страдает, ожидая нового рождения, окончательного искупления природы и человека, при котором мы станем новыми людьми с новыми телами и разумом, и все встанет на свои места. Павел не говорит, что Богу нужны наши грехи и наши немощи, наши промахи и наши ошибки, чтобы исполнился Его план и осуществилась Его воля. Но в падшем мире есть только грешный материал, и, только используя его, Бог может исполнить предопределенное Им благо. Мы живем в мире, где действует разрешительная Божья воля. Если бы мы могли оценить размер всего ущерба и всего вреда, нанесенного человечеству, мы бы обнаружили, что в конечном счете это результат чьего-то греха, скорее всего, совершенного столетиями раньше. Если бы мы могли отследить начало всякой душевной боли, то увидели бы: наши немощи и эмоциональные расстройства передаются нам с несовершенными генами от несовершенных родителей. Наши беды — результат несовершенства мира. Очень часто обратившийся ко мне человек рассказывает ужасную историю об обидах, а потом добавляет: «Но мне стало легче, когда я познакомился с его (или ее) родителями (или дедушками и бабушками, семьей). Я понял, что пережил мой обидчик и какую боль ему довелось испытать. Тогда я начал понимать его и даже испытывать к нему сострадание». Я всегда рад слышать такие слова, ибо знаю: сострадание приводит к пониманию, а понимание рождает любовь. Тот, кто рядом с тобой Павел применил это глубокое богословское учение на практике — в нашей жизни, в которой мы живем со всеми своими эмоциональными расстройствами и навязчивыми идеями. «Дух подкрепляет (нас) в немощах наших», в наших слабостях (Римлянам 8:26). Слава Богу! Он не покидает нас; мы не остаемся наедине со своими жалкими силенками, нам не приходится в одиночку противостоять всему этому беспорядку. Бог не обрек нас на неудачи. Нет! Наш раненый Целитель, наш Первосвященник, Иисус Христос «сострадает нам в немощах наших». Иисус, Сын Божий, уподобился нам, людям, став Сыном Человеческим. Он знает не только наши немощи, но и наши чувства. Он понимает боль отверженного, тревогу разлуки, ужас одиночества, мрак подавленности. Он знает, понимает и чувствует наши немощи, уродства и слабости. Он — Тот, Кто «изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши», Кто «на Себе понес наши грехи». Поскольку Христос — наш раненый Целитель, поскольку Он все прекрасно понимал, готовясь покинуть этот мир, Он обещал, что не оставит Своих друзей, а придет к ним в ипостаси Утешителя, Духа истины. Слово Утешитель — Параклит — состоит из приставки «пара» (в значении «рядом») и корня «калео» («призывать»). «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16-18). Давайте посмотрим, какое слово было употреблено в греческом тексте в значении «помогать». Оно имеет две приставки — «сун» (вместе) и «анти» (по другую сторону) — и корень «ламбано» (брать). Если все сложить вместе, получится глагол «сунантиламбано», который при дословном переводе прозвучит как «брать вместе по другую сторону». Странный глагол? Куда страннее! Бог говорит: «Я пошлю вам Утешителя, Который будет приходить, когда позовете, Который будет вместе с вами там — на другой стороне». Если продолжить лингвистические изыскания, то прояснится еще одно обстоятельство: глагол стоит в индикативе, активном наклонении, то есть Святой Дух самостоятельно выполняет действие. Более того, глагол стоит в настоящем времени, что говорит о привычном, повторяющемся действии. Он — всегда рядом! Утешитель делает Свое великое дело — утешает и защищает нас. Он всегда готов противостать уродующей нас немощи, нашему эмоциональному расстройству, нашей болезненной обидчивости. Он не оставит нас из-за того, что мы ущербны и несовершенны в своем поведении. Он — прямая противоположность тому карикатурному «богу», которого рисует воображение перфекциониста, богу, который постоянно нашептывает: «Ну давай! Напрягись еще чуть-чуть! Ты можешь это сделать лучше! Стань достойным, и я полюблю тебя!» Утешитель — это Бог, Который понимает и видит, что мы несем слишком тяжелое бремя, Который осознает, что нам самим его не вынести, Который встает рядом и принимает на Свои плечи наш груз и нашу боль, помогает нам все это вынести и дает нам возможность справляться с искалечившей нас немощью. Какая дивная картина! Чтобы лучше понять, о какой помощи Утешителя идет речь, надо обратиться к другому отрывку Нового Завета — от Луки 10:40. Мария сидела у ног Иисуса и слушала Слово Его. Марфа же хлопотала на кухне, где ей все приходилось делать одной. Постепенно в Марфе накопилось раздражение, она разозлилась. Наконец, подойдя к сидящим Иисусу и Марии, она сказала: «Господи! Или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне (сунантиламбано)». «Я не могу одна справиться! Пусть она выполнит свою долю работы!» Именно в такой помощи Святого Духа мы и нуждаемся: Он выполняет Свою долю работы. Итак, благая весть, которую несет Евангелие людям с эмоциональными расстройствами, такова: • Бог любит нас, но не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Его любви, чтобы стать хорошими. • Христос, наш Первосвященник, понес наши грехи и наши немощи не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Его любви и понимании, чтобы быть хорошими. • Дух Святой не оставляет нас, облегчает нашу жизнь и дает силу не потому, что мы хорошие, а потому, что мы нуждаемся в Нем, чтобы быть хорошими. Разве это не Благая весть?! Бог никогда не лишает нас благодати: Отец любит нас без всяких условий; Сын принял на Себя все наши грехи, Он — наш Первосвященник и раненый Целитель; Святой Дух помогает нам и ежедневно пребывает с нами. Как Святой Дух помогает нам справляться с немощами? «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас» (Римлянам 8:26). Только Дух Святой по-настоящему знает Божьи намерения. И только Дух Святой по-настоящему понимает нас. А раз Он понимает и нашу сущность, и сущность Бога, то знает, как увязать одно с другим. Святой Дух «ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Он ходатайствует за нас по воле Божьей. «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа» (стих 27). Если вы возьмете слово «сердца» и переведете его как «подсознательные мысли», то, думаю, поймете сказанное Павлом. Глубоко внутри нас — на величайшем складе человеческой памяти, где хранятся все наши обиды и боли, упрятанные слишком далеко, чтобы на них подействовала обычная молитва, — под действием Святого Духа начинается эмоциональное исцеление. Освежающий Галаадский бальзам очищает наши раны, приносит прощение, устраняет повреждения и лечит нас исцеляющей Божьей любовью. Утешитель оказывается не только рядом с нами, но и внутри нас. Но самое лучшее впереди! Мы часто цитируем Римлянам 8:28, вырывая этот стих из контекста. А ведь он описывает заключительный этап исцеления: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу». По изволению Бога обстоятельства начинают складываться в нашу пользу. Бог является движущей силой «содействующих к нашему благу» обстоятельств — в этом суть процесса исцеления. Он использует нашу внутреннюю боль во благо — в этом величайшее чудо. Без этого этапа исцеление нельзя считать полным, ибо полное исцеление — больше, чем смягчение болезненных воспоминаний, чем прощение и освобождение от вредоносных обид, даже больше, чем преобразование нашего сознания. Исцеление — чудо Божьей благодати: Он берет всю нашу жизнь и производит благо, превращая нашу раздражительность в душевную целостность, делает из нас людей, способных приносить пользу окружающим. Это вовсе не означает, что все мучения, через которые мы прошли, были преднамеренно внесены в нашу жизнь Богом. Бог — не Творец всех событий, а Владыка всех событий. Это означает, что с вами не случается ничего такого, что Бог не мог бы использовать и не использовал бы во благо, если вы отдадитесь в Его руки и не будете мешать Его работе. Бог не меняет реальной, фактической сущности творящегося в мире зла. Говоря иначе, зло не меняется; оно так и остается злом — трагичным, бессмысленным, часто несправедливым и абсурдным. Но Бог может изменить его роль в вашей жизни. Бог может вплести зло в ткань и смысл вашей жизни так, что оно будет находиться в зоне действия Его искупляющего, преобразующего жизнь Промысла. Бог — великий Алхимик, Который, если вы позволите Ему, превратит все вокруг в духовное золото. Он Мастер-Ткач, Который берет любое расстройство, любую обиду, любую калечащую вас немощь и вплетает в Свой узор, даже если нити спутаны злыми, невежественными и неумелыми руками! Когда вы во время молитвы общаетесь со Святым Духом, распахиваете душу для Его исцеляющей силы, тогда Бог не только преображает вас и «приводит в исправное состояние», не только «чинит» вашу судьбу, но еще и превращает ее в средство служения другим. Вы смотрите на свою жизнь и говорите: «Это промысел Божий, который в наших глазах представляется чудом». Бетти Бетти пришла ко мне на прием вместе с мужем. Я знал, что они глубоко верующие люди, готовые к христианскому служению, что их брак крепок. Однако в последнее время между ними начали возникать некоторые трения, и Бетти все чаще и чаще ощущала подавленность. Во время нашей первой встречи у нее ручьем текли слезы, и это немало удивляло ее саму. Она считала, что научилась держать себя в руках много лет назад, но теперь слезы безудержно лились сами собой, приводя ее в замешательство. В следующий приход Бетти начала мне рассказывать свою историю. Ее родители поженились вынужденно: мама уже была беременна ею. Их брак оказался безрадостным, и