Достижение восприятия после погружения.
Когда медитатор воспринимает реальности в состоянии после погружения – фаза отличная от спокойного погружения – ему надо поддерживать ранее приобретённую в состоянии спокойного погружения яркость или силу внимательности. Поддерживая осознавание того, что все явления в действительности лишены врождённой сущности, воспринимающий видит так каждый аспект, стоит тому появиться. Это состояние описывается как восприятие после погружения и аналогично эфемерной иллюзии. Праджняпарамита-самучаягатха разъясняет:
Понимая, что пять агрегатов подобны волшебной иллюзии, и не сталкивая агрегаты с их иллюзорной природой, освобождаясь от различных дуальностей и устанавливая [ум] в успокоенное состояние, медитатор действительно практикует запредельную мудрость.
Самадхираджа делает похожее замечание:
Подобно миражу, городу-фантому, волшебству и сновидению медитация воспринимаемой реальности лишена истинной сущности. Узнавай все феномены таким же образом.
Относительно аналогии "волшебства", сказано, что медитатор – во время сознавания после погружения – представляет себе все восприятия, как нереальные и иллюзорные. Сосредоточение делается на понимании тождества видимости [реальности] с аналогией "иллюзии". Отсюда обозначение концептуализируемой иллюзии. Хотя иногда и воспринимают иллюзию таким образом, это не совсем точно соответствует термину "медитация по аналогии с волшебством". Каков же тогда иной способ заниматься восприятием после погружения? Необходимо поступать точно так же, как волшебник действует со своим колдовством, воспринимая его как нереальное и вместе с тем оставаясь свободным от прилипания. Хотя зрители и воспринимают видимость волшебной формы такой же, как и он, но в отличии от мага, они считают её чем-то действительным. Подобным образом, тогда как обычных людей одолевает жёсткое прилипание к субъект-объектным феноменам, как будто они – истинная реальность, йогин пребывает в осознавании, что все видения суть явления, лишённые действительной природы или сущности. Подобно тому, как маг воспринимает вызванные колдовством образы, так и йогин беспрепятственно воспринимает лишь видимость относительных феноменов. Это он делает с осознаванием, что в пределе все реальности лишены истинной природы. Такое видение реальности, как сказано, соответствует смыслу аналогии волшебства. Самадхираджа даёт комментарии о восприятии иллюзии:
Маги вызывают колдовством разные формы лошадей, слонов и колесниц. Хотя те и кажутся как таковые, у них нет реальности. Пойми, что все феномены такие же.
Медитатор, который осознал изначальную чистоту ума, объединяет равновесие погружения, кое неизменно установлено в глубине внутренней реальности, с иллюзорным восприятием после погружения. Он тем самым достигает двукратного просветления – устранения прилипания ко всем дуальностям, и вместе с тем восприятия всех феноменов, как манифестаций внутренней реальности. Праджняпарамита-самучаягатха сообщает:
Он не обдумывает будучи в или вне спокойного погружения, потому что он в совершенстве осознал истинную природу феноменов.
Таким образом, коль скоро медитатор поддерживает реализованное видение высшего понимания, ему надлежит знать, как сохранять его с не отвлекаемым вниманием, оберегать его от тупости или чувственного побуждения с помощью готовности, и усиливать концентрацию беспрепятственного видения реальности. Ему надо также добиться совершенной невозмутимости, коя защищает ум от чувственных отклонений, и следует знать, как эти созерцательные состояния можно достичь при помощи четырёх ментальных сил, таких как внутреннее усилие и т.д. Эти наставления содержатся в Шравакабхуми. Ему полагается знать их применения как для успокоения, так и для постижения. На этом комментарий по медитационной стадии постижения завершается.
ГЛАВА ЧЕТВЁРТАЯ:
Стадии успокоения и постижения.