Архитектура Аудит Военная наука Иностранные языки Медицина Металлургия Метрология
Образование Политология Производство Психология Стандартизация Технологии


Метод объединения успокоения и постижения.




Могут поинтересоваться относительно средств соединения успокоения и постижения. Существуют методы объединения успокоения и постижения на каждой стадии медитации, предшествующих девятой. Что касается союза окончательного успокоения и постижения на девятой стадии: то, после того как за счёт устранения тупости и чувственного побуждения достигнуто совершенное спокойное погружение, стараются прийти к постижению, дифференцирующему всевозможные аспекты реальности. И тогда естественным образом вовлекаются в состояние постижения, где больше нет надобности в напряжении, ибо достигнуто состояние, не требующее усилий, что является признаком девятой стадии. Это чистое и совершенное постижение сливается с успокоенным умом достигая соединения, и тем самым успокоение и постижение становятся нераздельными. В Шравакабхуми спрашивается:
В какой момент успокоение и постижение смешиваются, и по какой причине это называется путём соединения? Когда достигают девятой стадии созерцательного погружения, пройдя девять стадий успокоения, тогда стремятся к запредельной мудрости, коя дифференцирует всевозможные аспекты реальности, тем самым естественно и без напряжения втягиваются на путь различения аспектов реальности. Как и успокоение, на этом уровне постижение не требует усилий. Оно – совершенно и чисто, похоже на безмолвие и блаженство успокоения. На данной стадии успокоение и постижение смешиваются в созерцательном погружении. Отсюда обозначение "соединение успокоения и постижения."
Третий трактат Бхаванакрамы сообщает:
Когда ум естественно находится в спокойном погружении, свободный от тупости и чувственного побуждения, он ярко воспринимает свою истинную сущность. На этой стадии следует ослабить напряжение, поддерживая ровное состояние, и в этот момент осознаешь, что достиг союза успокоения и постижения.
Праджняпарамитоподеша говорит, что после этого, сосредоточиваются на образе различающей мысли. Когда испытывают [как успокоение так и постижение] в течение длительного созерцания, это называют соединённым путём успокоения и постижения [Тиб.: зунг-дрел]. Слог "зунг" относится как к успокоению так и к постижению, тогда как "дрел" означает их взаимоотношение. "Образ различающей мысли" означает постижение. Обычно считают, что отсутствие концепций – это ментальный образ в медитации успокоения, тогда как понятийность – ментальный образ в медитации постижения. На основании этого некоторые медитаторы даже думают, что в успокоении ничего не созерцают, тогда как в постижении только занимаются мыслями. Данное утверждение неправильно. Будь это так, существование медитации успокоения было бы невозможным ни на каких созданных образах, вроде визуализируемых форм. Почему? Потому что тогда бы пришлось принять то, что когда занимаешься медитацией успокоения с визуализируемой формой Будды, то, не визуализируешь этот образ и не анализируешь его. Потому как они заявляют, что в медитации успокоения ничего не созерцают и не анализируют, то исключается всякая возможность соединения успокоения с постижением, поскольку, как они утверждают, успокоение – вне концепций, а постижение – понятийное. Согласно такой позиции, совместимость между концептуальной и не концептуальной [медитацией] – невозможна. Будь это так, с точки зрения логики это было бы нелепым. Если они говорят, что образ просто видится воспринимающему уму, но не является различающим мышлением, эта видимость оказалась бы бессмысленной, если не была обозначена различающим мышлением. Что бы ни появлялось, так является потому, что каждый ментальный образ, включая визуализацию, как сказано, есть результат такого обозначения. Их утверждение, будто все постижения концептуальны – неверно, ведь Бхаванакрама упоминает постижение без ментальной активности46. А кроме того, не концептуальное осознавание – это реальность, воспринятая через постижение, являющееся совершенным постижением! К тому же их позиция отрицала бы возможность успокоения, наделённого различающей мудростью, так как они придерживаются мнения, что успокоение, сопровождаемое различающим мышлением, невозможно. Для них успокоение необходимо должно быть абсолютно не концептуальным. Вместе с тем данное утверждение противоречит тому, что в успокоение входят четыре вида ментальной активности. В соответствии с их точкой зрения, невозможно упражнять внимание и бдительность в медитации на успокоение, поскольку ум в успокоении не занимается ментальной деятельностью. Можно было бы спросить, согласно вышесказанному, зачем тогда предписывать ментальные образы успокоению и постижению? До сих пор о них говорились лишь общие слова. Тем не менее, даже в частных случаях, таких как визуализация форм медитационного божества, присутствуют два аспекта:
1 Успокоение, при котором ум ясно визуализирует такой священный образ.
2 Постижение, при котором ум анализирует присущую этому ментальному образу реальность.
Аналогично, успокоение – это состояние ментального сосредоточения на отдельном визуализируемом ментальном образе, без размышления о чём бы то ни было ещё. Постижение изучает природу такого успокоения, причём осознавая с определённостью не имеющую сущности реальность этого состояния и распознающего мышления. В результате, они оба [постижение и успокоение] сливаются нераздельно в одну сущностную реальность, располагающую двумя аспектами. Таково соединение успокоения и постижения!












Поделиться:



Последнее изменение этой страницы: 2019-06-09; Просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы


lektsia.com 2007 - 2024 год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! (0.012 с.)
Главная | Случайная страница | Обратная связь