Бетти чувствовала себя нежеланным ребенком. (Позвольте мне по ходу добавить: если в вашей жизни случилось то же самое, надо примириться с этим.) Бетти было три с половиной года, когда ее мама вновь забеременела. Вскоре выяснилось, что примерно в это же время от отца Бетти забеременела еще одна женщина. Это стало причиной серьезного конфликта, а потом и развода родителей. Память Бетти отчетливо хранила воспоминания о том времени. Она великолепно помнила день, когда хлопнула дверь и отец ушел навсегда. Она лежала в своей детской кроватке в комнате и слышала отвратительный скандал и уход отца. У нее внутри возник ноющий тяжелый комок боли. Когда мы в момент молитвы за исцеление ее памяти заново переживали те события, Господь перенес нас в ту детскую кроватку. Иисус может перенести вас в прошлое, потому что для Него существует только настоящее. Он сказал: «Прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанна 8:58). Все наши воспоминания постоянно пребывают с Тем, Кто является Владыкой времени. В момент исцеления Бетти издала мучительный душераздирающий крик, живший в ней многие годы. Я спросил у нее: «Бетти, если бы ты могла сказать что-то своему отцу в тот момент, — что бы ты сказала?» Внезапно Дух Святой высветил в ее памяти именно то, что она чувствовала тогда, в момент безысходного отчаяния. И она заплакала, но не так, как рыдает молодая девушка, а так, как всхлипывает трехлетний малыш: «Папочка, пожалуйста, не оставляй меня!» Весь ужас и вся боль того момента вышли наружу «с воздыханиями неизреченными». Позже, когда мы вместе молились, мне пришло в голову: если бы мы могли перевести раздавшийся с креста вопль отчаяния Христа («Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?») на язык ребенка, то у нас как раз и получились бы слова Бетти: «Папочка, пожалуйста, не оставляй меня!» Внезапно меня осенило: Иисус висел на кресте, а потому Он понимает вопли миллионов маленьких детей: «Папочка (или мамочка), пожалуйста, не оставляй меня!» Но их оставляют. А раненый Целитель понимает их жалобы и сострадает детям. Так началось глубокое исцеление Бетти. Однако я хотел, чтобы она ощутила всю полноту, обещанную в Римлянам 8:28. Я хотел, чтобы она постигла смысл собственной жизни. Где был Бог, когда ее жизнь только началась? Сумела ли она примириться с обстоятельствами своего рождения? Она сказала, что нет. Тогда мне пришлось дать ей странное задание, которое я давал всего несколько раз за все годы моего служения. Я сказал: «Бетти, даю тебе домашнее задание. Я хочу, чтобы ты приступила к нему после глубоких раздумий и молитв. Важно, чтобы ты представила себе момент своего зачатия; тот конкретный миг, когда живая клетка твоего отца проникла в живую клетку твоей матери и возникла ты. Именно в этот момент ты появилась в истории человечества. Задумайся об этом и ответь на вопрос: «Где в этот момент был Бог?» Бетти отнеслась к заданию серьезно. Неделю спустя она рассказала мне следующее: «Вы знаете, первые два-три дня я действительно считала это каким-то безумием. Единственное, о чем я могла тогда думать, был стих из Писания, который не выходил у меня из головы: «Вот, я в беззаконии зачат». Но на третий день, когда я с неохотой снова стала размышлять об этом, я расплакалась. Слезы были не такими, как всегда. Молитва поднялась откуда-то из самых глубин моей души, и я записала ее». Она протянула мне запись, а я, с ее разрешения, привожу ее здесь: «О Боже, мое сердце начинает учащенно биться при мысли о том, что Ты, мой любящий Отец, никогда не оставлял меня. Ты был там, где я была зачата в порыве земной страсти. Уже тогда Ты смотрел на меня с Отцовской любовью. Ты думал обо мне, когда я была во чреве матери, Ты строил Свои божественные планы по поводу меня, Ты лепил мой образ. Зная о моей предстоящей боли, Ты дал мне характер, способный выносить боль, пока, согласно Твоему замыслу, не пришло время исцеления. Ты был рядом в момент моего рождения, нежно смотрел на меня, заняв пустующее место моего отца. Ты был рядом, когда я плакала слезами ребенка, брошенного собственным отцом. Ты носил меня наруках, нежно укачивал, окружая Своей трепетной любовью. Почему же я не ведала о Твоем присутствии? Ребенком я была слепа и не видела всю глубину и широту Твоей любви. Боже, мой дорогой, обожаемый Отец, мое сердце окаменело, но свет Твоей любви заставил его оттаять. Я снова способна чувствовать. Ты стал творить во мне чудо исцеления. Я верю в Тебя и прославляю Тебя. Твои благость и милость всегда были со мной. Твоя любовь никогда не покидала меня. И вот глаза моей души открылись. Я увидела Тебя Тем, Кем Ты в действительности являешься, — моим истинным Отцом. Я познала Твою любовь и теперь готова простить. Пожалуйста, доведи процесс исцеления до конца».
