Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Медитация устранения загрязнений ума.




Медитационное противоядие от искажений ума имеет два относительных уровня – грубый и тонкий. Оба фокусируются на мирах желания, форм и бесформенности – последнее включает бессознательное. Они распределяются в порядке убывания грубости – с желанием на грубом конце спектра и бессознательным на тонком конце. Медитацию на четырёх благородных истинах надо расширить, чтобы дополнить её шестнадцатью подразделениями58. Четыре благородные истины – это правда о страдании, его причине, его устранении и пути. Понимание первых двух благородных истин ослабляет корни ментального загрязнения, в то время как понимание последних двух удаляет его. Хотя предшествующие медитативные визуализации являются общими для медитаций успокоения и постижения, большинство [учителей] включают их в главу об успокоении, кое, как они считают, существенно для устойчивости ума. Но как бы то ни было, в медитации успокоения сперва фокусируют ум на [выбранном] объекте, и затем, таким образом сформированный ментальный образ, удерживается без различения и изучения.


Разные медитации для различных требований.


Шравакабхуми, цитируя Намдрю Шюпе До сообщает:
Если монаха-йогина, созерцающего внутреннюю природу, одолевает вожделение, ему надо сфокусировать свой ум на уродстве [тела]. Если его одолевает ненависть, ему следует фиксировать свой ум на сострадании. Если его одолевает запутанность, ему надлежит исследовать закон взаимозависимой активации, как он соотносится с его запутанностью. Если он подвержен тщеславию, ему следует изучить дифференциацию на области элементов [психофизических агрегатов].
[Снова, Шравакабхуми сообщает:]
Если он теряет способность различения, ему, взамен, надо фокусироваться на выдыхании и вдыхании воздуха, и потом концентрироваться на приятном предмете созерцания.
Что касается применения различных искусных визуализаций для разных людей, Нимдрю Шюпе Дхо говорит: Если монах-йогин запутан относительно особенностей всевозможных ментальных событий, относительно себя, чувствующих существ, жизни, рождения, средств к существованию и субстанциональности личности, ему следует сосредоточить свои исследования на [пяти] психофизических агрегатах. Если запутан относительно их причин, ему надо изучить [взаимодействие восемнадцати] элементов. Если он запутан относительно их условий, ему надо изучить [двенадцать] динамических чувственных образований59. Если запутан относительно непостоянства, страдания и несамостоятельности, ему надо исследовать взаимозависимое происхождение, что оно всегда даёт соответствующие и никогда не несоответствующие результаты.
Касаясь созерцания и устранения ментальных загрязнений применительно к потребностям разных людей, Нимдрю Шюпе Дхо сообщает:
Если монах-медитатор хочет быть свободным от страсти плана желания, ему следует анализировать как грубое созерцание плана желания так и тонкое созерцание плана формы. Если он хочет быть свободным от страсти плана формы, ему следует изучить грубое созерцание плана формы и тонкое созерцание бесформенного плана. Если он желает освободиться от всех субъективных восприятий преходящих психофизических агрегатов, ему надлежит исследовать реальности страдания, их причины, устранение и средства.
Человек, одинаково склонный к [разным] эмоциям, или который не столь уж страстен, может выбрать любую одну из этих медитаций упомянутых ранее; так говорится в Шравакабхуми:
Человек, коего одинаково одолевают [разные] эмоции, должен попытаться стабилизировать свой ум при помощи того, что доставляет ему удовольствие [спокойное созерцание], нежели посредством анализа. Менее страстным людям надо поступать подобным же образом.


Визуализация на начальных стадиях практики [успокоения].


Который – из всех этих упомянутых образов – следует визуализировать сперва? Как бы ни был хорошо знаком человек с визуализацией выбранного им образа, для тех, кто склонен к беспорядочному мышлению, важно медитировать на дыхании. Чтобы стабилизировать ум, за основание сперва надо взять единичный объект. Бодхипатхапрадипа комментирует:
Установи ум подобающим образом на каком-либо одном выбранном объекте визуализации.
Благородный Арьясура60 сообщает:
Стремись добиться устойчивости ума, концентрируясь на одном воспринимаемом ментальном образе, воздерживайся от сосредоточения на разных ментальных образах, дабы они не возмутили ум.
Для начальной медитации на успокоение не рекомендуется никаких особенных объектов [визуализации]. Мастер Бодхибхадра61 говорил:
Существует два вида успокоения: один – достигаемый за счёт концентрации направленной внутрь и другой – наружу. К первому относится визуализация тела и вещей связанных с ним. Эта визуализация включает в себя восприятие тела или в форме медитационного божества или в какой-либо отталкивающей форме, вроде скелета, или же визуализацию его в виде священных предметов, таких как кхатванга62. Существует пять видов визуализаций вещей связанных с телом. Они состоят из методов сосредоточения ума:

1 На дыхании.
2 На крошечном воображаемом символе63.
3 На мысленно спроектированной сфере.
4 На спектре света.
5 На радости и блаженстве.


Что касается внешней визуализации, она бывает обычного и специального типов. В последнем случае – это священный образ или слог.
Существуют возражения против использования концентрации на камне, куске дерева или сфере света. Вместе с тем, в большинстве текстов по медитации рекомендуется устанавливать ум на форме Татхагаты. Такой объект – наилучший, потому что благодаря подобного рода медитации можно достичь великих целей, например, возрастания благополучия, накопления заслуг и удаления осквернений. Самадхираджа-сутра говорит:
Совершенной красоты – Вселенский Защитник [Будда], его священная форма золотая. Бодхисаттва, фокусирующийся на этом образе, как сказано, достигнет спокойного равновесия.
Третий трактат Бхаванакрамы поясняет:
Йогин должен сперва попытаться реализовать успокоение фиксируя свой ум на священной форме Татхагаты, в точности такой, какой он её видел или слышал о ней.
Если достигают внутренней устойчивости и жёсткой концентрации зафиксировав ум на ментальном образе объекта, то можно направить ум на любую из изложенных прежде визуализаций. Первый трактат Бхаванакрамы сообщает:
Когда достигают устойчивости ума, фокусируются всесторонне охватывая на [психофизических] компонентах, составляющих их элементах, и так далее.



Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.01 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь