Рассмотрение стадий успокоения и постижения.
Большая часть доктринальных трактатов, основанных на сутрах, говорят, что сперва следует добиваться успокоения, а после – постижения; как сказано в Сутраламкаре:
Овладение предыдущими принципами приводит к реализации последующих принципов. Первые – низшие и грубые, Последние – высшие и тонкие.
Вышеприведённая цитата имеет ввиду шесть принципов выхода-за-пределы40. Сказано, что каждый принцип может быть реализован через предыдущий, причём каждый предыдущий принцип – низший и грубый, тогда как последующий – высший и тонкий. Сукхриллекха комментирует:
Мудрость не возникает без концентрации.
Бодхичарьяватара сообщает:
Зная, что постижение происходит из успокоения и вычищает загрязнения ума, сперва надо обрести успокоение.
Подобного рода комментарии даны в Шравакабхуми, Бхаванакраме и Праджняпарамитоподеше. Те, кто руководствуется данным подходом, говоря о стадиях медитации, указывают на необходимость достижения успокоения как априори к получению постижения. Они обосновывают это тем, что нельзя достичь успокоения без совершенной лёгкости. Без достижения успокоения и совершенной лёгкости нельзя реализовать постижение и сопровождающую его совершенную лёгкость. Такой подход неверен, потому что можно испытывать как успокоение так и постижение не достигнув совершенной лёгкости. Почему это так? Бодхисаттвабхуми, Абхидхармасамуччая и Праджняпарамитоподеша сообщают, что девять стадий достижения успокоения, начиная со смягчения (quietening) ума, составляют стадию успокоения, тогда как четыре постижения, достигаемые в результате изучения аспектов реальности, составляют стадию постижения. Тяжело, начинающему на ранней стадии успокоения и постижения достичь совершенной лёгкости. Более того, они полагают, что возможен лишь высший, предельный вид успокоения и постижения, и совершенная лёгкость должна сопутствовать им обоим. Продолжением этой позиции явился бы вывод о существовании только одного высшего, предельного пути. Самадхинирмочана-сутра и Праджняпарамитоподеша сообщают:
Пусть так, но разве может быть, что медитации, не сопровождающиеся совершенной лёгкостью, не являются медитациями успокоения и постижения?
Предыдущее предназначалось быть критерием меры реализации предельного успокоения и постижения. Будь это не так, с точки зрения логики и слов Будды возникло бы множество внутренних противоречий и заблуждений. Утверждение о том, что следует медитировать над постижением основываясь на успокоении, предназначалось практикующим последовательного пути. В виду того, что есть такие, кои реализуют постижение ещё прежде того, как достигают успокоения, Абхидхармасамуччая говорит:
Некоторые добиваются постижения раньше успокоения, и благодаря постижению они обретают успокоение.
Са'ингоши говорит:
Некоторые практикующие в совершенстве понимают доктрину, рассматривающую страдания существования, и это, в конечном счёте, приводит на путь. Они не достигали ни стадий погружения и не определяли аспекты реальности с успокоенным умом, и всё же, у них проявляется высший ум благодаря трансцендентальной мудрости.
Это заявление бесспорно. Даже тантры и комментарии по трансформации и совершенствованию41 настаивают на том, чтобы визуализировать объект в течение первой части медитации и медитировать на бесформенности во время последней. Эти же медитации не похожи на те, в коих стремятся к постижению, сначала достигнув успокоения. Многие великие мастера побуждают медитировать раньше на постижении, добиваясь при этом успокоения отдельно.
Медитация на соединение успокоения и постижения.
Здесь два раздела:
1 Оправдание необходимости как успокоения, так и постижения.
2 Метод их объединения.