Завершающий этап исцеления Бетти начался, когда Бог унес все болезненные ощущения, о которых рассказала Ему Бетти, и исцелил ее Своей нескончаемой и могучей любовью. А потом Бог сделал Бетти Споим исцеленным помощником. Одним воскресным утром во время проповеди я, с разрешения Бетти, рассказал ее историю прихожанам. Я опустил детали, по которым можно было догадаться, что речь идет о ней, так как Бетти присутствовала в церкви. После проповеди я пригласил подойти ко мне иесх желающих поучаствовать в молитве об эмоциональном исцелении. Подошло много народа. Бетти сидела рядом с девушкой, которая разрыдалась, когда я пригласил людей на молитву, но так и не подошла ко мне. Бетти придвинулась к ней ближе, обняла ее и спросила, не нужно ли за нее помолиться. Девушка не знала, что ответить: она считала, что ее проблемы слишком серьезны и Бетти не сможет понять их до конца. А в душе Бетти в этот момент происходила настоящая борьба: Бетти чувствовала, чего от нее хочет Бог, но ей казалось, что Он требует слишком многого! И вот — Бетти решилась! Она наклонилась и прошептала на ухо девушке: — Не удивляйтесь: я разрешила доктору Симандзу рассказать свою историю. Я — та самая Бетти! Девушка посмотрела на нее с недоверием. — Да, — повторила Бетти. — Я — Бетти, и думаю, что смогу помочь вам. Они провели вместе немало времени, изливая друг другу душу и молясь. Это стало началом исцеления новой подруги Бетти. Когда Бетти рассказывала мне свою историю, она сияла. Она стала исцеленным помощником! Бог превратил ее боль в душевное и духовное здоровье, дал ей способность помочь ближнему! Те, с кем ты рядом Многие христиане считают, что для служения окружающим нужно использовать сильные стороны своей личности. Они думают, что только силачам и победителям дано прославлять Бога. Но Павел утверждает, что существует лишь два способа прославить Бога. Первый — крест Христа (см. Галатам 6:14). Крест — величайший символ слабости, верх несправедливости, но именно его Бог обратил во спасение всего мира. Второй способ — наши немощи и слабости (см. 2 Коринфянам 12:9-10). Почему? Потому что Божья сила становится совершенной в нашей слабости. Как верующие люди, мы призваны быть исцеленными помощниками, приводимыми в действие не силой, а слабостью. В моем кабинете люди часто рассказывают мне о своих проблемах и трудностях. И меня постоянно подстерегает великое искушение: хочется произвести на них хорошее впечатление, выступить в роли мудрого советчика, выглядеть сильным, дать полезный совет. Но Святой Дух шепчет мне: «Дэвид, отдай этому человеку всего себя. Это не «клиент» и не «случай из практики» (ненавижу этот термин!); это человек, испытывающий боль. Поделись с ним своими немощами, своими эмоциональными расстройствами, своей внутренней борьбой. Расскажи ему, как Святой Дух помог тебе в твоей слабости». Подчас в глубине души я сопротивляюсь этому и вступаю в спор со Святым Духом: «Но, Господь, я не могу этого сделать, ведь он пришел ко мне как к священнику. Он уважает меня, считает меня сильным, мудрым и имеющим ответы на все вопросы». Но потом я поддаюсь Его мягкому давлению и следую Его советам. И каждый раз, когда я это делаю, сбывается обетование из 2 Коринфянам 12:9-10, ибо Бог использует Свою силу, которая неизменно совершается в моей слабости. Снова и снова я становлюсь частью этого глубинного исцеления, в ходе которого Бог превращает расстройства, боли и немощи в благо во славу Свою. То, что я пережил в своей жизни, происходит в жизни других людей. Я тому свидетель, и я уверен: так будет и в вашей жизни!
|
Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 125; Нарушение авторского права страницы